Урок химии в 8 классе по теме "Соли"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Казначеева Зинаида Анатольевна

Методическая разработка урока по теме "Соли" к учебнику О.С. Габриеляна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока «Соли»

Задачи урока:

образовательные: актуализировать знания учащихся по темам "Степень окисления", "Оксиды", "Основания", "Кислоты"; формирование практических умений: определять вещества разных классов с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, щелочей, соблюдая правила техники безопасности;

развивающие: развитие культуры речи и письма, познавательных и общеучебных умений и навыков; развитие у учащихся логических мыслительных операций: умение анализировать, сравнивать и делать выводы, исследовательских и практических навыков, развитие критического мышления;

воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительную мотивацию к учению; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира, умение работать в коллективе.

Тип урока: комбинированный.

Методы, приемы работы: Словесно-наглядные, диалогические методы, практический  эксперимент.

Оснащение урока:

презентация "Соли", компьютер, проектор; оборудование для лабораторного опыта: штатив с пробирками под номерами (кислота, щелочь, поваренная соль); индикатор; коллекция солей для лабораторного опыта на парты.

раздаточный материал с планом и заданиями урока (тематическая карта).

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация знаний.

? Ребята, сейчас вы изучаете классы неорганических соединений. С какими классами веществ вы уже успели познакомиться? (Оксиды,  основания, кислоты).

  • Задание на классификацию соединений. (задание на доске и в рабочих листах)

Выпишите из  приведенных ниже веществ оксиды, основания, кислоты.

СаО, Аl(ОН)3, СuО, СuСl2, НСl, Н2О, СаSО4, Сl2О7, Fе(ОН)2, НNО3,  NаОН, Н24 , Nа2S.

Оксиды

Основания

Кислоты

СаО, СuО,  Н2О, Сl2О7

Аl(ОН)3,  Fе(ОН)2, NаОН

НСl,  НNО3, Н24

Давайте  проверим, что у нас получилось.

Ученики по одному выходят к доске и стирают с доски поочередно оксиды, основания, кислоты.

? Какие вещества называют оксидами? Давайте уберем оксиды из списка.

? Какие вещества относят к основаниям? Убираем основания.

? Какие вещества называют кислотами? Стираем кислоты.

(Слайд 1). Крестики-нолики «Кислоты»

Найдите выигрышный путь, состоящий из формул кислот.

      Игровое поле № 1                                                 Игровое поле № 2

Н24

Н2СО3

СО2

Н2S

НСl

НВr

NаН

НNО3

НI

СаН2

КСl

НNО3

Н2О

СаСl2

Н3РО4

Н23

СаСО3

О2

Назовите эти кислоты.

? Что общего у кислот в первом игровом поле и чем они отличаются от кислот, расположенных на игровом поле № 2? (В первом игровом поле – кислородсодержащие  кислоты, во втором – бескислородные.)

? По каким признакам, кроме наличия кислорода, классифицируют кислоты? Какие меры предосторожности нужно соблюдать при обращении с кислотами?

  • Перед нами три пробирки с растворенными веществами. Можем ли мы по внешнему виду определить, в какой пробирке находится кислота, а в какой щелочь? Что же нам может помочь?

Определение кислоты и щелочи с помощью индикатора. – 1 ученик

Как вы думаете, какое вещество находится в третьей пробирке?

У нас остались вещества, которые мы не отнесли ни к одному из известных нам классов соединений и неизвестное вещество, которое мы не смогли определить с помощью индикатора. Как вы думаете, почему?Документ (18) (3).jpg

Да, с классом, к которому относятся эти вещества, вы ещё незнакомы.

Разгадав, ребус, мы узнаем название класса соединений и тему урока. (Слайд 2)

  1. Изучение нового материала

1.  Формулирование темы урока.

Именно с веществами этого класса мы и будем знакомиться сегодня. Итак, тема нашего урока «Соли». Запишите тему урока в рабочую тетрадь. (Слайд 3).

?  Что же нам необходимо знать о солях? (Состав, формулы, названия, классификации, значение, правила техники безопасности).

