Рабочая программа по химии, 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс) на тему

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_himii_10_klass_2017-18.docx51.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Морозово-Борковская средняя школа Сапожковского муниципального района
Рязанской области»

Согласовано:

Зам. директора по учебной работе

_______________________ Черкасова Н. Ф.

        подпись

«____»_________________ 2017г.

Утверждено:

Директор школы:

_________________________ Кузнецова Л. В.        подпись

Приказ № ____ от «____»_________2017 г.

Рабочая программа

Тип программы

Программа общеобразовательных учреждений

Статус программы

Рабочая программа учебного предмета химии на основе федерального  компонента государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования.

Учебный предмет (курс), для которого написана программа

Химия

Класс или классы, для которых написана программа

10 класс МОУ «Морозово-Борковская СШ»

Уровень программы (базовый, профильный уровень, углубленное или расширенное изучение предмета, индивидуальное обучение, коррекционное обучение и т.п.)

базовый

Название, автор, издательство, год издания учебника (учебного пособия)

Химия. Учебник для общеобразовательных учреждений  [О. С. Габриелян]; Москва, «Просвещение», 2014

Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которых создана Рабочая программа

«Программа для общеобразовательных учреждений.  Химии 8-11 классы», Дрофа, 2014 г.

Сроки освоения программы

2017 – 2018 учебный год

Форма обучения

очная

Режим занятий

2 часа в неделю

Объём учебного времени за уч. год (всего)

70 часов

в том числе:

лабораторных и практических занятий

31ч.

промежуточных и итоговых контрольных работ

5ч.

резерв учебного времени

 2ч.

Рассмотрено и одобрено

на заседании ШМО

Протокол № _____

от «____» августа 2017 г.

Руководитель ШМО

Лунькова Т. Ф.

___________________________

                подпись

Составители:

Учитель  химии

_______________________ Черкасова Н. Ф.

        подпись

        

Планируемые результаты.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

- причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;

- строение, свойства и практическое значение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты.

- понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации;

- гомологи и изомеры различных классов органических веществ

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:  - разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ,  материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;

- составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;

-  выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознать важнейшие органические вещества.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ОПРЕДЕЛЯТЬ:

Принадлежность веществ к определенному классу;

Валентность и степень окисления;

Заряд иона;

Вид химической связи;

Наличие водородных связей;

Тип химических реакций в органической химии.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ  СОСТАВЛЯТЬ:

Молекулярные и структурные формулы органических  веществ;

Уравнения химических реакций в органической химии;

Генетическую связь органических веществ;

План решения экспериментальных задач на распознавание органических веществ

Отчет о проделанной работе по получению веществ и изучению их химических свойств.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ  СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА техники безопасности при обращении с химическим оборудованием, поведения в кабинете химии, повседневной жизни при обращении с веществами, оказания первой помощи себе и пострадавшим от неумелого обращения с веществами.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ПРОВОДИТЬ опыты по получению, распознаванию и изучению свойств органических веществ.

Введение (1 час)

        Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических веществ в сравнении с неорганическими веществами. Краткий очерк зарождения и развития органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук.

Тема 1. Повторение важнейших понятий органической химии за курс основной школы. (3 часа).

        Валентность в сравнении со степенью окисления. Структурные формулы. Ковалентная химическая связь, ее полярность и кратность.

        Понятие о гомологических рядах алканов, алкенов, алкинов, предельных одноатомных спиртов и предельных одноосновных карбоновых кислот. Понятие об изомерии и гомологии на основе этих рядов. Понятие о  функциональных группах на примере гидроксогруппы у спиртов и карбоксильной группы у кислот.

        Демонстрация. Опыты, подтверждающие наличие функциональных групп у спиртов и карбоновых кислот.

Тема 2. Строение и классификация органических соединений. (8 часов)

        Строение атома водорода, кислорода, азота, их электронные и электронно-графические формулы. Электронное строение атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Гибридизация орбиталей на примере атома углерода. Виды гибридизации. Направленность, длина, энергия и кратность углерод-углеродных связей. Геометрия молекул этих веществ. Пи и сигма связи в сравнении.

        Теория строения органических соединений. Основные положения теории строения органических веществ А. М. Бутлерова.

