Алкены.Номенклатура,строение,свойства, применение
методическая разработка по химии (10 класс)

Рындина Любовь Дмитриевна

изучить строение этилена; дать понятия о двойной углерод – углеродной связи, о  реакциях гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации, полимеризации, дегидратации; углубить понятия «изомерия» и «гомология» на примере алкенов, изучить новые  виды структурной изомерии- изомерию положения кратной связи,  межклассовую изомерию; изучить химические свойства алкенов на примере этилена; изучить лабораторный способ получения этилена.изучение нового материала с опорой на имеющиеся знания об алканах и сравнительная характеристика  с новым классом органических соединений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка урока 23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Алкены. Номенклатура, строение, свойства, применение.

Урок химии 10 класс

Цель: изучить номенклатуру, строение и свойства алкенов.

Задачи:  образовательные: изучить строение этилена; дать понятия о двойной углерод – углеродной связи, о  реакциях гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации, полимеризации, дегидратации; углубить понятия «изомерия» и «гомология» на примере алкенов, изучить новые  виды структурной изомерии- изомерию положения кратной связи,  межклассовую изомерию; изучить химические свойства алкенов на примере этилена; изучить лабораторный способ получения этилена.

Развивающие: развивать полученные ранее первоначальные представления об изомерии и умения давать названия соединениям по номенклатуре ИЮПАК, составлять уравнения химических реакций, развивать представление учащихся о зависимости химических свойств веществ от их строения.

Воспитательные: формировать коммуникативные навыки, умение высказывать собственное мнение, воспитать культуру общения учащихся

Тип урока: изучение новых знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная, работа с учебником,  лабораторная работа.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.

Реактивы и оборудование: пробирки, парафин, растворы перманганата калия и йодной воды, этиловый спирт, концентрированный раствор серной кислоты, спиртовка, спички, штатив.

Структура и ход урока.

  1. Организационный этап.      Взаимное приветствие учителя и учеников
  2. Актуализация опорных знаний. 

Учитель задаёт вопросы учащимся.

  1. Какие органические вещества относят к углеводородам? Привести примеры гомологического ряда алканов
  2. Какие природные источники УВ вам известны? Каков их состав? К какому классу УВ относят эти вещества?
  3. Какие особенности строения вы можете отметить у алканов? 
  4. Какую бы вы  выделили реакцию, которая самым главным образом характеризует алканы, как предельные углеводороды?
  1. Изучение нового материала Под руководством учителя учащиеся проводят лабораторный опыт «Взаимодействие парафина с растворами перманганата калия и иодной воды». Перед работой  повторяют правила техники безопасности.

Учащиеся в парах  выполняют опыт «Получение  и свойства  этилена»

После опытов учитель задаёт вопросы:

  1. К какому классу углеводородов относятся вещества парафина?
  2. Почему у этого класс УВ такое название?

Что вы наблюдали в своём опыте?  Протекают ли данные реакции? Подтверждение этому опыту демонстрация видеофрагмента (метан с перманганатом калия и бромной водой)

  1. Что вы наблюдали во втором  опыте при взаимодействии полученного вещества  с растворами перманганата калия и бромной (иодной) водой?  Протекают ли данные реакции?
  2. Отличаются ли по строению вещества парафина и новое вещество?

Вещество называется этилен. Определим  его молекулярную формулу,  решая задачу.    

Определите  молекулярную формулу УВ с массовой долей углерода 85.7% . Относительная плотность вещества по водороду равна 14

Сравните по составу формулы этилена и  этана.

В молекуле этилена на 2 водорода меньше, но валентность углерода всегда в органических веществах равна IV. Как же написать структурную формулу Обратитесь к учебнику стр 33

Итак, какова же тема нашего урока?  

Какие вещества называются алкенами?  Общую  формулу гомологического ряда записывают в тетрадь.

На стр 35 учебника приведены структурные формулы алкенов. Сколько веществ изображено этими формулами? Есть  ли изомеры? Назовите их и вид изомерии. Для вещества   2,4 – диметилпентен – 2 составьте формулу одного  изомера  и гомолога.

Пока работают ученики в тетрадях, можно дать индивидуальное задание для учащегося - Запишите формулу 4 – метилпентена -1 и составьте для него формулу изомера и гомолога.

