Разработка урока по теме "Соли аммония" 9 класс
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Абашкина Надежда Павловна

Разработка урока с использованием ЭОР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Соли аммония181.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Соли аммония»

Цель урока: Опираясь на знания учащихся о свойствах солей, изучить соли аммония, подчеркнуть их особенности.

Задачи

Обучающие: создать условия для формирования понятия о составе катиона в солях аммония,                

                                                                                                      о способах получения солей аммония,

о физических и химических свойствах солей аммония,

о применении солей аммония;

продолжить работу по формированию понятия о безопасных способах проведения химического эксперимента, соблюдении техники безопасности.

Развивающие: создать условия (через самостоятельную работу с литературой, единой коллекцией ЦОР, при выполнении лабораторных опытов) для развития умения наблюдать, сравнивать, систематизировать, формулировать выводы,

для формирования исследовательских навыков,

для развития речи, памяти, внимания, мышления, эмоциональной сферы,

для развития умения перекодировать информацию (составлять конспект);

продолжить работу по развитию умения работать в группе.

Воспитательные: создание условий для развития ответственности, аккуратности, коммуникативных навыков, навыков самооценки,

для развития позитивного отношения к химии.

Тип урока – Урок – введение нового материала с использованием ЭОР НП, лабораторных опытов и самостоятельной деятельности учащихся.

Формы работы учащихся – индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование – компьютер, проектор, интернет для демонстрации иллюстраций и видеофайлов ЕК ЦОР, раздаточный материал (инструктивные карточки), пробирки, держатели для пробирок, спиртовка, спички; растворы хлорида бария; сульфата, хлорида, карбоната, нитрата, фосфата аммония; хлорид, нитрат, сульфат и фосфат аммония в твердом виде; вода.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА.

этап урока

название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из табл. 2)

деятельность учителя

деятельность ученика

(с указанием действий с ЭОР)

время

(в мин.)

1.

Организационный момент

проверяет готовность учащихся к занятию

проверяют свою готовность к уроку

1

2.

Актуализация знаний

*задает вопросы по ранее изученному, корректирует ответы учащихся;

*сообщает тему урока,  контролирует запись учащимися темы урока в тетради

*сообщает  план работы на уроке (план демонстрирует на проекторе в виде незаполненной таблицы (Приложение табл. 3):

-С каким элементом и из какой группы периодической системы вы начали знакомство на предыдущих уроках?

-С каким соединением азота вы уже знакомы?

Сегодня продолжим знакомство с соединениями азота, будем вести разговор о его солях. Запишите в тетрадях тему урока: «Соли аммония».

На уроке Вы ответите на вопросы:

  1. Каково практическое значение солей аммония?
  2. Состав солей аммония.
  3. Способы получения солей аммония.
  4. Физические и химические свойства солей аммония.

*отвечают на вопросы преподавателя

*записывают тему урока в тетради

-Азот, V группа

-Аммиак

4

3.

Изучение нового материала

3.1. доклад ученика о применении солей аммония

3.2. самостоятельная групповая работа учащихся по изучению состава, физических, химических свойств и способов получения солей аммония.

ЭУМ И-типа

№ 1 «Гидрокарбонат аммония, его применение»;

№ 2 «Нитрат аммония, его применение»;

№ 3 «Хлорид аммония, его применение».

ЭУМ И-типа

№ 4 «Распознавание минеральных удобрений (практическая работа)»;

№ 5 «Дым без огня – взаимодействие аммиака с хлороводородом»;

№ 6 «Качественная реакция на аммиак».

*на этапе подготовки к уроку организует проверку и коррекцию подготовленного учеником доклада, отобранных школьником ЭУМ),

*мотивирует учащихся к изучению темы:

-Для чего нужно знать соли аммония? Чтобы продукт покупали, а в нашем случае – изучали, ему нужно создать рекламу, в которой доказывается, что он нам необходим (нашему организму, в производстве и т.п.).

Посмотрим рекламу – подготовленное сообщение – презентацию на тему: «Необходимость солей аммония».

*организует проверку воспринятой школьниками информации по вопросам,  осуществляет коррекцию ответов:

-Для чего необходимо изучать соли аммония? Каково значение солей аммония в жизни человека? 

*формулирует задания для выполнения самостоятельной работы учащимися (на этапе подготовки к уроку  - разработка инструктивных карточек, отбор ЭУМ)

-Работать будите по группам. Каждая группа получает свое задание. Вам предлагается инструктивная карточка, в которой указаны: круг вопросов, подлежащих проработке, методика изучения вопроса (проведения химического эксперимента), задания для каждого члена группы.