        Виды изомерии в органической химии: структурная и пространственная. Разновидности  структурной изомерии: положения кратной связи, положения функциональных групп, межклассовая. Разновидности пространственной изомерии: геометрическая (цис- и транс-); оптическая.

        Классификация и основы номенклатуры органических соединений. Классификация органических соединений по структуре углеродного скелета: ациклические соединения с одинарной, двойной тройной связью. Карбоциклические соединения. Гетероциклические. Классификация по функциональным группам. Галогено производные углеводородов. Спирты, фенолы, простые эфиры. Альдегиды, кетоны, карбоновые эфиры, Сложные эфиры. Углеводы. Азотсодержащие соединения: нитросоединения, амины, аминокислоты. Основы номенклатуры.

        Демонстрация:  Шаростержневые модели органических соединений различных классов. Модели изомеров.

        Лабораторный опыт.

        Изготовление моделей веществ – представителей различных классов органических соединений.

Контрольная работа №1 по теме «Строение и классификация органических соединений».

Тема 3. Химические реакции в органической химии (4 часа).

Типы химических реакций в органической химии: замещения, присоединения, отщепления, изомеризации. Реакции полимеризации и поликонденсации. Особенности этих реакций.

        Демонстрация. Плавление, обугливание и горение органических веществ. Обесцвечивание этиленом раствора перманганата  калия. Взаимодействие с натрием  и кислотами спиртов. Демолимеризация полиэтилена.

        Практическая работы.

1. Качественный анализ органических соединений.

Тема 4. Углеводороды (16 часов).

 АЛКАНЫ. Строение, гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Получение алканов в промышленности из природных источников углеводородов. Переработка нефти, крекинг. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование натриевых солей карбоновых кислот, гидролиз карбида алюминия. Физические свойства алканов. Химические свойства алканов. Реакции радикального замещения, горения, дегидрирования, изомеризации. Применение алканов.

        АЛКЕНЫ. Строение, гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкенов. Получение : из алканов, галогенопроизводных алканов и спиртов. Физические свойства алкенов. Химические свойства: присоединение галогенов, галогеноводородов, воды. Гидрирование, окисление  алкенов. Полимеризация. Применение алкенов на основании их свойств.

        АЛКИНЫ. Строение, гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкинов. Получение. Физические свойства. Химические свойства: присоединение галогенов, галогеноводородов, воды. Гидрирование алкинов. Димеризация и тримеризация ацетилена. Окисление. Применение алкинов.

        ДИЕНЫ. Состав и строение. Кумулированные, сопряженные и изолированные диены. Изомерия и номенклатура. Получение диенов. Физические свойства. Химические свойства: 1,2- и 1,4- присоединение к диенам, полимеризация. Натуральный и синтетический каучуки. Резина.

        Циклоалканы. Строение, гомологический ряд, изомерия и номенклатура циклоалканов. Получение. Химические свойства.

        АРЕНЫ. Строение ароматических углеводородов. Изомеризация и номенклатура. Физические свойства. Способы получения. Химические свойства: радикальное хлорирование и и каталитическое гидрирование бензола. Замещение в ряду бензола и его гомологов. Ориентация при электрофильном замещении. Реакция боковых цепейалкилбензолов. Применение бензола и его гомологов.

        Демонстрация. Определение качественного составаметана и этилена по продуктам горения. Отношении предельных углеводородов, этилена и бензола к раствору перманганата калия.Получение этилена  реакцией гидротации  этилового спирта. Бензол как растворитель.

        Лабораторные опыты. (9 работ)

  1. Изготовление моделей углеводородов и их галогенопроизводных. (3 работы)
  2. Ознакомление с продуктами нефти, каменного угля и продуктами их переработки.
  3. Обнаружение в керосине непредельных соединений.
  4. Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена.
  5. Ознакомление образцов алканов и алкенов.
  6. Ознакомление с образцами каучуков, резины и эбонита.
  7. Ознакомление с качественным составом парафина.

Практические опыты.

  1. Получение этилена и опыты с ним.

Проектная деятельность. «Современные полимеры. Их использование»

Тема 5. Спирты и фенолы (7 часов).

        СПИРТЫ.  Состав и классификация спиртов, номенклатура. Строение спиртов и их физические свойства. Водородная связь Химические свойства спиртов, обусловленные наличием гидроксильных групп. Особенности свойств многоатомных спиртов. Важнейшие представители класса спиртов: метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин. Применение спиртов.

