Главные вкладки

    Разработка урока химии в 10 классе по теме"Химические свойства белков. Функции белков"
    презентация к уроку по химии (10 класс) на тему

    Шарапова Светлана Михайловна

    Разработка урока химии в 10 классе по теме"Химические свойства белков. Функции белков", определены цели и задачи урока. методы и приёмы, планируемые результаты.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    25.02.2016г.

    План урока химии в 10 классе . Шарапова. С.М. , учитель химии МКОУ « Казёнская средняя общеобразовательная школа» Альменевского района

    Тема

    Химические свойства белков. Биохимические функции белков.

    Тип урока

    Урок формирования новых знаний

    Методы и приёмы

    Методы: Используемая технология – технология деятельностного подхода в обучении.

    наглядные:  демонстрация слайдов; практические: наблюдение, эксперимент., частично – исследовательский (лабораторные опыты);

    Приёмы: организационные (ответы с места, работа в парах, группах); технические:    

    раздача наборов для проведения опытов.

    Цель

    углубить и расширить знания учащихся о химических свойствах белка, его биохимических функциях.

    Задачи

    Образовательные:

     - изучить особенности химических свойств белков, качественные реакции на белки; выявить факторы, отрицательно влияющие на состояние белковых молекул;

    — выработать  умение экспериментально доказывать наличие в белках пептидной группы и остатков аминокислот (качественные реакции

    - Развивающие:

    - развивать навыки сравнительно- аналитической  мыслительной деятельности;

    - развивать умение проводить опытную проверку гипотезы;

    - совершенствовать умение работать с лабораторным оборудованием и реактивами;

    - продолжить формирование умений оформлять результаты учебного эксперимента;

    - развивать способность к адекватному само- и взаимоконтролю.

    Воспитательные:

     продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать культуру общения через работу в парах "ученик-ученик", "учитель-ученик", а        также         наблюдательность, внимание, инициативу.

    Основное содержание темы, термины и  понятия

    Содержание темы предполагает изучение химических реакций. Реакции горения, экзо – и эндотермические реакции.

    Планируемые результаты

    Личностные

    -сформированность познавательных интересов, направленных на изучение сущности химических свойств белков и  выявление факторов, отрицательно влияющие на состояние белковых молекул;

    - сформированность интеллектуальных умений (строить рассуждения, анализировать, сравнивать);

    - проявление творческого отношения к процессу обучения.

    Метапредметные

    Познавательные:

    -овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, наблюдать, давать определения понятиям;

    - умение прогнозировать ситуацию.

    Регулятивные:

    -умение определять цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

    - умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

    Коммуникативные:

    - умение работать совместно в атмосфере сотрудничества;

    - умение адекватно использовать речевые средства и  символы для представления результата.

    Предметные

    -выделение специфических химических свойств белков,  -умение проводить качественные  реакции на белки;

    умение выявлять  факторы, отрицательно влияющие на состояние белковых молекул;

    -  умение описывать самостоятельно проведённые эксперименты;

     - умения делать выводы и умозаключения из наблюдений;

    -  умение соблюдать правила по ТБ;

    -  умения проводить химический эксперимент

    Организация образовательного пространства

    Межпредметные связи

    Ресурсы

    Формы работы

    Биология , тема « Строение и функции белков»

    1.Учебник химии 10 кл.(базовый уровень), автор О.С.Габриелян, 2009г, М., Дрофа.

    2. Презентации учащихся.

    3. Инструктивые карточки.

    4.Мультимедийный проектор;

    5..Химические реактивы и химическая посуда для выполнения опытов.

    фронтальная  -

    индивидуальная –

    в паре  -

    ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

    I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

    Цели деятельности

    Актуализация имеющихся знаний, умений и навыков. Постановка проблемы.

    Планируемый результат

     -актуализировать имеющиеся знания по теме « Белки»

    - мотивировать обучающихся к изучению темы.

    На предыдушем уроке вы начали изучать тему « Белки» , сегодня вы расширите свои знания об этих веществах. Посмотрите на слайд:

    на какие вопросы вы пока не можете ответить или затрудняетесь?

                  Вопросы:

    1.Почему 20 аминокислот образуют бесчисленное разнообразие белков?

    2.Теряет ли белок свои  ферментативные  функции при кипячении?

    3. Для всех  белков характерна  четвертичная структура ?

    4. Каковы химические свойства белков, и как   на месте преступления находят «следы белка» ?

