Урок по теме: Типы химических реакций
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Чикова Екатерина Владимировна

Цели урока:

Деятельностная: сформировать познавательные универсальные учебные действия при изучении типов химических реакций.

Предметно-дидактическая: сформировать понятия: реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции обмена; сформировать знание о признаках химических реакций, научить определять тип реакции по числу и составу продуктов.

 

Задачи:

Образовательные:

·  Систематизировать знания учащихся о явлениях, происходящих с веществами, совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений, рассмотреть классификацию веществ по «числу и составу исходных и образующихся веществ».

Развивающие:

·  Совершенствование умения сравнивать и обобщать; развитие памяти, устойчивого внимания, самостоятельного мышления, умения быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, развитие интереса к предмету.

·  Продолжить формирование экспериментальных навыков работы учащихся при работе с лабораторным оборудованием и реактивами; формирование умения оформлять результаты учебного эксперимента.

Воспитательные:

·  Формирование научного мировоззрения учащихся; воспитание культуры общения через работу в парах ученик–ученик, учитель–ученик; воспитание таких качеств личности, как наблюдательность, пытливость, инициатива, стремление к самостоятельному поиску.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_himicheskih_reaktsiy.docx31.34 КБ
Файл tipy_himicheskih_reaktsiy.pptx1.22 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»

Открытый урок химии

Типы химических реакций

(конкурс «Педагог года г. Реутов)

Дата: 21.10.2016г.

Класс: 8Б

Учитель: Чикова Екатерина Владимировна, высшая квалификационная категория

Цели урока:

Деятельностная: сформировать познавательные универсальные учебные действия при изучении типов химических реакций.

Предметно-дидактическая: сформировать понятия: реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции обмена; сформировать знание о признаках химических реакций, научить определять тип реакции по числу и составу продуктов.

Задачи:

Образовательные: 

  • Систематизировать знания учащихся о явлениях, происходящих с веществами, совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений, рассмотреть классификацию веществ по «числу и составу исходных и образующихся веществ».

Развивающие: 

  • Совершенствование умения сравнивать и обобщать; развитие памяти, устойчивого внимания, самостоятельного мышления, умения быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, развитие интереса к предмету.
  • Продолжить формирование экспериментальных навыков работы учащихся при работе с лабораторным оборудованием и реактивами; формирование умения оформлять результаты учебного эксперимента.

Воспитательные: 

  • Формирование научного мировоззрения учащихся; воспитание культуры общения через работу в парах ученик–ученик, учитель–ученик; воспитание таких качеств личности, как наблюдательность, пытливость, инициатива, стремление к самостоятельному поиску.

Планируемые образовательные результаты урока

личностные: убеждаются в познаваемости мира.

метапредметные:

регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, владение основами самоконтроля и самооценки;

коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами и учителем;

познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

предметные: знать определения  «типы химических реакций», «признаки классификации реакций», «реакции соединения, разложения, замещения, обмена», «закон сохранения массы веществ».

Тип урока:

1. По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала, последовательного изучения ключевых вопросов темы.

  1. По способу организации: синтетический урок
  2. По ведущему методу обучения: проблемный урок

Метод обучения: самостоятельная работа, работа с карточками, взаимоконтроль

Основные вопросы урока:

  1. Типы химических реакций по числу и составу продуктов и реагентов
  2. Реакции соединения.
  3. Реакции разложения.
  4. Реакции замещения.
  5. Реакции обмена.

Оборудование: карточки, презентация, карточки для рефлексии, химические реактивы.

Основные понятия: Физические и химические явления, условия возникновения химических реакций, признаки протекания химических реакций, уравнение химической реакции, классификация химических реакций: типы химических реакций по числу и составу исходных и образующихся веществ (соединения, разложения, замещения, обмена).

  1. Организационный этап

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

  1. Мотивационный этап

Всё, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо. Наша планета, жителями которой являемся и мы с вами, сформирована благодаря протеканию химических процессов.

Как сказал великий учёный М.В. Ломоносов, «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции»

- Как вы понимаете это высказывание?

Фото планеты.

Портрет Ломоносова и высказывание.

  1. Актуализация опорных знаний. (беседа)

Вы знаете вещества, знаете их состав, строение. Но ваши знания будут неполными, если мы не изучим явления происходящие с ними. Для этого необходимо научиться, прежде всего, наблюдать.

Задание.

Понаблюдайте и вспомните физические и химические явления.

Если на экране вы видите химическое явление, поднимите красную карточку, если физическое, зелёную.

Нарезка:

Таяние снега

Замерзание воды

Прокисание молока

Горение дров

Позеленение бронзовой монеты

Поднятие теста

Выжигание по дереву

Плавление воска

- Чем отличается физическое явление от химического?

Все картинки

Сегодня мы будем работать лишь с одним видов явлений, с химическими явлениями.

Только картинки с химическими явлениями

ПОГАСИТЬ

  1. Постановка проблемы

В этом ящике таинственное вещество.

Антуан де Сент-Экзюпери говорил о нём:

 «Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете».