        ФЕНОЛЫ. Строение, изомерия, номенклатура. Многоатомные фенолы. Физические и химические свойства фенола. Кислотность. Электрофильное замещение в бензольном кольце фенола. Получение фенолформальдегидной смолы. Качественная реакция фенола.

        Демонстрация. Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду. Взаимодействие глицерина с натрием. Получение сложных эфиров. Качественная реакция на многоатомные спирты и фенол. Растворимость фенола в воде.

        Лабораторные опыты

  1. Растворение глицерина в воде и реакция его с гидроксидом меди (11).
  2. Взаимодействие фенола с раствором щелочи.

Практические работы.

  1. Спирты и фенолы.

Тема 6. Альдегиды, кетоны (6 часов).

        АЛЬДЕГИДЫ, КЕТОНЫ. Классификация, номенклатура, изомерия альдегидов и кетонов. Строение карбонильной группы. Химические свойства альдегидов. Присоединение синильной кислоты. Восстановление и окисление альдегидов. Реакция «серебряного зеркала». Галогенирование, поликонденсация.

        Демонстрация. Реакция «серебряного зеркала».

        Лабораторные опыты.

  1. Качественные реакции на альдегиды.
  2. Окисление спирта в альдегид.

Практические работы.

1. Альдегиды и кетоны.

Тема 7. Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры (7 часов).

        КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ. Классификация, номенклатура. Строение карбоксильной группы. Физические и химические свойства карбоновых кислот.

Кислотность. Реакция этерификации. Непредельные карбоновые кислоты. Отдельные представители карбоновых кислот.

        СЛОЖНЫЕ ЭФИРЫ. Строение, получение и гидролиз сложных эфиров.

        ЖИРЫ. Строение и распространение жиров. Омыление жиров. Жиры как сырье для получения мыла. Мыла и их моющие свойства. Понятие о СМС.

        Демонстрация.  Опыты, показывающие химические свойства уксусной кислоты. Возгонка бензойной кислоты. Отношение олеиновой кислоты к раствору перманганата калия.

        Лабораторные опыты.

  1. Растворимость жиров
  2. Доказательство непредельного характера жидкого жира.
  3. Омыление жиров.
  4. Сравнение свойств мыла и СМС.
  5. Получение и свойства карбоновых кислот.

Практические работы

1.  Карбоновые кислоты.

Тема 8. Углеводы (5 часа).

        Этимология названия класса.  Классификация углеводов: моно-, ди-, полисахариды.

        МОНОСАХАРИДЫ. Классификация. Гексозы, их представители. Глюкоза. Строение молекулы, физические и химические свойства: реакция с гидроксидом меди (11), как альдегида и как многоатомного спирта; восстановление водородом (сорбит); реакции спиртового и молочнокислого брожения. Применение глюкозы на основании ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Нахождение ее в природе и биологическая роль.

        ДИСАХАРИДЫ. Общая формула и представители. Сахароза, ее физические и химические свойства. Нахождение в природе и биологическая роль. Получение сахара в промышленности.

        ПОЛИСАХАРИДЫ. Общая формула и представители: декстрины, гликоген, крахмал, целлюлоза. Гидролиз полисахаридов. Свойства крахмала и целлюлозы в сравнении. Применение полисахаридов на основании их свойств (волокна). Нахождение в природе, их биологическая роль.

        Демонстрация. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (11) без нагревания и с нагреванием. Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. Гидролиз сахарозы. Гидролиз целлюлозы и крахмала. Коллекция крахмала.

        Лабораторные опыты.

  1. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (11).
  2. Взаимодействие крахмала с йодом.

Практические работы.

1. Углеводы.

Тема 9. Азотсодержащие органические соединения (8 часов).

        АМИНЫ. Строение, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические и ароматические амины. Получение. Физические и химические свойства. Основность аминов. Амины как нуклеофилы.

        АМИНОКИСЛОТЫ И БЕЛКИ. Строение и изомерия аминокислот. Свойства аминокислот (наличие аминогруппы и карбоксильной группы, их количество). Реакция поликонденсации, пептидная связь, образование полипептидов. Белки как полимеры. Первичная, вторичная, третичная структура белков. Биологическая роль белков.