*инструктирует о последовательности выполнения задания:

-Внимательно прочитайте инструкцию, распределите работу внутри группы и прорабатайте материал темы. На выполнение работы вам дается 15 мин., а затем заслушаем отчет о проделанной работе каждой группы. Не забывайте, если будет необходима помощь, можно обратиться к консультанту или учителю.

После окончания работы поставьте себе оценку в рабочую тетрадь. Выясните, согласны ли с ней другие члены группы.

*наблюдает за выполнением учащимися самостоятельной работы, отвечает на вопросы

*организует проверку выполненной работы: заслушивает отчеты каждой группы, проверяет правильность выполнения самостоятельной работы, корректирует ее, организует в соответствии с выполненной работой  заполнение учащимися на доске и в тетради таблицы (табл. 3),  организует обсуждение классом возникающих вопросов.

-Заслушаем отчет о работе, проделанной каждой группой. Все  основные данные выступающие будут записывать на доске, а остальные – к себе в тетради. Если возникнут вопросы по ходу выступления, обязательно задавайте.

Посмотрите, у вас получился готовый конспект «Соли аммония» и на доске, и в тетрадях. Он дает ответы на вопросы, поставленные в начале урока.

*организует работу фиксированию учащимися в тетради вывода о качественной реакции на определение солей аммония:

-Запишите в тетради и запомните: химическая реакция взаимодействия аммония со щелочами при нагревании является качественной реакцией на соли аммония».

По запаху аммиака определяют, что в пробирке именно соль аммония.

*1 учащийся на этапе подготовки к уроку готовит доклад на тему «Необходимость солей аммония», отбирает для демонстрации иллюстрации из ЕК ЦОР

на уроке делает сообщение по теме «Необходимость солей аммония», объяснение сопровождает демонстрацией иллюстраций № 1 – 3 ЕК ЦОР.

-Русский физиолог растений Дмитрий Николаевич Прянишников выяснил, что если у растений есть выбор, то оно предпочитает использование

солей аммония в качестве азотных удобрений. Очень ценным азотным удобрением является нитрат аммония (ЭОР № 2).

Нитрат аммония в смеси с порошками алюминия и угля – это взрывчатое вещество – аммонал, который широко применяется при разработке горных пород.

А такую соль, как хлорид аммония (ЭОР № 3) (нашатырь) используют при паянии и лужении металлов. Она также используется при изготовлении гальванических элементов.

А как обойтись без карбоната аммония (ЭОР № 1)? Эту соль применяют в кондитерском деле, при хлебопечении, как разрыхлитель теста, чтобы придать ему необходимую пористость.

*отвечают на вопросы учителя

*слушают инструкцию

*выполняют самостоятельную работу по группам, используя инструктивные карточки (см. приложение «Инструктивные карточки»). В работе используют видеофайлы ЕК ЦОР.

1 группа – ресурс № 4 – наблюдают, анализируют результаты опытов и формулируют вывод о составе солей аммония и способах их распознавания.

2 группа – ресурсы № 5, 6 – наблюдают, анализируют результаты опытов и формулируют вывод о способах получения солей аммония.

3 группа – проводят лабораторный эксперимент. Наблюдают, анализируют полученные результаты, формулируют выводы о физических свойствах солей аммония.

4 группа – проводят лабораторный эксперимент. Наблюдают, анализируют полученные результаты, формулируют выводы о химических свойствах солей аммония, характерных для класса «Соли».

5 группа – проводят лабораторный эксперимент. Наблюдают, анализируют полученные результаты, формулируют выводы о качественной реакции на соли аммония.

*докладывают результаты своих исследований, основное записывают на доске  и в тетради (см. табл. 3), задают вопросы и ищут совместно ответы на них

*формулируют вывод, записывают его в тетради, подтверждают уравнением реакции.

30

(5)

(15)

(10)

4.

Закрепление знаний

*организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся:

инструктирует по ее выполнению, записывает уравнения реакций на доске:

-Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, приведите полную и сокращенную ионную формы уравнений:

а) (NH4)2SO4 + ? → NH4Cl + BaSO4

б) (NH4)2S + HCl → ?↑ + ?

в) NH4Cl →  ?↑ + ?↑

г) NH4Cl + ? → ? + ? + NH3

д)(NH4)2CO3 + ? → CO2↑ + ? + ?

*наблюдает за выполнением учащимися самостоятельной работы, корректирует ее, выборочно проверяет выполнение

*выполняют самостоятельную индивидуальную работу в тетрадях

5

Рефлексия

*организует рефлексию по вопросам:

-Какие практические умения вы сегодня применяли?

