Рабочая программа по химии 8-10 кл (II вид, вариант II)
рабочая программа по химии на тему

Рабочая программа по химии для 8-10 классов основного общего образования специального коррекционного учреждения I-II вида (II вид, вариант II), разработана на основе Федерального Государственного стандарта. За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений, опубликованная издательством "Просвещение" в 2013 году (Сборник программ курса химии к учебникам химии авторов Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана для 8-9 классов). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp.docx52.1 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)  ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

 г. КРАСНОДАРА

«УТВЕРЖДЕНО»

решение педсовета протокол № 1
от 31 августа  2017 года

Председатель    ________     Т.Г. Топчий
                   Подпись                            Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХИМИИ
8-10 класс (II вид, вариант II)

Год создания программы: 2017
Вид программы: рабочая программа 2 вида
Срок реализации программы: 3 года
Ступень обучения: основное  общее образование
Количество часов: 204  часа (2 часа в неделю)
Разработчик программы: учитель химии Л.А. Кудрявцева

Рабочая программа разработана на основе рабочей программы курса химии основного общего образования, разработанной Н.Н. Гара к учебникам авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана для 8-9 классов общеобразовательных организаций (Москва «Просвещение» 2013 г.)

Краснодар
2017 г.

Таблица тематического распределения часов:

(вариант II, 2 часа в неделю)

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая

программа

8 кл

70 ч

5 ч - резерв

9 кл

70 ч

3 ч - резерв

8 кл

68 ч

9 кл

68 ч

10 кл

68 ч

1.

Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)

51

68

Предмет химии.

6

9

Первоначальные химические понятия.

14

19

Кислород.

5

7

Водород.

3

5

Вода. Растворы.

7

9

Количественные отношения в химии.

5

5

Основные классы неорганических соединений.

11

12

Повторение, обобщение и контроль по разделу: «Основные понятия химии»

2

Повторение некоторых вопросов курса химии 8 кл

2

2.

Раздел 1. Периодический закон и периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева. Строение атома.

7

10

Периодический закон и периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева. Строение атома.

7

10

3.

Раздел 2. Строение вещества. Химическая связь.

7

12

Строение вещества. Химическая связь.

7

12

4.

Раздел 3. Многообразие химических реакций.

15

24

Классификация химических реакций.

6

9

Химические реакции в водных растворах.

9

15

5.

Раздел 4. Многообразие веществ.

43

18

Неметаллы. Галогены.

5

7

Кислород и сера.

8

10

Повторение, обобщение и контроль по курсу 9 кл

3

Повторение некоторых вопросов курса химии 9 кл

2

6.

Раздел 1. Многообразие веществ.

47

Азот и фосфор.

9

14

Углерод и кремний.

8

14

Металлы.

13

19

7.

Раздел 2. Краткий обзор важнейших органических веществ.

9

16

Краткий обзор важнейших органических веществ.

9

16

Повторение, обобщение и контроль по курсу химии.

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по химии для 8-10 классов основного общего образования  специального коррекционного учреждения I-II вида (II вид, вариант II), разработана на основе Федерального Государственного стандарта,. За основу рабочей программы взята программа  курса химии для  8-9 классов общеобразовательных учреждений,  опубликованная издательством «Просвещение» в 2013  году (Сборник программ курса химии к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана для 8-9 классов).

Общая характеристика рабочей программы и учебного процесса
(технологии, методы, формы и средства достижения цели и задач обучения).

Согласно действующему Базисному учебному плану специальных (коррекционных) образовательных учреждений (2002г.), рабочая программа для 8-10 классов предусматривает обучение химии в объёме 2 часов в неделю, 68 часов за учебный год и изучается 3 года (в отличие от общеобразовательной школы, где на изучение данного материала отводится 2 года).  

Рабочая программа является программой второго вида.
               Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения об основных понятиях химии (уровень атомно-молекулярных представлений) и краткий обзор основных классов неорганических веществ.

Курс 9 класса включает информацию о строении атомов химических элементов, структуре Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, химической связи, химических реакциях,  об электролитической диссоциации,  расширение знаний о важнейших классах неорганических соединений.