        Демонстрация. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Коллекция «Волокна».

        Лабораторные опыты. (2)

  1. Ознакомление с образцами синтетических волокон.
  2. Растворение белков в воде. Цветные реакции белков.

Практические работы (2)

  1. Амины, аминокислоты, белки.
  2. Идентификация  органических соединений.

Тема 10. Биологически-активные вещества. (3 часа)

Витамины. Ферменты. Гормоны. Лекарства.

Тематическое планирование

10 класс

2 часа в неделю, всего 70 часов.

п/п

Название темы

Количество часов

К/р

Пр/р

Л/р

1.

Введение. Повторение важнейших понятий органической химии.

1+3

-

-

-

2.

Строение и классификация органических веществ

8

1

-

1

3.

Химические реакции в органической  химии

4

-

1

-

4.

Углеводороды

16

1

1

9

5.

Спирты и фенолы

7

-

1

2

6.

Альдегиды и кетоны

6

1

1

2

7.

Карбоновые кислоты. Сложные эфиры.

7

1

1

5

8.

Углеводы.

5

-

1

2

9.

Азотсодержащие соединения

8

1

2

2

10

Биологически активные вещества

3

-

-

-

Резерв

2

Итого

70

5

8

23

НОРМЫ ОЦЕНОК  ПО ХИМИИ

Оценка устного ответа

Отметка «5» ставится, если дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Отметка «4» ставится, если дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий; материал изложен в определенной последовательности; допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и нечеткий ответ.

Отметка «3» ставится, если дан полный ответ, но при этом допущена существенная ошибка
или ответ неполный, построен несвязно.

Отметка «2» ставится, если ответ обнаруживает непонимание основного содержания учебного материла; допущены существенные ошибки, которые уч-ся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка умений решать задачи

Отметка «5»:  в логическом рассуждении и решении нет ошибок; задача решена рациональным способом.

Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, при этом задача решена, но не рациональным способом; допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок; допускается существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Оценка экспериментальных умений  (в процессе  выполнения практических работ по инструкции)

Отметка  «5»: работа  выполнена полностью; сделаны правильные   наблюдения и выводы; эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники   безопасности и правил работы с веществами и приборами; проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места , порядок на столе, экономно используются реактивы).  

Отметка «4»: работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы, но эксперимент выполнен неполно или наблюдаются несущественные ошибки в работе с веществами и приборами.

Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину;  допущена существенная ошибка (в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которую учащийся исправляет по требованию учителя.

Отметка «2»: допущены две или более существенные ошибки (в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении  работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которые учащийся не может исправить.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

При оценке этого умения следует учитывать наблюдения учителя и предъявляемые учащимся результаты выполнения опытов.

Отметка «5»: план решения задачи составлен правильно, осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»: план решения составлен правильно, осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, допущено не более двух несущественных ошибок (в объяснении и выводах).

Отметка «3»: план  решения составлен правильно, осуществлен подбор химических  реактивов и оборудования, допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка  «2»: допущены две  и более ошибки (в плане  решения,   в подборе химических  реактивов и оборудования,   в объяснении и выводах).

Оценка за письменную контрольную работу

При оценивании ответа учащегося необходимо читывать качество выполнения работы по заданиям.

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил работу полностью и правильно, возможна одна несущественная ошибка.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней одну ошибку или два-три недочёта.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета, или не более двух-трех негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трех недочетов, или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена меньше, чем наполовину или содержит существенные ошибки, показавшие, что ученик не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.


Календарно-тематическое планирование.

Уро

ка

Дата/

план

Дата/ факт

Тема урока  

Изучаемые вопросы

Демонстрация

Д/з

Введение 1 час.

Повторение важнейших понятий органической химии (3 часа)

1.

Органическая химия

Понятие «органическая химия». Особенности строения и свойства органических соединений.

Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества

Д. Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них.

1

2

Теория строения органических веществ А. М. Бутлерова

Основные положения теории строения А. М. Бутлерова.

Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере бутана и изобутана.

Д. Модели молекул метана, метанола, этилена и ацетилена.

Коллекция полимеров, природных и синтетических каучуков, лекарственных препаратов, красителей.

