Рабочая программа по химии 8 класс.
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Иванова Галина Серафимовна

Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.С. Габриеляна "Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений./ Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. –М.: Дрофа, 2011г."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Салымская средняя общеобразовательная школа №1»

Приложение к основной образовательной программе

  основного общего образования,

реализующей Федеральный компонент ГОС

основного общего образования, 

утверждённой

приказом директора НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»

№ 537-0 от «29» августа 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Химия

 (наименование учебной дисциплины)

основное общее

(уровень образования)

8 классы

(классная параллель)

Составлена на основе авторской программы

Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Автор: О.С. Габриелян / Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. –М.: Дрофа, 2011г.

(полное наименование программы)

Учебник

Химия 8 класс: учебник / О.С. Габриелян — М.: Дрофа, 2016 г.

(название, автор, издательство, год издания)

Количество часов всего: 70 часов;  в неделю:  2 часа

Иванова Галина Серафимовна, учитель биологии и химии, первая категория

(ФИО, квалификационная категория)

п. Салым

2017 – 2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

Рабочая  программа по химии для 8 класса составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012  №273  – ФЗ.
  • Федеральный компонент государственного стандарта основного  общего образования;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • Положение «О структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин НРМОБУ «Салымская СОШ №1».

                                 Программно-методическое обеспечение

  • Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2011.
  • Габриелян О.С. Химия 8 класс: учебник/ О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2016;
  • Габриелян О. С. Тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс»/Габриелян О. С.,Купцова А.В. — М.: Дрофа, 2016г
  • Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 8 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2015г
  • Химия. 8 к л.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2014г.
  • Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия  в  тестах,   задачах,   упражнениях.   8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2011г.
  • Контрольно-измерительные материалы. Химия: 8 класс / Сост. Н.П. Троегубова.— М.:Вако, 2011.

Цели   и задачи обучения

       Школьный курс химии один из основных компонентов естественнонаучного образования. Он направлен на формирование у учащихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; развитие их интеллектуальных, творческих способностей; привитие ценностных ориентаций, подготовку к жизни в условиях современного общества. Велика роль химии в воспитании экологической культуры. Недостаточность химической и экологической грамотности порождает угрозу безопасности человека и природы, недооценку роли химии в научно-техническом развитии человечества Химия как учебный предмет призвана вооружить учащихся основными химическими знаниями, необходимыми для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования, правильного поведения в окружающей среде.

Изучение химии на уровне  основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты. Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ. Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.

Место учебной дисциплины в учебном плане

Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов. В том числе по 70 часов в 8 классе, из расчета – 2 учебных часа в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часа (2 часа в неделю). В ней предусмотрено проведение 5 контрольных  и 7 практических работ.

    Содержание тем учебной дисциплины

Введение (5часов)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Лабораторный опыт 1. Химические явления

Тема 1. Атомы химических элементов (10 часов)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Тема 2. Простые вещества (7 часов)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».

Демонстрации. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

Тема 3. Соединения химических элементов (13 часов)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.

Лабораторные опыты. 2. Знакомство с образцами веществ разных классов.

                                       3. Разделение смесей.

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (10 часов)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами.

Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.

Лабораторные опыты.

          4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки.

          5. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

          6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.  

Тема 5. Практикум №1. Простейшие операции с веществом  (5 часов)

 Практические работы: 

 1. Правила ТБ при работе в химическом кабинете. Приемы обращения  с лабораторным оборудованием

 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание

 3. Анализ почвы и воды

 4. Признаки химических реакции

 5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18 часов)

Растворение как физико-химический процесс. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты. 7. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 8. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 9. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 10. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). 11. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 12. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

 Практикум №2  Свойства растворов электролитов. (2 часа)

Практические работы: 

6. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

7. Решение экспериментальных задач.

