АЛКЕНЫ. СТРОЕНИЕ, ИЗОМЕРИЯ, НОМЕНКЛАТУРА
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме

Рахматуллина Гулия Харисовна

 

Данный урок является очередным  в системе уроков по теме «Углеводороды».  Он является уроком, на котором учащиеся знакомятся с одним из классов углеводородов – алкенами, рассматриваются их особенности, связанные с наличием двойной связи, закрепляются умения в составлении структурных формул изомеров, отрабатываются навыки в составлении названий органических соединений по номенклатуре ИЮПАК.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет:   ХИМИЯ

Класс:    10 а

Урок по плану  № 30

Тема: «АЛКЕНЫ. СТРОЕНИЕ, ИЗОМЕРИЯ, НОМЕНКЛАТУРА  »

Учитель: Рахматуллина Гулия Харисовна.

Место урока в данной теме:

Данный урок является очередным  в системе уроков по теме «Углеводороды».  Он является уроком, на котором учащиеся знакомятся с одним из классов углеводородов – алкенами, рассматриваются их особенности, связанные с наличием двойной связи, закрепляются умения в составлении структурных формул изомеров, отрабатываются навыки в составлении названий органических соединений по номенклатуре ИЮПАК.

Цели урока:

1. Познавательные – знакомство учащихся с гомологическим рядом, особенностями      строения, изомерией и номенклатурой алкенов.

2. Развивающие – развивать полученные ранее первоначальные

представления об изомерии и умения давать названия соединениям

по номенклатуре ИЮПАК, развитие критического мышления, креативности, коммуникативных способностей.

3. Воспитательные – воспитывать желание учиться активно, с интересом

прививать сознательную дисциплинированность, чёткость и

организованность в работе.

4. Мотивационная – побудить интерес к изучению предмета.

Дидактические основания урока:

   методы обучения: эвристический (частично-поисковый);

тип урока: комбинированный;

  формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в  паре, группах.

Обоснование методов и форм:

Все вышеперечисленные методы, приемы и формы помогают активизировать внимание учащихся; повышают эффективность их труда;

создают обстановку сотрудничества, взаимопомощи, ответственности за качество своего труда, заинтересованность в результате своей работы;

оказывают влияние на формирование характера и поведение учащихся;

служат формированию таких качеств личности, как творческий подход к решению задач, четкость и организованность в труде, умение контролировать свою деятельность, оценивать ее.

Используемые структуры: РЕЛЛИ РОБИН,  КОНТИНИУС РАУНД РОБИН,  ЭЙ АР  ГАЙД,  ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ.

    Требования к знаниям, умениям и способам деятельности:

Знать: понятие  и состав алкенов, гомологический ряд, виды изомерии, номенклатуру.

Уметь: определять алкены,  называть, записывать гомологи и изомеры,

уметь рассуждать, обобщать, делать выводы.

   Оборудование:

информационные:          Габриелян О.С.  «Химия 10» – М.: Дрофа, 2010

методические: 1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя химии. 10 класс. – М.: «Блик и К», 2006.

 2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2003.

3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 10 класс: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2006.

 

шаростержневые модели,

тексты разноуровневой проверочной работы, по теме: «Алканы»;

карточки с разноуровневым домашним заданием к теме: «Алкены»

технические и программные средства: –  рабочие места ученика, оснащенные ПК, рабочее место учителя, проектор, среда Power Point.

Электронные варианты тестов подготовленных учителем по теме «Алканы», ученические разработки презентаций по теме «Алкены»

           План урока:

1.  Организационный момент (1- мин);

2.    Актуализация опорных знаний (5 мин); 

3. Проверочная работа (10 мин);

3.    Изучение  нового материала (15 мин); 

4.    Закрепление полученных знаний (10 мин.);

5.   Итог урока (2 мин). 

6. Домашнее задание.(2мин)

Содержателъно-деятельностный компонент (ход урока).

  1.  Организационный момент.

- Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга

( партнеры по плечу - улыбнитесь друг другу,

партнеры по лицу - поприветствуйте друг друга кулачками)

-Хай файв

II. Первую часть нашего урока мы посвятим проверке знаний и умений, которые вы получили при изучении предыдущей темы. Для начала я прошу Вас ответить на несколько вопросов.

Разминка:

Устно:

1. Какие органические вещества относят к углеводородам?

2. Как называют предельные углеводороды по международной номенклатуре?