2

3

Строение атома

Электронное облако и орбиталь, его формы: s,  p.

Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях.

Ковалентная связь, ее разновидности (сигма и пи). Образование молекулы: H2  Cl2  N2  HCl  H2O  NH3     . Водородная связь.

Д. Шаростержневые модели молекул : H2  Cl2  N2   H2O     CH4

3

4

Валентные состояния атома углерода.

Первое валентное состояние: sp3  гибридизация

 на примере молекул метана и других алканов.

Второе валентное состояние:  sp2 гибридизация на примере молекулы этилена.

Третье валентное состояние:  sp  гибридизация на примере молекулы ацетилена.

Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них.

Д. Шаростержневые модели CH4   C2H4   C2H2

Модели отталкивания гибридных орбиталей с помощью воздушных шаров.

4

Тема 2. Строение и классификация органических веществ. (8 часов)

1. 5

Классификация органических соединений.

Углеводороды

Классификация органических соединений по строению углеводородного скелета: ациклические (Алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические (циклоалканы и арены) и гетероциклические

Д. Образцы представителей  различных классов органических соединений, шаростержневые модели. 

5

2.6

Классификация органических соединений по функциональным группам.

Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды. , кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры.

Д. Образцы представителей  различных классов органических соединений, шаростержневые модели

5, упр.1-5

3.7

Основы номенклатуры органических соединений.

Номенклатура тривиальная и ИЮПАК. Принципы образования названий соединений по ИЮПАК: замещение, родоначальная структура, старшенство характерных групп (алфавитный порядок)

Таблица «Основные классы органических соединений»

6

4.8

Изомерия в органической химии: углеродного скелета, положения кратной связи.

Структурная изомерия  и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной  связи и функциональной группы), межклассовая  изомерия.

Д. Шаростержневая модель молекул

7

5.9

Изомерия положения функциональных групп. Межклассовая и пространственная изомерия.

Изомерия положения и функциональной группы, межклассовая  изомерия.

Д. Шаростержневая модель молекул

Упр. 1-4

6.10

Решение заданий по определению  и написанию изомеров. Решение расчетных задач на вывод формул органических

Решение задач на вывод формул органических соединений. Выполнение упражнений по изготовлению моделей молекул, выполнение тестов. Подготовка к контрольной работе.

Лаб. раб. №1 «Изготовление моделей молекул веществ – представителей разных классов орг. веществ»

задачи

7.11

Решение расчетных задач на вывод формул органических по процентному составу вещества.

Решение задач на вывод формул органических соединений. Подготовка к контрольной работе.

Упр. 5-7

8.12

Контрольная работа №1 по теме «Строение и классификация орг. в-в»

Учет и контроль знаний по теме «Строение и классификация органических веществ»

6,7

Тема 3. Химические реакции в органической химии (4 часа)

1.13

Типы химических реакций в органической химии: замещения и присоединения.

Понятие  о реакциях замещения. Галогенирование алканов, щелочной гидролиз галогеналканов. Понятие о реакциях   присоединения.  Гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации.

8

2.14

Реакции отщепления и изомеризации

Понятие о реакциях отщепления (элимитирования). Дегидрирование алканов. Дегидротация спиртов. Дегидрохлорирование на примере галогеноалканов. Понятие о крекинге алканов и деполимеризации полимеров. Реакция изомеризации.

Д. Получение этилена

8, упр. 1-3

3.15

Решение задач и упражнений по теме «Химические реакции»

Решение задач  и упражнений по теме.

Упр. 4

Подг к пр. р №1

4.16

Практическая работа №1 «Качественный анализ органических соединений»

Учет и контроль знаний,  практических умений по определению качественного состава органических веществ.

Тема 4. Углеводороды  (16 часов)

1.17

Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, каменный уголь.

Понятие об углеводородах. Природные источники углеводородов.

Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная переработка, термический и каталитический крекинг.

Природный газ, его состав и практическое использование.

Каменный уголь. Коксование каменного угля.

Д. Коллекция «Природные источники углеводорода»

Образование нефтяной  пленки на поверхности воды.

10

2.18

Алканы: строение, номенклатура, изомерия, получение, физические свойства

Гомологический ряд и общая формула алканов.

Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов.

Физические свойства алканов. Алканы в природе.

Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти.