Перечень педагогических технологии преподавания учебной дисциплины

Для развития у учащихся интереса к изучаемому предмету,  повышения качества знаний используются следующие педагогические технологии:

  • Технология уровневой дифференциации направлена на углубление содержания образования.
  • Технология проблемно-развивающего обучения ориентирована на освоение способов самостоятельной деятельности при решении проблемных ситуаций, развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
  • Технология педагогики сотрудничества основана на личностно-ориентированном подходе в обучении и способствует развитию коммуникативных умений в отношениях «учитель-ученик», формированию общечеловеческих ценностей
  • Информационно-коммуникационные технологии, основанные на использовании в учебном процессе ПК для мониторинга и диагностики, реализации индивидуального обучения, мультимедийного моделирования, проектирования.
  • Здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и их психическую поддержку.

Результаты освоения учебной дисциплины и требования к уровню  подготовки обучающихся

Результаты изучения курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, составлять, распознавать опытным путем, вычислять.

Учащиеся должны знать:

  • основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества);
  • основные сведения о строении атомов элементов малых периодов; основные виды химических связей;
  • типы кристаллического равновесия; типологию химических реакций по различным признакам; сущность электролитической диссоциации;
  • название, состав, классификация и свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории  электролитической диссоциации и позиции окисления – восстановления.

 Учащиеся должны уметь:

  • применять следующие понятия:  химический  элемент, атом,  изотопы, ионы молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная и молекулярные массы, количество вещества, молярная масса, молярный объём, число Авогадро,  электроотрицательность,  степень окисления, валентность, окислительно – восстановительный процесс; химическая связь, её виды и разновидности; химическая реакция и её классификация; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;
  • разъяснить смысл химических формул и уравнений; объяснить действия изученных закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях); определять степень окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно – восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать химические свойства, в том числе и в свете теории электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества его свойствами;
  • обращаться с лабораторными оборудованиями; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;
  • производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами;экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; ритической оценки информации о веществах, используемых в быту; 

Критерии и нормы результатов обучения

       Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

      Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.

            Критерии выставления отметок за устные работы

отметка

характеристика

Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если:

  • последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал; даёт ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии;
  • показывает понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  • умеет выделять главное, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;
  • самостоятельно анализирует и обобщает теоретический материал, результаты проведенных наблюдений и опытов;
  • свободно устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутри- предметные связи;
  • уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении новых, ранее не встречавшихся задач;
  • излагает учебный материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
  • рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет упорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу;
  • допускает в ответе недочеты, которые легко исправляет по требованию учителя

Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если:

  • показывает знание всего изученного учебного материала;
  • дает в основном правильный ответ; учебный материал излагает в обоснованной логической последовательности с приведением конкретных примеров, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов в использовании терминологии учебного предмета, которые может исправить самостоятельно при помощи учителя;
  • анализирует и обобщает теоретический материал, результаты проведенных наблюдений и опытов с помощью учителя;
  • соблюдает основные правила культуры устной речи;
  • применяет упорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ.

Отметка «удовлетворительно»  (3 балла) выставляется, если:

  • демонстрирует усвоение основного содержания учебного материала, имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению учебного материала;
  • применяет полученные знания при ответе на вопрос, анализе предложенных ситуаций по образцу;
  • допускает ошибки в использовании терминологии учебного предмета;
  • показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений;
  • выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки;
  • затрудняется при анализе и обобщении учебного материала, результатов проведенных наблюдений и опытов;
  • даёт неполные ответы на вопросы учителя или воспроизводит содержание ранее прочитанного учебного текста, слабо связанного с заданным вопросом;
  • использует неупорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ.

Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если:

  • не раскрыл основное содержание учебного материала в пределах поставленных вопросов;
  • не умеет применять имеющиеся знания к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  • допускает в ответе более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Отметка «плохо» (1 балл) выставляется, если:

  • не может ответить ни на один из поставленных вопросов

за письменные работы:

отметка

характеристика

Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов, либо допустил не более одного недочета.

Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если:

  • выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, либо не более двух недочётов

Отметка «удовлетворительно»  (3 балла) выставляется, если:

  • выполнил не менее половины работы, допустив при этом:
  • не более двух грубых ошибок;
  • либо не более одной грубой и одной негрубой ошибки и один недочет;
  • либо три негрубые ошибки;
  • либо одну негрубую ошибку и три недочета;
  • либо четыре-пять недочетов.

Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если:

  • выполнил менее половины работы;
  • либо допустил большее количество ошибок и недочетов, чем это допускается для отметки «удовлетворительно».

Отметка «плохо» (1 балл) выставляется, если:

  • не приступал к выполнению работы, либо выполнил менее 10 % объема работы.

за выполнение тестовых работ:

Отметка «5»  - от 90 – 100% выполненного тестового занятия

Отметка «4» -  от 76 – 90 % выполненного тестового занятия

Отметка «3» -  от 50 – 75 % выполненного тестового занятия

Отметка «2» от 0 – 49 % выполненного тестового занятия

Оценивание  индивидуального проекта (реферат, презентация и т.д.):

Критерий постановки цели, гипотезы, планирование путей её достижения

(максимум 3 балла)

Цель не сформирована

0

Цель определена, но план её достижения отсутствует

1

Цель определена, дан краткий план её достижения

2

Цель определена, ясно описана, дан подробный план её достижения

3

Критерий глубины раскрытия темы проекта

(максимум 3 балла)

Тема проекта не раскрыта

0

Тема проекта раскрыта фрагментарно

1

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы.

2

Тема проекта раскрыта, исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

3

Критерий разнообразия источников информации, целесообразность их использования (максимум 3 балла)

Использована неподходящая информация

0

Большая часть представленной информации не относится к теме работы

1

Работа содержит незначительный объём подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

2

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

3

Критерий личной заинтересованности автора, творческий подход к работе

(максимум 3 балла)

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора

0

Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода

1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьёзную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества

2

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

3

Критерий соответствия требованиям оформления письменной части

(максимум 3 балла)

Письменная часть проекта отсутствует

0

В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и чёткая структура, допущены серьёзные ошибки в оформлении

1

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать её соответствующую структуру

2

Работа отличается чётким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

3

Критерий качества проектного продукта (максимум 3 балла)

Проектный продукт отсутствует

0

Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)

1

Продукт не полностью соответствует требованиям качества

2

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

3

Отметка «5»  - 16-18 баллов

Отметка «4» - 13-15 баллов

Отметка «3» -  10-12 баллов

Отметка «2» - менее 10 баллов

Отметка «1» - работа не выполнена

За практические (лабораторные) работы

отметка

характеристика

Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если:

  • самостоятельно определил цель работы;
  • самостоятельно выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование;
  • выполнил работу в рациональной последовательности и полном объеме с безусловным соблюдением правил личной и общественной безопасности;
  • получил результаты с заданной точностью; оценил погрешность измерения (для обучающихся IX-XI классов);
  • грамотно, логично описал проведенные наблюдения и сформулировал выводы из результатов опыта (наблюдения);
  • экономно использовал расходные материалы;
  • обеспечил поддержание чистоты и порядка на рабочем месте.

Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если:

  • самостоятельно определил цель работы;
  • самостоятельно выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование;
  • выполнил работу в полном объеме с безусловным соблюдением правил личной и общественной безопасности, но не в рациональной последовательности;
  • выполнил не менее двух остальных требований, соответствующих отметке «отлично».

Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если:

  • самостоятельно определил цель работы;
  • выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование с помощью учителя;
  • выполнил работу не менее чем на половину с безусловным соблюдением правил личной и общественной безопасности;
  • выполнил не менее одного требования из числа остальных, соответствующих отметке «отлично».

Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если:

  • не смог определить цель работы и подготовить необходимое оборудование самостоятельно;
  • выполнил работу менее чем на половину, либо допустил однократное нарушение правил безопасности.

Отметка «плохо» (1 балл) выставляется, если:

  • не смог определить цель работы и подготовить необходимое оборудование, либо допустил неоднократные нарушения правил безопасности и был отстранен от выполнения работы.

