программа внеурочной деятельности учащихся по химии 7 класс
рабочая программа по химии (7 класс) на тему

Нефедова Татьяна Владимировна

Данный пропедевтический курс позволяет ввести учеников в круг простейших химических знаний и умений в 7-ом классе. Изучение первоначальных химических понятий на 1 год раньше в форме кружковых занятий даёт возможность разгрузить достаточно сложную по содержанию, с большим объёмом учебной информации программу по химии в 8-ом классе. Учащимся предоставляется время для привыкания к химическому языку, химической символике, приобретения практических умений, что способствует более осмысленному использованию ими ключевых понятий и выработке экспериментальных навыков в 8-ом классе. Кроме того, в 8-ом классе высвобождаются часы на более тщательное и глубокое рассмотрение материалов таких разделов как «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома». В 7-ом классе школьники приобретают умения решать простые расчётные задачи по химическим формулам, поэтому в 8-ом классе у учителя появляется возможность увеличить количество часов на приобретение умений решать другие типы расчётных задач: вычисление объёмов газов (при н.у.); расчёты по химическим уравнениям. А также, благодаря высвободившемуся времени, учитель может проводить  двухчасовые практические занятия, что позволяет уделить больше внимания подробному инструктажу учащихся перед практической работой и создать условия для самостоятельного оформления отчёта непосредственно по окончании эксперимента (т.е. на уроке)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_himiya_7_klass.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочных занятий пропедевтического курса химии

для VII класса.

(1 час в неделю, всего 34 часа)

Пояснительная записка

        Обновление школьного химического образования направлено на создание оптимальных условий для удовлетворения потребностей каждого ученика, для формирования его всестороннего интереса, для развития человека с новым уровнем сознания, активно участвующего в преобразовании мира, способного к самооценке и критическому мышлению. Содержание курса химии как учебного предмета формируется, исходя из общих целей образования, воспитания и развития личности, включающих формирование научных взглядов на природу и общество, ценностных социально-значимых ориентаций, привитие гуманных взглядов на окружающую действительность.

Данный пропедевтический курс позволяет ввести учеников в круг простейших химических знаний и умений в 7-ом классе. Изучение первоначальных химических понятий на 1 год раньше в форме кружковых занятий даёт возможность разгрузить достаточно сложную по содержанию, с большим объёмом учебной информации программу по химии в 8-ом классе. Учащимся предоставляется время для привыкания к химическому языку, химической символике, приобретения практических умений, что способствует более осмысленному использованию ими ключевых понятий и выработке экспериментальных навыков в 8-ом классе. Кроме того, в 8-ом классе высвобождаются часы на более тщательное и глубокое рассмотрение материалов таких разделов как «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома». В 7-ом классе школьники приобретают умения решать простые расчётные задачи по химическим формулам, поэтому в 8-ом классе у учителя появляется возможность увеличить количество часов на приобретение умений решать другие типы расчётных задач: вычисление объёмов газов (при н.у.); расчёты по химическим уравнениям. А также, благодаря высвободившемуся времени, учитель может проводить  двухчасовые практические занятия, что позволяет уделить больше внимания подробному инструктажу учащихся перед практической работой и создать условия для самостоятельного оформления отчёта непосредственно по окончании эксперимента (т.е. на уроке)

Изучение химии с 7-ого класса помогает на более раннем этапе обучения пробудить у школьников интерес и выявить склонности к науке, а значит, способствует осознанному выбору учащимися химического профиля дальнейшего образования. Кроме того, в соответствии со спецификой школы: углублённое изучение математики и информатики –  в дальнейшем позволяет увеличить количество часов из школьного компонента на изучение профильных дисциплин.

Программа обеспечена специальными дидактическими средствами (опорные схемы – конспекты для уроков обобщения знаний и практических работ, листы рабочих тетрадей), соответствующими возрасту детей, способствующими эффективному усвоению ими пропедевтического курса химии.