-Чему научились?

-Что было непонятно?

-Какие были затруднения?

-Что понравилось/непонравилось в работе?

*отвечают на вопросы преподавателя

3

Задание на дом

*формулирует задание на дом, инструктирует по выполнению заданий после параграфа,  записывает домашнее задание на доске, контролирует запись учащимися задания в дневник:

- § 26 учебник Габриелян О.С. Химия. 9 класс, выполнить задания, ответить на вопросы.

*записывают домашнее задание в дневник

2

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПЛАНУ-КОНСПЕКТУ УРОКА

«Соли аммония».

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ ЭОР.

название ресурса

тип, вид ресурса

форма предъявления информации

гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

обоснование использования

1.

Гидрокарбонат аммония, его применение

И-тип,

иллюстрация (.jpg)

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed08fa3-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_26_03.jpg

позволяет создать зрительный образ объекта

2.

Нитрат аммония, его применение

И-тип,

иллюстрация (.jpg)

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed08fa1-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_26_01.jpg

позволяет создать зрительный образ объекта

3.

Хлорид аммония, его применение

И-тип,

иллюстрация (.jpg)

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed08fa2-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_26_02.jpg

позволяет создать зрительный образ объекта

4.

Распознавание минеральных удобрений (практическая работа)

И-тип,

видеофайл (.swf) и htm-документ

видеофайл

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bddc66f9-0c5c-f8e1-410f-94c7489b3aa3/index.htm 

позволяет работать над развитием у школьников умения отбирать необходимую информацию

5.

Дым без огня — взаимодействие аммиака с хлороводородом

И-тип,

видеофайл (.swf) и htm-документ

видеофайл

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/28d7ef77-aeed-686b-f81b-15e4a296a4d6/index.htm

обеспечивает безопасность эксперимента (работа с концентрированными кислотами), позволяет школьникам наглядно представить суть химической реакции

6.

Качественная реакция на аммиак

И-тип,

видеофайл (.swf) и htm-документ

видеофайл

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3efb1ab6-98a1-ace7-9ac1-9245c38772df/index.htm

обеспечивает безопасность эксперимента (работа с концентрированными кислотами), позволяет школьникам наглядно представить суть химической реакции

Вместе с тем, считаю важным на учебном занятии использовать лабораторные опыты, проводимые учащимися самостоятельно. Так, на уроке школьниками были выполнены опыты по определению физических и химических свойств солей аммония. Важно при этом отметить, что такая форма работы позволяет в большей степени влиять на эмоциональную сферу учащихся, создает условия для формирования практических умений и навыков в постановке лабораторных опытов, для обучения правилам техники безопасности при проведении химического эксперимента.  Считаю, что умелое сочетание на уроке различных средств повышает качество обучения, усиливает интерес школьников к предмету.

Таблица 3.

ИНСТРУКТИВНЫЕ КАРТОЧКИ.

I  г р у п п а. Т е м а «Состав солей аммония»

З а д а н и е  1.

Запишите формулы следующих солей аммония:  

1-й учащийся – хлорид аммония;  

2-й учащийся – нитрат аммония;

3-й учащийся – сульфат аммония;

4-й учащийся – фосфат аммония.

Что общего в составе всех записанных вами формул солей аммония? Подчеркните это общее, дайте названия солям.

З а д а н и е  2.

Познакомьтесь с материалами, представленными по адресу http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bddc66f9-0c5c-f8e1-410f-94c7489b3aa3/index.htm, ответьте на вопрос:

Как распознать в растворе NH4+?

З а д а н и е  3.  

1) Что такое соли аммония? Запишите определение в тетрадь.

2) Выберите из предложенных ниже общую формулу солей аммония, запишите ее в тетрадь:

а) (NH4)nX;  

 б) NH4X;    

в) NH4Xn

II  г р у п п а. Т е м а «Получение солей аммония»

З а д а н и е  1.

Ознакомьтесь с материалами, представленными по адресам http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/28d7ef77-aeed-686b-f81b-15e4a296a4d6/index.htm

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3efb1ab6-98a1-ace7-9ac1-9245c38772df/index.htm

Что наблюдали в обоих случаях? (Укажите признак данной химической реакции.)

Запишите уравнение химической реакции:

NH3+ HCl = … .

Дайте название продукту реакции.

Консультант: см. § 17, с. 49, табл. № 13 (Фельд ман  Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия. 9 класс. - М.: Просвещение, 2009).

З а д а н и е  2.

