Конспекты к урокам для 8 класса
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Куликова Екатерина Николаевна
В современной жизни, особенно в производстве, химия играет очень важную роль, решая при этом следующие задачи:
—изучение строения веществ;
—описание веществ (выявление их свойств);
—определение для веществ области применения;
—разработка способов получения веществ.
Отсюда важнейшая задача химии – всемерное развитие химической промышленности, полное использование во всех областях достижений современной химии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Кислород,его общая характеристика и нахождение в природе. Получение.»

8класс,УМК Г.Е Рудзитис, Ф.Г. Фельдман

Цель: создание условий для формирования у учащихся знаний о кислороде, как химическом элементе и простом веществе, способах его получения.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты обучения

I.Организационный момент

II. Актуализация знаний. Организация проблемной ситуации

(Цель:  актуализация имеющихся знаний учащихся по пройденной теме)

III Этап целеполагания на урок (Цель: формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок)

IV.Этап «Открытие нового знания»(Цель: формирование системно-информационного анализа, развитие умений определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели)

V.Рефлексия.

Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Подготовка учащихся к восприятию нового  материала.

Я приготовила две стопки карточек с формулами веществ, но они у меня упали и смешались. Я прошу вас помочь мне и разделить эти карточки на две группы.

Как вы думаете, какие вещества простые или сложные мы будем изучать после знакомства с первоначальными химическими понятиями?

Слайд №1.

На слайде картинки с применением кислорода.

Звучит стихотворение:

В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без…

Предложите свой план его изучения.

(Работа в парах)

Мы можем изучить все это на одном уроке?

Как бы вы разделили изучение кислорода на три части?

Исходя из выше сказанного,определите тему нашего урока. (Записать тему урока на доске и в тетрадях)

1.Почему изучение простых веществ мы начинаем именно с кислорода?

2.Как бы вы охарактеризовали кислород как химический элемент? Запишите в тетрадях. Работайте в парах! (Подсказка: воспользуйтесь периодической таблицей)

Проверьте себя по учебнику на стр.53.

3.На слайде представлена диаграмма распространения элементов в природе (по массе). Сравните предложенную диаграмму с рис.23. найдите ошибки, если таковые имеются.

4.На этом же слайде представлена диаграмма содержания кислорода в воздухе (по объему). Соответствует ли она представленным в учебнике данным? (Изучите пункт «Нахождение в природе» §18)

Сделайте необходимые записи в тетрадях.

3.Возьмите карточку №1. Выполните предложенное задание. Работайте в группах. Найти членов вашей группы помогут цвета ваших карточек.

Задания в карточках:

О чем идет речь в данном рассказе?

Попробуйте составить соответствующее уравнение реакции самостоятельно. Запишите его в тетрадь.

Обменяйтесь карточками и тетрадями с ребятами другой группы. Исправьте ошибки. Верните тетради.

Проверьте свои записи и исправления одноклассников по учебнику §19.

Группа №1. Джозеф Пристли: «1 августа 1774 г. я попытался извлечь воздух из ртутной окалины (оксида ртути (II)) и нашел, что воздух легко может быть изгнан из нее посредством линзы. Этот воздух не поглощался водой. Каково же было мое изумление, когда я обнаружил, что свеча горит в этом воздухе необычайно ярким пламенем. Тщетно пытался я найти объяснение этому явлению».Полгода спустя Д. Пристли осуществил опыт с мышами, поместив одну в сосуд с кислородом, а другую в такой же сосуд с воздухом, и обнаружил, что в кислороде живые существа живут дольше, чем в воздухе. Затем он сам пробовал дышать полученным газом и убедился, что им «дышится чрезвычайно свободно и легко».

(Тип реакции – разложение.Не забудьте о законе сохранения массы веществ!)

Группа №2. Отрывок из романа ЖюляВерна «Опыт доктора Окса». «Доктор, искусный химик, умел получать этот газ в больших количествах и дешево, не пользуясь марганцевокислым натрием, по методу Гессьедю-Мотэ, а просто разлагал слегка подкисленную воду с помощью изобретенной им батареи. Электрический ток проходил сквозь большие чаны, наполненные водой, и жидкая стихия разлагалась на составные части - кислород и водород».

(Тип реакции – разложение.Не забудьте о законе сохранения массы веществ!)

