Рабочая программа по химии 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс) на тему
Рабочая программа по химии 10 класс, 35 часов к учебнику О.С. Габриелян
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: химия
Класс: 10 (базовый уровень)
Уровень общего образования: среднего общее образование
Срок реализации программы: 2017-2018 уч.год
Количество часов по учебному плану: всего 35 часов, 1 час в неделю
Планирование составлено на основе программы: рабочая программа к линии УМК О.С. Габриеляна. Химия 10-11 класс,
базовый уровень. М.: Дрофа 2017г
Учебник: Химия 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян изд., стереотип. - М.:
Дрофа, 2017.
Рабочую программу составил: учитель высшей категории Шагдалеева Ольга Константиновна
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
— в ценностно-ориентационной сфере — осознание российской гражданской идентичности, патриотизма, чувства гордости за российскую химическую науку;
— в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории или трудовой деятельности;
— в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
— в сфере сбережения здоровья — принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие
вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков) на основе знаний о свойствах наркологических и нарко-тических веществ.
Метапредметные результаты освоения выпускниками сред ней (полной) школы курса химии:
— использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, наблюдение, измерение, проведение эксперимента, моделирование, исследова-
тельская деятельность) для изучения различных сторон окружающей действительности;
— владение основными интеллектуальными операциями: формулировка гипотезы, анализ и синтез, сравнение и система-тизация, обобщение и конкретизация, выявление причинно- следственных связей и поиск аналогов;
— познание объектов окружающего мира от общего через особенное к единичному;
— умение генерировать идеи и определять средства, не обходимые для их реализации;
— умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
— использование различных источников для получения хи ми ческой информации, понимание зависимости содержания
и формы представления информации от целей коммуникации и адресата;
— умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
— готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориен-
тироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
— умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
— владение языковыми средствами, в том числе и языком химии — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения).
Предметными результатами изучения химии на базовом уровне на ступени среднего общего образования являются:
1) в познавательной сфере:
— знание (понимание) изученных понятий, законов и теорий;
— умение описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный
(русский,) язык и язык химии;
— умение классифицировать химические элементы, простые и сложные вещества, в том числе и органические соединения,
химические реакции по разным основаниям;
— умение характеризовать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции;
— готовность проводить химический эксперимент, наблюдать за его протеканием, фиксировать результаты самостоятельного и демонстрируемого эксперимента и делать выводы;
— умение формулировать химические закономерности, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свой-
ствами изученных;
— поиск источников химической информации, получение необходимой информации, ее анализ, изготовление химического информационного продукта и его презентация;
— владение обязательными справочными материалами: Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева,
таблицей растворимости, электрохимическим рядом напряжений металлов, рядом электроотрицательной —для характеристики строения, состава и свойств атомов элементов химических элементов I–IV периодов и образованных ими простых и сложных веществ;
— установление зависимости свойств и применения важнейших органических соединений от их химического строения,
в том числе и обусловленных характером этого строения (предельным или непредельным) и наличием функциональных
групп;
— моделирование молекул важнейших неорганических и органических веществ;
— понимание химической картины мира как неотъемлемой части целостной научной картины мира;
2) в ценностно-ориентационной сфере — анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с производством и переработкой важнейших химических продуктов;
3) в трудовой сфере — проведение химического эксперимента;
развитие навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности при выполнении индивидуального проекта по химии;
4) в сфере здорового образа жизни — соблюдение правил безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами; оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
- Содержание учебного предмета
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Наблюдение, предположение, гипотеза. Поиск закономерностей. Научный эксперимент. Вывод.
Теория строения органических соединений
Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук. Валентность. Химическое строение. Основные положения теории строения органических соединений. Углеродный скелет органической молекулы.
Кратность химической связи. Изомерия и изомеры.
Углеводороды и их природные источники
А л к а н ы. Природный газ, его состав и применение как источника энергии и химического сырья. Гомологический ряд
предельных углеводородов. Изомерия и номенклатура алканов. Метан и этан как представители алканов. Свойства (горение, реакции замещения, пиролиз, дегидрирование). Применение.
Крекинг и изомеризация алканов. Алкильные радикалы. Механизм свободнорадикального галогенирования алканов.
А л к е н ы. Этилен как представитель алкенов. Получение этилена в промышленности (дегидрирование этана) и в лабора-
тории (дегидратация этанола). Свойства (горение, бромирование, гидратация, полимеризация, окисление раствором KМnO4)
и применение этилена. Полиэтилен. Пропилен. Стерео регулярность полимера. Основные понятия химии высокомолекуляр-
ных соединений. Реакции полимеризации. Д и е н ы. Бутадиен и изопрен как представители диенов. Реакции присоединения с участием сопряженных диенов (бромирование, полимеризация, гидрогалогенирование, гидрирование). Натуральный и синтетический каучуки. Резина.
А л к и н ы. Ацетиленкак представитель алкинов. Получение ацетилена карбидным и метановым способами. Получение карбидакальция. Свойства (горение, бромирование, гидратация, тримеризация) и применение ацетилена.
А р е н ы. Бензол как представитель аренов. Современные представления о строении бензола. Свойства бензола (горение,
нитрование, бромирование) и его применение.
Неф т ь и с п о со б ы е е п е р е р а б о т к и. Состав нефти.
Переработка нефти: перегонка и крекинг. Риформинг низкосортных нефтепродуктов. Понятие об октановом числе.