Курс 10 класса предполагает изучение многообразия веществ.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены все виды школьного химического эксперимента- демонстрации, лабораторные опыты и практические работы, расчётные задачи, а также сочетание эксперимента с другими средствами обучения, предусмотренным  Примерной программой, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Наиболее приоритетными являются здоровьесберегающие технологии, компьютерные технологии, метод проектов.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки обобщения, систематизации и контроля, которыми завершаются разделы (темы) и полностью курс.

Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников».

       В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, получить знания о важнейших аспектах современной естественнонаучной картины мира. Историко-научный материал, представленный в курсе, даёт возможность показать школьникам, что развитие науки - это многовековая история становления знаний об окружающем мире. Это позволит раскрыть общеобразовательное значение химии, дать больше практических сведений об использовании химических знаний в повседневной жизни, в труде, развить экологическую культуру школьников.

Нормативно-правовая база рабочей программы:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ
  • Закон Краснодарского края «Об образовании» 29.12.2004 N 828-КЗ
  • Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. Н.Н. Гара. Москва «Просвещение» 2013 г.
  • Федеральный перечень учебников рекомендованных к использованию при реализации

имеющих государственную аккредитацию образовательных программ общего, основного

общего, среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 253.

  • «Инструкция по заполнению классного журнала», утвержденная приказом № 114-О от 01.09.2012г.
  • «Положение о порядке проведения текущего и итогового контроля и оценки уровня учебных достижений учащихся», утвержденное решением педагогического совета от 30.08.2013г., протокол №1.
  • «Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ, календарно-тематического планирования», утвержденное решением педагогического совета от 30.08.2013г., протокол №1.

     

В задачи обучения химии входят:

*изучение основ науки: важнейших фактов, понятий, химических законов, теорий, химической символики, доступных обобщений мировоззренческого характера;

*ознакомление с технологиями, применяемыми на химическом производстве;

*воспитание нравственности, бережного отношения к природе;

*формирование умений сравнивать, вычленять в изученном существенное, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, связно излагать учебный материал;
*формирование умений обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием;

*соблюдать правила техники безопасности;

*наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, на производстве и повседневной жизни;

*формирование умений организовывать свой труд;

*пользоваться учебником, справочной литературой;

*соблюдать правила работы в классе, коллективе, на рабочем месте;
*развитие слухового восприятия и коррекция произношения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

8 класс 

(2 часа в неделю: всего 68 ч)

Раздел 1. Основные понятия химии

(уровень атомно-молекулярных представлений) 68ч

Предмет химии (9ч) 
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

 Первоначальные химические понятия (19ч)

 Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решётки. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава веществ. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности.

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация  химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.

Кислород (7ч)

Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение.  Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Водород (5ч )

Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород – восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.

Вода. Растворы (9ч)

Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Вода - растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества.

Количественные отношения в химии (5 ч)

Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Основные классы неорганических соединений (12 ч )

Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.

Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

 Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот.  Вытеснительный ряд металлов.

Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Повторение, обобщение и контроль по разделу: «Основные понятия химии» (2 ч)

Демонстрации. Ознакомление с лабораторным оборудованием; приёмы безопасной работы с ним. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция. Нагревание сахара, Нагревание парафина. Горение парафина. Взаимодействие растворов: карбоната натрия и соляной кислоты, сульфата меди (II) с раствором глюкозы при обычных условиях и при нагревании.

Примеры простых и сложных веществ в разных агрегатных состояниях. Шаростержневые модели молекул метана, аммиака, воды, хлороводорода, оксида углерода (IV). Модели кристаллических решёток разного типа. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.

Физические и химические свойства кислорода. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и методом вытеснения воды. Условия возникновения и прекращения горения. Получение озона. Определение состава воздуха.

Получение водорода в аппарате Кипа, проверка водорода на чистоту, горение водорода на воздухе и в кислороде, собирание водорода методом вытеснения воздуха  и воды.

  Анализ воды. Синтез воды. Взаимодействие воды с натрием, кальцием, магнием, оксидом кальция, оксидом углерода (IV), оксидом фосфора (V) и испытание полученных растворов индикатором.