Группа №3. Официально считается,  что кислород был открыт англ. химиком Джозефом Пристли 1 августа 1774г. Но есть информация, что еще в XVII в. голландец Дреббель создал подводную лодку, которую заполнял кислородом. Дреббель получил кислород из селитры (KNO3). Данный способ относился к области военной техники, и поэтому содержался в строжайшем секрете.(Одним из продуктов данной реакции является азотистокислый калий KNO2.Тип реакции – разложение)

Группа №4. В школьной лаборатории чаще всего кислород получают из перманганата калия (марганцовки). При нагревании происходит разложение данного вещества с образованием трех веществ, одно из которых кислород. Тип реакции – разложение.

Группа №5. Очень часто для получения кислорода используют пероксид водорода Н2О2 (перекись). Данная реакция протекает с образованием воды и выделением кислорода.

Группа №6. Французский химик Бертолле предложил получать кислород из хлората калия KClO3 (это вещество еще называют бертоллетовой солью, в честь открывшего его химика). В результате реакции кроме кислорода образуется хлорид калия KCl. Тип реакции – разложение.

По одному представителю от каждой группы записывают свое уравнение реакции на доскеи комментируют: коротко о способе получения и обнаруженных ошибках при проверке.

Что означают химические формулы над стрелочками?

Понять действие катализаторов вам поможет притча.

Жил когда-то на Востоке человек, который разводил верблюдов. Всю жизнь он работал, а когда состарился, то позвал к себе сыновей и сказал:
«Дети мои! Я стал стар и немощен и скоро умру. После моей смерти разделите оставшихся верблюдов так, как я вам скажу. Ты, старший сын, работал больше всех — возьми себе половину верблюдов. Ты, средний сын, только начал мне помогать — возьми себе третью часть. А ты, младший, возьми девятую часть».
Прошло время, и старик умер. Тогда сыновья решили разделить наследство так, как завещал им отец. Они выгнали стадо на большое поле, пересчитали, и оказалось, что в стаде всего семнадцать верблюдов. И нельзя было разделить их ни на 2, ни на 3, ни на 9! Что было делать — никто не знал. Стали сыновья спорить, и каждый предлагал своё решение. И они уже устали спорить, но так и не пришли к общему мнению.
В это время ехал мимо путник на своём верблюде. Услышав крик и спор, он спросил: «Что случилось?»
И сыновья рассказали о своей беде. Путник слез с верблюда, пустил его в стадо и сказал: «А теперь разделите верблюдов, как велел отец».
И так как верблюдов стало 18, то старший сын взял себе половину, то есть 9, средний — треть, то есть 6 верблюдов, а младший девятую часть, то есть двух верблюдов. И когда они разделили, таким образом, стадо, в поле остался ещё один верблюд, потому что 9+6+2 равно 17.
А путник сел на своего верблюда и поехал дальше.

Помогла ли вам данная притча понять, что такое катализатор?

Необходимо ли участие катализатора при получении кислорода в промышленности? (Подсказка в тексте учебника §19)

А какие знания для этого необходимы?

Это и будет темой нашего следующего урока.

Проводится рефлексия  (Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал…, было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… я приобрел… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…).

Разложить карточки на группы: простые и сложные вещества. Объяснить данное разделение.

Высказывают свои предположения и обосновывают их.

Составляют план изучения кислорода.Озвучивают. Вносят поправки.

Оценивают свои возможности.

Вносят свои предложения.

Записывают тему урока в тетрадь.

Выражают свои мысли

Работают самостоятельно.

Самопроверка.

Сравнивают, анализируют

Сравнивают, анализируют

Работают в группах: читают, составляют уравнения реакций.

Взаимоконтроль.

Самоконтроль.

Самостоятельная работа с учебником

Личностные: действие, смыслообразование.

Регулятивные:

саморегуляция.

Коммуникативные: настрой на сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: самоанализ, самоконтроль, самоорганизация.

Познавательные: способность выстраивать аналогии, определять закономерности.

Личностные: развитие качеств максимально развивающих ученика.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

Познавательные: знако-символические действия,сравнение,анализ,уменияструктуировать знания

 Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

Регулятивные: прогнозирование, коррекция , контроль

Личностные:

развитие, саморазвитие, самосовершенствование.

Познавательная: умение структуировать знания.

Коммуникативные: умение работать в группе,выражать свои мысли.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.



Предварительный просмотр:

Урок химии в 8 классе

Тема: Атомно-молекулярное учение

Ход урока

2. Актуализация знаний

В течение семи уроков мы изучали тему «Первоначальные химические понятия». Оказалась ли она для вас интересной? Как вы считаете, смогут ли они вам пригодиться полученные знания в предыдущем? А сейчас мы с вами закрепим знания по данной теме.