           2. Составление кластера «Соли» и на его основе выдвижение целей (на доске)

- узнаем ….

- будем совершенствовать умения …

- проверим …

            3. Анализ формул солей и формулирование определения.

Давайте проанализируем формулы и сформулируем определение солей. (Слайд 4)

Какие это  вещества – простые или сложные? Какие ионы входят в состав соли?

Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков.

А сейчас сравним формулы основания, кислоты и соли. Что общего у соли и основания? Что объединяет соль и кислоту? Как вы думаете, почему соли называют производными кислот и оснований? А почему индикатор нам не помог в определении соли? (Слайд 5)

Физкульт-минутка

Вы, наверное, устали,

Значит все мы дружно встали.

«Соли – это вам не шутки» –

Тема  нашей физминутки.

Слоганы

Упражнения

Соли – это  целый класс

Правое плечо вверх-вниз

Ион металла входит - раз

Левое плечо вверх-вниз

И остаток кислоты – это два.

Руки согнутые в плечевом суставе, к плечам и повороты в плечевом суставе вперед – назад.

В целом – сложные вещества.

Руки на пояс, повороты вправо – влево.

Гимнастика для глаз

Мы сейчас глаза зажмурим – Раз, два, три, четыре, пять!

На таблицу вверх  посмотрим,

А теперь в свою тетрадь,

Влево, вправо, поморгали,

И по кругу пробежали.

Мы глаза  зажмурим снова.

Продолжать урок готовы?

Мы глаза откроем  снова!

4. Номенклатура солей.   (Слайд 6)

Дайте названия следующим солям. (Слайд 7)

  • Li24   −
  •  FеSО3    −
  •  Ва(NО3)2 −
  •  Nа2S  −
  • Zn3(РО4) 2  − 

5. Выведение формул солей (Слайд 8)

Запишите формулы следующих солей      (Слайд 9)

  • Карбоната натрия –
  •  Сульфата железа (III) –
  •  Хлорида цинка (II) –
  • Иодид алюминия –
  •  Фосфат  меди (II) –

5. Классификация солей.  (Слайд 10)

Работа с таблицей растворимости.

6. Значение  и представители солей.    (Слайд 11,12)

IV. Первичное закрепление полученных знаний.

Лабораторный опыт «Ознакомление с коллекцией солей».

Рассмотрите выданные вам образцы солей и заполните таблицу. ТБ!!!

Название соли

Формула

Цвет

Растворимость

Мr

Возвращение к кластеру. Дополнение его.

Подведение итогов. 

Достигнуты ли цели, поставленные в начале занятия? 

VI. Рефлексия деятельности.

-Отметьте знаком (+) и (-)

1.На уроке было над чем подумать.

2.Я понял новую тему

3.На возникшие вопросы получил ответ

4.По новой теме нужна дополнительная консультация

5.На уроке поработал добросовестно Продолжите фразу

  1. Сегодня на уроке я узнала…
  2. Я научилась…
  3. Мне было непонятно…
  4. Для меня этот урок…
  5. Интерес вызвало, то …
  6. Затруднения возникли когда…

Синквейн.

  1. Домашнее задание. 

§21, с. 107-113, выполнить  задания  2-3 с. 113,  (учебник).

§22, с. 126-132, выполнить  задания  2-3 с. 133,  (учебник).

Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.

СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич



Предварительный просмотр:

Рабочий лист к уроку по теме «__________»

Задание 1. Выпишите из  приведенных ниже веществ оксиды, основания, кислоты.

2S,  СаО, Аl(ОН)3, СuО, Zn3(РО4) 2  , НСl, Н2О, СаSО4, Сl2О7, Fе(ОН)2, НNО3,  NаОН, Н24 , Ва(NО3)2.

Оксиды

Основания

Кислоты

Задание 2. Найдите выигрышный путь, состоящий из формул кислот.

      Игровое поле № 1                                                 Игровое поле № 2

Н24

Н2СО3

СО2

Н2S

НСl

НВr

NаН

НNО3

НI

СаН2

КСl

НNО3

Н2О

СаСl2

Н3РО4

Н23

СаСО3

О2

Задание 3. Дайте названия следующим солям.

