«Алкены: строение, изомерия, свойства, применение».
учебно-методический материал по химии (10 класс) на тему

Пронина Ирина Евгеньевна

Цель урока: создать условия для формирования знаний об алкенах как классе непредельных углеводородов, об особенностях строения, изомерии, химических свойствах, способах получения и применения.

 

Задачи урока:

Обучающие:  изучить алкены по плану:

-особенности строения, развиние представлений о кратной двойной связи между атомами углерода;

- изомерия и номенклатурау алкенов;

-  химические свойства алкенов (качественные реакции на П-связь, правило Марковникова, правило Зайцева)

 - основные способами получения в промышленности и лаборатории.

Развивающие: способствовать развитию логического мышления умений анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. 

Воспитывающие: продолжить формирование культуры умственного труда; коммуникационных навыков.

Тип урока: изучение нового материала.

Организационная форма: фронтальный опрос, беседа по проблемным вопросам,  рефлексия.

Средства обучения: таблицы, химическое оборудование и реактивы, проектор.

Программное обеспечение: компьютерная презентация к уроку.

Оборудование и реактивы для демонстрации: штатив ученический с лапкой, пробирка, пробка с газоотводной трубкой, этиловый спирт, концентрированная серная кислота, спички, спиртовка, пробирка с раствором йода (имитация бромной воды) и пробирка с раствором перманганата калия КМnО4.

Коллекции полимерных образцов полиэтилена с разной степенью полимеризации; портрет В.В.Марковникова.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_himii_10_klass.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок химии в 10 классе по теме:  

«Алкены: строение, изомерия, свойства, применение».

Учитель химии МБОУ УДСОШ №1 р.п. Усть-Донецкий Ростовской области Пронина ИЕ

Цель урока: создать условия для формирования знаний об алкенах как классе непредельных углеводородов, об особенностях строения, изомерии, химических свойствах, способах получения и применения.

Задачи урока:

Обучающие:  изучить алкены по плану:

-особенности строения, развиние представлений о кратной двойной связи между атомами углерода;

- изомерия и номенклатурау алкенов;

-  химические свойства алкенов (качественные реакции на П-связь, правило Марковникова, правило Зайцева)

 - основные способами получения в промышленности и лаборатории.

Развивающие: способствовать развитию логического мышления умений анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. 

Воспитывающие: продолжить формирование культуры умственного труда; коммуникационных навыков.

Тип урока: изучение нового материала.

Организационная форма: фронтальный опрос, беседа по проблемным вопросам,  рефлексия.

Средства обучения: таблицы, химическое оборудование и реактивы, проектор.

Программное обеспечение: компьютерная презентация к уроку.

Оборудование и реактивы для демонстрации: штатив ученический с лапкой, пробирка, пробка с газоотводной трубкой, этиловый спирт, концентрированная серная кислота, спички, спиртовка, пробирка с раствором йода (имитация бромной воды) и пробирка с раствором перманганата калия КМnО4.

Коллекции полимерных образцов полиэтилена с разной степенью полимеризации; портрет В.В.Марковникова.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

II. Целеполагание, определение темы урока.     Стадия вызова.    

1) Определить  лишнее вещество. Объясните свой выбор

А)   1) метан    2) бутен     3) циклопропан    4) бутан

Б)   1)    СН3 -  СН2 - СН2 – СН2 -  СН3          2)  СH3 -  CН - СH3

                                                                        CH3

 СН2=СН – СН2  – СН3                                      4)   СH3 -  CН - CН - СH3

                                                                    CH3     CH3

На основании выбранного лишнего учащиеся делают вывод о теме урока и формулируют цель урока, исходя из строения предполагают виды изомерии  характерны для алкенов,  прогнозируют свойства.

III.  Изучение нового материала. Стадия осмысления.

1.Распределение учащихся по группам (дифференцированный подход).

2.Индивидуальная работа в группах по изучению нового материала по тексту учебника.   (5 мин)

 № группы

Содержание работы

Группа № 1.