Цели и задачи пропедевтического курса химии в 7 классе

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, планируемыми результатами основного общего образования, требованиями основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Школа № 172» и ориентирована на  авторскую программу О.С.Габриеляна Химия. Вводный курс. 7 класс: М.: Дрофа, 2016. Пропедевтический курс призван, используя интерес учащихся к экспериментам, сформировать умение наблюдать, делать выводы на основе наблюдений, получить первоначальные понятия о классах неорганических веществ, решать расчетные задачи на основе имеющихся знаний по математике.

Программа предназначена для обучающихся 7 классов общеобразовательной школе. Программа учитывает особенность классов, в которых будет осуществляться учебный процесс.

Основные цели этого курса:

1. сформировать устойчивый познавательный интерес к химии;

2. развить ключевые компетенции школьников для дальнейшего обучения химии, заложить основы химической грамотности и химического языка.
3. вооружить химическими методами исследования природы, научить правилам техники безопасности

4. создать у школьников первоначальные представления о целостности мира путем формирования знаний о некоторых веществах и их превращениях, а также основных понятиях, относящихся к составу и дискретному строению вещества;  разгрузить, на сколько это возможно, курс химии основной школы в 8 классе

Планируемые результаты

Обучающийся научится:

  • Проводить химический практикум.
  • Решать наипростейшие расчётные задачи.
  • Называть свойства неорганических веществ.
  • Называть условия и признаки осуществления хим.реакций.
  • Распознавать простые и сложные вещества.
  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
  • Анализировать, сравнивать и обобщать фактический материал

Обучающийся получит возможность научиться:

• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

• описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Предметные: 

  • давать определения изученных понятий: «химический элемент», «атом», «ион», «молекула», «простые и сложные вещества», «вещество», «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «валентность», «степень окисления», «кристаллическая решетка», «оксиды», «кислоты», «основания», «соли», «амфотерность», «индикатор», «периодический закон», «периодическая таблица», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность», «химическая реакция», «химическое уравнение», «генетическая связь», «окисление», «восстановление», «электролитическая диссоциация», «скорость химической реакции»;
  • описать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты; описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции; классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных; структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников; моделировать строение атомов элементов, строение простых молекул;
  • в ценностно – ориентационной сфере: анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
  • в трудовой сфере: проводить химический эксперимент;
  • в сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Личностные:

  • в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  • в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
  • в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий;
  •  формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Содержание программы

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Раздел 1. Вещество. Язык химии

8 часов

2

Раздел 2. Вещества вокруг нас

19 часов

3

Раздел 3.Химические превращения.

7 часов

ИТОГО

34 часа

Раздел 1. Вещество. Язык химии. (8 часов)

        Тела и вещества вокруг нас. История возникновения химии. Алхимия.

 Химия и научно-технический прогресс. Химия - наука экспериментальная.  Предмет и задачи химии. Основные понятия и теории.

Атомы и молекулы. Атомно-молекулярное учение. Химические элемент. Знаки химических элементов. Простые и сложные вещества. Относительная атомная масса. Химическая формула. Коэффициент, индекс. Закон постоянства состава вещества. Относительная молекулярная масса. Массовая доля элемента в веществе. Названия некоторых бинарных соединений: оксидов, хлоридов, сульфидов.

Смеси и чистые вещества. Способы разделения смесей.

Демонстрации. 1.Наблюдение свойств некоторых веществ (вода, алюминий, медь, сера, железо). 2.Ознакомление со способами разделения смесей твёрдых и жидких веществ. 3.Примеры химических явлений, происходящих при действии кислот на карбонаты, пропускании углекислого газа через известковую воду, разложении дихромата аммония, окислении аммиака на катализаторе (оксид хрома (III)), получение сульфида железа (II).  

Лабораторные опыты.1.Работа с коллекцией различных веществ и синтетических материалов.

