Программа элективного курса "Решение задач по химии".
рабочая программа по химии (10 класс) на тему

Подгорнова Наталья Ивановна

   Элективный курс «Решение задач по химии» предназначен для учащихся 10-11 классов и носит предметно-ориентационный характер. К этому времени изучены основные понятия и термины, основные свойства классов веществ, на базе которых будут решаться задачи. Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении такой науки, как химия. Через решение задач осуществляется связь теории с практикой, воспитываются трудолюбие, самостоятельность и целеустремленность, формируются рациональные приемы мышления. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения ими учебного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по элективному курсу «Решение задач по химии»

Уровень образования ( класс)  среднее  общее образование  10-11 класс

Количество часов - 68

Учитель -  Подгорнова Наталья Ивановна

1.Пояснительная записка.

Элективный курс «Решение задач по химии» составлен на основе учебно-методического комплекта по химии автора О.С.Габриеляна.

   При изучении химии первостепенная роль принадлежит решению задач. Именно решение задач позволяет систематизировать знания, глубже понять сложный теоритический материал и применять его практически. Умение решать расчетные задачи – один из показателей уровня развития химического мышления школьников, глубины усвоения ими учебного материала, который всегда включают в ЕГЭ.

                                                                                                             

Цели курса: способствовать углублению действенных знаний по химии, развивать умение самостоятельно их применять.

Задачи курса:

  1. воспитывать трудолюбие и целеустремленность;
  2. показать связь обучения с жизнью;
  3. формировать научное мировоззрение;
  4. развивать логическое и творческое мышление, умение находить нестандартный подход к решению задачи и выбирать рациональный способ решения, умения правильно оформлять решение задачи, применять физические величины, единицы интернациональной системы и справочную информацию;

5.развить интересы учащихся, увлекающихся химией.

2.Общая характеристика курса

   Элективный курс «Решение задач по химии» предназначен для учащихся 10-11 классов и носит предметно-ориентационный характер. К этому времени изучены основные понятия и термины, основные свойства классов веществ, на базе которых будут решаться задачи. Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении такой науки, как химия. Через решение задач осуществляется связь теории с практикой, воспитываются трудолюбие, самостоятельность и целеустремленность, формируются рациональные приемы мышления. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения ими учебного материала.

3.Место курса в учебном плане

Элективный курс «Решение задач по химии» предназначен для учащихся 10-11классов и носит предметно-ориентационный характер.  Курс рассчитан на 34 часа учебного времен в 10 классе при недельной нагрузке 1 час и на 34 часа в 11 классе при недельной нагрузке 1 час.

4.Содержание курса в 10 классе

 Введение. (2 часа)

Основные типы расчётных задач по химии. Основные физические и химические величины. Основные формулы для решения указанных задач.                                                                      Тема 1. Расчеты по химическим формулам (3часа)

Вычисления с использованием физических величин (количество вещества, молярный объем газа, относительная плотность газа, массовая доля элемента в веществе и постоянная Авогадро)

Тема 2. Количественные отношения в химии (7часов)

Плотность и относительная плотность газа.

Массовая доля растворенного вещества, процентная концентрация. Правило смешивания растворов. Расчеты, связанные с понятием процентная концентрация. Определение концентрации растворов.

Количественный состав смесей. Понятие примеси. Вычисление доли примеси в реагирующих веществах в %. Состав вещества. Определение состава вещества в %. Определение формулы вещества по процентному составу.

Тема 3. Вычисления по химическим уравнениям  (12часов) 

Вычисления по химическим уравнениям. Молярная масса, молярный объем. Теоретический выход. Практический выход. Избыток, недостаток вещества. Молярные отношения веществ,  вступающих в реакцию. Вычисление массы (m), объема (V), количества вещества (n) продукта реакции.

Тема 4.Задачи на вывод химической формулы(10 часов)

Вывод простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.                              Вывод  формулы вещества по  его молярной массе и массовым долям элементов.

          Вывод формулы вещества по его молярной массе и массе продуктов сгорания.               

          Вывод формулы вещества по его молярной массе и количеству вещества продуктов сгорания. Вывод формулы вещества на основании общей формулы гомологического ряда органических соединений.