Изучить строение алкенов: выяснить тип гибридизации, геометрию молекулы, угол связи, длину двойной связи, схему образования двойной связи

Группа № 2.

Выяснить возможные виды изомерии алкенов. Построить структурные формулы изомеров для С4Н8

Группа № 3.

Изучить химические свойства: реакции присоединения, реакции окисления, качественные реакции на п-связь.

Группа № 4.

Рассмотреть способы получения алкенов: в лаборатории и промышленности

Группа № 5.

Выяснить применение алкенов.

3. Выступление в группах

(Демонстрация  презентации, комментарии, запись основных положений, уравнений реакций в тетрадях).

№ группы

Примерное содержание работ учащихся в группах.

Группа № 1.

Строение    

Молекула этена (этилена)

Наличие одной двойной связи. Понятие о сигма- и пи- связи, явление sp2- гибридизации, угол 120 градусов, плоское строение молекулы.

Группа № 2.

Виды изомерии

1.Изомерия углеродного скелета  

С4Н8       СН2 = СН - СН2 – СН3      и         СH2 = C - CH3

                                                                          CH3

2.Изомерия положения двойной связи  

С4Н8       СН2 = СН - СН2 – СН3         и     СН3 - СН =  СН – СН3  

                        бутен-1                                   бутен-2

3.Межклассовая изомерия (циклоалканы)      

С4Н8       СН2 = СН - СН2 – СН3            

Группа № 3.

Химические свойства   

1. Реакции присоединения:   

А) Гидрирование (присоединение водорода)

СН2=СН2 +Н2 → СН3-СН3 

       Б) Бромирование (присоединение брома).

            Качественная реакция на П-связь.

СН2=СН2 +Br2 → СН2Br - СН2Br

В) Гидратация (присоединение воды)   

Правило Марковникова: «При взаимодействии галогеноводородов (воды) с несимметричными алкенами ион водорода присоединяется к наиболее гидрированному атому углерода, а галогенид-ио(гидроксид-ион)  к наименее гидрированному атому углерода».

СН2 = СН – СН3 +H2O  → СН3 - СН2OH– СН3

Г) Гидрохлорирование (присоединение хлороводорода)

СН2 = СН – СН3 + НСl  → СН3 – СНСl – СН3

Д) Реакция полимеризации

(соединение множества одинаковых молекул)  

СН2=СН2 + СН2=СН2 + СН2=СН2 +…→ -СН2 - СН2 - СН2 - СН2 - СН2-СН2- …       Этилен                                                           полиэтилен

2.Реакции окисления  

А) Горение   С2Н4+3О2  → 2СО2 +2Н2О

Б) Окисление перманганатом калия. Качественная реакция на П-связь.

СН2=СН2   + Н-ОН+[О] → CH2 – CH2

                                               OH   OH

                                        Этиленгликоль (двухатомный спирт)

Группа № 4.

Получение.

В лаборатории.

1. Учащиеся собирают прибор и готовят пробирки с бромной водой (За, 3 6) и с раствором перманганата калия (4а, 46).

Рис. 2. Взаимодействие с бромной водой и перманганатом калия.

(1— смесь исходных веществ (этиловый спирт, серная кислота);               2 — этилен; 3а, 3 6 — пробирки с бромной водой; 4а, 46 — две пробирки с раствором перманганата калия; 5 — пемза или речной песок) (рис. 1)        

(Пробирка-реактор со смесью этилового спирта и концентрированной серной кислотой, с прокаленным речным песком заранее готовится лаборантом).

Учащиеся зажигают спиртовку, самостоятельно проводят химический эксперимент – получают этилен, проводят характерную реакцию на непредельные углеводороды, пропуская полученный газ этилен через бромную воду и перманганат калия.

Отмечают признаки реакции, сравнивают окраску растворов в пробирке 3 а и в контрольной пробирке 36.

