Урок по теме:"Лабиринт знаний"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Терентьева Елена Викторовна

Данный материал можно использовать на уроках повторения в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_labirint_znaniy.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок- игра «Лабиринт  знаний»

(Обобщение знаний учащихся по курсу органической химии)

Цели урока:

Образовательные: обобщить и расширить знания учащихся об органических веществах: знать их строение, свойства применение и получение.

Развивающие: развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале; сравнивать, составлять, обобщать, систематизировать, компактно и логически последовательно излагать свои мысли. Развивать познавательный интерес, мотивы и потребности учащихся, применяя игровые ситуации, используя данные о применении изучаемых химических объектов в окружающем мире, о новостях химической науки и технологии.

Воспитывающие: Воспитать чувство коллективизма и взаимовыручки, активизировать познавательный интерес и творческую активность каждого школьника; воспитать чувство ответственности перед собой и товарищами.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Игра. В игре участвуют 3 команды по 5-6 человек. Заранее готовится игровое поле, представляющее собой круг, разделённый на секторы:
  • Общие химические знания
  • Углеводороды
  • Кислородсодержащие органические соединения
  • Учёные-химики
  • Сектор-приз

Если во время игры стрелка волчка укажет на «сектор- приз», то команда получает дополнительный бал. Перед началом игры ведущий разыгрывает право первого хода. Он загадывает обеим командам загадку: « Из меня состоит всё живое: я - графит, антрацит и алмаз. Я на улице, в школе и в поле, я в деревьях и в каждом из вас» (углерод). Команда, которая первая даёт правильный ответ начинает игру.

Первый раунд « Знакомство»

Капитан каждой команды выбирает категорию вопроса, запуская волчок. Команды поочерёдно отвечают на задаваемые им вопросы (по 2 каждой команде).  На размышление даётся 20 сек. Верный ответ оценивается в 1 балл, если неверный, то заслушиваются версии зрителей. За правильный ответ зрителю выдаётся жетон.

Сектор «Общие химические знания»

  1. Сколько известно неорганических веществ? (более 400 тысяч)
  2. Сколько насчитывается органических веществ? ( более 20 млн)
  3.  Число электронов на внешнем уровне атома углерода? ( 4)
  4. Как называется процесс выравнивания орбиталей по форме и энергии? (гибридизация)
  5. Как называется реакция присоединения воды по кратной связи?  (гидратация)
  6. Гомологическим рядом называется…

Сектор «Углеводороды»

  1. Имеет ли запах природный газ? (без запаха)
  2. Что такое «болотный газ»? (метан)
  3. Этин и ацетилен два разных веществ? (одно вещество)
  4. Общая формула диеновых углеводородов (СnH2n-2)
  5. Бутан и изобутан- это одно и то же вещество? (изомеры)
  6. Почему нефть не имеет определённой температуры кипения? ( Нефть- смесь углеводородов)

Сектор « Кислородсодержащие органические соединения»

  1. Что такое формалин и где его используют?
  2. В чём сходство неорганических и карбоновых кислот?
  3. Какое вещество вызывает жалящее действие крапивы и стрекательных клеток медуз? (муравьиная кислота)
  4. Царица Клеопатра по совету придворного медика растворила в уксусе самую крупную жемчужину, а затем принимала полученный раствор. Какое соединение принимала Клеопата? (ацетат кальция)
  5. Качественные реакция на альдегиды?( реакция «серебряного зеркала», реакция с гидроксидом меди (II))
  6. Спирт, вызывающий гибель зрительного нерва и повреждающий сетчатку глаза. (Метанол)

Сектор «Учёные –химики»

  1. О нём писали: « Если бы он не сделал ничего более, кроме превращения нитробензола в анилин, то и тогда его имя осталось бы записанным золотыми буквами в историю». ( Николай Николаевич Зинин)
  2. Внес много нового в химическую науку: получил особым способом бутан, впервые в мире фторорганическое соединение. Написал оперу « Князь Игорь» ( Александр Порфирьевич Бородин)
  3. Создатель противогаза.  (Николай Дмитриевич Зелинский)
  4. Советский учёный, получивший синтетический каучук.  ( Сергей Васильевич Лебедев)
  5. Шведский химик, который ввёл понятия «органические вещества» и «органическая химия». ( Йенс Якобс Берцелиус)
  6. Немецкий химик-органик, который высказал мысль о валентности как о целом числе единиц сродства, которым обладает атом, и считал углерод четырехвалентным элементом. (Кекуле Фридрих Август)

Второй раунд « Ты – мне, я – тебе»

Каждый член команды задает вопрос представителю команды соперника, имеющему тот же номер в команде, что и игрок, задающий вопрос. На размышление 20 сек. В этом раунде зрители участия не принимают. Выбирается наиболее интересный вопрос. Команде присуждается дополнительный балл.