Какая  особенность строения этена и его гомологов? Оказывает ли влияние это на свойства этиленовых? Какое?

Учитель организует беседу Учащиеся записывают уравнения реакций в тетрадь.

Особым случаем реакции присоединения является реакция полимеризации. В учебнике найдите определение реакции и понятия полимер.

В учебнике и на слайде приведена реакция полимеризации этилена, запишите её в тетрадь и определите какое вещество является мономером, полимером, определите структурное звено. Какое применение находит полиэтилен? (разбирают по схеме на стр 39)

 Запишите реакцию полимеризации пропена. Полученное вещество называется полипропилен. Как его применяют?

Какого типа реакции  характерны для алкенов? Почему?

Какого типа реакции характерны для алканов? Почему? Есть ли общие реакции?

Применение этена разберём по схеме на стр 41 учебника

Получение этилена стр 35 учебника. Записывают уравнения в тетрадь. Выполнение практической работы №2

  1. Закрепление материла
  1. Какую бы вы  выделили реакцию, которая самым главным образом характеризует алкены, как непредельные углеводороды?
  2. Предложите способ очистки этана от примесей этена.
  3. Какие изменения происходят в молекуле этена при присоединении к ней атомов или групп атомов.
  4. Выполнили ли мы задачи, поставленные перед нами в начале урока?
  5. Чему научились на уроке?
  6. Что больше всего запомнилось?

5. Домашнее задание

§4. Упр 1,2, 3,4, 7.  Составьте правила построения названия алкенов. Запишите реакцию полимеризации хлорэтена и найдите области его применения.

  1. Выставление оценок за  урок. Рефлексия.    

Приложение к уроку

Практическая работа № 2 

Получение этилена и изучение его свойств. 

Цель: научиться получать в лаборатории этилен; изучить физические и химические свойства этилена. 

Оборудование: пробирки, пробка с газоотводной трубкой, штатив, спиртовая горелка, спички. 

Реактивы: C2H5OH, H2SO4(конц.), песок, иодная вода (I2), KMnO4. 

 Ход работы 

С правилами техники безопасности ознакомлен(а) и обязуюсь их выполнять. 

№ п/п 

Название опыта 

Описание опыта, рисунок 

Наблюдения и уравнения реакций 

Вывод 

1. 

Получение этилена. 

В пробирку налили 1 мл этилового спирта и осторожно добавьте 6-9 мл концентрированной серной кислоты. Затем всыпали немного прокаленного песка (чтобы предотвратить толчки жидкости при кипении). Закрыли пробирку пробкой с газоотводной трубкой, закрепили ее в штативе и осторожно нагрели содержимое пробирки. 

2. 

Изучение свойств этилена. 

В другую пробирку налили 2-3 мл бромной воды. Опустили газоотводную трубку первой пробирки до дна пробирки с йодной водой и пропускали через неё выделяющийся газ. 

В третью пробирку налили 2-3 мл разбавленного раствора KMnO4, подкисленного серной кислотой, и пропустили через него газ. 

Выделяющиеся газ первой пробирки подожгли.

Общий вывод:  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок применения ЭОР "Решение задач на применение закона Архимеда"

Решение задач «Закон Архимеда» Цели  урока: Формирование умений вычислять силу Архимеда; показать значение познания мира через мышление; Проверка знаний учащихся по теме «Архимедова си...

« Химические свойства и применение водорода и кислорода» ( с применением педтехнологии развития критического мышления).

Урок по теме « Химические свойства и применение водорода и кислорода»( с применением педтехнологии развития критического мышления). Цель: - Продолжить формирование знаний понятий « степень окисле...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.

Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...

Урок-практикум с применением НРК "Практическое применение логарифмических уравнений"

Не секрет, что сейчас, в большинстве случаев, преподавание математики сводится к отработке умения и навыков решения задач, встречающихся в ЕГЭ, но не все учащиеся видят в этом заинтересованность в пре...

Внеклассное мероприятие по теме «Применение ядерной энергии, получение и применение радиоактивных изотопов» с применением технологии "Дебаты"

Цель: A. Образовательный аспект 1. Формирование и развитие СЗУН. К ним относятся: - формирование понятия «Ядерная энергетика» - формирование и накопление знаний в области применении управля...