    5.Какие функции выполняют белки, как это связано с понятием «жизнь»?

    - каковы задачи нашей деятельности на уроке?

    ( -познакомиться с химическими  свойствами белков;

    -охарактеризовать значение  и функции белков)

     Давайте определим основные направления нашей деятельности
    1. выполнение лабораторной работы

    2.обсуждение результатов выполнения индивидуальных домашних заданий.

    Личностный:

    - проявление интереса к поставленной проблеме;

    - умение самостоятельно определять цели  и задачи деятельности

    Предметный:

    - умение определять структуру белка

    Коммуникативный:

    - умение слушать и вступать в диалог

    II этап. Учебно-познавательная деятельность (изучение нового содержания)

    Цели деятельности

    Учебные задания

    и методы работы с информацией

    Планируемый результат

    - углубить и расширить знания учащихся о химических свойствах белка, его биохимических функциях.

    - развивать творческую самостоятельность

    1. Выполнение лабораторной работы.

    Беседа: Какие химические свойства белков  вам  известны из курса химии  9 класса?

     Кто из вас может объяснить  термин «денатурация»?

    Какие факторы могут вызвать денатурацию белка?

    Какие изменения происходят с белком при его гидролизе?

    При каких условиях идёт гидролиз белков?

    Проведём исследование некоторых химических свойств белков. Но прежде - инструктаж по технике безопасности.

    1) при работе со спиртовкой

    2) при работе с растворами щелочей и кислот

    Что нужно делать при попадании на кожу растворов кислот и щелочей?

    Исследование химических свойств белков по инструктивным карточкам, работаете парами быстро и аккуратно, составляете отчёт по наблюдениям, фиксируйте записи в рабочей карте, делаете выводы.

    Инструктивная карточка №1

     Выяснение влияния растворов  поваренной соли (NaCl), хлорида меди (соль тяжелого металла - Cu СI2) и этанола (C2H5OH) на раствор белка.

    Опыт 1. Мы употребляем в пищу хлорид натрия (NaCl) . Исследуйте действие поваренной соли на раствор белка.            

    К 2 мл раствора белка прилейте равный объем раствора поваренной соли (хлорида натрия).Что наблюдаете?

    Вызывает раствор NaCl денатурацию белка?

    Опыт 2. В окружающую среду часто попадают соли тяжелых металлов: меди, свинца, ртути, кадмия. Исследуйте действие  соли меди на раствор белка.            

    К 2 мл раствора белка прилейте равный объем раствора хлорида меди меди (CuСI2)      Что наблюдаете?.................................

    Вызывает раствор Cu СI2 денатурацию? ………………………………………  

    Опыт 3. Люди иногда употребляют без меры спиртные напитки. Проверьте, как влияет этанол на раствор белка.

    К 2 мл раствора белка прилейте равный объем раствора этилового спирта (этанола) -(C2H5OH)      Что наблюдаете?.................................

    Вызывает раствор этанола денатурацию? ………………………………………  

    Ответьте , какие из предложенных для исследования  растворов веществ вызывают денатурацию белка?

    Инструктивная карточка №2

    Изучение влияние температуры на свойства белка.

    Опыт 1.  Нагрейте до кипения  раствор белка. Что наблюдаете?

    Вызывает ли нагревание белка денатурацию? ………………………………..  

    Опыт 2.  Изучите ферментативную (каталитическую) функцию белка.

    Известно, что в растительных клетках есть фермент пероксидаза, который разлагает перекись водорода до воды и кислорода:

    2 H2O2пероксидаза 2 H2O + O2 

    Внешне это проявляется в появлении белой пены после приливания перекиси водорода на живую растительную ткань.

    Проверьте, что происходит с перекисью водорода на срезе сырого и вареного картофеля. Для этого на срезы

    Вывод:Ответьте, как действует температура на  свойства белка?

    Инструктивная карточка №3.

    Задание: проделайте цветные (качественные) реакции на белок. Определите наличие в белке пептидной группы (биуретовая реакция) и остатков ароматических кислот (ксантопротеиновая реакция).

    Опыт1. Биуретовая реакция.

    Эта реакция показывает наличие пептидных связей между аминокислотами в первичной структуре белка:

    К 2 мл раствора белка прилейте равный объем раствора щелочи (NaOH) и несколько капель раствора медного купороса (CuSO4).  Белок окрашивается в красно-фиолетовый цвет.