Виды ошибок и недочетов при выполнении работ

Грубыми считаются ошибки в результатах выполнения работ (отдельных заданий), обусловленные:

  • незнанием основных понятий, законов, правил, классификаций, формул, единиц измерения величин;
  • незнанием алгоритмов (последовательности) решения типичных учебных задач;
  • неумением определить цель работы и не допускать отклонения от нее в ходе выполнения работы;
  • некорректностью вывода (отсутствием логической связи между исходными посылками и выводимых из них заключением);
  • нарушением правил безопасности при выполнении работ;
  • небрежным отношением к учебно-материальной базе, повлекшим поломку (выход из строя) приборов, инструментов и другого оборудования.

К негрубым относятся ошибки в результатах выполнения работ (отдельных заданий), обусловленные:

  • невнимательностью при производстве вычислений, расчетов и т.п. (ошибки в вычислениях);
  • недостаточной обоснованностью (поспешностью) выводов;
  • нарушением правил снятия показаний измерительных приборов, не связанным с определением цены деления шкалы;
  • некритическим отношением к информации (сведениям, советам, предложениям), получаемой от других участников образовательного процесса и иных источников;
  • нарушением орфоэпических, орфографических, пунктуационных и стилистических норм русского языка при выполнении работ (кроме работ по русскому языку).

Недочётами при выполнении работ считаются:

  • несвоевременное представление результатов выполнения работы (превышение лимита времени, отведенного на ее выполнение);
  • непоследовательностью изложения текста (информации, данных);
  • нарушение установленных правил оформления работ;
  • использование нерациональных способов, приемов решения задач, выполнения вычислений, преобразований и т.д.;
  • небрежность записей, схем, рисунков, графиков и т.д.;
  • использование необщепринятых условных обозначений, символов;
  • отсутствие ссылок на фактически использованные источники информации.

Учебно-тематический план, включающий практическую часть программы

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов на раздел

Практические  работы

Контрольные  работы

Введение

5

1.

Атомы химических элементов

10

1

2.

Простые вещества

7

1

3.

Соединения химических элементов

13

1

4.

Изменения, происходящие с веществами

10

1

5.

Практикум№ 1.

Простейшие операции с веществом

5

5

6.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

18

2

1

 Итоговая контрольная работа

7.

Практикум №2

Свойства растворов электролитов

2

2

         Итого

70 часов

7

5

Распределение часов по четвертям

Четверть

Количество часов

Количество часов и причины опережения или отставания

по КТП

факт

1

16

2

15

3

19

4  

20

Итого

70


Календарно-тематическое планирование

№ n/n

Название раздела, тема урока

Дата проведения урока

Планируемые результаты

Коррекция

план

факт

Введение- 5 часов

1.

1. Химия -  наука о веществах. Вводный инструктаж по ТБ.

04.09

Знать/понимать.

-химические понятия:

атом, химический элемент, вещество.

Уметь

-определять: - простые и сложные вещества.

2.

2. Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.

06.09

Знать/понимать

-химические понятия: химическая реакция, основные законы химии (закон сохранения массы веществ).

3.

3. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Знаки химических элементов.

11.09

Уметь называть: химические элементы по их символу, периоды большие и малые, группы и подгруппы (главные и побочные).

Уметь называть химические элементы.

Знать знаки первых 20 химических элементов

4.

4. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.

13.09

Знать/понимать

-химические понятия:  относительная атомная и молекулярная масса, химическая формула

Уметь

-определять:

качественный и количественный состав вещества по химической формуле

5.

5. Массовая доля элемента в соединений.

18.09

-вычислять: относительную молекулярную массу вещества; массовую долю химического элемента по формуле соединения.

Тема 1.  Атомы химических элементов - 10 часов

6.

1. Основные сведения

о строении атомов.

20.09

Знать/понимать

-химическое понятие:

химический элемент

-характеризовать: состав атомов

7.

2. Изотопы -разновидности атомов химического элемента.

25.09

Знать/понимать

-химическое понятие:

Изотопы

-характеризовать: различия изотопов

8.

3.Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов.

27.09

Уметь

-объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента

9.

4. Электронная  формула атома

02.10

Уметь

-составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов в периодической системе

10.

5. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента.

04.10

-объяснять: физический смысл номеров группы и периода, к которым принадлежит элемент в ПСХЭ Д.И. Менделеева,

закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.

Знать/понимать

- химическое понятие: ион,

ионная химическая связь

Уметь определять ионную связь в химических соединениях.

Знать/понимать

-химические понятия: ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь

Уметь

-определять ковалентную связь в соединениях.

Знать/понимать

-химическое понятие: металлическая связь

Уметь определять: тип химической связи в металлах.

11.

6. Ионная связь.

09.10

12.

7.Ковалентная полярная  и неполярная связи.

11.10

13.

8. Металлическая связь.

16.10

14.

9. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Атомы химических элементов».

18.10

15.

10. Контрольная работа №1 по теме: «Атомы химических элементов».

23.10

Тема 2.  Простые вещества - 7 часов.

16.

1. Анализ контрольной работы. Простые вещества-металлы.

25.10

Уметь:

-характеризовать:

связь между строением и свойствами металлов

-использовать приобретенные знания для критической оценки информации о металлах, используемых в быту

Уметь

-характеризовать:

положение неметаллов в периодической системе;

строение атомов неметаллов.

17.

2. Простые вещества - неметаллы. Аллотропные модификации.

06.11

18.

3.Количество вещества. Моль. Молярная масса.

08.10

Знать/понимать

имические понятия: моль,

молярная масса

Уметь

- вычислять: молярную массу, количество вещества.

Знать/понимать

- химическое  понятие: молярный объем

Уметь

- вычислять: по количеству  (массе) газообразного вещества его объем, по объему газообразного вещества его количество (массу).

19.

4. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.

13.11

20.

5. Молярный объем газообразных веществ.

15.11

21.

6. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро».

20.11

22.

7. Контрольная работа № 2 по теме: «Простые вещества»

22.11

Тема 3.  Соединения химических элементов - 13 часов.

23.

1.Анализ контрольной работы. Степень окисления.

27.11

Уметь

-определять степень окисления элементов по химической формуле соединения.

24.

2. Бинарные   соединения. Составление формул бинарных соединений.

29.11

Уметь

- называть: бинарные соединения по их химическим формулам

-составлять формулы бинарных соединений .

25.

3.Оксиды. Летучие водородные соединения.

04.12

 Знать/понимать

 химическое понятие: оксиды

Уметь

- называть: оксиды по их формулам

- определять: степень окисления элементов в оксидах

- составлять: формулы оксидов.

26.

4. Основания.

Действие на индикаторы.

06.12

 Знать/понимать

 –химические понятия: основания,  щелочи.

Уметь называть: основания по их формулам

-составлять: химические формулы оснований

- определять: основания по их формулам.

27.

5. Кислоты.

Классификация кислот.

11.12

Знать/понимать

-химические понятие: кислота, щелочь.

Уметь

- называть: кислоты по их формулам

-составлять: химические формулы кислот

- определять: кислоты по их формулам.

28.

6.Соли. Составление формул солей.

13.12

Знать/понимать

-химическое понятие: соль

Уметь

- называть: соли по их формулам

-составлять: химические формулы солей

- определять: соли по их формулам.

Знать/понимать

-закон постоянства состава веществ

Уметь

-характеризовать: связь между составом, строением и свойствами веществ.

Знать/понимать

-закон постоянства состава веществ

Уметь.

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

Уметь

- вычислять: массовую долю вещества в растворе.

29.

7. Массовая  и объемная доли компонента  смеси.

18.12

30.

8. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

20.12

31.

9.Контрольная работа №3 по теме: «Соединения химических элементов».

25.12

32.

10. Анализ контрольной работы. Аморфные и кристаллические вещества.

27.12

33.

11. Типы кристаллических решеток. Повторный инструктаж по ТБ.

10.01

34.

12. Чистые вещества и смеси.

15.01

35.

13.Разделение смесей. Очистка веществ.

17.01

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами - 10 часов.

36.

1. Химические реакции. Закон сохранения массы веществ.