 Блиц-турнир

  1. Наука о веществах и их превращениях. (химия)
  2. Служит для проведения опытов. (пробирка)
  3. Определенный вид атомов. (химический элемент)
  4. Условная символика химического элемента, где берется начальная буква с латинского названия элемента. (химический знак)
  5. Вещества, состоящие из атомов одного вида (простые).
  6. Вещества, состоящие из атомов разных видов (сложные).
  7. Явления, при которых не происходит превращений одних веществ в другие (физические).
  8. Явления, при которых происходит превращение одних веществ в другие (химические).
  9. Всякое чистое вещество имеет постоянный состав, независимо от способа получения и местонахождения. (закон постоянства состава вещества)
  10. Кто сформулировал этот закон? (Пруст)
  11. Что такое индекс? (цифра, обозначающая число атомов в молекуле)
  12. Условная запись состава вещества с помощью химических знаков и индексов (химическая формула)
  13. Свойство атомов присоединять определенное число других атомов (валентность).
  14. Материал, из которого изготовлена лабораторная посуда (стекло).
  15. Единица количества вещества (моль).

3. Изучение новой темы

Переходим к изучению новой темы. Тема связана с именем великого русского ученого М.В.Ломоносова. Заслушаем сообщение о жизни и деятельности замечательного ученого «Слово о Ломоносове».

Что мы можем сказать о М.В.Ломоносове? Кем он был?

Вывод: М.В.Ломоносов был естествоиспытателем, философом, поэтом, историком, географом, политическим деятелем, успешно работал с мозаикой.

Пушкин писал: «Он создал первый университет, он лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Фундамент научной химии был заложен в 17-18 вв. усилиями ученых разных стран: англичанина Р.Бойля, француза А.Лавуазье, русского М.В.Ломоносова. Первые представления о том, что вещество состоит из отдельных частиц, появились еще в глубокой древности. Некоторые философские школы древней Индии (1 тыс. до н.э.) признавали не только существование первичных неделимых частиц вещества, но и их способность соединяться друг с другом, образуя новые частицы.

В 19 в. развивали химическую атомистику труды Д.Дальтона (Англия), Ж.Пруста (Франция), А.Авогадро (Италия), Я.Берцелиуса (Швеция), А.М.Бутлерова, Д.И.Менделеева (Россия). Как и другие науки, химия интернациональна.

Основной теорией химии, сохранившей свое значение и до наших дней является атомно-молекулярное учение. Атомно-молекулярное учение – это учение, в основу которого положено представление о том, что наименьшими структурными единицами веществ являются атомы, молекулы и ионы.

Из атомов состоят:

  • все металлы;
  • многие неметаллы (инертные газы, С, Si, B, Se, As, Te).

Из молекул состоят:

  • все органические вещества;
  • некоторые неорганические: простые газы (N2, H2, Cl2, F2), сложные (CO2, NO2, SO3, SO2).

Из ионов состоят:

  • все соли;
  • многие основания, кислоты.

В 1741 г. в одной из своих первых работ М.В.Ломоносов «Элементы математической химии» сформулировал важнейшие положения атомно-молекулярной теории.

  • Теперь прочитайте §13;
  • Изложите сущность основных положений атомно-молекулярного учения.

Давайте сделаем краткий вывод этих положений и запишем в тетради:

  1. Все вещества состоят молекул.
  2. Молекулы состоят из атомов.
  3. Молекулы и атомы находятся в постоянном движении.
  4. Молекулы простых веществ состоят из одинаковых атомов, молекулы сложных – из разных.

Дополнили атомно-молекулярное учение открытия Гей-Люссака, А.Авогадро. Окончательно утвердилось лишь в 1860 г. в г.Карсруэ на Международном съезде химиков, где было дано определение атома и молекулы.

Атом – наименьшая частица химического элемента, сохраняющая все его свойства.

Молекула – наименьшая частица простого и сложного вещества, обладающая его химическими свойствами.

4. Выяснение степени понимания новой темы

Для закрепления новой темы проведем игру «Найди ошибку», где вы должны указать формулу вещества, отличающуюся от других.

  1. N2, О2, Cl2, Р (даны формулы молекул, лишнее – атом).
  2. H2О, HCl, H2, HNO(формулы сложных веществ, лишнее – молекула простого вещества).
  3. Al, SO3, Zn, S (формулы атомов, лишнее – молекула сложного вещества).
  4. P, Al, Zn, Cu (все атомы металлов, лишнее – неметалл).