Л. Р. №2 «Изготовление моделей углеводородов»

Д. Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание)

11

3.19

Химические свойства алканов.

Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомерия алканов.

Применение алканов.

Л. Р. 3.«Ознакомление с продуктами нефти, каменного угля и продуктами ее переработки»

4. «Изготовление моделей галогеноалканов»

11, упр. 1-4

4.20

Алкены: строение, номенклатура, изомерия, получение, физические свойства.

Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная.

Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеноалканов, спиртов.

Л. Р. 5.«Обнаружение в керосине непредельных соединений»

Д. Шаростержневые модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов.

Получение этена из спирта.

12

5.21

Химические свойства алкенов.

Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалагенирование, гидротация, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов.

Применение алкенов на основе их свойств.

Л. Р.6. «Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена»

7.«Распознавание образцов алканов и алкенов»

Д. Обесцвечивание этеном раствора марганцовки.

12, упр. 1-5, подг к пр. р.№2

6.22

Практическая работа №2 «Получение этилена и опыты с ним»

Учет и контроль знаний,  практических умений по получению алкенов.

12

7.23

Алкины: строение, номенклатура, изимерия, получение, физические свойства

Гомологический ряд алкинов. Общая формула.

Строение молекулы ацетилена и других алканов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый, карбидный способы. Физические свойства алкинов.

Л. р.8. «Изготовление моделей алкинов и их изомеров»

8.24

Химические свойства алкинов.

Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалагенирование, гидротация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Применение алкинов.

13 упр.4,6

9.25

Алкадиены: строение, номенклатура, изомерия, получение, физические свойства

Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства.

Д. Шаростержневые модели молекул алкадиенов с различным  взаимным расположением пи-связи.

14

10.26

Химические свойства алкадиенов. Каучуки. Резина.

Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов.

Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучуков. Резина. Работы С. В. Лебедева.

Л. Р. 9.«Знакомство с коллекцией «Каучуки и резина»

14, упр.№4-6

11.27

Циклоалканы: строение, номенклатура, изомерия,  получение, физические свойства.

Понятие о циклоалканах и их свойствах.

Д. Шаростержневые модели молекул циклоалканов и алкенов.

15

12.28

Ароматические углеводорода (Арены). Строение молекулы бензола. Физические свойства и получение.

Бензол как представитель  Аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение пи-связей.

Получение Аренов.

Изомерия и номенклатура Аренов. Гомологи бензола. Влияние боковой цепи на электронную плотность.

Д. Шаростержневые модели молекул бензола и его гомологов.

16

13.29

Химические свойства бензола.

Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование, алкилирование.

Применение бензола и его гомологов.

Д. Обесцвечивание толуолом раствора марганцовки.

16, упр.1,2

14.30

Генетическая связь между классами углеводородов.

Решение расчетных задач на вывод формул органических веществ по массовой доле и по продуктам сгорания. Выполнение упражнений на генетическую связь, получение и распознавание углеводородов.

Превращения

15.31

Выполнение заданий по составлению изомеров, уравнений реакций.

Упражнения по составлению  уравнений реакций с участием углеводородов; реакций, иллюстрирующих генетическую связь между различными классами углеводородов. Составление формул, названий углеводородов, их гомологов, изомеров.

.

Выполнение тестовых заданий.

Л. Р.10 «Определение качественного состава парафина»

Запись изомеров

16.32

Контрольная работа №2 по теме «Углеводороды»

Контроль и учет знаний по изученной теме.

15,16

Тема 5. Спирты и фенолы (7 часов)

1.33

Спирты: состав, классификация, изомерия.

Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов ( положение гидроксильной группы, межклассовая, «углеводородного скелета»).

Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь.

Д. Физические свойства этанола.

Шаростержневые модели молекул изомеров с молекулярной формулой C3H8O

C4H10O

17

2.34

Химические свойства одноатомных спиртов

Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксогрупп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная гидротация, этерификация, окисление и дегидрорование спиртов.

.

Важнейшие представители спиртов. Физическое действие метанола и этанола.

Д. Получение эфира

Получение сложного эфира

Получение этена.

17, упр. 1-4

3.35

Многоатомные спирты.

Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты

Лаб. р. 11 Растворение глицерина в воде, реакция с гидроксидом меди (2)

Упр.5-6

4.36

Фенол.

Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства как следствие его строения. Кислотные свойства.

 Поликонденсация с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола.

Д. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и повышенной температуре.

Лаб. р. 12. Взаимодействие фенола с раствором гидроксида натрия.

18

5.37

Взаимное влияние атомов на примере молекулы фенола.

Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола

Упр. 1-3

6.38

Решение расчетных задач по определению мол. формулы  по продуктам сгорания.

Решение расчетных задач на определение формул углеводородов по продуктам сгорания

Задача, подг к пр. р. №3

7.39

Практическая работа №3 «»Спирты»

 Проверка готовности к выполнению в соответствии с маршрутом. Контроль и учет знаний по практической части данной темы (выполнение работы в соответствии с маршрутом)

17,18

Тема 6. Альдегиды и кетоны (6 часов)

1.40

Альдегиды: классификация, изомерия, номенклатура. Строение молекулы, физ. свойства».

Альдегиды и кетоны: строение их молекул, изомерия, номенклатура. Особенности строения карбонильной группы.

Физические свойства формальдегида и его гомологов.

Отдельные представители альдегидов и кетонов.

Д. Шаростержневые модели молекул альдегидов и изомерных им кетонов.

19

2.41

Химические свойства альдегидов.

Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксидом меди (II))

Качественные реакции на альдегиды. Повторение реакции поликонденсации фенола с формальдегидом.

Л. Р. 13. Качественные реакции на альдегиды

19, упр. 4

3.42

Генетическая связь между органическими веществами.

Упражнения в составлении уравнений реакций с участием спиртов, фенолов, альдегидов, а также на генетическую связь между классами органических соединений.

Л. р. 14. «Окисление этанола в этаналь»

Осущ. превращения

4.43

Решение расчетных и экспериментальных задач

Решение расчетных и экспериментальных задач.

задача

5.44

Контрольная работа №3 по теме «Альдегиды и кетоны»

Контроль и учет знаний по изученной теме

Под. К пр. р №4

6.45

Практическая работа №4 «Спирты. Фенолы. Альдегиды. Кетоны»

Проверка готовности к выполнению в соответствии с маршрутом. Контроль и учет знаний по практической части данной темы (выполнение работы в соответствии с маршрутом).

19

Тема 7. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры (7 часов).

1.46

Карбоновые кислоты: строение, классификация.

Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот.

Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекулы.

Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот.

Д. Знакомство с физическими свойствами некоторых карбоновых кислот: муравьиной, уксусной, масляной, олеиновой, лимонной, бензойной.

Возгонка бензойной кислоты.

Отношение кислот к воде.

20

2.47

Химические свойства карбоновых кислот (по карбоксильной группе)

Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями).

.

Реакция этерификации, условия ее проведения.

Л. р. 15. «Получение и свойства кислот»

Д. Получение сложного эфира.

Отношение к раствору перманганата предельной и непредельной кислоты.

20, упр. 2-4

3.48

Химические свойства карбоновых кислот (по радикалу).

Влияние углеводородного радикала на силу карбоновых кислот.

Хлорирование по радикалу.

Упр.13,15

4.49

Сложные эфиры.

Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров. Обратимость  реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров.

Д. Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот.

Получение сложного эфира.

Выведение жирного пятна с хлопчатобумажной ткани при помощи сложного эфира.

21

5.50

Жиры.

Жиры – сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул жиров.

Классификация жиров.

Омыление жиров, получение мыла. Понятие «мыла», объяснение их моющих свойств.

Жиры в природе. Биологическая функция жиров.

Л. р.16.  «Растворимость жиров в воде и орг. растворителях»

«Получение мыла»

«Сравнение мыла с СМС в жесткой воде»

Л. р. 17. «Доказательство непредельного характера жидкого жира».

Л. р.18. «Получение мыла»

Л. Р. 19. «Сравнение мыла с СМС в жесткой воде»

21, упр. 1-3

6.51

Контрольная работа №4  по теме «Карбоновые кислоты и их производные»

Контроль и учет знаний по изученной теме

Под. К пр. р. №5

7.52

Практическая работа №5 «Карбоновые кислоты»

Проверка готовности к выполнению в соответствии с маршрутом. Контроль и учет знаний по практической части данной темы (выполнение работы в соответствии с маршрутом).