Допишите уравнения химических реакций.

1-й учащийся – NH3 + HNO3 = … ;

2-й учащийся – NН3 + НВr = … ;

3-й учащийся – NH3+ H2SO4= … ;

4-й учащийся – NH3 + H3PO4 = …

З а д а н и е  3.

Проверьте друг у друга результаты. Исправьте ошибки. Сделайте вывод, как получают соли аммония, и запишите его в тетрадь.

III  г р у п п а.  Т е м а «Физические свойства солей аммония»

З а д а н и е  1.

Рассмотрите внешний вид (агрегатное состояние, цвет) солей аммония.

З а д а н и е  2.

Изучите растворимость солей аммония в воде. Для этого прилейте в пробирку с кристаллической солью 1–2 мл воды и перемешайте содержимое пробирки, встряхивая ее.

1-й учащийся – хлорид аммония;

2-й учащийся – нитрат аммония;

3-й учащийся – сульфат аммония;

4-й учащийся – фосфат аммония.

З а д а н и е  3.

Обсудите результаты опытов и сделайте вывод о физических свойствах солей аммония, записав следующим образом: физические свойства

1) агрегатное состояние – ………………………. ;

2) цвет – ………………………………. ;  

3) растворимость в воде  – ………………………. .

IV  г р у п п а. Т е м а «Химические свойства солей аммония.  Характерные для класса веществ “Соли”».

З а д а н и е  1.

Проведите реакции:

а) между растворами сульфата аммония и хлорида бария;

б) между раствором карбоната аммония и соляной кислотой.

Отметьте признаки каждой химической реакции.

 

З а д а н и е  2.

Запишите уравнения химических реакций.

Распределите обязанности при работе следующим образом:

1-й учащийся – проводит реакцию а) между сульфатом аммония и хлоридом бария;

2-й учащийся – проводит реакцию б) между карбонатом аммония и соляной кислотой;

3-й учащийся – записывает уравнение реакции а);

4-й учащийся – записывает уравнение реакции б).

З а д а н и е  3.

Сделайте вывод: какими общими свойствами класса солей обладают соли аммония?

Консультант: см. § 18, с. 51, табл. № 14 (Фельдман  Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия. 9 класс. -  М.: Просвещение, 2009).

V  г р у п п а. Т е м а «Взаимодействие солей аммония со щелочами. Качественная реакция на соли аммония».

З а д а н и е  1.

Исследуйте, как соли аммония относятся к действию щелочей. Выполните лабораторный  о п ы т.

В пробирку с раствором соли аммония добавьте 3–4 капли раствора щелочи, смесь нагрейте. Осторожно изучите запах выделяющегося газа.

1-й учащийся – NH4Cl и NaOH

2-й учащийся – NH4NO3  и NaOH

3-й учащийся – (NH4)2SO4  и NaOH

4-й учащийся – (NH4)3PO4 и NaOH

Обсудите результаты опытов. Сделайте вывод об общем признаке всех этих реакций между солями аммония и щелочью.

З а д а н и е  2.

Составьте молекулярные уравнения реакций:

1-й учащийся – NH4Cl + NaOH = …………………………………………………….

2-й учащийся – NH4NO3 + NaOH = ………………………………………………….

3-й учащийся – (NH4)2SO4 +  NaOH = ……………………………………………….

4-й учащийся – (NH4)3PO4 + NaOH = ………………………………………………..

Консультант: см. § 18, с. 51, табл. № 14 (Фельдман  Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия. 9 класс.-  М.: Просвещение, 2009).

З а д а н и е  3.

Проверьте результаты работы друг у друга. Объясните и исправьте ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории в 10 классе "Опыт прошлого - уроки настоящего"

Тема  урока: «Опыт прошлого – уроки настоящего»Предмет:история РоссииКласс:10УМК(авторы): В.И. Буганов  П.Н.Зырянов  История России конец XVII-XIXвек, М. «Просвещение», 2006г.Автор урок...

Модель-разработка урока гимнастики в 7 классе по теме: "Развитие координационных способностей на уроке гимнастики"

В целях получения информации учащимися на уроке используется применение ИКТ, что способствует более успешному восприятию и запоминанию. Для развития КС  были выбраны и физические упраж...

Разработка урока химии в 9 классе по теме "Соли аммония"

Урок химии в 9 классе по программе О.С. Габриеляна с использованием занимательного опыта,карты пошаговых действий и тестирования как итога урока....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока "Аммиак. Соли аммония".

Разработка урока "Аммиак. Соли аммония" с учётом требований ФГОС....

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...