В целях закрепления пройденного материала проведем тестирование.

Тест

  1. Высшую валентность азот проявляет в оксиде:

1) NО2, 2) N2О5, 3) NО, 4) N2О.

  1. О простом веществе медь идет речь в выражении:

а) проволока сделана из меди;

б) медь входит в состав малахита;

в) медь входит в состав оксида меди;

г) медь входит в состав бронзы.

  1. Найдите химическое явление:

а) замерзание воды;

б) плавление олова;

в) горение керосина;

г) измельчение стекла в порошок.

  1. Какая из записей означает «пять молекул кислорода»:
  1. 5H2О; 2) 5О; 3) Р2О5; 4) 5О2.
  1. Чему равна относительная молекулярная масса метана СН4:
  1. 26; 2) 16; 3) 20; 4) 30.

5. Подведение итогов урока

А теперь каждый по набранным фишкам подводит самооценку деятельности на уроке и ставит себе отметку.

6. Защита домашних творческих заданий

Были даны групповые творческие задания:

  • составить химические загадки в форме стиха, используя химическое явление или какие-либо свойства вещества;
  • составить тест по изученным темам;
  • сочинить сказку на основе изученных тем, в основе сказки должны быть достоверные факты, химические явления, свойства веществ и т.д.

7. Домашнее задание: §13

Творческие задания учащихся

  1. Сказка Алексеевой Али

Жили-были Железо и Сера. Они жили в маленьком острове. У них не было друзей. И однажды они построили корабль и отправились в путешествие. по пути им встречались островки, на которых жили Золото и Хлор, Медь и Фосфор. Железо и Сера пригласили их с собой в путешествие. Они нашли себе много друзей. Вскоре они пришли в большой город Химия. Добрый человек Менделеев построил им дом. Мы этот дом называем таблицей. И теперь они живут в каждой книге химии до сих пор.

  1. Загадки Петровой Дианы
  • Мы мельчайшие частицы,

Но роль у нас большая,

Отгадайте-ка ребята,

А отгадка это – (атом).

  • Это желтое вещество

Неметалл и твердое,

Оно в воде не растворится

А выйдет как гусь сухим. (сера)

  • Этот газ везде и всюду,

Всем нам он необходим

Без него мы никуда. (кислород)

  1. Тест Константинова Толи и Иванова Алика

1. Какой из этих элементов правильно записан:

а) Nа – азот; б) Ca – калий; в) Сr – хром; г) Hg – неон; д) C – йод; е) W – ванадий;

2. В каком году учение о молекулах и атомах окончательно было признано:

а) 1855; б) 1871; в) 1862; г) 1860.

3. Какие из веществ простые:

а) MgCl2; б) HCl; в) Cl2; г) Br2O7; д) Р2О5; е) Ar.

4. Найдите правильный ответ:

а) тела: стул, сода, жир, мел, железо; б) вещества: вода, льдина, медь, свеча, ручка.

5. Найдите правильный ответ:

а) физическое явление: свечение солнца, образование накипи, проявление фотопленки, свечение звезд; б) химическое явление: горение газа, таянье снега, растворение сахара, смешение серы и железа.



Предварительный просмотр:

 «Массовая доля   элемента в веществе»

Тема урока: Массовая доля   элемента в веществе

Цель: сформировать у учащихся понятие «массовой доли элемента»; развивать навыки нахождения массовой доли элемента в химическом соединении; совершенствовать навык нахождения относительной молекулярной массы, характеризовать качественный о количественный состав вещества.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Не позволяй душе лениться,
Чтоб в ступе воду не толочь,

                                                                                                   Душа обязана трудиться

                                                                                  И день и ночь,
                                                                                 И день и ночь!

(М.Заболоцкий).

1. Организационный момент. Позитивный настрой.

2.Мотивация.

Составляющие нашей планеты органический и неорганический мир, образованный органическими и неорганическими веществами. Посмотрите на глобус. ¾ поверхности нашей планеты занимает вещество, без которого не было бы жизни на нашей земле. Что это за вещество? (вода)

  • Вы уже знаете, что любое вещество можно записать с помощью химической формулы. Вспомним формулу воды? Что вы можете определить по этой формуле?

 (качественный и количественный состав, простое или сложное вещество, определить, что это за вещество, найти Мr).

