Конспект урока "Состав атомных ядер .Изотопы"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Попова Татьяна Дмитриевна

Цели урока:

Обобщающая – обобщение  знаний учащихся о составе атома и атомного ядра. Раскрыть физический смысл порядкового номера химического элемента в периодической таблице. Сформировать понятия о химическом элементе и изотопах. 

Развивающая -  развивать  химическое мышление, умение использовать терминологию, ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию.

Воспитывающая формирование  интереса к учению, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей на уроке.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты: учащиеся должны знать  состав атомного ядра, определения изотопов, химического элемента как вида атомов с одинаковым зарядом ядра. Уметь находить число протонов, нейтронов, электронов указанного атома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                     

                                                                                                                                                                                         Попова Татьяна Дмитриевна

                                                                                                                                                                                          Учитель химии

                                                                                                                                                                                          МОАУ «СОШ № 71»

                                                                                                                                                                                          г. Оренбург  

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ:

                                                                                      «Состав атомных ядер. Изотопы»

                                                                                         Название предмета: химия

Класс: 8

УМК: УМК Г.Е.Рудзитис. Ф.Г.Фельдман 2009

Уровень обучения: базовый

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час

Место уроков в системе уроков по теме: урок № 4 по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева      

Цели урока: 

Обобщающая обобщение  знаний учащихся о составе атома и атомного ядра. Раскрыть физический смысл порядкового номера химического элемента в периодической таблице. Сформировать понятия о химическом элементе и изотопах.  

Развивающая -  развивать  химическое мышление, умение использовать терминологию, ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию.

Воспитывающая формирование  интереса к учению, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей на уроке.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты: учащиеся должны знать  состав атомного ядра, определения изотопов, химического элемента как вида атомов с одинаковым зарядом ядра. Уметь находить число протонов, нейтронов, электронов указанного атома.

Предметные умения

Формирование представления о  составе атомных ядер. Изотопах. Использование полученных знаний при решении заданий.

Личностные УУД:

Актуализация сведений из личного жизненного опыта, примеры, содержащие сведения, которые знакомы из  межпредметных знаний, умения обосновать для чего нужно знать состав атомного ядра, изотопы  в жизни.

Регулятивные УУД:

Сравнение результатов  с заданным эталоном.

Познавательные УУД:

Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями. Умения структурировать знания, строить логическую цепочку рассуждений.

Коммуникативные УУД:

Учебное сотрудничество учителя с учениками. Организация работы в парах, умения договориться, учет  личных особенностей одноклассника его позиции, умение выслушать одноклассника и сделать логически правильные выводы.

Основные понятия: Порядковый номер, заряд ядра атома, электрон, протон, нейтрон, химический элемент,  изотопы.

Оборудование   урока: ПСХЭ,     презентация - (изучение нового материала + первичное закрепление),

                                                           Тест «Строение атома»

                                                                                                    Содержание урока.

Этапы урока

Дидактическая задача

Содержание

Деятельность учителя                                        (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии)

Деятельность учащихся                   (с указанием форм работы)

1.

Организационный момент

выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности

Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество.

Приветствуют учителя

2.

Мотивация и актуализация учебной деятельности (Проверка знаний учащихся)

Подготовка учащихся

к работе

Фронтальная беседа:

1.На какие группы,  впервые,  разделили все элементы? По каким признакам?

2.Была ли эта попытка классификации полной? Приведите доказательства.

3. Как расположил химические элементы Д. И. Менделеев, составляя периодическую таблицу? Что положил в основу?

4. Как изменяются металлические  свойства в  периодах?

5.Как изменяются неметаллические свойства в периодах?

6.Как изменяется валентность в ЛВС?

7.Как читается ПЗ  Д.И. Менделеева?

Индивидуальные задания, рассказать

А) о периодах

Б) о группах

Индивидуальное задание ученику: Дать характеристику элементу кальцию по положению в ПСХЭ.        

