Проект «Формирование учебных компетенций учащихся старшей ступени общеобразовательной школы при подготовке к ЕГЭ по химии через электронное пособие».
проект (11 класс) на тему

Проект включает в себя тесты по основным разделам общей химии, задания которой включены в контрольно-измерительные материала ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_elektronnoe_posobie_dlya_podgotovki_k_ege.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная средняя (полная) школа № 14»

Проект

«Формирование учебных компетенций   учащихся старшей ступени общеобразовательной школы при подготовке к ЕГЭ по химии через электронное пособие».

Автор проекта:

учитель химии

                                                                                                 Т.Е. Суранова

г. Нягань

2014г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Краткая аннотация проекта

Обоснование необходимости проекта………………………………………3

Цели и задачи проекта…………………………………………………….….5

Основное содержание проекта……………………………………………....6

Ресурсы………………………………………………………………………..16

 Партнеры……………………………………………………………………...17

Целевая аудитория…………………………………………………………....17

План реализации проекта………………………………………………….....18

Ожидаемые результаты и социальный эффект……………………………..19

Перспективы дальнейшего развития проекта………………………….…...24

Литература………………………………………………………………….…24

Приложение 1. Электронное пособие для учащихся 11 классов для подготовки к ЕГЭ.

        

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулировал следующие требования к современной школе: «у выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу; готовность к продолжению профессионального образования, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным».      В соответствии с новыми Стандартами современной школы содержание основных и дополнительных образовательных программ, учебной и внеучебной деятельности направлено на достижение стратегической цели образования - раскрытие и развитие потенциала каждого ученика в соответствии с его возможностями и способностями.

Анализ документов Министерства образования и науки Российской Федерации, Правительства ХМАО – Югры  по модернизации образования до 2020 года,  научно – педагогической, психолого-педагогической литературы  по вопросам модернизации и инновационного развития современной школы, повышения профессиональных педагогических компетентностей педагогов, методики обучения и организации образовательного процесса позволил выявить противоречия:

- противоречие между         необходимостью повышения квалификации педагогов  общего образования по применению новых, в том числе информационных, образовательных технологий, по  внедрению  прогрессивных методов организации образовательного процесса, а также учебно-методических материалов, в части применения современных методик преподавания, теории обучения и практик  по естественнонаучному циклу и недостаточностью учебной, учебно-методической литературы;

- противоречие между         необходимостью создания условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) образования, в том числе для обеспечения условий индивидуального развития каждого обучающегося и недостаточностью практических пособий, методических разработок для педагогов по формированию мотивированной компетентной личности учащегося общеобразовательной школы;

- противоречие между необходимостью методических разработок вариативного содержания  и недостаточностью разработок методических указаний и методических рекомендаций для преподавателей естественнонаучного цикла.

Анализ показал, что, к сожалению, среди имеющихся на сегодняшний день  методических пособий  педагогу трудно найти такие, которые бы позволяли в полной мере  за короткий период с максимальной эффективностью повторить теоретический материал по всем разделам  школьного курса химии,  закрепить знания, умения, навыки  и  провести контроль и оценку результатов освоения  программ обучения.

Опираясь на научные труды и педагогический опыт  кандидатов химических наук, доцентов химического факультета МГУ, имеющих большой опыт подготовки школьников к сдаче выпускных вступительных экзаменов по химии,  Дроздова А.А., Еремина Е.А., автора рабочей программы по химии для 8 – 11 классов О.С. Габриеляна, с 2014 года по 2015 год мною было разработано электронное пособие по химии для подготовки учащихся к ЕГЭ.

        В проекте «Формирование учебных компетенций  учащихся старшей ступени общеобразовательной школы при подготовке к ЕГЭ через электронное пособие» представлена педагогическая методика по подготовке выпускника 11 класса  к государственной  итоговой  аттестации в форме Единого государственного экзамена по предмету химия.  

ЦЕЛИ И  ЗАДАЧИ

Цель проекта: разработка, апробация, внедрение электронного пособия по химии для  учащихся  XI  классов.

Задачи:

  1. Провести анализ типичных ошибок по результатам  Единого государственного экзамена по предмету химия.
  2.  Выявить и обосновать комплекс педагогических условий, обеспечивающих качество результатов Единого государственного экзамена.
  3.  Разработать электронное пособие по химии для учащихся  XI классов  как  средства по формированию учебных компетенций.
  4. Провести апробацию электронного пособия  в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная  школа № 14» и распространить педагогический опыт в общеобразовательных учреждениях города.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Методологической основой проектирования являются компетентностный подход, научный и системно–деятельностный подход, модульный подход, индивидуальный и дифференцированный подходы, педагогические технологии. Содержание проекта построено на практическом опыте работы учителя химии Т.Е. Сурановой по результатам апробации электронного пособия по химии для учащихся  XI классов  в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная  школа № 14».

