Универсальные дидактические карточки к урокам химии
картотека по химии на тему

Тиунова Людмила Владимировна

У каждого учителя, хоть немного проработавшего в школе, имеется определённый «багаж» раздаточного материала: карточки, таблицы, схемы, рисунки и т.д. И с каждым годом педагогического стажа этот багаж увеличивается, становится больше, разнообразнее, шире. Весь собранный и созданный материал нужно структурировать, Систематизировать, создать картотеку и, наконец, где-то хранить. Это, согласитесь, хлопотно, затратно и не всегда удобно. Думаю, что любой учитель мечтает создать универсальные дидактические материалы, которые можно использовать многократно, на разных уроках, при изучении разных тем и в разных классах, которые были бы всегда под рукой. Я попыталась создать универсальные дидактические карточки (УДК), которыми пользуюсь на протяжении нескольких лет. УДК распечатываются на бумаге формата А4 с двух сторон, а затем ламинируются (при отсутствии ламинатора, можно просто положить в файлы). Представляю Вашему вниманию три вида УДК по темам: «Химические реакции», «Формулы органических веществ», «Неорганические вещества» и примерные вопросы и задания к ним.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassy_veshchestv.rar33.29 КБ
Файл uglevodorody.rar40.26 КБ
Файл himicheskie_reaktsii.rar27.43 КБ

Предварительный просмотр:

УДК «Классы веществ» (примерные задания):

Сторона 1.

  1. Читаем формулы;
  2. Состав молекул (качественный и количественный);
  3. Вычисление относительной молекулярной массы выбранных соединений;
  4. Вычисление массовой доли элементов выбранных соединений;
  5. Определение классов веществ (оксиды, основания, кислоты, соли);
  6. Номенклатура неорганических соединений;
  7. Классификация внутри класса (Оксид: кислотный, основный, амфотерный. Кислота: одноосновная, многоосновная, кислородосодержащая, бескислородная. Основание: растворимое (щёлочь), нерастворимое в воде. Соль: средняя,  кислая, основная, двойная, комплексная) и т.д.;
  8. Определение валентности и степени окисления элементов в соединениях;
  9. В комплексных соединениях: определение внешней и внутренней сферы, заряды,  классификация комплексных соединений и номенклатура.

Сторона 2.

  1. Те же, что для 1 стороны;
  2. Химические свойства: напишите уравнения реакций веществ, вступающих в реакцию, по вариантам.



Предварительный просмотр:

УДК «Органические вещества» (примерные задания): 

Сторона 1. «Алканы».

  1. Номенклатура алканов. Назовите алканы по систематической номенклатуре, формулы которых приведены ниже. (можно по вариантам: чётные и нечётные номера);
  2. Найти изомеры, переписать их и дать названия по систематической номенклатуре.
  3. Написать формулу ближайшего гомолога к №… и назвать его по систематической номенклатуре;
  4. Найти формулу по названию вещества. Например, 2-метилпентан, или 3-метил-4-этилгептан и т.д.;
  5. В формуле №… определить количество первичных, вторичных, третичных и четвертичных атомов углерода;
  6. Подобрать 2-3 (на усмотрение учителя) структурные формулы изомеров вещества №… и назвать их по систематической номенклатуре.

Сторона 2 «Углеводороды»

  1. Номенклатура. Названия, можно по вариантам (чётные-нечётные);
  2. Классы веществ: найти алканы, алкены, алкины, алкадиены и циклоалканы;
  3. Вид гибридизации атомов углерода, угол, форма молекулы и др.;
  4. Найти формулу по названию;
  5. Найти изомер №10;
  6. Написать формулу ближайшего гомолога к №… и назвать его по систематической номенклатуре;
  7. Подобрать 2-3 (на усмотрение учителя) структурные формулы изомеров вещества №… и назвать их по систематической номенклатуре.
  8. Какие из веществ вступают в реакции: замещения, присоединения, обесцвечивают марганцевую и бромную воду? Написать уравнения  реакции.



Предварительный просмотр:

УДК «Химические реакции» (примерные задания):

Сторона А

  1. Типы химических реакций: соединения, разложения, замещения и обмена;
  2. Чем отличается 1 и 2 вариант? Почему в 1 варианте в уравнении стоит знак «=», а во 2 варианте – «→»?
  3. Расставить коэффициенты во 2 варианте. Этот вариант можно тоже разделить на варианты. Например: 1 вариант чётные номера уравнений, 2 вариант – нечётные.

   Сторона Б

  1. Типы химических реакций: соединения, разложения, замещения и обмена;
  2. Расставить коэффициенты в схемах (можно по вариантам: чётные и нечётные номера);
  3. Характеристика реакций. Например, найти ОВР (окислительно-восстановительные реакции), экзо- и эндотермические, обратимые и необратимые, гомо- и гетерогенные реакции и т.д.;
  4. Дать полную характеристику реакции №…;
  5. Подобрать простейшие задачи к уравнениям: количество вещества, масса, объём.

- например, к уравнению №7

а) Вычислите объём водорода, необходимый для получения 10 л аммиака; 20 л аммиака; х л аммиака, 224м3аммика.

б) Какое количество вещества азота потребуется для получения 2 моль аммиака; 6,7 моль аммиака; у моль аммиака.

в) Вычислите массу аммиака, образовавшегося при взаимодействии 56 г азота с водородом; 1,7г азота с водородом; 20г водорода с азотом.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках химии

В статье рассмотрены виды универсальных учебных действий, элементы средового подхода в формулировании целей и задач урока....

Универсальные учебные действия на уроках химии.

Создание информационных технологий, развитие науки и техники быстрыми темпами преобразует нашу современную жизнь. Человек  на протяжении всей своей жизни учится, постоянно повышает качество своег...

Дидактическая карточка к уроку "Внутреннее строение Земли" 5 класс

Дидактическая карточка содержит несколько заданий различного характера: это и тест, и задание на правильное добавление слова, и решение ребуса....

Дидактические карточки для урока

Дидактические карточки для учащихсяТема урока «Скелет. Строение, состав и свойства костей»...

Дидактические карточки для урока по теме "Синтаксис и пунктуация в сложном предложении"

Дидактические карточки для работы на  уроках , применение разноуровнего обучения,индивидуализация процесса обучения...