Содержание курса в 11 классе

Тема 1. Основные понятия и законы химии (5ч)

 Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Расчеты по химическим формулам отношения масс элементов в веществе и массовых долей  элементов. Вывод молекулярной формулы вещества по заданному отношению масс элементов, по массовым долям элементов в нем. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Химические уравнения. Объемные отношения газов при химических реакциях. Закон Авогадро, следствия из него. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Простейшие расчеты по физическим формулам и химическим уравнениям. Объединенный газовый закон. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Вычисление молярной массы вещества. Расчеты по химическим уравнениям: вычисление массы или объема продукта реакции, если исходное вещество содержит примеси или взято в избытке. Вычисления по химическим уравнениям с использованием понятия «практический выход продукта реакции».

Тема 2. Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева (4ч)

Основные сведения о строении атома. Квантовые числа. Атомные орбитали. Принцип наименьшей энергии. Правило Клечковского. Принцип Паули. Составление электронных и электронно-графических формул s-, p-, d-, f- элементов периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Валентные возможности атомов химических элементов. Нормальное и возбужденное состояние атома химического элемента. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Периоды и группы в свете электронной теории. Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений в периодах и главных подгруппах  периодической системы.

Тема 3. Химическая связь (2ч)

Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (неполярная и полярная), ионная, металлическая.  Электроотрицательность химических элементов. Заряды ионов, степени окисления химических элементов в соединениях. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от строения их кристаллической решетки.

Тема 4. Растворы (6ч)

Растворы. Растворитель, растворенное вещество. Массовая доля растворенного вещества в растворе. Объемная доля растворенного вещества. Решение задач с использованием понятий массовая доля растворенного вещества в растворе. Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена. Составление ионных уравнений реакций. Гидролиз. Уравнения гидролиза различных веществ в молекулярной и ионной формах.

Тема 5. Термодинамика химических процессов(2ч)

Основные понятия химической термодинамики: внутренняя энергия, энтальпия и тепловой эффект реакции. Стандартные условия. Реакции экзотермические и эндотермические. Термохимические уравнения. Составление термохимических уравнений. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Тема 6. Химическая кинетика (3ч)

Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ, концентрация реагирующих веществ, давление, величина площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ, температура, катализаторы. Закон действующих масс. Константа скорости. Расчеты с применением закона действующих масс. Правило Вант-Гоффа. Температурный коэффициент. Решение задач с использованием правила Вант-Гоффа. Катализаторы и катализ. Ферменты. Ингибиторы. Каталитические яды.

Обратимые реакции. Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье. Условия смещения химического равновесия. Решения задач на основе принципа Ле-Шателье.

Тема 7. Окислительно-восстановительные реакции (4ч)

 Степень окисления. Процессы окисления и восстановления. Окислительно-восстановительные реакции. Составление окислительно-восстановительных реакций по методу электронного баланса. Электролиз. Составление уравнений электролиза расплавов и растворов веществ.

Тема 8. Сложные неорганические вещества (8ч)

Классификация неорганических веществ, их генетическая связь. Химические свойства оксидов (основных, амфотерных, кислотных).  Химические свойства и классификация кислот, оснований, солей. Амфотерные гидроксиды.

3. Перечень практических работ:

№1.  Исследование зависимости скорости химической реакции от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, величины площади поверхности их соприкосновения, температуры, катализатора. 

№ 2. Исследование химической активности металлов при взаимодействии их с кислотами.                                                                                                                                   

№ 3. Изучение химических свойств различных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей.

5.Тематическое планирование курса в 10 классе

                   

Тема

Количество часов

Введение

2

1.Основные типы расчетных задач. Основные физические и химические величины.

1

2.Основные формулы для решения задач.

1

Тема 1. Расчеты по химическим формулам (3)

3.Вычисления с использованием понятий «количество вещества», «молярный объем газов».

1

4.Вычисления с использованием понятий «массовая доля элемента в веществе».

1

5.Вычисления с использованием понятий «относительная плотность газа», постоянная Авогадро.

1

Тема 2.Количественные отношения в химии

7

6.Плотность и относительная плотность газа.

1

7.Массовая доля растворенного вещества, процентная концентрация.

1

8.Правило смешивания растворов.

1

9.Расчеты, связанные с понятием «процентная концентрация».

1

10.Количественный состав смесей. Понятие примеси.

1

11.Состав вещества. Определение состава вещества в процентах. Определение формулы вещества по процентному составу.