22.01

Знать/понимать

-химические понятия:

химическая реакция, классификация реакций (экзотермические и эндотермические реакции).

37.

2. Химические уравнения. Составление уравнений химических реакций.

24.01

Знать/понимать

-закон сохранения массы веществ

Уметь

- составлять: уравнения химических реакций.

38.

3. Типы химических реакции.  Реакции соединения  и разложения.

29.01

 Знать/понимать

- химическое понятие:

классификация реакций

Уметь

-определять: типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.      

39.

4. Реакции

замещения.

31.01

Знать/понимать

- химическое понятие:

классификация реакций

Уметь

-определять: типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.      

40.

5. Реакции обмена. Реакции нейтрализации.

05.02

Уметь

- характеризовать: химические свойства воды

-составлять: уравнения химических реакций характеризующих химические свойства воды и определять их тип.

41.

6. Типы химических реакций на примере свойств воды.

07.02

Уметь

- составлять: уравнения химических реакций

-использовать: приобретенные знания для безопасного обращения с веществами.

42.  

7. Вычисление по химическим уравнениям массы  продукта реакции.

12.02

Уметь

- вычислять: количество вещества, массу или объем по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

43.

8. Вычисление по химическим уравнениям объема  продукта реакции.

14.02

44.

9.  Обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами»

19.02

45.

10. Контрольная работа №4  по теме: «Изменения, происходящие с веществами»

21.02

Тема 5. Практикум №1 простейшие операции с веществом - 5 часов

46.

1. Пр. р. №1 «Правила ТБ при работе в химическом кабинете. Приемы обращения  с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами».

26.02

Уметь.

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

47.

2. Пр. р. №2 «Наблюдения за изменениями,

происходящими с горящей свечой, и их описание»

Инструктаж по ТБ.

28.02

Уметь.

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием., нагревательными приборами

48.

3. Пр. р. №3 « Анализ почвы и воды». Инструктаж по ТБ.

05.03

Уметь

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

- использовать приобретенные знания для критической оценки информации о воде.

49.

4. Пр. р. №4 «Признаки химических реакции». Инструктаж по ТБ.

07.03

Уметь

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

- использовать приобретенные знания о признаках химических реакции.

50.

5. Пр.  р.  №5  «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе». Инструктаж по ТБ.

12.03

Уметь

-Использовать приобретенные знания для приготовления растворов заданной концентрации.

Тема  6. Растворение. Растворы.  Свойства растворов электролитов- 18 часов.

51.

1. Растворение как физико-химический процесс.

14.03

Знать классификацию веществ по растворимости

52.

2. Понятие об электролитической  диссоциации.

19.03

Знать/понимать

- химические понятия: электролит и неэлектролит,

электролитическая диссоциация.

53.

3. Основные положения теории электролитической диссоциации.

21.03

Знать понятия «ион», «электролитическая диссоциация»

54.

4. Ионные уравнения реакции.

02.04

Уметь объяснять: сущность реакций ионного обмена

- определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца.

-составлять:  полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена.

55.

5. Диссоциация кислот и их свойства в свете ТЭД.

04.04

Уметь

- называть кислоты

- характеризовать: химические свойства кислот.

- определять:  возможность протекания типичных реакций кислот.

56.

6. Химические свойства кислот.

09.04

57.

7.  Диссоциация оснований и их свойства в свете ТЭД.

11.04

Уметь

- называть основания:

- характеризовать: химические свойства оснований.

 - определять: возможность протекания типичных реакций оснований.

58.

8.Химические свойства оснований.

16.04

59.

9. Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей.

18.04

Уметь

- называть соли.

- определять:

принадлежность веществ к классу солей

- характеризовать:

химические свойства солей.

60.

10. Свойства солей в свете ТЭД.

23.04

61.

11.  Оксиды, их классификация, свойства.

25.04

Уметь

- называть оксиды

- определять: принадлежность веществ к  классу оксидов

-характеризовать: химические свойства   оксидов.

62.

12. Генетические ряды металлов и неметаллов

30.04

Уметь

- характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ

- составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства неорганических веществ.