    Опыт 2. Ксантопротеиновая реакция.

    Эта реакция показывает наличие в составе белка  таких аминокислот, которые содержат бензольное кольцо:

    В пробирку налейте 2 мл раствора белка и прибавьте несколько капель концентрированной азотной кислоты (HNO3). Образуется белый осадок. Нагрейте содержимое пробирки – осадок белка окрашивается в желтый цвет.

    Опыт 3.Горение белков. К ачественное определение серы в белках)

    Белок шерсти, натурального шелка при поджигании распространяют запах жженых перьев.

    Подожгите шерстяную нить и капроновую нить, определите по запаху, в какой из них содержится белок.

    2..Отчёт учащихся о результатах исследования.

    Давай те заслушаем отчёты каждой группы о проделанной работе. Ребята, заполняйте таблицу в рабочей карте урока по мере подведения итогов исследования.

    3.Оценкаучебно-исследовательской работы и сообщения учащихся.

    А). Учебно-исследовательской работа «Денатурация белка - способ защиты организма от отравления солями тяжёлых металлов».( Хасанова Марина)

     Выясните, какие функции выполняют  белки в живых организмах

    Послушайте сообщение по этой теме, заполните таблицу

    « Функции белка»

    Б) Сообщение « Функции белков» ( Галеев Артур)

    Метапредметный:

    познавательный:

    -навыки сотрудничества со сверстниками;

    -способность к самостоятельной творческой деятельности;

    -умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

    -умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,

    -умение использовать средств ИКТ;

    -умение ориентироваться в различных источниках информации.

    Регулятивный:

     - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.

    Коммуникативный:

     - умение выполнять учебные задания в паре.

    Предметный :

     -умение экспериментально доказывать наличие в белках пептидной группы и остатков аминокислот (качественные реакции на белки);

    -умение экспериментально доказывать действие различных реагентов на денатурацию белка и изменение его функций.

    -навыки проведения химического эксперимента;

    -соблюдение правил техники безопасности;

    -усвоение знаний о  свойствах, функциях и значении белков

    Коммуникативный:

    -умение выступать перед аудиторией,  

    III Диагностика качества освоения темы

    Цель – установить степень усвоения темы «Химические свойства белков . Биологические функции белков».

     Тестирование.

                   Тест по теме « Белки» 10 класс

    1. Денатурация белков приводит к разрушению:

    А)

    Пептидных связей

    В)

    Водородных связей

    Б)

    Первичной структуры

    Г)

    Вторичной и третичной структуры

    2.  Действие каких факторов вызывает необратимую денатурацию белка?

    А)

    Взаимодействие с растворами солей свинца, железа,  ртути

    Б)

    Воздействие на белок  концентрированным

     раствором азотной кислоты

    В)

    Сильное нагревание

    Г)

    Все перечисленные факторы верны

    3. Белки являются одним из важнейших компонентов пищи. В основе усвоения белка лежит реакция:

    А)

    Окисления

    В)

    Этерификации

    Б)

    Гидролиза

    Г)

    Денатурации

    4.Белки, выполняющие каталитическую функцию, называются:

    А)

    Гормонами

    В)

    Ферментами

    Б)

    Витаминами

    Г)

    Протеинами

    5. Появление желтой окраски при взаимодействии раствора белка с концентрированной азотной кислотой указывает на наличие в белке остатков аминокислот, содержащих:

    А)

    Группу -SH

    В)

    Бензольное кольцо

    Б)

    Гидроксильную группу

    Г)

    Альдегидную группу

    6. Укажите общую качественную реакцию на белки:

    А)

    Ксантопротеиновая реакция

    В)

    Реакция « серебряного зеркала»

    Б)

    Биуретовая реакция

    Г)

    Реакция Вюрца

    7. Белок гемоглобин выполняет следующую функцию:

    А)

    Каталитическую

    В)

    Строительную

    Б)

    Защитную

    Г)

    Транспортную

    8.. Какие  утверждения о белках верны?

    А)

    Белки гидролизуются до аминов

    Б)

    В макромолекуле белка присутствуют пептидные связи

    В)

    При гидролизе белков образуются аминокислоты

    Г)

    В макромолекуле белков присутствуют водородные связи

    Д)

    С азотной кислотой белки дают черное окрашивание

    Е)

    Основная функция белков в организме - энергетическая

    Планируемый результат 

    Познавательный:

    - представление учащихся о формах вариантов заданий;

    Регулятивный :

    -умение выполнять задание в соответствии с целью.