CH3 – CH2 – OH   Н2SO4    CH2 = CH2 + H2O 

                                  этиловый спирт

(Дополнительная информация).

Правило Зайцева «При отщеплении галогеноводорода от вторичных и третичных галогеналканов атом водорода отщепляется от наименее гидрированного атома углерода»

  СН3 – СН2 – СНBr – CH3  + NaOH       спирт СН3 – СН = СН – CH3 + NaBr + H2O        

В промышленности.

Крекинг алканов  

            C8H18 → C4H10 + C4H8

            алкан      алкан    алкен

            C4H10 → C2H6 + C2H4

            алкан      алкан    алкен

Группа № 5.

Применение   

  1. Полиэтилен (демонстрация полиэтиленового пакета с надписями)
  2. Пластмассы
  3. Растворители
  4. Получение этилового спирта (антисептик, получение каучука)
  5. Получение ацетальдегида (органический синтез)
  6. Получение антифризов, тормозных жидкостей
  7. Получение горючего с высоким октановым числом
  8. Для ускорения созревания фруктов (особое свойство этилена).

IV. Закрепление.  Стадия размышления .

Учащимся предлагаются задания для отработки понятий: гомологи, изомерия, номенклатура.

Для получения оценки 3 и 4 необходимо выполнить все задания за исключением заданий выделенных курсивом.

Для получения оценки 5 необходимо выполнить все задания с учетом заданий выделенных курсивом.

1 вариант

2 вариант

Гомологи

Гомологи

1

Вещества, формулы которых

СН2=СН2       СН2=СН - СН2 –СН3     

А) веществами разных классов                 В) гомологами

Б) одним и тем же веществом                    Г) изомерами

1

Вещества, формулы которых

СН2=СН - СН3    СН2=СН - СН2 –СН3     

А) веществами разных классов                

В) гомологами

Б) одним и тем же веществом                    

Г) изомерами

Изомерия

Изомерия

2

 Изомером вещества, формула которого СН2=СН - СН2 –СН3   является:

 А) 2- метилбутен – 2              

 Б) бутен – 2                            

 В) бутан

 Г) бутин - 1

(составь структурную формулу выбранного изомера)

2

Изомером вещества, формула которого СН2=СН - СН2 –СН3    является:

А) 2- метилбутан                

Б) бутан                            

В) циклобутан

Г) бутин - 1

(составь структурную формулу выбранного  изомера)

Номенклатура

Номенклатура

3

Название вещества, формула которого

 СН3 – СН – СН = СН – СН3

           СН3                                                                                    

А) 2 – метилпентен-3                            

В)  2 – метилпентен-2                                  

Б) 2 – метилпентен-4                                

Г)  4 – метилпентен-2  

3

Название вещества, формула которого

СН3 – СН= С – СН2 – СН3

                      СН3                                                                                          

 А) 2 – метилпентен-3                              

В)  3 – метилпентен-2                                  

Б) 2 – метилпентен-4                              

 Г)  3 – метилпентен-3

Химические свойства. Реакция гидрогалогенирования.

Правило Марковникова

Химические свойства. Реакция гидрогалогенирования.

Правило Марковникова

4

Продуктом реакции пропена с бромоводородом является:

А) 1- бромпропан                      

Б) 1,2 – дибромпропан

В) 2 – бромпропан                    

Г) 1,2,3 – трибромпропан

(запиши реакцию о которой идет речь)

4

Продуктом реакции бутена-1 с хлороводородом является:

А) 2- хлорбутан                      

Б) 1,2 – дихлорбутан

В) 1– хлорбутан                    

Г) 1,2,3 – трихлорбутан

(запиши реакцию о которой идет речь)

Химические свойства. Реакция гидрирования, гидратации

Химические свойства. Реакция гидрирования, гидратации.