Программа электронного пособия разработана на основе требований Государственного стандарта в образовательной области «химия» и включает разделы: пояснительная записка, содержание  электронного пособия, список используемой литературы, приложение.

Пояснительная записка включает:

  -обоснование актуальности создания электронного пособия (электронное пособие разработано  в связи с необходимостью обеспечения учащихся возможностью  глубокого системного повторения, устранения пробелов по основным разделам содержания школьного курса химии и профильной подготовки по естественнонаучному направлению);  

-цель пособия: систематизация и закрепление химических знаний, формирование систематизированных представлений о химических процессах, явлениях, закономерностях, овладение понятийным аппаратом курса химии;

 -задачи пособия: сформировать умения обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности человека, в развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о веществах разных классов и их свойствах, сформировать умения   осуществлять    разнообразные виды самостоятельной деятельности; развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения химии в ходе работы  с различными источниками информации; развивать самоконтроль и самооценку знаний с помощью  различных форм тестирования; сформировать умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

-методы и формы  (методы обучения: словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия); наглядный (демонстрация   презентаций уроков, видеофильмов,     фотографий, таблиц, схем в цифровом формате); частично-поисковый, поисковый,  практический (решение уравнений реакций, генетических цепочек превращений, задач, составление схем строения атомов, и т.д.); формы обучения:  самостоятельная работа;

 - структура пособия: представлена тестами по основным разделам курса общей химии, что соответствует  кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов  ЕГЭ.  Тесты  состоят из двух частей, включающих различные типы заданий. Часть 1 включает задания с выбором ответа. Часть 2 содержит задания с выбором нескольких ответов: задания с выбором трех верных ответов из пяти, задачи на вычисление массовой доли растворенного вещества и массы, объема вещества по уравнению реакции. В ходе решения тесов учащиеся имеют возможность сами проконтролировать знания по количеству полученных баллов;

-компетенции на базовом уровне  (владение химической терминологией и символикой;  знание основных методов изучения веществ; понимание основных законов, правил, закономерностей химических процессов,   умение называть вещества, составлять их формулы, уравнения реакций, определять окислители и восстановители, проводить вычисления по химическим формулам и уравнениям, использовать химические знания в практической деятельности);

 -на повышенном уровне (овладение учащимися более сложными и разнообразными видами учебной деятельности: - знание сущности химических  процессов, явлений, общехимических закономерностей; умения определять, сравнивать, классифицировать, умения устанавливать взаимосвязи между классами веществ; выявлять общие и отличительные признаки; составлять схемы окислительно-восстановительных процессов, решать генетические цепочки превращений веществ, знать применение веществ и обращение с веществами);

-на высоком уровне (формирование умений самостоятельно оперировать химическими понятиями, обосновывать и объяснять химические процессы и явления, грамотно формулировать свой ответ;  применять знания при решении задач повышенного уровня; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания; обобщать и формулировать выводы;  оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике).

        Тематический план пособия состоит из блоков, соответствующих  кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов  ЕГЭ: «Химический элемент», «Вещество», «Химическая реакция», «Познание и применение веществ и химических реакций».

Содержание  электронного пособия представлено тестами по определенным темам общей химии:   тест №1 «Строение атома. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева»; тест №2 «Химическая связь»; тест №3 «Типы химических реакций и закономерности их протекания»; тест №4 «Классы неорганических веществ», тест №5 «Свойства неорганических веществ», тест №6  «Электролитическая диссоциация. Гидролиз»;  тест №7 «Генетическая связь между классами неорганических веществ», тест №8 «Свойства веществ и их применение»,  тест №9 «Получение веществ», работа №10 «Решение задач на вычисление массовой доли растворенного вещества».

Формы контроля представлены тематическим контролем  (рейтинговая оценка результатов выполнения тематических тестов) и  итоговым контролем (суммарная оценка   результатов выполнения  тестов). Оценка результатов проводится по рейтинговой шкале с учетом объема, качества и уровня сложности выполненных работ.  