  • Ребята, какие элементы входят в состав молекулы воды?  А сколько атомов каждого элемента содержится в молекуле воды? А если изменить количество атомов кислорода или водорода в молекуле воды будет ли изменённая формула принадлежать веществу вода (ответы учащихся)?
  • И так, атомы химических элементов находятся в молекуле в определённых массовых отношениях, т.е. составляют определённую часть от общей молекулы. А как можно вычислить -  какую часть от молекулы составляет химический элемент (предложения учащихся)?
  • У вас есть определённый багаж знаний, какие понятия, изученные ранее вам помогут в достижении цели («понятийная ромашка» (активность учащегося – 1 балл) - химический элемент, химическая формула, относительная атомная и относительная молекулярная масса, доля)? Какой термин показался вам незнакомым? Итак, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим?

3.Объявление темы урока.

С вашей помощью мы определили тему нашего урока:

“Массовая доля элемента в веществе”.

- Как вы считаете, какова цель нашего урока, что мы хотим изучить…, а чему научиться… (ученики определяют цель урока)?

4.Актуализация опорных знаний.

Проверим, готовы ли вы к изучению нового материала.

  • Проведём химическую эстафету на знание символов элементов (учащиеся последние в группе проверяют правильность выполнения задания сверка с доской (2 балла получает каждый учащийся ряда, если нет ошибок, дополнительный балл тот ряд, который справился с заданием первым (если нет ошибок) и 0 баллов (не знающий химических знаков). Итог объявляется
  • Второе задание (4 балла) выполняем индивидуально (двое у доски).
  1. Дайте качественную и количественную характеристику веществ.
  2. Найдите относительную молекулярную массу

I.  KIO3

II. NaNO3 

Осуществляем взаимопроверку выполненного задания. При правильном решении задачи вы получает по 2 балла за задание, при наличии математической ошибки или исправления – по 1 баллу, неправильное решение - 0 баллов.

(промеж итог- Кто набрал 6 баллов, 5 баллов, 4 балла?)

5.Изучение нового материала.

Мы повторили необходимые определения, химические элементы, молекулярную массу, а что же обозначает понятие доля? Повторим это понятие, устно решив математические задачи на нахождении доли.

Задача № 1

В коробке кубики и шарики. Какова доля кубиков в коробке? (учащиеся решают и сравнивают с готовым решением)

Решение: всего 6 предметов, кубиков 2.

Их доля равна 2/6.

Задача № 2 – усложняем задачу

Кубик  весит 10 мг,  шарик весит 20 мг. Какова  доля кубиков в ящике?

Решение: каждый кубик весит 10мг,

 а всего их два, значит в сумме масса 20 мг.

Шариков 4, каждый весит 20 мг, т.е. в сумме – 80 мг.

Все предметы имеют вес – 100 мг.

Общая масса  100 мг, значит, доля кубиков -  20/100.

В итоге выводим формулу расчета доли   -   W = m (части)/m (общего)

Все учащиеся активно участвующие в решении задач добавляют себе 1 балл.

«ФИЗКУЛЬТ  ПРИВЕТ!» (Проведение видео физминутки)

В итоге предыдущего задания мы получили  с вами формулу  -  

W = m (части)/m (общего)

  • А теперь, поработаем  с учебником – (понятие  массовой доли) стр. ___ параграф __ (читаем формулировку). Знакомимся с формулой для расчета массовой доли элемента в веществе.
  • Составляем «Ассоциативный куст»

6. Закрепление.

  • Переходим от теории к практике. Рассмотрим схему строения молекулы воды. Массу атомов вы можете найти в таблице химических элементов Д.И.Менделеева, найдем долю элементов в составе воды.

Правила оформления задачи (ученик оформляет с  помощью учителя шаблон оформления задачи).

Разбираем устно решение - Итак, какова  массовая доля кислорода и водорода? Попытайтесь решить задачу самостоятельно. (работа по вариантам)

Дано:        Решение :

H2O                                           Мr (H2O) =

Найдем         W(O)=    

W(O) - ?        W(Н)=    

W(Н) - ?  

Ответ:

Проверяем по этапам решения: Мr =18, W(O)= 0.89 или 89 %  ,  W(Н)= 0.11 или 11 %  

Правильное решение – 2 балла, неточное, с исправлениями – 1 б, неверное – 0б

  • Зачем человеку необходимо знание массовой доли? Рассмотрим на примере.

     Мы с Вами живем в Крыму, одна из проблем населения полуострова – нехватка в пище йода. «Эндемический зоб» - результат такой нехватки. Поэтому необходимо употреблять в пищу йодированную соль. Пищевые продукты обогащают йодом с помощью соединений – йодида калия и йодата калия. Зная понятие массовая доля элемента в соединении, выясним - в каком из веществ больше содержится йода?