Учащиеся отвечают на вопросы

ответы детей

отвечает 1 ученик

отвечает 2 ученик

ученик записывает ответ на месте

3.

Постановка учебной задачи

постановка целей учебной деятельности

При изучении нового материала следует использовать знания учащихся о строении атома, полученные на уроках физики:

-какую форму имеет атом?

-Что находится в центре любого атома?

-каков его заряд?

-какие частицы находятся в ядре, какие вращаются вокруг ядра?

Каковы заряды этих частиц?

- Какова тема нашего урока?

-Какую цель,  и какие задачи вы ставите перед собой?

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Ставят цель и задачи.

4.

Освоение нового учебного материала

освоение новых знаний и умений

Частично- поисковая беседа по вопросу «Строение атомного ядра»

Презентация № 1:   Слайд № 1 - 14

3-4 слайд - Джозеф Томсан и строение атома по Томсану.

Самостоятельное изучение строения атома по Резерфорду (§ 37   стр 125-127)- изучить 5-7 мин, уметь ответить на вопрос КАКОВА ПЛАНЕТАРНАЯ МОДЕЛЬ АТОМА?

5-8 слайды - Эрнст Резерфорд и его планетарная модель атома

9-11слайд - таблица состав атомного ядра, состав атома, обозначения.

12-13 – слайды, пример  определение числа протонов, электронов, нейтронов в атоме,  заряд ядра, порядковый номер.

  • Учащиеся работают вместе с учителем по презентации

Записывают в тетрадь, определение, примеры, схемы

Учащиеся изучают вопрос,

отвечают, используя слайды  5-8

учащиеся  разбирают вместе с учителем данные таблицы, записывают.

учащиеся  разбирают вместе с учителем данные слайдов, записывают.

5.

Первичное закрепление учебного материала

Первичное закрепление новых  знаний и умений  при решении типовых задач  и выполнения заданий

14 слайд -  определение числа протонов, электронов, нейтронов в атоме,  заряд ядра, порядковый номер (натрий и фосфор)

Выполняют задание, взаимопроверка по эталону ответа. Ответы учащихся оцениваются.

6.

Освоение нового учебного материала

освоение новых знаний и умений

Работа с учащимися по вопросу «Изотопы»

Презентация № 1, слайды № 15-22)

15-16 слайд - изотопы кислорода. Определение изотопов

17 - 18 слайд- характеристика изотопов, схема.

19 слайд - определение химического элемента

20 слайд – изотопы водорода

21- слайд-  таблица сравнения воды и тяжелой воды

Записывают в тетрадь, определение, примеры, схемы

учащиеся  разбирают вместе с учителем данные слайдов, записывают.

7.

Закрепление учебного материала

Закрепление новых  знаний и умений  при решении типовых задач  и выполнения заданий

Презентация № 2, тест

В приложении  тест «Строение атомных ядер. Изотопы»

4

Вопрос 1

2

Вопрос 6

3

Вопрос 2

1

Вопрос 7

1

Вопрос 3

4

Вопрос 8

1

Вопрос 4

2

Вопрос 9

1

Вопрос 5

3

Вопрос 10

Выполняют задание, взаимопроверка по эталону ответа.

8.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

получение информации о домашнем задании

§ 37  до с. 129,  упр. 1—3 (с. 138),  повторить тему «Водород»

 Подготовить мини - проекты на темы:

1. Тяжелая вода.

2. Искусственная радиоактивность.

3.Использование радиоактивных элементов. 

Записывают в дневники

Выбирают проекты

9.

Рефлексия

анализ учащимися результатов своей учебной деятельности

Подводит итоги. Организует рефлексию:

-Сегодня на уроке я научилась(ся)…

-Сегодня на уроке я узнал(а)…

-  Я достиг поставленной задачи….…

-Неожиданностью для меня явилось то, что….

Организует самооценку собственной учебной деятельности.  