Химические соединения количеством вещества 1 моль.

Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щёлочи кислотой в присутствии индикатора.

    Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений.

Ознакомление с образцами простых (металлы и неметаллы) и сложных веществ, минералов и горных пород. Разложение основного карбоната меди (II). Реакция замещения меди железом.

Ознакомление с образцами оксидов.

Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).

Опыты, подтверждающие химические свойства оксидов, кислот, оснований, амфотерных гидроксидов и солей.

Практические работы

  • Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.
  • Очистка загрязнённой поваренной соли.
  • Получение и свойства кислорода.
  • Получение водорода и изучение его свойств.
  • Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества.
  • Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».

Расчетные задачи:

Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы                                                   растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации.

Вычисления с использованием понятий «масса», «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём». Объёмные отношения газов при химических реакциях.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

9 класс 

(2 часа в неделю: всего 68 ч)

Раздел 1. Периодический закон и периодическая система

химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. 10 ч

Периодический закон и периодическая система химических элементов  

Д.И. Менделеева. Строение атома (10ч)

Первоначальные попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы.

Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система как естественно–научная классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов  Д. И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б- группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).

Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».

Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого – третьего периодов. Современная формулировка периодического закона.

Значение периодического закона. Научные достижения  Д. И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность  Д. И. Менделеева.

Демонстрации:

Физические свойства щелочных металлов. Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора, серы с водой, исследование свойств полученных продуктов. Взаимодействие натрия и калия с водой. Физические свойства галогенов. Взаимодействие алюминия с хлором, бромом и йодом.

Раздел 2. Строение вещества. Химическая связь. 12 ч

Строение вещества. Химическая связь (12ч)

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.

Демонстрации:

Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

Раздел 3. Многообразие химических реакций. 24 ч

Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса.

Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.             Первоначальное представление о катализе.

        Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.

Химические реакции в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая  диссоциация кислот, оснований и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Условия течения реакций ионного обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях. Понятие о гидролизе солей.

Демонстрации:

Примеры экзо- и эндотермических реакций.

Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами. Взаимодействие гранулированного цинка и цинковой пыли с соляной кислотой.

Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой разной концентрации при разных температурах.

Горение угля в концентрированной азотной кислоте.

Горение серы в расплавленной селитре.

Испытание растворов веществ на электрическую проводимость.

Движение ионов в электрическом поле.

Практические работы:

  • Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость.
  • Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, солей и оснований как электролитов»

Лабораторные опыты:

Реакции обмена между растворами электролитов

Расчетные задачи: Вычисления по термохимическим уравнениям реакций.

Раздел 4. Многообразие веществ. 18 ч

Неметаллы. Галогены. (7ч). Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства галогенов. Сравнительная характеристика галогенов. Получение и применение галогенов.  Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора. Хлороводород. Физические свойства. Получение. Соляная кислота и её соли. Качественная реакция на хлорид-ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.

  Кислород и сера (10ч) Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфид-ионы.  Оксид серы (IV). Физические и химические свойства. Применение. Сернистая кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфит-ионы. Оксид серы (VI). Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты в промышленности. Применение серной кислоты.  

Демонстрации: Физические свойства галогенов.

Получение хлороводорода и растворение его в воде. Аллотропные модификации серы. Образцы природных сульфидов и сульфатов.

Практические работы: 

  • Получение соляной кислоты и изучение её свойств.
  • Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».

Лабораторные опыты: 

Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений.

Ознакомление с образцами серы и её природных соединений.

  Качественные реакции  сульфид-, сульфит- и сульфат- ионов в растворе.

Расчетные задачи: Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю  примесей.

Повторение, обобщение и контроль по курсу 9 кл (3 ч)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

10 класс 

(2 часа в неделю: всего 68 ч)

Раздел 1. Многообразие веществ. 47 ч         

Азот и фосфор (14ч) Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение и применение. Соли аммония. Азотная кислота и ее свойства. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение азотной кислоты в лаборатории. Химические реакции, лежащие в основе получения азотной кислоты в промышленности. Применение азотной кислоты. Соли азотной кислоты и их применение. Азотные удобрения.

Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Фосфорные удобрения.