Правильное решение – 2 балла, неточное, с исправлениями – 1 б, неверное – 0б

7. Подведение итогов урока. Рефлексия. Ребята, как вы считаете, почему я выбрала эпиграфом к уроку слова русского писателя М.Заболоцкого?

Вы правы! Нет таких людей, к которым знания приходят сами, только систематический труд подымает их каждый день на ступеньку выше. Если вы сегодня остались недовольны собой - не огорчайтесь, поработаете дома самостоятельно, и завтра у вас всё получится.

8. Домашнее задание.

Для всех учащихся - изучить §учебника, составить и решить  задачу по изученной теме.



Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Тема: Относительная атомная масса и закон сохранения состава вещества.

Всякое вещество – от самого простого
до самого сложного – имеет три различные,
но взаимосвязанные стороны:
свойство, состав, строение...

Б.М.Кедров

  Цель урока.  Сформировать понятие об относительной атомной массе. Показать различие между понятиями «масса атома» и «относительная атомная масса». Научить находить значение относительной атомной массы. Сформировать понятие о постоянстве состава веществ. Показать, что постоянный состав характерен только для веществ, имеющих молекулярное строение.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Орг. момент (1-2мин)

II. Проверка домашнего задания (10 мин)

III.Объяснение нового материала (20)

IV. Домашнее задание (2-3 мин)

V. Закрепление (6-7 мин)

 II. В начале и в конце урока проводится психологическая разминка [1]. Ее цель – определить эмоциональное состояние учащихся. У каждого ученика имеется табличка с шестью лицами – шкала для определения эмоционального состояния (рис. 1). Каждый ученик ставит галочку под той рожицей, чье выражение отражает его настроение.

УЧИТЕЛЬ. Было бы замечательно, если бы к концу урока каждому удалось переместить галочку хотя бы на одну клетку влево. Для этого нужно задуматься над вопросами: может ли человек полюбить неинтересный ему учебный предмет? Что для этого нужно сделать?

Химическая разминка

1)  Проверка знаний химических элементов.
2)  УЧИТЕЛЬ. Вася и Петя любят составлять и разгадывать слова-анаграммы (обычно фантастические), в которых порядок букв переставлен. Попробуйте разгадать некоторые из химических анаграмм.
           
Переставив буквы в каждом слове, надо получить название химического элемента.
Леодруг – без этого элемента в печке не будет огня,
сликодор – без этого элемента не проживете и десяти минут,
мникрей – этот элемент ищите среди камней,
орребес – блестит, а не золото.
УЧИТЕЛЬ. Если вы легко справились с этим заданием, скажите себе: «Я – умница».

3)  Вася и Петя очень любили химию, а Коля ее терпеть не мог. Поэтому Коля никогда не понимал содержания записок, которыми обменивались Вася и Петя. Дело в том, что они передавали записки через Колю, а он из любопытства всегда в них заглядывал.

Попытайтесь расшифровать одну фразу из такой записки. Ключ к расшифровке вы найдете в периодической таблице Д.И.Менделеева.

        III.

Относительная атомная масса

Масса молекул и атомов очень мала, поэтому ими неудобно, да и невозможно пользоваться. Невозможно взять для эксперимента 10 молекул кислорода и взвесить их на школьных весах. Масса атома кислорода в кг равна 26,667 · 10-27кг, т.е. 25 нулей после запятой. m(H) = 0,1674 · 10-26кг. Поэтому для микромира используют особую единицу измерения.

Определим отношение атомных масс водорода и углерода:

Масса углерода в 12 раз больше массы водорода. Масса водорода составляет  массы углерода. И наоборот масса углерода составляет 12 относительно атомной массы водорода:

Относительная атомная масса элемента – это величина, показывающая, во сколько раз масса его атома больше 1/12 массы атома углерода.

Массу водорода и все известные массы элементов в кг раздели на массу водорода, также взятую в кг. Получились безразмерные величины, которые называются относительными атомными массами элементов, они и приведены в табл. Д.И.Менделеева.

Относительная атомная масса обозначается: Ar 

r – означает «относительная»

Закон постоянства состава веществ был открыт французским ученым Прустом в 1808 г. Вот как этот закон звучал в его изложении: «От одного полюса Земли до другого соединения имеют одинаковый состав и одинаковые свойства. Никакой разницы нет между оксидом железа из Южного полушария и Северного. Малахит из Сибири имеет тот же состав, как и малахит из Испании. Во всем мире есть лишь одна киноварь».