   Следующие вопросы на слайде: вы должны обсудить в группах. Для этого проводим структуру  КОНТИНИУС РАУНД РОБИН ( обучающая структура в которой организовывается обсуждение вопроса в команде по очереди много раз по кругу, в зависимости от количества вопросов.) Начинают  говорить партнер №1 и т.д..                                                                                                                                          

3. Какие углеводороды называют алканами?

4.Дайте характеристику алканам по вопросам:

Какой тип гибридизации характерен для предельных углеводородов?

 Назовите валентный угол и длину связи С – С в молекулах алканов?

5. Какой тип изомерии характерен для алканов?

Работа у доски:

1. Составьте формулы алканов, имеющих в своём составе 6, 10, 23 атома углерода.

-Хай файв

III. Инструкция к выполнению проверочной работы:

- Хорошо! Молодцы! А теперь вы должны выполнить задания небольшой проверочной работы по теме «Алканы», за которую каждый из вас получит оценку. На столах перед вами лежат тексты этой работы на листах разных цветов. Все задания разделены на уровни А( синий - низкий), Б( фиолетовый- средний )и В(оранжевый- высокий). Уровень А(низкий уровень) предполагает выполнение тестовой работы на выбор одного ответа. Задания уровней Б (средний) и В (высокий уровень), причём самые сложные вопросы даны в уровне В.  Вы сейчас должны для себя решить, задания какого уровня вы будете выполнять. Не забудьте подписать свои листочки и указать № варианта.

 

Разноуровневая проверочная работа    по теме: «Алканы»

   Уровень А.  (низкий уровень).  Вариант 1.     

          Выберите правильный ответ:

Укажите формулу предельного углеводорода

а) C2Н6 ,  б) С3Н4  ,  в) С2Н2  ,   г) С6Н12 

2.  Дайте название алкана:

С Н3 – С Н – С Н – С Н3

             |          |

            С Н3    С Н3

а) 3-этилпентан, б) 2-метилпентан, в) 2,3-диметилбутан, г) гексан.

3.  Для алканов характерна изомерия:

а) положения кратной связи, б) углеродного скелета,

в) положения функциональной группы, г) геометрическая.

4.  Углеводороды с формулами С5Н12  и С6Н14  являются:

а) гомологами, б) изомерами, в) верного ответа нет, г) аналогами.

5.  Для алканов наиболее характерны реакции:

а) присоединения, б) замещения, в) полимеризации, г) окисления.

6.  С увеличением относительной молекулярной массы температура плавления  н-алканов:

а) увеличивается,  б) уменьшается, в) не изменяется, г) изменяется периодически.

7.  Какая из реакций алканов протекает при облучении светом исходных веществ ?

а) крекинг, б) дегидрирование , в) хлорирование , г) горение .

8.  Гидролизом карбида алюминия можно получить:

а) С Н4  , б) С2Н6 , в) С2Н4 , г) С2Н2 .

9.  В результате крекинга алкана получены пропен и пропан. Какой алкан

подвергся крекингу?

а) октан, б) гексан, в) гептан, г) нонан.

10. Укажите тип гибридизации атомов углерода в алканах:

а)  sp3  , б) sp2  , в) sp  , г) нет гибридных орбиталей.

     Разноуровневая проверочная работа    по теме: «Алканы»

Уровень Б.  (средний)    Вариант 1.

Соотнесите формулу алкана с его названием:

1) С Н3- С Н2- С Н2- С Н3     2) С Н3- С Н- С Н2- С Н – С Н3 

                                                             |                  |                                

                                                            СН3            СН3                         

    3) С Н3 –С Н- С Н3                           4) СН3  -СН - СН  -СН2 – СН3

                    |                                                        |         |

                   СН3                                                  СН3  С2Н5

а) 2- метилпропан,                  б) н-бутан,

 в) 2- метил-3-этилпентан,       г) 2,4- диметилпентан.

2.  Допишите уравнения реакций:

  а) СН4 + Сl2                 

 б) С3Н8 + О2 

3.  Составьте формулы 2-х изомеров  и 2 гомологов  вещества состава С6Н14  Назовите их.

Разноуровневая проверочная работа    по теме: «Алканы»

            Уровень Б.(средний)    Вариант 2.