Углерод и кремний (14ч) Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод. Аллотропия углерода. Физические и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Качественные реакции на карбонат-ионы. Круговорот углерода в природе. Органические соединения углерода.

Кремний. Оксид кремния (4). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Металлы (19ч) Положение металлов в периодической системе химических элементов, строение их атомов.  Металлическая связь. Физические свойства металлов. Ряд активности металлов (электрохимический ряд напряжений метало). Химические свойства металлов. Общие способы получения металлов. Сплавы металлов.   

Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства щелочных металлов. Применение щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе. Магний и кальций, их важнейшие соединения. Жесткость воды и способы ее устранения. 

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Применение алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. 

Железо. Положение железа в периодической системе, строение его атома.  Нахождение в природе. Физические и химические  свойства железа. Важнейшие соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III). Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.

Демонстрации:

Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами  природных нитратов, фосфатов.

Модели кристаллических решёток  алмаза и графита. Образцы природных карбонатов и силикатов.

  Образцы  важнейших соединений натрия, калия, природных соединений магния, кальция, алюминия, руд железа. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа  в кислороде и хлоре.

Практические работы:

  • Получение аммиака и изучение его свойств.
  • Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
  •  Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Лабораторные опыты:

Взаимодействие солей аммония со щелочами.

Качественная реакция на углекислый газ.

Качественные реакции на карбонат - ион.

Изучение образцов металлов. Взаимодействие металлов с растворами солей. Ознакомление со свойствами и превращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+

Расчетные задачи: Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма или количества  одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю  примесей.

Раздел 2. Краткий обзор важнейших органических веществ. 16 ч

Краткий обзор важнейших органических веществ. (16 ч)

Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Углерод – основа жизни на Земле. Особенности строения атома углерода в органических соединениях.

Углеводороды. Предельные (насыщенные) углеводороды. Метан, этан, пропан – простейшие представители предельных углеводородов. Структурные формулы углеводородов. Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и химические свойства предельных углеводородов. Реакции горения и замещения. Нахождение в природе предельных углеводородов. Применение метана.

Непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Этиленовый ряд непредельных углеводородов. Этилен. Физические и химические свойства этилена. Реакция присоединения. Качественные реакции на этилен. Реакция полимеризации. Полиэтилен. Применение этилена.

Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена. Применение ацетилена.

Производные углеводородов. Краткий обзор органических соединений: одноатомные спирты (метанол, этанол), многоатомные спирты (этиленгликоль, глицерин), карбоновые кислоты (муравьиная, уксусная), сложные эфиры, жиры, углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза), аминокислоты, белки. Роль белков в организме.

Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.

        Демонстрации: Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Получение этилена. Качественные реакции на этилен.

Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде.

Получение и свойства уксусной кислоты.

Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.

Качественная реакция на глюкозу и крахмал.

Образцы изделий из полиэтилена, полипропилена.

Повторение, обобщение и контроль по курсу химии (3 ч)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ОСНОВНОЙ     ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения химии в 8 - 10 классах  ученик должен

знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь 

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.

 Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. ХИМИЯ 8 класс. Авторы: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман; Москва «Просвещение» 2016г.
  2. ХИМИЯ 9 класс. Авторы: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман; Москва «Просвещение» 2016г.
  3. Рабочая тетрадь по химии 8 класс к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана

«Химия. 8 класс», Т.А. Боровских; Москва «Экзамен» 2013г.

  1. Рабочая тетрадь по химии 9 класс к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана

«Химия. 9 класс», Т.А. Боровских; Москва «Экзамен» 2013г.

СОГЛАСОВАНО:                                                                          СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания                                                                       Зам. директора по УР

методического объединения                                                        _______        Л.Ю. Кузёмка

                                                                                                                                          подпись                          Ф.И.О.  

учителей естественно - научного цикла                                      от «31» августа 2017г.

 

от «30»  августа 2017г.  №  1

_______________          С.В. Кияшко

подпись руководителя МО                           Ф.И.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Методическая разработка варианта рабочей программы по химии в условиях гимназического образования (11 класс).

В работе приведен вариант рабочей программы по химии в 11 классе в условиях гимназического образования....

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...