    Предметный:

    IV этап. Домашнее задание

    Цели деятельности

    - стимулировать интерес к выполнению заданий частично-поискового  уровня;

    - научить школьников: планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности.

    1.§ 17 , упр.10

    2.Творческое задание:

    Подготовить небольшое сообщение о роли белков в питании человека. (по желанию)

    3.Закончить заполнение таблицы « Функции белков»

    Планируемый результат Личностный: 

    - творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.

    Познавательный:

    - умение использовать метод прогнозирования для выполнения задания

    Регулятивный:

    - умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

    Коммуникативный: 

    - умение адекватно использовать  символьные средства для представления результата.

    V этап. Рефлексивная деятельность

    Цели деятельности

    Самоанализ и самооценка

    ученика

    Результат деятельности

    научить школьников:

    - соотносить полученный результат с поставленной целью;

    - оценивать результат своей деятельности;

    - оценивать результат учебной деятельности.

    Самоанализ

    Как вы считаете, достигнута ли цель урока?

    Узнали ли вы что-то новое и полезное на уроке?

    I. Задание на самоанализ.

    Составьте синквейн на тему «Белки».

    Самооценка

    II. Задание на самооценку. Закончите предложения:

    Я доволен(льна) результатом своей учебной деятельности, так как я выполнил(а )цели и задачи, поставленные мною в начале урока:

    -научился (лась)-------------------------------

    -выполнил(а)--------------------------------------

    -понял (а)----------------------------------------

    -запомнл (а) ------------------------

    *Заполняется учителем после освоения темы учащимися.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    МКОУ « Казёнская средняя общеобразовательная школа» Тема: Химические свойства белков. Биохимические функции белков. 10 класс 25.02.2016г Учитель: Шарапова С.М.

    Слайд 2

    На какие вопросы вы затрудняетесь ответить? 1.Почему 20 аминокислот образуют бесчисленное разнообразие белков? 2.Теряет ли белок свои ферментативные функции при кипячении? 3. Для всех ли белков характерна четвертичная структура ? 4. Каковы химические свойства белков, и как на месте преступления находят «следы белка» ? 5.Какие функции выполняют белки, как это связано с понятием «жизнь»? Определите задачи нашей деятельности на уроке

    Слайд 3

    Задачи - изучить особенности химических свойств белков, качественные реакции на белки; объяснить выражение «белки – основа жизни»

    Слайд 4

    Лабораторная работа № группы. № опыта Что делали? Что наблюдали? Вывод 1. Денатурация белков 1.Влияние раствора NaCI на раствор белка 2. Влияния раствора хлорида меди ( Cu С I 2 ) на раствор белка. 3.Влияния раствора этанола ( C 2 H 5 OH ) на раствор белка. 2. Изучение влияния температуры на свойства белков. 1.Нагревание раствора белка 2.Ферментативная функция белка 3.Качественные реакции на белок 1.Биуретовая реакция 2. Ксантопротеиновая реакция 3.Качественное определение серы в белках

    Слайд 5

    Отчёт по результатам работы 1группа № группы. № опыта Что делали? Что наблюдали? Вывод 1. Денатурация белков 1.Влияние раствора NaCI на раствор белка 2 мл. раствора белка +2 мл.раствора NaCI 2. Влияния раствора хлорида меди (соль тяжелого металла - Cu С I 2 ) на раствор белка. 2 мл. раствора белка +2 мл.раствора Cu С I 2 3.Влияния раствора этанола ( C 2 H 5 OH ) на раствор белка. 2 мл. раствора белка +2 мл.раствора спирта

    Слайд 6

    Отчёт по результатам работы 2 группа № группы. № опыта Что делали? Что наблюдали? Вывод 2. Изучение влияния температуры на свойства белков. 1.Нагревание раствора белка Нагрели до кипения 2 мл. раствора белка 2.Ферментативная функция белка на срезы сырого и вареного картофеля нанесли несколько капель перекиси водорода.