Современная формулировка закона: каждое химически чистое вещество с молекулярным строением независимо от места нахождения и способа получения имеет один и тот же постоянный качественный и количественный состав.

УЧИТЕЛЬ. А сейчас послушайте выступление о знаменитом споре между французскими учеными Ж.Л.Прустом и К.Л.Бертолле, который длился около 10 лет на страницах французских журналов в начале XIX в.
Да, спор двух французских химиков длился с 1799 по 1809 г., а затем был продолжен химиками Англии, Швеции, Италии, России и других стран. Этот спор можно с полным правом назвать первой научной дискуссией такого масштаба и по времени возникновения, и по стратегической важности обсуждаемых проблем. Эта дискуссия определила пути развития химии на столетия вперед.
         
В 1799 г. профессор Королевской лаборатории в Мадриде, француз по происхождению, Жозеф Луи Пруст опубликовал статью «Исследования меди». В статье подробно освещены анализы соединений меди и сделан вполне обоснованный вывод, что химически индивидуальное соединение всегда, независимо от способа его образования, обладает постоянным составом. К такому же выводу Пруст пришел и позже, в 1800–1806 гг., исследуя химические соединения свинца, кобальта и других металлов.
В 1800–1803 гг. английский химик Джон Дальтон обосновал этот закон теоретически, установив атомное строение молекул и наличие определенных атомных масс элементов. Чисто теоретически Дальтон пришел к открытию еще одного основного закона химии – закона кратных отношений, находящегося в единстве с законом постоянства состава.
В то же самое время профессор Нормальной школы в Париже Клод Луи Бертолле, уже знаменитый химик, опубликовал ряд статей, в которых отстаивал вывод о том, что состав химических соединений зависит от способа их получения и часто бывает не постоянным, а переменным. Бертолле выступил против законов Пруста и Дальтона, аргументируя это все новыми и новыми опытами по получению сплавов, твердых оксидов металлов. Он воспользовался и данными самого Пруста, указав на то, что в природных сульфидах и оксидах металлов содержится избыток серы и кислорода по сравнению с полученными в лаборатории.
Развитие химии показало, что обе стороны были правы. Точка зрения Пруста и Дальтона для химии 1800-х гг. была понятна, конкретна и почти очевидна. Пруст и Дальтон заложили основы атомно-
молекулярного учения о составе и строении химических соединений. Это была магистральная линия развития химии. Точка зрения Бертолле была практически неприемлема для тогдашней химии, т. к. она отражала химизм процессов, изучение которых началось в основном лишь
с 1880-х гг. И только будущее показало, что и Бертолле был прав!
По предложению академика Н.С.Курнакова вещества постоянного состава были названы дальтонидами (в честь английского химика и физика Дальтона), а вещества переменного состава – бертоллидами (в память о французском химике Бертолле).

УЧИТЕЛЬ. Подведем итоги сообщения. Во-первых, известны вещества немолекулярного строения с переменным составом. Во-вторых, закон постоянства состава веществ справедлив для веществ молекулярного строения. В-третьих, существует категория веществ молекулярного строения, для которых закон постоянства состава неверен. Это полимеры, с ними мы познакомимся на уроках химии позднее.
Что же подразумевается под количественным и качественным составами веществ? На основе закона Пруста можно записать химические формулы веществ при помощи химических знаков.
Рассмотрим в качестве примера состав молекулы воды. Она состоит из атомов водорода и кислорода (качественный состав), причем по массе в воде содержится водорода – 11,19%, а кислорода – 88,81% (количественный состав). Есть несколько способов выражения состава воды.
1-й способ. В состав молекулы воды входят два атома водорода и один атом кислорода (используем слова).
2-й способ. Эту же мысль можно выразить рисунком (используем условные обозначения):
3-й способ. Формула воды – Н2О (используем химические знаки и индексы).
Индекс показывает количество атомов данного элемента в молекуле.
Итак, состав дальтонидов выражается простыми формулами с целочисленными стехиометрическими индексами, например Н2О, НСl, СН4. Состав бертоллидов непостоянен, у них дробные стехиометрические индексы. Так, оксид титана(II) ТiO в действительности имеет состав от ТiO0,7 до ТiO1,3.
Ответьте мне на вопрос: что показывает коэффициент? (Ответ учащихся: число молекул данного вещества.)
Рассмотрим пример: 3Н
2О. Какое количество молекул воды отображает эта запись? Сколько атомов водорода в одной молекуле воды, в трех молекулах воды? Сколько атомов кислорода в одной молекуле воды, в трех молекулах воды? (Демонстрация моделей молекул воды.) Читаем формулу: «три-аш-два-о».
запись: 3CuCl
2, 5Al2O3, 3FeCl2.
УЧИТЕЛЬ. Как прочитать формулы указанных веществ? Сколько молекул данного вещества отображает химическая формула? Сколько атомов каждого элемента входит в одну молекулу данного вещества? Сколько атомов каждого элемента в трех (пяти) молекулах данного вещества?
Химическая формула – это условная запись состава вещества посредством химических знаков и индексов.
Ученики записывают определение в тетрадь.