Третий раунд «Блиц опрос»

Время на обдумывания ответа 5 сек. Вопросы задаются командам по очереди.

  1. Как называется реакция, при которой выделяется теплота.  (экзотермическая)
  2. « Нефть не топливо, топить можно и ассигнациями». Кто автор этих строк ? (Менделеев Д.И.)
  3. Какое топливо заправляют в самолёты? (керосин)
  4.  Как называется реакция, при которой поглощается теплота?   (эндотермическая)
  5. Реакция при которой происходит присоединение молекулы воды. (гидратация)
  6. Вид изомерии, обусловленный различным порядком расположения атомов углерода. (изомерия углеродного скелета)
  7. Химики, считавшие, что органические вещества образуются только в живых организмах под действием «жизненной силы». (виталисты)
  8. Функциональная группа,  входящая в состав карбоновых кислот. (карбоксильная)
  9. Реакция, при которой происходит присоединение молекулы водорода. (гидрирование)

Четвёртый раунд «Химическая эстафета»

Слово учителя. Что-то мы очень засиделись на местах, надо бы немного подвигаться. Сейчас будет проводиться эстафета. Каждая команда получает по жребию своё задание. Один человек из команды, проходя по классу, должен на каждый шаг назвать гомолог данного гомологического ряда (подряд 7 гомологов). Чем быстрее он пройдёт и без ошибок произнесёт, тем выше получает балл.

Карточка 1. Назовите подряд 7 гомологов гомологического ряда алкенов.

Карточка 2. Назовите подряд 7 гомологов гомологического ряда одноатомных спиртов.

Карточка 3. Назовите подряд 7 гомологов гомологического ряда алкинов.

Карточка 4. Назовите подряд 7 гомологов гомологического ряда альдегидов.

Проходят по 1 человеку от каждой команды. Засечь время на секундомере.

Вопросы для болельщиков (они могут отдать баллы своей команде)

  1. Что такое «ледяная» уксусная кислота? (безводная уксусная кислота)
  2. Какое взрывчатое вещество иногда держат под языком для снятия сердечных спазм? (нитроглицерин)
  3.  Из чего изготавливают лак для ногтей ? (лак-это раствор нитроцеллюлозы в органическом растворе)

В конце игры подсчитываются баллы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабиринт знаний

Урок – путешествие в «Лабиринт знаний» направлен на закрепление понятий положительные и отрицательные числа, а также на чисто интуитивном, бытовом уровне научить складывать отрицательные числа и...

Презентация к уроку "Лабиринт знаний"

В презентации предложены задания, которые можно использовать на уроке...

Обобщающий урок по теме "Имя существительное" (урок-лабиринт)

Нестандартный урок-как одна из форм акьтвизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Преодолевая раличные "препятствия" учащиеся закрепляют материал по теме. Увлекательная фо...

Обобщающий урок по теме "Имя существительное" (урок-лабиринт)

Нестандартный урок-как одна из форм акьтвизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Преодолевая раличные "препятствия" учащиеся закрепляют материал по теме. Увлекательная фо...

Разработка урока по теме "Обобщение знаний по теме "Земля как планета"."

Разработка курса содержит материал по темам Введение, Земля как планета, Географические координаты. Разработка в программе POWER POINT. Разоработка содержит тестовое задание, работу с картой, определе...

Открытое мероприятие на тему:"Pets and Other Animals"Тема: “Animals”. Тип урока: систематизации и обобщение знаний Цели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных; •систематизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знан

Тема: “Animals”.Класс:  2Тип урока: систематизации и обобщение знанийЦели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных;•систематизировать и о...