    Слайд 7

    Отчёт по результатам работы 3 группа № группы. № опыта Что делали? Что наблюдали? Вывод 3.Качественные реакции на белок 1.Биуретовая реакция 2 мл. раствора белка +2 мл. щёлочи +неск. Капель c ульфата меди( II ) 2. Ксантопротеиновая реакция 2 мл. раствора белка +неск. капель конц. HNO 3 3.Качественное определение серы в белках Подожгли шерстяную нить

    Слайд 8

    Гимнастика для глаз

    Слайд 9

    Оценка выступления ученика 1 .Указана ли цель работы, задачи и гипотеза 2. Степень выполнения оставленных задач 3.Изучение информации по теме 4.Выполнение практической части работы 5.Подведены ли результаты исследования?( работы) 6.Сделаны ли выводы в заключении по итогам исследования ( доказана ли гипотеза)? 7. Качество презентации работы, логичность изложения.

    Слайд 10

    Тест по теме « Белки» 10 класс 1. Денатурация белков приводит к разрушению: А) Пептидных связей Б) Водородных связей В) Первичной структуры Г) Вторичной и третичной структуры

    Слайд 11

    2. Действие каких факторов вызывает необратимую денатурацию белка? А) Взаимодействие с растворами солей свинца, железа, ртути Б) Воздействие на белок концентрированным раствором азотной кислоты В) Сильное нагревание Г) Все перечисленные факторы верны

    Слайд 12

    3. Белки являются одним из важнейших компонентов пищи. В основе усвоения белка лежит реакция: А)Окисления Б)Этерификации В)Гидролиза Г) Денатурации

    Слайд 13

    4.Белки, выполняющие каталитическую функцию, называются: А) Гормонами Б) Ферментами В) Витаминами Г)Протеинами

    Слайд 14

    5. Появление желтой окраски при взаимодействии раствора белка с концентрированной азотной кислотой указывает на наличие в белке остатков аминокислот, содержащих: А) Группу -SH Б) Бензольное кольцо В) Гидроксильную группу Г) Альдегидную группу

    Слайд 15

    6. Укажите общую качественную реакцию на белки: А) Ксантопротеиновая реакция Б)Реакция « серебряного зеркала» В) Биуретовая реакция Г) Реакция Вюрца

    Слайд 16

    7. Белок гемоглобин выполняет следующую функцию: А) Каталитическую Б) Строительную В) Защитную Г) Транспортную

    Слайд 17

    8. Какие утверждения о белках верны? А)Белки гидролизуются до аминов Б)В макромолекуле белка присутствуют пептидные связи В) При гидролизе белков образуются аминокислоты Г)В макромолекуле белков присутствуют водородные связи Д)С азотной кислотой белки дают черное окрашивание Е)Основная функция белков в организме - энергетическая

    Слайд 18

    Домашнее задание 1.§ 17 , упр.10 2.Подготовить небольшое сообщение о роли белков в питании человека. (по желанию) 3.Закончить заполнение таблицы « Функции белков»

    Слайд 19

    Задание на самооценку . Закончите предложения: Я доволен(льна ) результатом своей учебной деятельности, так как я выполнил(а )цели и задачи, поставленные мною в начале урока: -научился (лась)------------------------------- -выполнил(а)-------------------------------------- -понял (а)---------------------------------------- -запомнл (а) ------------------------


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока химии 9 класс по теме Железо – простое вещество.

    Данное занятие  может быть проведено с обучающимися в 9 классе, по любой авторской программе. Проведение занятия построено на применении методических приемов  ТРКМ (Технологии развития...

    Методическая разработка урока химии 8 класс по теме: "Периодический закон Д.И. Менделеева"

    Урок разработан для интерактивной доски в ПО SMART Notebook-11. Преобладают активные и интерактивные формы работы. Вопросы и задания учителя побуждают к мыслительной деятельности, поиску решения задач...

    Презентация к уроку химии 11 класс по теме "Химическое равновесие"

    Презентация демонстрирует влияние внешних факторов на смещение химического равновесия. Для наглядного восприятия изменения температуры, давления и концентрации использована анимация....

    Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

    Цель: Предметные: изучение понятий: химические явления, признаки химических реакцийМетапредметные: овладение сведениями о сущности и особенностях химических явлений, развитие способности к наблюдениям...

    Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

    Цель: Предметные: изучение понятий: химические явления, признаки химических реакцийМетапредметные: овладение сведениями о сущности и особенностях химических явлений, развитие способности к наблюдениям...

    Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»

    Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической  разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....

    текущий контроль по химии 8 класс по теме "Химические свойства кислт"

    8 класс химимя текущий контроль "Химические свойства кислот"...