1.  Соотнесите формулу алкана с его названием:

1) СН3 –СН2 –СН2 –СН2 –СН3    2) СН3 –СН2 –СН –СН3

                                                                             |

                                                                            СН3

3) СН3 –СН2 –СН –СН2 –СН3   4)  СН3 –СН -С Н -СН3

                        |                                           |       |

                       С2Н5                                  СН3   СН3

а) 2,3- диметилбутан,  б) 2- метилбутан,  в) 3- этилпентан,  г) н-пентан.        

2.   Допишите уравнения реакций:

а) С2Н6 + С l2        …   +  …

 б) С3Н8 + О2           …

3.  Составьте формулы 2-х изомеров  и  2 гомологов вещества состава С7Н16  . Назовите их.

     Разноуровневая проверочная работа    по теме: «Алканы»

Уровень В. (высокий)   Вариант 1.

1.Придумайте и запишите формулу углеводорода, содержащего четвертичный атом углерода. Назовите его.

2. Допишите левые части уравнений, укажите условия проведения реакций:

а) …             +  …                     С Н3- С Н- С Н3 + НСl    

                                                                |

                                                               Сl            

 б)      …                 С Н2 = С Н – С Н3 + Н2

                           

      3. Дана цепочка превращений: Аl4С3     Х      С2 Н2

      Вещество Х – это: а) метан, б) этан, в) пропан, г) н-бутан. Напишите уравнения            соответствующих реакций.                                          

 

       

Разноуровневая проверочная работа    по теме: «Алканы»

Уровень В. (высокий)    Вариант  2.

  1. Придумайте и запишите формулу углеводорода, содержащего два третичных атома углерода. Назовите его.

   2. Допишите левые части уравнений, укажите условия проведения реакций:

      а)  … + …                         4А1(ОН)3+ 3СН4           

   

   б)       …                                 СН3 –С Н –СН3

                                                                |

                                                               СН3

      3.   Дана цепочка превращений:

         СН3 - С Н2Вr        Х        СН3–С Н = С Н –СН3

    Вещество Х – это: а) метан,  б) этан,  в) н-бутан,  г) н-октан. Напишите уравнения соответствующих реакций

Во время выполнения работы прохожу по рядам, наблюдаю за ходом работы. Если кто-то закончил раньше, даю карточки с дополнительным заданием. Например:

Составьте структурные формулы двух изомеров и двух гомологов 2-метилбутана. Назовите все вещества.

Напишите уравнение реакции дегидрирования пропана. При каких условиях происходят реакции дегидрирования алканов?

Составьте возможные изомеры пентана. Назовите их. К какому типу изомерии они относятся?

Собираю работы; учащиеся садятся на места.

-Хай файв

IV. Изучение нового материала:

Основная часть.    

Мы с вами провели проверочную работу по теме: «Алканы», а теперь познакомимся с другой группой органических веществ. У меня на столе шаростержневые модели двух веществ. Сравните их между собой, найдите сходства и отличия.

 

                                   

Этот углеводород относится к непредельным углеводородам класса «Алкенов», изучению которого мы и посвящаем наш урок.

 На экране проектора высвечивается тема урока «Алкены. Строение, изомерия, номенклатура».

Поскольку этот углеводород содержит двойную С = С связь, он относится к непредельным углеводородам. Это значит, что они способны вступать в реакции присоединения. Превращаясь при этом в предельные (насыщенные) углеводороды или их производные.

 

Выполняем обучающую структуру ЭЙ АР  ГАЙД, в которой сравниваются знания  и точки зрения учеников по теме до и после  «упражнения-раздражителя» для организации активизации мышления( работа с учебником с. 85-87

                                         

                                     

            ЭЙ АР  ГАЙД

  1. Поработайте над этим заданием самостоятельно.
  2. В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением,

       «-», если вы не согласны с утверждением

Чтобы принять решение, учитывайте свои знания, убеждения, личный опыт

У вас есть 5 минут, чтобы пройтись по данным утверждениям

ДО

Утверждения

ПОСЛЕ

В молекулах алкенов   атомы углерода соединены между собой только  сигма- связями.

Углеводороды с общей формулой СnH2n  относятся  только к алкенам.

Связи  С=С короче одинарной и равна 0,132 нм

 

Пи связь  –  боковое перекрывание электронных облаков

Гомологом  2- метилбутена является    н- гептен

Алкенам характерны следующие виды изомерии:

-углеродной цепи

- положения двойной связи

- межклассовая ( с циклоалканами)

- геометрическая ( цис – транс )

Нумерация атомов главной цепи в алкенах начинается с того конца к которому ближе двойная связь

  1. Познакомьтесь с  текстом на стр 85-87 учебника.
  2. По завершению чтения, еще раз прочтите все утверждения

В столбике «ПОСЛЕ» поставьте ««+», если вы согласны с утверждением,

       «-», если вы не согласны с утверждением

Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». 