Кислородсодержащие
органические соединения С п и р т ы. Метанол и этанол как представители предельных одноатомных спиртов. Свойства этанола (горение,окисление в альдегид, дегидратация). Получение (брожением глюкозы и гидратацией этилена) и применение этанола. Этиленгликоль. Глицерин как еще один представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты.
Фе н о л. Получение фенола из каменного угля. Каменный уголь и его использование. Коксование каменного угля, важней-
шие продукты коксохимического производства. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола (взаимодей ствие с бромной водой и гидроксидом натрия). Получение и применение фенола.
А л ь д е г и д ы. Формальдегид и ацетальдегид как представили восстановления в спирт, реакция поликонденсации формальдегида с фенолом). Получение (окислением спиртов) и применение формальдегида и ацетальдегида. Фено-лоформаль дегидные пластмассы. Термопластичность и термореактивность.
К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных карбоновых кислот. Свойства
уксусной кислоты (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов и солями; реакция этерифика-
ции). Применение уксусной кислоты.
С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Сложные эфиры как продукты взаимодействия кислот со спиртами. Значение сложных эфиров в природе и жизни человека. Отдельные представители кислот иного строения: олеиновая, линолевая, линоленовая,
акриловая, щавелевая, бензойная. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных карбоновых кислот. Растительные и животные жиры, их состав. Гидролиз или омыление жиров. Мыла́. Синтетические моющие средства
(СМС ). Применение жиров. Замена жиров в технике непищевым сырьем.
У г л е в о д ы. Понятие об углеводах. Глюкоза как представитель моносахаридов. Понятие о двойственной функции органи-
ческого соединения на примере свойств глюкозы как альдегида и многоатомного спирта — альдегидоспирта. Брожение глюкозы. Значение и применение глюкозы. Фруктоза как изомер глюкозы. Сахароза как представитель дисахаридов. Производство сахара. Крахмал и целлюлоза как представители полисахаридов.
Сравнение их свойств и биологическая роль. Применение этих полисахаридов.
Азотсодержащие органические соединения
Амины. Метиламин как представитель алифатических аминов и анилин — как ароматических. Основность аминов в
сравнении с основными свойствами аммиака. Анилин и его свойства (взаимодействие с соляной кислотой и бромной водой).
Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений на примере анилина. Получение анилина по реакции
Н. Н. Зинина. Применение анилина.
А м и н о к и с л о т ы. Глицин и аланин как представители природных аминокислот. Свойства аминокислот как амфотер-
ных органических соединений (взаимодействие с щелочами и кислотами). Особенности диссоциации аминокислот в водных
растворах. Биполярные ионы. Образование полипептидов. Аминокапроновая кислота как представитель синтетических
аминокислот. Понятие о синтетических волокнах на примере капрона. Аминокислоты в природе, их биологическая роль. Незаменимые аминокислоты.
Б ел к и. Белки как полипептиды. Структура белковых молекул. Свойства белков (горение, гидролиз, цветные реакции).
Биологическая роль белков.
Ну к л е и н о в ы е к и с л о т ы. Нуклеиновые кислоты как полинуклеотиды. Строение нуклеотида. РНК и ДНК в сравне-
нии. Их роль в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о генной инженерии и биотехнологии.
3. Тематическое планирование
Тема урока | |
1 | Введение 1ч Место научного познания |
Тема 1 Теория строения органических соединений 3 час | |
2 | Предмет органической химии |
3 | Теория строения органических соединений |
4 | Теория строения органических соединений |
Тема 2 Углеводороды и их природные источники 9 часов | |
5 | Природный газ как источник Углеводородов. |
6 | Предельные углеводороды. Алканы |
7 | Этиленовые углеводороды |
8 | Диеновые углеводороды. Каучуки |
9 | Ацетиленовые углеводороды. |
10 | Нефть и способы переработки |
11 | Систематизация знаний об углеводородах |
12 | Контрольная работа №1 по теме «Углеводороды» |
13 | Итоговый урок по теме углеводороды |
Тема 3 «Кислородосодержащие органические соединения» 8 часов | |
14 | Спирты |
15 | Многоатомные спирты |
16 | Уголь |
17 | Фенолы |
18 | Фенолы |
19 | Альдегиды |
20 | Карбоновые кислоты |
21 | Сложные эфиры |
Темы 4 Азотосодержащие органические соединения 8 ч | |
22 | Амин. Анилины |
23 | Аминокислоты |
24 | Белки |
25 | Понятие о нуклеиновых кислотах |
26 | Генетическая связь между классами органических соединений |
27 | Практическая работа №1 «»Идентификация органических соединений |
28 | Обобщений знаний о кислород и азотосодержащих соединениях |
29 | Контрольная работа №2 по теме «»Кислородосодержащие и азотосодержащие органические соединения» |
Тема 5 Химия и жизнь 4 часа | |
30 | Пластмассы и волокна |
31 | Ферменты |
32 | Витамины |
33 | Гормоны |
34 | Лекарства |
35 | Практическая работа №2 Распознавание пластмасс и волокон |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-177522-1358162857.jpg)
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/25/picture-270848-1377416964.jpg)
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/13/picture-400367-1668370355.jpg)
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-28121-1447261902.jpg)
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-28121-1447261902.jpg)
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/08/picture-149818-1354961212.jpg)
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....