Отвечают на вопросы


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Строение атома

Слайд 2

1. Доказал, что электроны несут на себе отрицательный заряд, определил массу и скорость его движения. Уильям Крукс 2. Дж. Томсон 3. А. Беккерель 4. Э. Резерфорд

Слайд 3

2. Порядковый номер химичес-кого элемента в строении атома указывает на 1. Валентность 2. Заряд атома 3. Заряд ядра атома 4. Массу атома

Слайд 4

3. Ядро атома образовано Протонами и нейтронами 2. Протонами и электронами 3. Нейтронами и электронами 4. Только протонами

Слайд 5

4. Заряд ядра атома равен числу 1. Протонов 2. Нейтронов 3. Электронов 4. Электронейтрален

Слайд 6

5. В ядре атома натрия ( 23 Na ) число протонов равно 1. 23 2. 11 3.12 4. 15

Слайд 7

6. У алюминия ( 27 Al ) 13 протонов, а нейтронов 1. 27 2. 14 3. 13 4. 12

Слайд 8

7. Массовое число ( A) сумма чисел 1. Протонов и нейтронов. 2. Протонов и электронов 3. Нейтронов и электронов 4. Протонов, нейтронов и электронов

Слайд 9

8. В ядре атома элемента № 20 ( 40 X )содержится нейтронов 1. 24 2. 23 3. 22 4. 20

Слайд 10

9. Атомы какого химического элемента имеют в своем составе 5 протонов, 6 нейтронов, 11 элект-ронов ? 1 . Углерода 2. Натрия 3. Бора 4. Неона

Слайд 11

10. Выберите характеристики протона: 1. электронейтральная элементарная частица с массой, равной 1 2. заряд равен +2, масса равна 4 3. заряд равен +1, масса равна 1 4. заряд равен -1, масса почти в 2000 раз меньше массы атома водорода

Слайд 12

Ответы Вопрос 1 4 Вопрос 6 2 Вопрос 2 3 Вопрос 7 1 Вопрос 3 1 Вопрос 8 4 Вопрос 4 1 Вопрос 9 2 Вопрос 5 1 Вопрос 10 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока "Атомная физика. Использование энергии атомных ядер".

Тема урока: «Атомная физика. Использование энергии атомных ядер». Цель урока:1.познание объектов окружающей реальности,...

Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Строение атома, энергия связи атомных ядер, радиоактивность. Применение радиоактивных изотопов» для профессии Контролер банка

Урок дается в конце изучения раздела физики "Радиоактивность", на который отводится 8 часов, как обобщающий и систематизирующий знания по изученному разделу.  По ходу урока для решения задач прим...

Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Строение атома, энергия связи атомных ядер, радиоактивность. Применение радиоактивных изотопов» для профессии Контролер банка

Урок дается в конце изучения раздела физики "Радиоактивность", на который отводится 8 часов, как обобщающий и систематизирующий знания по изученному разделу.  По ходу урока для решения задач прим...

Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Строение атома, энергия связи атомных ядер, радиоактивность. Применение радиоактивных изотопов» для профессии Контролер банка

Урок дается в конце изучения раздела физики "Радиоактивность", на который отводится 8 часов, как обобщающий и систематизирующий знания по изученному разделу.  По ходу урока для решения задач прим...

Конспект открытого урока по теме: "Состав атомных ядер. Изотопы. Радиоактивность."

Урок  "Состав атомных ядер. Изотопы. Радиоактивность" проводился на семинаре завучей в ходе продуктивно-управленческой игры. Использованы здоровьесберегающие технологии. Урок сопровождается мульт...

Технологическая карта модуля "Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер" (Физика 9 класс, А.В.Перышкин)

Ресурс представляет собой полную технологическую карту модуля "Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер" (Физика 9 класс, А.В.Перышкин). Содержит дифференцированные задания и...

Презентация к уроку. Строение атомного ядра, радиоактивные превращения атомных ядер. 9 класс

Атомы - мельчайшие частицы вещества. В данной презентации подробно рассмотрено строение атома и радиоактивные превращения....