  1. Изменились ли ваши убеждения? Почему?
  2. Какие из этих утверждений являются самыми важными для вас? Почему?

V. Закрепление

Выполняем структуру  ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ.

Посмотрите на своего партнера по лицу! Запомните его!                        Встали, стульчики задвинули,  образуем 2 круга: четные номера - внешний круг; нечетные номера - внутренний,

Учащиеся внутреннего круга смотрят лицом к партнеру во внешнем круге; найдите своего партнера по лицу встаньте перед ним , формируя внутренний круг и сделайте «пять» в воздухе ладошками

-Я задаю вопрос и даю время подумать 5 секунд, затем партнеры из внешного круга отвечают своему парнеру. У вас 30 секунд. Теперь партнеры внутреннего круга отвечают, а внешний слушает.

-Сколько гибридных орбиталей участвует в образовании  двойной связи в алкенах?     (три  --  1s 2p )

Партнеры по лицу повернитесь налево (дотроньтесь правым плечом). Теперь громко отсчитаем 3 человека, передвигаясь  по кругу и дайте им «пять».

-Найдите, таким  образом, нового партнера, чтобы с ним поработать и ответить на следующий вопрос:

-Какой межклассовый углеводород изомерен  2-метилбутену-2.  (циклопентан)

Партнеры по лицу повернитесь налево (дотроньтесь правым плечом). Теперь громко отсчитаем 5 человека, передвигаясь  по кругу и дайте им «пять».  -Найдите, таким  образом, нового партнера, чтобы с ним поработать и ответить на следующий вопрос, который на слайде:

- Назовите правильно  по ИЮПАК следующий алкен:(вспомните правила номенклатуры алкенов)

CH3

 |

СН –СН2 –С =СН–СН3             (5-метил- 3- этилгексен – 2 )

 |                  |                                          

CH3            С2Н5   

                               

VI. Итог урока. (Оценки)                    

 Сегодня вы все молодцы, хорошо поработали на уроке, все получите оценки еще  и за проверочную работу. А теперь запишите домашнее задание:

Стр. 84 – 87 учебника, напишите структурные формулы всех возможных изомеров вещества состава С8 Н16 , дайте им названия. А ещё вы получаете задачи 3-х уровней. Выберите тот, который считаете приемлемым для себя.

    Домашнее задание по теме «Алкены».

Решите задачу выбранного вами уровня.

Уровень «А». Плотность паров этиленового углеводорода по водороду равна 28. Определите его молекулярную формулу. Сколько изомеров имеет данный алкен?

Уровень «Б». Массовая доля углерода в углеводороде составляет 85,7%, его пары в 2,41 раза тяжелее воздуха. Определите молекулярную формулу углеводорода, приведите формулы двух его гомологов.

Уровень «В». Составьте задачу на определение формулы углеводорода и предложите её решение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алканы: состав, строение, изомерия, номенклатура, получение.

Урок. Алканы; состав, строение, изомерия, номенклатура, получение.Разработка урока для учащихся 10-го класса, пользующихся учебником О.С. Габриеляна....

10 класс. Алканы. Строение, номенклатура, изомерия

Тип урока: комбинированный Цель урока: - изучить класс алканов - общую формулу, строение метана, номенклатуру и изомерию алканов.Задачи урока:Обучающая:- дать определение класса алканов, их общую...

Презентация по теме: Алканы-строение, изомерия, номенклатура

Презентация к уроку химии 10 класс(базовый) по теме: "Алканы-строение, изомерия, номенклатура"....

Технологическая карта урока в 10 классе по теме "Арены. Строение, изомерия, номенклатура".

Данный урок может быть реализован в сильном классе при 2-х часовой программе при изучении новой темы. Технологическая карта  с приложением подробно описывает  деятельность учителя и учащихся...

Урок химии 10 класс «Алканы; состав, строение, изомерия, номенклатура, получение.»

Цели:познакомить учащихся с особенностями строения, гомологическим рядом, изомерией, номенклатурой алканов, их получением...

«Алкены: строение, изомерия, свойства, применение».

Цель урока: создать условия для формирования знаний об алкенах как классе непредельных углеводородов, об особенностях строения, изомерии, химических свойствах, способах получения и применения. За...