  • 2S  −
  • Zn3(РО4) 2  − 
  • СаSО4   −
  •  Ва(NО3)2 −

Задание 4. Запишите формулы следующих солей

  • Карбоната натрия –
  •  Сульфата железа (III) –
  •  Хлорида цинка (II) –
  • Иодид алюминия –
  •  Фосфат  меди (II) –

Задание 5. Дополните  схему «Классификация солей по растворимости в воде»

СОЛИ

___________________                 Малорастворимые            _______________________

___________________                 _________________          _______________________

___________________                 _________________          _______________________

Лабораторный опыт «Ознакомление с коллекцией солей».

Рассмотрите выданные вам образцы солей и заполните таблицу.

Название соли

Формула

Цвет

Растворимость

Мr


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровое поле № 1 Игровое поле № 2 Н 2 SО 4 Ва (ОН) 3 СО 2 NаН Н NО 3 НI Н 2 О СаСl 2 Н 3 Р О 4 Н 2 S Н Сl Н В r СаН 2 КСl НNО 3 О 2 СаСО 3 Zn (ОН) 2 Крестики-нолики « Кислоты » Найдите выигрышный путь, состоящий из формул кислот.

Слайд 2

И

Слайд 3

Соли как производные кислот и оснований

Слайд 4

Состав солей Nа С l Соли – сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков. Ион металла Кислотный остаток

Слайд 5

Nа ОН Н С l Nа Соли можно рассматривать как производные кислот и оснований. Ион металла Кислотный остаток

Слайд 6

Номенклатура солей Название кислотного остатка в и.п. Название соли Название металла в р.п. С.О. металла римскими цифрами С u ( N О 3 ) 2 н итрат меди I I

Слайд 7

Назовите следующие соли Li 2 SО 4 − F еSО 3 − Ва (NО 3 ) 2 − Nа 2 S − Zn 3 (РО 4 ) 2 −

Слайд 8

Выведение формул солей А l (SО 4 ) 3+ 2 - 6 6 3 = 2 2 6 2 = 3 3

Слайд 9

Карбоната натрия – Сульфата железа ( III ) – Хлорида цинка ( II ) – Иодид алюминия – Фосфат меди (II) – Напишите формулы следующих солей

Слайд 10

По растворимости в воде Соли Растворимые Нерастворимые 1. Все нитраты 2. Хлориды, кроме А g С l ( Н ), Р b С l 2 ( М ) 3. Сульфаты, кроме Ва S О 4 ( Н ), Р b SО 4 ( Н ), Са S О 4 ( М ), А g 2 SО 4 ( М ) 4. Все соли натрия и калия 1. Все фосфаты, карбонаты, силикаты и сульфиды, кроме этих солей натрия и калия Мало-р аствори-мые

Слайд 11

NaCl - хлорид натрия Обыкновенная поваренная соль, ежедневно принимаемая нами в пищу. Также широко используется в нефтяной промышленности и служит сырьем для получения хлора, соляной кислоты, соды.

Слайд 12

CaCO 3 - карбонат кальция Столь привычный каждому стоящему у доски школьнику мел, добываемый из карьеров. А также известняк и мрамор, используемые в строительстве.

Слайд 13

§ 21, с. 107-113, выполнить задания 2-3 с. 113, (учебник ). §22, с. 126-132, выполнить задания 2-3 с. 133, (учебник). Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии 9 класс Путешествие в страну "Неорганическая химия"

Заключительный урок по разделу "Неорганическая химия"Урок-путешествие для учащихся 9 класса...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»...

Урок химии 7 класс "Химия в центре естествознания"

Урок химии 7 класс - это урок зачет, который проводится по итогам изучения I раздела пропедевтичекого курса "Химия 7 класс" О.С. Габриэляна "Химия в центре естествознания". На данн...

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии.

Урок разработан для проведения практической части на ОГЭ в 9 классе. Пример разбора задания 23 и выполнения задания 24....

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.

Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....