Список используемой литературы включает: дополнительную  и научно-популярную литературу для учителя; литературу для учащихся; мультимедийные пособия;  адреса сайтов в Интернете.

Приложение 1.  Тесты,  состоящие  из двух частей, включающих различные типы заданий. Часть 1 включает задания с выбором ответа. Часть 2 содержит задания с кратким ответом: задания с выбором трех верных ответов из пяти, расчетные задачи.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И  МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Обучение учащихся с применением электронного пособия по химии для учащихся   XI классов создает условия для формирования активной учебно - познавательной  деятельности  учащихся, повышения положительной мотивации учения, развития познавательного интереса;  способствует эффективному усвоению и повторению  курса химии общеобразовательной школы, формированию  профессиональных намерений и способностей учащихся старшей ступени общеобразовательной школы; повышает уровень подготовки выпускника 3 ступени обучения к итоговой (государственной) аттестации в форме Единого государственного экзамена по предмету химия.

        


Рис.1. Структура электронного пособия.

РЕСУРСЫ

Материально - технические ресурсы: кабинет химии; технические средства обучения: интерактивная доска "Hitachi FX-DUO-77", компьютер сборки ПК  Formoza D4400+, монитор Samsung 740, мультимедиа-проектор NEC-NP 200.  

Кадровое обеспечение: учитель химии.

Информационно – методическое  обеспечение: учебно-методические пособия: О.С. Габриелян. «Химия, 11 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2003г.;  О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин «Химия, 10 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2005г.; А.А. Дроздов, Е.А. Еремина «Репетитор: эффективная методика для подготовки к ЕГЭ». М.: «Экзамен», 2005г.; О.С. Габриелян, И.Г. Остроумова, А.Г. Введенская «Общая химия в тестах, задачах, упражнениях»-учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2003г.  

Медиа ресурсы: http://metodik.bryanskedu.net/?id=777 - Экзаменационные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Химия;  http://down.ctege.org/ege/ - сайт  вариантов ЕГЭ; http://www.fipi.ru/view/sections/91/docs/ - демоверсии на сайте ФИПИ  

ПАРТНЕРЫ

Педагоги, учащиеся базовых и профильных классов муниципального общеобразовательного учреждения «Общеобразовательная средняя (полная)  школа № 14»,  

ЦЕЛЕВАЯ  АУДИТОРИЯ

В реализации педагогического опыта участвовали учащиеся базовых и профильных классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная  школа № 14».  

Инновационные разработки: Тесты по основным разделам неорганической химии, являющиеся составной частью электронного пособия.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Результат

I

I этап - Организационно-исследовательский (сентябрь 2013г.- январь 2014г.)

1

Изучение научной литературы по педагогике, методологии,  психологии,  документов Министерства образования и науки РФ, Департамента образования и науки ХМАО-Югры.

Сентябрь 2013г.

Определение методологической базы проектирования педагогической разработки.

2

Накопление тестового материала для электронного пособия

октябрь 2013г. –декабрь 2013г.

Разработка электронного пособия для подготовки учащихся 11 классов к ЕГЭ по химии: неорганическая химия

3

Разработка электронного пособия для подготовки учащихся 11 классов к ЕГЭ

декабрь 2013г. - январь 2014г.

II

II этап - Практический этап (февраль 2014г. сентябрь 2017г.)

1

Освоение и внедрение ИКТ-технологий

февраль 2014г. – май 2014г.

Участие в методических мероприятиях по организации деятельности в рамках реализации проекта.

2

Апробация и внедрение электронного пособия в учебно-воспитательный процесс, как инструментария по формированию активной  учебно-познавательной деятельности учащихся.

май 2014г. – май 2017г.

Внедрение инструментария по формированию активной  учебно-познавательной деятельности учащихся старшей ступени обучения общеобразовательной школы.

III

III этап – аналитико - рефлексивный  (май 2017г.- сентябрь 2017г.)

1

Обобщение педагогического опыта по реализации проекта

май 2017г. - сентябрь 2017г.

Создание электронного пособия для учащихся 11 классов.

Создание  условий  для подготовки выпускника старшей ступени обучения к итоговой (государственной) аттестации в форме Единого государственного экзамена по предмету химия.

2

Распространение педагогического опыта

Отзыв учителей городского методического объединения химии об эффективности использования электронного пособия.

