Химические диктанты как форма контроля знаний по химии в 10 классе
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

Гладышева Надежда Константиновна

В предложенном материале дается крактая характеристи особенностей химических диктантов по химии, указаны преимущества и недостатки такой формы контроля. Предложены три варианта химических диктантов разного уровня сложности по органической химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл химические диктанты по химии19.24 КБ

Предварительный просмотр:

     Способов контроля знаний много. Они разнообразны  по формам организации и проведения, целям, содержанию проверяемого материала. Одни требуют воспроизведения материала(репродуктивный уровень), другие нацелены на активную работу, установлению связей между составом, строением, свойствами и применением изученных веществ.

Химические диктанты-это форма текущего фронтального письменного контроля знаний и умений.

Неоспоримы достоинства такой формы контроля:

-  оперативная подготовка  к усвоению новых знаний;

- кратковременность проведения (5-15мин) и рациональное использование времени урока;

- активизация мыслительной деятельности каждого ученика, развитие памяти , внимания, скорости мышления;

- быстрота проверки, позволяющая быстро обнаружить пробелы;

- позволяет проверить степень самостоятельности при выполнении домашнего задания.

- может быть дифференцированным по уровню сложности и многообразию контролируемого материала

Главным недостатком использования графических диктантов является то, что не все изучаемое в курсе химии можно так проконтролировать, например, экспериментальные умения , расчетные навыки.

Перед проведением диктанта проводится краткий инструктаж.

  1. Каждая фраза повторяется дважды, номер фразы указывается в начале первого и в конце второго повтора.
  2. На бланке ответов следует указать номер варианта или название вещества.
  3. На бланке ответов следует зачеркивать номера фраз, которые характеризуют вещество данного варианта.
  4. Фраза может характеризовать и то и другое вещество, не исключены фразы, которые не относятся ни к одному из предложенных веществ..

        

        ХИМИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

«ЭТАН и ЭТИЛЕН»

  1. Атомы углерода в молекуле этого вещества находятся в состоянии SP3 

гибридизации.

  1. Из этого вещества получают полимер.
  2. Его можно получить реакцией Вюрца из хлорметана.
  3. Общая формула класса УВ, к которому оно относится – СnH2n.
  4. В молекуле этого вещества есть непрочная пи-связь.
  5. Для него характерны реакции присоединения.
  6. Для обнаружения этого вещества можно использовать водный раствор галогена.
  7. Может вступать в реакцию с галогенами.
  8. При нормальных условиях является газом.
  9.  Хорошо растворяется в воде.
  10. Угол связи в его молекуле 109028/
  11. Одним из способов его получения является реакция дегидрирования
  12. Горюч.
  13. Молекула содержит только сигма-связи.
  14. Это вещество имеет несколько изомеров.
  15. Содержит в молекуле 6 атомов водорода.
  16. Молекула плоскостная.
  17. Вещество химически малоактивно.
  18. Относится  к предельным углеводородам.
  19. Входит в состав природного газа и попутного газов.

     21.Продуктами горения этого вещества являются углекислый газ и вода

22.Характерны реакции окисления растворами окислителей.

23.В молекуле 5 сигма связей.

24.Для него характерны реакции замещения.

ХИМИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

«ЭТАНОЛ и ГЛИЦЕРИН»

  1. Вязкое сиропообразное вещество.
  2. Из-за большой теплоотдачи и способности его паров легко загораться это вещество используют как топливо в нагревательных приборах.
  3. Вступает в реакции замещения с щелочными металлами.
  4. Относится к предельным спиртам.
  5. Используется для получения взрывчатых веществ.
  6. Испаряется медленнее чем вода.
  7. Относится к многоатомным спиртам.
  8. Оказывает наркотическое действие на организм человека.
  9. Вступает в реакции замещения с галогеноводородами.
  10. Получают путем брожения глюкозы.
  11. Обладает гигроскопичными свойствами.
  12. Образует соли, называемые алкоголятами.
  13. При окислении подкисленным раствором перманганата калия образует уксусную кислоту.
  14. Характерна как внутри- так и межмолекулярная дегидратация.
  15. Получают путем гидратации этилена.
  16. Обладает более выраженными кислотными свойствами, чем второе из предложенных.
  17. Присущ характерный запах.
  18. Используется как растворитель.
  19. Можно распознать с помощью свежеосажденного гидроксида меди (II).
  20. При окислении оксидои меди (II) образует альдегид.

Химический диктант

 «Этанол, глицерин и фенол»

  1. Относится к алканолам.
  2. Антисептик.
  3. Качественной реакцией на это вещество является реакция  с раствором хлорида железа (III).
  4. Можно получить с помощью нескольких реакций из бензола.
  5. Обладает гигроскопичными свойствами.
  6. Обладает более выраженными кислотными свойствами, чем другие из данных.
  7. Применяют как растворитель.
  8. Хорошо растворяется при комнатной температуре.
  9. При обычных условиях находится в твердом агрегатном состоянии.
  10. Применяется для получения взрывчатых веществ.
  11. Хорошо растворяется только в горячей воде.
  12. Относится к многоатомным спиртам.
  13. Путем дегидратации из этого вещества можно получить медицинский эфир.
  14. Тривиальное название – карболка или карболовая кислота.
  15. Реагирует с бромной водой с образованием белого осадка.
  16. Получают путем гидролиза жиров.
  17. Используют в медицине.
  18. Взаимодействует с азотной кислотой.
  19. Образует соли в реакциях как с щелочными металлами, так и с щелочами.
  20. Является ядовитым веществом.
  21. Для распознавания используют свежеосажденный осадок гидроксида меди (II).
  22. Является самой слабой кислотой из числа предложенных веществ.
  23. Способно к образованию водородных связей.
  24. Получают из каменноугольной смолы.
  25. Обладает характерным запахом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

биологический диктант как форма контроля знаний и умений учащихся

Доказываю,что биологический диктант действительно нужен.Привожу примеры используемых мною диктантов...

Выступление на заседании ШМО для учителей естественно-математического цикла на тему: "Химический диктант как метод контроля знаний учащихся"

Одним из методических приёмов обеспечивающих успешное усвоение основ химии, является химический диктант.Цель проверочных диктантов – помочь преподавателю сократить время на проверку знаний больш...

Контроль знаний по химии для учащихся 9 класса (1 триместр) по теме: "Периодический закон, строение атома. Химическая связь. Классы неорганических соединений"

          Контроль знаний по химии для учащихся 9 класса (1 триместр) по теме: "Периодический закон, строение атома. Химическая связь. Классы неорганических с...

Итоговый контроль знаний по химии 8 класс

Итоговые тесты по химии за курс 8 класса...

Математический диктант как форма контроля знаний.

Математический диктант как форма контроля знаний....

Химический диктант как форма закрепления и проверки усвоения знаний учащимися

Химический диктант - эффективная фориа контроля знаний. Она позволяет в течение короткого периода времени (5-7 минут) проверить степень усвоения знаний учащимися. В ходе проверки выявить пробелы в зна...