1

12.Зачетная работа №1 по темам «Расчеты по химическим формулам. Количественные отношения в химии».

1

Тема3.Вычисления по химическим уравнениям

12

13.Вычисления по химическим уравнениям массы продукта реакции по известной массе исходного вещества.

1

14.Вычисления по химическим уравнениям объема продукта реакции по известной массе исходного вещества.

1

15.Вычисления по химическим уравнениям массы исходного вещества по известной массе продукта реакции.

1

16.Вычисления по химическим уравнениям объема исходного вещества по известной массе продукта реакции.

1

17.Вычисления по химическим уравнениям объема исходного вещества по известному объему продукта реакции.

1

18.Вычисления по химическим уравнениям объема исходного вещества по известному объему продукта реакции.

1

19.Вычисление практического выхода продукта реакции  от теоретически возможного.

1

20.Вычисление практического выхода продукта реакции  от теоретически возможного.

1

21.Вычисления массы продукта реакции, если одно исходное вещество в избытке.

1

22.Вычисления массы продукта реакции, если одно исходное вещество в избытке.

1

23.Вычисления объема продукта реакции, если одно исходное вещество в избытке.

1

24.Зачетная работа№2 по теме «Вычисления по химическим уравнениям.

1

Тема 4. Задачи на вывод химической формулы  

10

25.Вывод простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

1

26.Вывод формулы вещества по его молярной массе и массовым долям элементов.

1

27.Вывод формулы вещества по его молярной массе и массовым долям элементов.

1

28.Вывод формулы вещества по его молярной массе и массе продуктов сгорания.

1

29.Вывод формулы вещества по его молярной массе и объему продуктов сгорания.

1

30.Вывод формулы вещества по его молярной массе и количеству вещества продуктов сгорания.

1

31.Вывод формулы вещества по его молярной массе и количеству вещества продуктов сгорания.

1

32.Вывод формулы вещества на основании общей формулы гомологического ряда органических соединений.

1

33.Зачетная работа№3 по теме  «Задачи на вывод химической формулы».

1

34.Итоговое  повторение решения задач различных типов.

1

Тематическое планирование курса

«Решение задач по химии» в 11 классе

Тема

Количество часов

                                  Основные понятия и законы химии

5

1.Упражнения в составлении структурных формул изомеров.

1

2.Задачи с использованием понятий «мольная доля», «объемная доля».

1

3.Расчеты по химическим уравнениям.

1

4.Закон Авогадро, следствия из него.

1

5.Решение задач по закону Авогадро, по уравнению Менделеева-Клапейрона.

1

Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева

4

6.Теории  строения атома. Квантовые числа.

1

7.Атомные орбитали. Принцип наименьшей энергии. Правило Паули.

1

8.Валентные возможности атомов химических элементов.

1

9.Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

1

Химическая связь

2

10.Химическая связь, типы химической связи: ковалентная, ионная, металлическая.

1

11.Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Типы кристаллических решеток.

1

Растворы

6

12.Растворы.

1

13.Решение расчетных задач по растворам.

1

14.Теория электролитической диссоциации (ТЭД). Реакции ионного обмена.

1

15.Решение расчетных задач на избыток, недостаток.

1

16.Гидролиз неорганических веществ.

1

17.Гидролиз неорганических веществ.

1

Термодинамика химических процессов

2

18.Химические реакции. Энергетика химических реакций.

1

19.Термохимические уравнения. Решение задач по термохимическим уравнениям.

1

Химическая кинетика

3

20.Скорость химической реакции. Пр.р.№1.  Исследование зависимости скорости химической реакции от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, величины площади поверхности их соприкосновения, температуры, катализатора.                                                                                                                                   

1

21.Закон действующих масс. Константа скорости. Катализ. Катализаторы.

1

22. Химическое равновесие. Условия его смещения.

1

Окислительно-восстановительные реакции

4

23.Окислительно-восстановительные реакции.

1

24.Составление окислительно-восстановительных реакций по методу электронного баланса.

1

25. Электролиз. Составление уравнений электролиза расплавов и растворов электролитов. Работа с тестами.

1

26.Электролиз расплавов и растворов электролитов. Работа с тестами.

1

Сложные неорганические вещества

8

27.Классификация неорганических соединений.

1

28.Оксиды. Классификация.

1

29. Основания. Классификация.