Публикации  

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

Ожидаемые результаты:

  1. Стабильность усвоения программного материала, положительная динамика результатов мониторинга химических знаний обучающихся;
  2. Высокий рейтинг учащихся по результатам  государственной (итоговой) аттестации в форме Единого государственного экзамена по предмету химия;
  3. Сформированность  активной учебно-познавательной деятельности обучающихся (повышение положительной мотивации учения, познавательного  интереса);
  4. Сформированность профессиональных намерений и способностей учащихся старшей ступени общеобразовательной школы;
  5. Развитие способностей  действовать в различных проблемных ситуациях,  принимать  оптимальные  решения; активное включение обучающихся в разработку проектов, а также их активное участие в городских, муниципальных, окружных мероприятиях;
  6. Стабильное поступление  выпускников в высшие учебные заведения химико-биологической направленности.

РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Создание электронного пособия для подготовки учащихся 11-ых классов к ЕГЭ по химии.
  2. Публикации педагогического опыта. Всероссийский уровень.

Разработки уроков по химии: «Химический марафон: обобщающий урок для 8 класса» Тесты для подготовки к ЕГЭ по темам: «Строение атома», «Химическая связь», «Металлы», «Классы неорганических веществ», «Генетическая связь между классами неорганических веществ», «Электролитическая диссоциация», «Свойства классов неорганических веществ», «Типы химических реакций», «Задачи на растворы», «Задачи на выведение молекулярной формулы вещества», «Свойства веществ и их применение», «получение веществ». Сайт «Сеть работников образования (ns.portal.ru)

3. Качество обучения по освоению  программы курса химии: 

Учебный год

Общая успеваемость по химии

качественная успеваемость по химии

2012-2013

100%

44%

2013-2014

100%

56%

2014-2015

100%

56%

2015-2016

100%

63%

2016-2017

100%

65%

  1. Результаты учащихся на государственной  итоговой аттестации по предмету химия:

-результаты ОГЭ: 2017 г. – успеваемость-100%, качество-83%, средний балл-20;

-результаты ЕГЭ стабильные: все учащиеся проходят минимальный порог, средний балл выше городских и окружных значений: 2013г.-73,8 баллов; 2014г.-54,33 балла; 2015г.-51 балл; 2016г.-54 балла.5.

4. Результаты предметной олимпиады:

II этап Всероссийской олимпиады школьников по химии:

-призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии (2013г., 2016г.);

-победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии (2015г.);

-участие во II всероссийской дистанционной олимпиаде по химии (2012г.);

-участие в городском химико-географическом квесте «Звездный десант»(2013г.);

-участие в городском Фестивале наук (2017г.).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии - М., Педагогика, 1989;
  2. Инновационные образовательные технологии [Электронный ресурс]  http://www.refobrspb.ru/way5.html;
  3. Кларин М.В. Технология учебного процесса /Современная дидактика: Теория –практике / Под ред. Лернера, И.К Журавлева, М.,  1994;
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М., Народное образование, 1998;
  5. Современные образовательные технологии [Электронный ресурс] //  http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html;

Документы:

  1. Проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (2008 г.)
  2. Приоритетный национальный проект «Образование»(2009-2012 гг.)
  3. Концепция развития системы непрерывного образования в РФ до 2012 г.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт (2009г.)
  5. Федеральная целевая программа развития образования в РФ (2009-2015гг.)
  6. Закон РФ «Об образовании» (1992-2010 гг.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии

Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии  9обобщение педагогического опыта)...

Тетрадь для лабораторных работ по физике. Учебное пособие для учащихся 7 классов общеобразовательных школ

Учитель физики Колобухов А.В.         ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)"     "Тетрадь для лабораторных работ по физике. Учебное пособие для уча...

Проект серии урочных занятий по английскому языку, направленных на формирование социокультурной компетенции учащихся средней ступени обучения общеобразовательной школы

Проект серии урочных занятий по английскому языку, направленных на формирование социокультурной компетенции учащихся средней ступени обучения общеобразовательной школы...

Тетрадь для лабораторных работ по физике. Учебное пособие для учащихся 9 классов общеобразовательных школ

Учитель физики Колобухов А.В.     ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)""Тетрадь для лабораторных работ по физике. Учебное пособие для учащихся 9 классов общеобразовательных школ" ...

Отчеты по лабораторным работам по физике. Учебное пособие для учащихся 7 классов общеобразовательных школ

quot;Отчеты по лабораторным работам по физике. Учебное пособие для учащихся 7 классов общеобразовательных школ" предназначены в помощь учащимся 7 классов при подготовке и выполнении лабораторных...