IV   Закрепление:

Кем и когда был открыт закон постоянства состава веществ?
2. Дайте определение этого закона.
3. В чем состояла суть спора между химиками Прустом, Дальтоном и Бертолле?
4. Что отображает химическая формула вещества?
5. Что показывают коэффициент и индексы в химической формуле?
6. Есть ли разница в составе веществ, имеющих формулы: СО и СО
2, Н2О и Н2О2?
7. Используя химические знаки, индексы и коэффициенты, запишите обозначения двух молекул воды, трех молекул оксида азота (если известно, что в молекуле оксида азота на один атом азота приходится два атома кислорода),трех молекул сероводорода (в его молекуле на два атома водорода приходится один атом серы),четырех молекул оксида фосфора (в каждой молекуле этого оксида на два атома фосфора приходится пять атомов кислорода).
Ученики делают записи в тетради, один ученик – на обратной стороне доски.

Проверка: обмен тетрадями с соседом по парте, сверка по ответу на доске, анализ ошибок.

V. § 9,11(стр 35-37)

        

                                                                                               Приложение 1.

Химическая разминка

1) Вася и Петя любят составлять и разгадывать слова-анаграммы (обычно фантастические), в которых порядок букв переставлен. Попробуйте разгадать некоторые из химических анаграмм.
Переставив буквы в каждом слове, надо получить название химического элемента.
Леодруг – без этого элемента в печке не будет огня,


сликодор – без этого элемента не проживете и десяти минут,


мникрей – этот элемент ищите среди камней,


орребес – блестит, а не золото.

2) Вася и Петя очень любили химию, а Коля ее терпеть не мог. Поэтому Коля никогда не понимал содержания записок, которыми обменивались Вася и Петя. Дело в том, что они передавали записки через Колю, а он из любопытства всегда в них заглядывал.

Попытайтесь расшифровать одну фразу из такой записки. Ключ к расшифровке вы найдете в периодической таблице Д.И.Менделеева.

3) Просмотрите внимательно периодическую таблицу химических элементов и выпишите из нее как можно больше названий элементов вместе с их символами, которые связаны:

а) с географическими названиями

Элемент

Символ

………………………………………

……………………………………….

………………………………………

……………………………………….

………………………………………

……………………………………….

………………………………………

……………………………………….

………………………………………

……………………………………….

………………………………………

……………………………………….

………………………………………

……………………………………….

………………………………………

……………………………………….

………………………………………

……………………………………….

………………………………………

……………………………………….

б) с фамилиями исследователей

 

Элемент

Символ

………………………………………

……………………………………….

………………………………………

……………………………………….

………………………………………

……………………………………….

………………………………………

……………………………………….

………………………………………

……………………………………….

        

                                                                                                                        Приложение 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект 83 урока, 9 класс,УМК Биболетовой М.З.

4 четверть9 классUnit 4. Make your choice, make your lifeSection 1. it’s time to think about your future career.Урок № 83(1)Тема «Модальные глаголы»Цели: развитие навыков устной речи и навыков а...

План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."

План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...

Конспект открытого урока 5 класс "School"УМК "Enjoy English"

Конспект открытого урока 5 класс "School"УМК "Enjoy English"   ...

Конспект открытого урока 8 класс

Открытый урок в 8 классе Тема урока: «Колокольные звоны на Руси»       Цели урока: • восприятие образного содержания музыкальных произведений русских компо...

Конспект интегрированного урока 4 класс

Конспект интегрированного урока по математике и трудовому обучению для учащихся 4 класса по теме "Круг. Окружность."...

Конспект открытого урока по классу фортепиано «Развитие духовности и общей культуры через развитие образно-музыкального мышления»

Автор Ульева Ирина Николаевнапедагог дополнительного образования,педагог-организатов ЦДТ "Царицыно"Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы заняти...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТЫЙ УРОК 9 КЛАСС Zukunftspläne

5ЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ ,ТеМА  Zukunftspläne...