5

Реакции гидрирования соответствует схема

А)  …+Н2О  → С2Н5ОН                  

Б) …+Н2   → С3Н8

В)  …   →  С2Н4 + Н2                       

Г) …   →    С2Н4 + Н2О

(запиши выбранную реакцию, подобрав вместо многоточия нужную молекулярную формулу)

5

Реакции гидратации соответствует схема

А)  …+Н2О  → С2Н5ОН                  

Б) …+Н2   → С3Н8

В)  …   →  С2Н4 + Н2                       

 Г) …   →    С2Н4 + Н2О

(запиши выбранную реакцию, подобрав вместо многоточия нужную молекулярную формулу)

6

Вещество, для которого характерна реакция гидратации:

А) этилен                                  

В) бутан

Б)  2- метилпропан                          

Г) пропан

(запиши реакцию, о которой идет речь)

6

Вещество, для которого характерна реакция гидрирования:

А) 2- метилбутан            

В) пентан

Б) пропан                          

Г) пропилен

(запиши реакцию, о которой идет речь)

Взаимопроверка, взаимооценка заданий не выделенных курсивом проводится  учащимися.

1

2

3

4

5

6

В-1

В

Б

Г

В

Б

А

В-2

В

В

В

А

А

Г

Количество баллов

оценка

5-6

4

3-4

3

2-1

2

Задание, выделенное курсивом проверяется учителем.

 Итоговая оценка выставляется с учетом взаимооценки учащихся.

                                       

Составить дидактический синквейн.

Памятка о Синквейне.

(Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.

Первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме).

 Пример синквейна

1.Этилен

2.Непредельные, ненасыщенные

3.Горят, присоединяют, окисляют

4. Сырье для производства полиэтилена

5.Алкен.

V. Рефлексия  

1 Сегодня я узнал…

2.Было сложно...

3.Было интересно…

4.Я уверен, что...

5. Урок мне дал для жизни…

Домашнее задание.  

§-4, упр 4,7 письменно.

Дополнительное задание:

  1. Найти молекулярную формулу алкена, относительная плотность которого по кислороду равна 2,19. Составить изомеры и назвать.
  2. Осуществить превращения:

                С3Н8 →  С2Н4 →  С2Н5Br  →  C2H4 → C2H5OH → CO2

  1. Подготовить сообщение - презентацию о применении этилена и его гомологов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Алкины: состав, строение, изомерия, физические свойства, получение, применение"

Урок по теме непредельные УВ. содержит элементы ИКТ, игровой, здоровьесберегающей, поисково-проблемной технологий...

Презентация к уроку по теме "Алканы. Строение, свойства, получение, применение"

Презентация к данному уроку позволяет учителю четко и полно раскрыть основные понятия темы,  а также помогает учащимся закрепить полученные знания...

АЛКЕНЫ. СТРОЕНИЕ, ИЗОМЕРИЯ, НОМЕНКЛАТУРА

Данный урок является очередным  в системе уроков по теме «Углеводороды».  Он является уроком, на котором учащиеся знакомятся с одним из классов углеводородов – алкенами, рассматриваютс...

Презентация по теме: Алканы-строение, изомерия, номенклатура

Презентация к уроку химии 10 класс(базовый) по теме: "Алканы-строение, изомерия, номенклатура"....

Конспект урока : «Альдегиды. Строение молекул, функциональная группа. Номенклатура, изомерия. Свойства и применение альдегидов.»,10 КЛАСС

Конспект урока :      «Альдегиды. Строение молекул, функциональная группа.  Номенклатура, изомерия. Свойства и применение альдегидов.»,10 класс ,с использованием ИКТ...

Презентация к уроку «Альдегиды. Строение молекул, функциональная группа. Номенклатура, изомерия. Свойства и применение альдегидов.»,10 КЛАСС

Электронный вариант урока    «Альдегиды. Строение молекул, функциональная группа.  Номенклатура, изомерия. Свойства и применение альдегидов.»,10 КЛАСС...

Алкены.Номенклатура,строение,свойства, применение

изучить строение этилена; дать понятия о двойной углерод – углеродной связи, о  реакциях гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации, полимеризации, дегидратации; углуби...