21

Тема 8. Углеводы (5 часов)

1.53

Углеводы, их состав и классификация.

Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.

Д. Образцы углеводов и изделий из них. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II)

22

2.54

Моносахариды.

Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы.

Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование.

Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого.

Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы.

Применение глюкозы на основе ее свойств.

Фруктоза как изомер глюкозы.

Сравнение строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы.

Фруктоза в природе и ее биологическая роль.

Л. Р.20. «Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (11) при различной Т».

Д. Реакция «серебряного зеркала»

23,Упр. 2-5

3.55

Полисахариды

Крахмал, целлюлоза (сравнительная характеристика). Физические свойства полисахаридов.

Химические свойства полисахаридов.

Гидролиз полисахаридов.

Качественная реакция на крахмал.

Полисахариды в природе, их биологическая роль.

Применение полисахаридов. Понятие об искусственных волокнах.

Л.Р.21.

«Взаимодействие крахмала с йодом). Знакомство с коллекцией волокон.

24

4.56

Решение экспериментальных задач.  Генетическая связь между классами орг. в-в»

Упражнения в составлении уравнений реакций с участием углеводов, уравнений, иллюстрирующих цепочки превращений и генетическую связь между классами органических соединений. Решение экспериментальных задач по определению органических веществ (качественные реакции)

Э. З. Определение наличия крахмала в меде, хлебе, маргарине.

Под. К пр. р. №6

5.57

Практическая работа №6 «Углеводы»

Проверка готовности к выполнению в соответствии с маршрутом. Контроль и учет знаний по практической части данной темы (выполнение работы в соответствии с маршрутом).

23,24

Тема 9. Азотсодержащие соединения (8 часов)

1.58

Амины: строение, классификация, номенклатура, получение.

Амины. Определение, строение, классификация, изомерия и номенклатура. Алифатический амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина).

Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами.

25

2.59

Аминокислоты: состав и строение молекул, номенклатура, получение.

Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями, образование сложных эфиров. Взаимодействие аминокислот с сильными кислотами. Образование внутримолекулярных солей. Реакция поликонденсации аминокислот.

Д. Синтетические волокна: капрон, энант.

26

3.60

Белки как биополимеры. Биологическая роль белков.

Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков.

.

Л. Р. 22. «Растворение белков в воде»

23. «Цветные реакции белков»

27

4.61

Химические свойства белков.

Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции белков.

Биологические функции белков. Значение белков

Л. Р. 24. «Ознакомление с образцами синтетических волокон»

Упр. №1-5

5.62

Нуклеиновые кислоты

Понятие ДНК и РНК. Строение, значение.

Д. Модель ДНК. Образца продуктов питания из трансгенных форм растений и животных; лекарств и препаратов, изготовленных с помощью генной инженерии.

28

6.63

Контрольная работа №5 « Азотсодержащие соединения»

Контроль и учет знаний по  темам: «Углеводы» и «Азотсодержащие соединения»

Подг. К пр. р.№7

7.64

Практическая работа № 7 « Амины. Аминокислоты, Белки»

Проверка готовности к выполнению в соответствии с маршрутом. Контроль и учет знаний по практической части данной темы (выполнение работы в соответствии с маршрутом).

Подг. К пр. р №8

8.65

Практическая работа № 8 «Идентификация органических соединений»

Проверка готовности к выполнению в соответствии с маршрутом. Контроль и учет знаний по практической части данной темы (выполнение работы в соответствии с маршрутом).

Индив. задания

Тема 9. Биологически активные вещества (3 часа)

1.66

Витамины.

Ферменты.

Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Нормы потребления витаминов.

Водорастворимые (на примере витамина С) и жирорастворимые (на примере витаминов А и D) витамины.

Понятие о авитаминозах, гипер- и гиповитаминозов.

Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами. Значение в биологии и применение в промышленности.

Д. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины.

Иллюстрации фотографий животных с различными формами авитаминозов.

29,30

2.67

Гормоны.

Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов.

Понятие о классификации гормонов. Отдельные представители гормонов: инсулин, адреналин.

31

3.68

Лекарства.

Понятие о лекарствах как химотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды (стрептомицид), антибиотики (пенициллин), аспирин. Безопасные формы применения, лекарственные формы.

32

Резервное время 2 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...