1

30.Кислоты. Классификация. Пр.р.№ 2. Исследование химической активности металлов при взаимодействии их с кислотами.

1

31.Амфотерные гидроксиды.

1

32.Соли. Классификация. 

1

33.Пр.р.№ 3. Изучение химических свойств различных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей.

1

34.Генетическая связь между классами неорганических соединений.

1

6.Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности:

 Программное обеспечение:

Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, автор: О.С.Габриелян - М.: Дрофа, 2011г.

Литература:

1. Габриелян О.С. Химия. Пособие для поступающих в вузы.  М.  Дрофа, 2005.

2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия 10 класс, М. : Дрофа, 2004.

3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия 11 класс, М. : Дрофа, 2004.

4.Хомченко И.Г. Решение  задач по химии 8-11 классы. М.: Новая волна, 2012.

5. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ. Химия 2016. Интеллект-центр, 2016.

6.Химия. ЕГЭ 2017. Тематическое тестирование (базовый и повышенный уровни). Изд.»Легион» Ростов-на-Дону.

7.Таблицы по неорганической химии

8. Таблицы по органической химии.

Рецензия

на авторскую разработку элективного курса

«Решение задач по химии» для обучающихся 10-11 классов

учителя химии МБОУ СОШ № 10 имени Штанева Якова Ивановича

станицы Кугоейской МО Крыловский район

Подгорновой Натальи Ивановны

Программа данного элективного курса соответствует Положению об экспериментальных и авторских разработках. Она содержит титульный лист, пояснительную записку, описание разделов программы, учебно-тематическое планирование и разработки двух элективных занятий.

 Программа предметно-ориентированного характера. Она позволяет обучающимся 10-11 классов восполнить пробелы в знаниях по химии и точнее сориентироваться в выборе профиля.

 В программе реализованы принципы преемственности изучения предмета. Новизной данной авторской разработки является применение методов решения задач, не используемых в школьной программе.

Содержание материала, включённого в программу полное, прослеживается систематичность его преподнесения.

Методы решения расчётных задач, рассматриваемые в данном курсе, способствуют приобретению обучающимися химических знаний и развитию логического мышления. Это соответствует поставленным в программе целям. Количество часов, отведённых на изучение курса достаточно для его выполнения.

Эффективность программы можно проверить через проведение олимпиад, зачётов по решению задач или через самостоятельное составление творческих задач по различным темам.

 Данный элективный курс поможет обучающимся выработать навыки самостоятельного приобретения знаний по химии, лучше разобраться в теоретическом материале и даст возможность качественнее подготовиться к итоговой аттестации по предмету.  Он позволит обучающимся решать задачи разных типов и разного уровня сложности не только из учебника, но и из сборников задач на базе знаний выпускников школы. Данный курс поможет также и учителю более полно и качественнее проверить знания и умения обучающихся, полученных в процессе изучения химии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Введение в химию» Химия 6 класс

В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в форми...

рабочая Программа элективного курса "Задачи с модулями и параметрами"

Рабочая программа рассчитана на 11 класс при подготовке к ЕГЭ, но может быть использована для 9-11 классов с разной степенью подготовки....

Программа элективного курса "Задачи с модулем и параметром"

Программа элективного курса "Задачи с модулем и параметром" для 9 класса...

ПРОГРАММА Элективного курса «Задачи с параметрами» (10-11 классы)

Пояснительная запискаЭлективный курс профильной подготовки учащихся 10, 11 классов посвящён одной из тем курса алгебры – задачам с параметрами. К сожалению, в средней школе при изучении алгебры практи...

Рабочая программа элективного учебного предмета по химии для обучающихся 10-11 классов среднего общего образования ХИМИЯ В ЗАДАЧАХ И УПРАЖНЕНИЯХ

Рабочая программа элективного учебного предмета по химии для обучающихся 10-11 классов среднего общего образования "ХИМИЯ В ЗАДАЧАХ И УПРАЖНЕНИЯХ", (2 часа в неделю, всего 68 часов...

Авторская рабочая программа элективного курса (предмета) по химии "Химия в помощь сельскому жителю - владельцу земельного участка"

Предлагаемый элективный курс (предмет) предназначен для учащихся 9 (10) классов сельских школ. Имеет прикладную направленность, способствует профессиональной ориентации старшеклассников. Сохраняя стру...

Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .

Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...