Я приглашаю к доске помощников-учёных, которые помогут вам его угадать: географа, физика, химика и биолога.

- Почему вода является самым главным веществом на Земле?

Вопросы учёных.

Сообщение о воде.

Вода – универсальный растворитель, так как растворяет многие вещества, и даже некоторые металлы.

Посмотрите опыт.

Учитель показывает опыт и описывает его.

Отгадайте загадку, которая имеет отношение к опыту:

«Она идет, она прошла, никто не скажет, что пришла».

Только что вы увидели химическую реакцию: взаимодействие металла с водой.

Химическая реакция.

Какие признаки химической реакции вы увидели?

При каком условии возникла эта химическая реакция? 

Что же такое химическая реакция? Что произошло с веществом?

Запишем химическую реакцию. Расставим коэффициенты.

На основании какого закона мы расставляли коэффициенты? 

Изменение цвета, выпадение осадка, выделение тепла и света, выделение газа.

Измельчение, нагревание, соприкосновение, растворение и смешивание веществ

Запись химической реакции на доске.

Сохранение массы вещества

В природе существует огромное число реакций. Как же удержать в памяти всё это многообразие и ориентироваться в нем?

Приглашаю к доске учёного-биолога, а остальным предлагаю образовать группы по 4 человека. Ваше задание: сгруппировать карточки по какому-либо признаку.

- По какому принципу ты группировала эти картинки?

На доске разбросаны картинки:

плоды - 3

животные – 3

растения – 3

Многообразие живых организмов. Разнообразие видов растений. Разнообразие видов животных.

ПРОЕКТОР

  1. Изучение нового материала

Итак, в любой науке применяется метод классификации, позволяющей по общим признакам разделить всё множество объектов на группы.

Какая основная задача стоит сегодня перед нами?

Запись в тетради:

21.10.

Типы химических реакций.

Познакомиться с типами химических реакций, изучить их признаки.

В тетради вы составите таблицу-памятку

  1. Знакомство со схемой (исходное вещество – продукты реакции).

  1. Чтение определения.

из нескольких исходных веществ образуется одно сложное вещество.

приводят к распаду одного исходного сложного вещества на несколько продуктов.

реакции между простым и сложным веществами, протекающие с образованием двух новых веществ – простого и сложного.

взаимодействие между двумя сложными веществами, при котором они обмениваются атомами или группами атомов.

  1. Определение типа химической реакции.
  2. Запись в тетрадь схемы и названия типа.

Тетрадь

Название хим.реакции

Условная схема

Формула хим.реакции

Соединение

А + В = АВ

K  +  O2 ----  K2O

Разложение

АВ = А + В 

CaCO3 ----- CaO + H2O

Замещение

А + ВС = АС + В 

Fe  +  HCl ---- FeCl2  +  H2

Обмен

АВ + СД = АД + СВ 

FeO  +  HCl  ----- FeCl2  +  H2O

  1. Первичное закрепление

Я поместила химические реакции в 4 ячейки.

- Из каких веществ состоит каждая реакция?

- Определите тип реакции и поместите их в 3 колонку своей таблицы?

- Как же классифицируются все химические реакции?

Запись в тетрадь формул химических реакций.

ПОГАСИТЬ

  1. Физкультминутка

Да и в жизни нередко можно встретить подобные типы взаимодействий, мне поможет сейчас это показать ученик.

Встаньте.

  1. Повернёмся друг к другу, руки пожмём.

И вот ассоциация. Какая это реакция?

  1. А если мы поругались, по разным углам разбежались,

Нет больше общения. Есть реакция разложения.

  1. Если друг на день рождения Вам подарок принесёт.

То реакция замещения непременно произойдёт.

  1. Ну а если вдруг забыли ручку или карандаш,

         Вам сосед тогда предложить обменять учебник ваш.

  1. Эксперимент

Химия – наука экспериментальная. Подтверждением теории являются опыты. Немного отдохнув, вернёмся в химическую лабораторию.

Вспомните основные правила ТБ при проведении химических опытов.

Все, у кого за спиной халаты, будут моими помощниками в лаборатории, оденьте их.

  1. Воздушные шары.
  2. Газировка.
  3. Гашение соды.
  4. Бенгальские огни.

  1. Закрепление. Работа в парах.

Для закрепления материала вы будете работать в парах с карточками на столе.

У вас на столах карточка, необходимо определить тип химической реакции по формуле и записать этот тип.

  1. Определите тип этих реакций. Запишите их. Переверните листочки с шифром.
  2. При правильном определении типов реакций выберёте соответствующие буквы и запишите слово, которое получилось.

Работа в парах.

Определение ключевого слова и запись его на доске.

Х. Итоги урока

Химия – замечательная наука, которая помогает нам разобраться во всем разнообразии химических реакций. А всего этих типов реакций 4: соединения, замещения, разложения и обмена.

Мы можем научиться управлять этими превращениями.

На мои вопросы вы будете отвечать буквами, соответствующими типам химических реакций:

соединения – С, замещения – З, разложения – Р, обмена – О.