Знать/понимать

- химические понятия:

окислитель и восстановитель,

окисление и восстановление.

- определять: степень окисления элемента в соединении, тип химической реакции по изменению степени  окисления химических элементов.

Уметь вычислять массу, объём и количество вещества по уравнениям реакций

63.

13. Окислительно-

восстановительные реакции.

02.05

64.

14.Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции.

07.05

65.

15. Свойства простых веществ-металлов и неметаллов, кислот, солей в свете ОВР.

14.05

66.

16. Решение расчетных задач по уравнениям реакции.

16.05

67.

17. Обобщение и систематизация знаний по курсу химии 8 класса.

21.05

68.

18. Итоговая контрольная работа по курсу химии 8 класса.

23.05

Тема  7. Практикум №2 Свойства растворов электролитов - 2 часа.

69.

 1. Пр. р. № 6 «Свойства кислот, оснований,

оксидов и солей». Инструктаж по ТБ.

28.05

Уметь.

- обращаться с химической посудой и реактивами

- распознавать опытным.  путем растворы кислот  и щелочей.

- определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца.

70.

2. Пр. р. № 7 «Решение экспериментальных задач». Инструктаж по ТБ.

30.05

Уметь

- обращаться с химической посудой и реактивами.

- характеризовать: химические свойства основных классов неорганических соединений.


Учебно- техническое обеспечение

№ п.п.

Средства

Перечень средств

1.

Учебно- лабораторное оборудование и приборы

Учебно-лабораторное оборудование

Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента, нагревательные приборы. Набор «Кислоты».

Набор  «Гидроксиды».

Набор  «Оксиды металлов».

Набор  «Металлы».

Набор «Щелочные и щелочноземельные металлы».

Набор  «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды».

Набор  «Карбонаты».

Набор «Фосфаты. Силикаты».

Набор «Соединения марганца».

Набор  «Соединения хрома».

Набор  «Нитраты».

Набор  «Индикаторы».Набор  моделей кристаллических решёток: алмаза, графита, поваренной соли, железа.

Набор для моделирования типов химических реакций (модели-аппликации).

Коллекции: «Металлы и сплавы», «Минералы и горные породы», «Неметаллы»

2.

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся

Печатные пособия

Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»).

Руководства для лабораторных опытов и практических занятий по химии (8-11 кл.)

Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля.

Технические средства обучения:

· Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

·  Персональный компьютер - рабочее место учителя

- Интерактивная доска

· Проектор

· Телевизор

- Мобильный компьютерный класс ( ноутбуки -15 шт.)

Информационные средства:

Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых  тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.

3.

Цифровые образовательные ресурсы

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания.

1. Химия 8 класс. Мультимедийное приложение к учебнику О.С. Габриеляна (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2007

2. Учебное электронное издание «Химия(8-11 класс) Виртуальная лаборатория»

3.СD «1С- репетитор Химия».

4. «1С:Образовательная коллекция.Химия для всех.

Интернет-ресурсы

http://www.edu.ru -сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.

http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки единого государственного экзамена.

 http://www.chemnet.ru – электронная библиотека по химии.

http://www.ihternet-school.ru. online курс по УМК О.С.Габриеляна и др.

www.prosv.ru (рубрика «Химия»). 

www. school-coolection.edu.ru - единая коллекция образовательных ресурсов

Список используемой литературы

Наименование

Автор

Издательство и год издания

1.

Полезная химия: задачи и

 История

Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.

М.: Дрофа, 2010

2.

Химический эксперимент в школе. 8 класс. –

Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И.

М.: Дрофа, 2011

3.

Дидактический материал по химии для 8-9 класса. Пособие для учителя.

А. М. Радецкий.    

М.: Просвещение, 2013.

4.

Занимательные задания и эффективные опыты по химии.

Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю.

– М.: Дрофа, 2010

5.

Методика решения задач по химии.

Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А.

М.: Просвещение, 2011

6.

Задачи по химии и способы их решения.

Габриелян О.С. и др.

М.: Дрофа, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...