1.В реакцию вступает одно простое и одно сложное вещество.

2.Образуется одно сложное вещество.

3.Образуются два сложных вещества.

4.Вступают два или несколько простых или сложных веществ.

5.Вступает только одно сложное вещество.

6.Образуется несколько простых или сложных веществ.

7.Вступают два сложных вещества.

Если у вас нет ошибок, поднимите зелёную карточку, если есть ошибки, красную.

Наш урок закончен.

ПРОЕКТОР.

Проверка на доске.


Карточка 1 сторона

Определите тип химической реакции

Mg + 2HCl → MgCl2 + H2                ______________________________

2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O         ______________________________

2Ca + O2 → 2CaO                                 _______________________________

HCl +NaOH=NaCl + H2O            ______________________________

2HgO → 2Hg + O2                      ________________________________

Определите тип химической реакции

Mg + 2HCl → MgCl2 + H2                ______________________________

2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O         ______________________________

2Ca + O2 → 2CaO                                _______________________________

HCl +NaOH=NaCl + H2O             ______________________________

2HgO → 2Hg + O2                       ______________________________

Определите тип химической реакции

Mg + 2HCl → MgCl2 + H2                ______________________________

2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O         ______________________________

2Ca + O2 → 2CaO                                _______________________________

HCl +NaOH=NaCl + H2O            ______________________________

2HgO → 2Hg + O2                      ______________________________

Определите тип химической реакции

Mg + 2HCl → MgCl2 + H2                ______________________________

2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O         ______________________________

2Ca + O2 → 2CaO                                _______________________________

HCl +NaOH=NaCl + H2O            ______________________________

2HgO → 2Hg + O2                       ______________________________


Карточка 2 сторона

соединения        разложения    замещения             обмена

Mg + 2HCl → MgCl2 + H2                Б                В                Х                З

2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O                Г                И                К                Д

2Ca + O2 → 2CaO                                М                Ж                С                А

HCl +NaOH=NaCl + H2O                Н                У                Т                И

2HgO → 2Hg + O2                        А                Я                Р                П

Ключевое слово____________________________________________

соединения        разложения    замещения             обмена

Mg + 2HCl → MgCl2 + H2                Б                В                Х                З

2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O                Г                И                К                Д

2Ca + O2 → 2CaO                                М                Ж                С                А

HCl +NaOH=NaCl + H2O                Н                У                Т                И

2HgO → 2Hg + O2                        А                Я                Р                П

Ключевое слово____________________________________________

соединения        разложения    замещения             обмена

Mg + 2HCl → MgCl2 + H2                Б                В                Х                З

2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O                Г                И                К                Д

2Ca + O2 → 2CaO                                М                Ж                С                А

HCl +NaOH=NaCl + H2O                Н                У                Т                И

2HgO → 2Hg + O2                        А                Я                Р                П

Ключевое слово____________________________________________

соединения        разложения    замещения             обмена

Mg + 2HCl → MgCl2 + H2                Б                В                Х                З

2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O                Г                И                К                Д

2Ca + O2 → 2CaO                                М                Ж                С                А

HCl +NaOH=NaCl + H2O                Н                У                Т                И

2HgO → 2Hg + O2                        А                Я                Р                П

Ключевое слово____________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок химии 21.10.2016г.

Слайд 2

«Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции» М.В. Ломоносов

Слайд 12

21.10. Типы химических реакций

Слайд 13

Название хим.реакции Условная схема Пример хим.реакции А + В = АВ АВ = А + В А + ВС = АС + В АВ + СД = АД + СВ Типы химических реакций

Слайд 14

Название хим.реакции Условная схема Пример хим.реакции Соединение А + В = АВ Разложение АВ = А + В Замещение А + ВС = АС + В Обмен АВ + СД = АД + СВ Типы химических реакций

Слайд 15

Типы химических реакций 4Li + O 2 = 2Li 2 O Fe + 2HCl = FeCl 2 + H 2 FeO + 2HCl = FeCl 2 + H 2 O CaCO 3 = CaO + CO 2

Слайд 16

Типы химических реакций Соединение Разложение Замещение Обмен Продукты реакции Исходные вещества

Слайд 17

Проверь себя! 1 2 3 4 5 6 7 З С О С Р Р О

Слайд 18

Урок окончен, до свидания! Для выхода нажмите Esc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена.

Урок был проведён на муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2013"Скачать разработку урока...

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена.

Урок был проведён на муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2013"Скачать разработку урока...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Типы химических реакций". 8 класс

Реакции соединенияРеакции разложенияРеакции замещенияРеакции обмена...

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена"

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена"...

Урок по теме "Типы химических реакций"

Данный урок проводится  в разделе «Изменения происходящие с веществами» на уроках химии в 8 классе (программа О.С Габриеляна (2 часа в неделю)) и занимает одно из главных мест, так как здесь идет...

Конспект урока по теме: Типы химических реакций

Тема урока: Типы химических реакций. Тип урока: урок изучения нового материала и закрепления полученных знаний.Цель урока: обеспечение усвоения учащимися понятия классификации химических реа...