Практические занятия. 1.Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. 2.Знакомство с лабораторным оборудованием.  3.Знакомство с нагревательными приборами.

Раздел 2. Вещества вокруг нас  ( 19 часов)

        Металлы и неметаллы. Кислород в природе. Горение простых веществ на воздухе и в чистом кислороде. Условия возникновения и прекращения горения. Воздух- смесь газов.

        Вода на земле. Роль воды в природе и технике. Вода - растворитель.  Массовая доля растворенного вещества.

        Кислоты и их воздействие на организм человека. Вездесущая серная кислота. Химическое воздействие серной кислоты на металлы, натуральные и синтетические ткани, белок и другие органические вещества. Меры первой помощи при попадании кислот на окружающие предметы, одежду, кожу.

         Щёлочи и щелочесодержащие смеси. Меры первой помощи при попадании щелочей и щелочесодержащих смесей на кожные покровы и одежду.

        Соли, состав, применение, представители солей: хлорид натрия, медный купорос, карбонат кальция, карбонат натрия, нитрат натрия. Загрязнение окружающей среды.

Тема 1. Химия в быту

 Экскурсия 1. Кухня. Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд. Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара. Растительные и другие масла. Почему растительное масло полезнее животных жиров. Что такое «антиоксиданты». Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной. Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие. Душистые вещества и приправы. Горчица. Перец и лавровый лист. Ванилин. Фруктовые эссенции. Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки.

Экскурсия 2. Домашняя аптечка. Аптечный иод и его свойства. Почему иод надо держать в плотно закупоренной склянке. «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки. Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Что полезнее: аспирин или упсарин. Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода. Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка. Нужна ли в домашней аптечке борная кислота. Старые лекарства, как с ними поступить. Чего не хватает в вашей аптечке.

Экскурсия 3. Ванная комната или умывальник. Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла. Горит ли мыло. Что такое «жидкое мыло». Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств. Кальцинированная сода и тринатрий фосфат – для чего они здесь. Соль для ванны и опыты с ней.

Экскурсия 4. Туалетный столик. Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты. Можно ли самому изготовить питательный крем. Чего должна опасаться мама.

Экскурсия 5. Папин «бардачок». Каких только химикатов здесь нет – и все опасные! Паяльная кислота это на самом деле кислота? Суперклеи и другие строительные материалы. Кто такие «токсикоманы» и на что они себя обрекают. Электролит – это что-то знакомое. Бензин, керосин и другие «- ины». Обыкновенный цемент и его опасные свойства.

Экскурсия 6. Садовый участок. Медный и другие купоросы. Можно ли хранить медный купорос в алюминиевой посуде. Ядохимикаты. Забытые ядохимикаты: что с ними делать. Минеральные удобрения. Значение различных минеральных удобрений. Чем опасны нитраты. Как распознать минеральные удобрения. Как долго хранят минеральные удобрения.

Тема 2. Химия за пределами дома

Экскурсия 1. Магазин. Домашняя лаборатория из хозяйственного и продуктового магазина. Магазин «Дом. Сад. Огород». Серный цвет и сера молотая. Отбеливатель «Персоль». Калиевая селитра. Каустическая сода. Кислота для пайки металла. Растворители. Керосин и другое бытовое топливо. Минеральные удобрения и ядохимикаты. Раствор аммиака. Стеклоочистители. Хозяйственный магазин каждому необходим. Магазин «Продукты». Сахар, соль, крахмал, сода, уксус, спички. Знакомые незнакомцы. Могут ли представлять опасность вещества из хозяйственного и продуктового магазинов.

Экскурсия 2. Аптека. Аптека – рай для химика. Аптечный иод, чем он отличается от истинного иода. Марганцовка и глицерин – опасное сочетание. Формалин. Как посеребрить монету и стекло. Салициловая кислота и салицилаты. А ещё какие кислоты есть в аптеке. Желудочный сок.  Эта вкусная и полезная глюкоза. Химические свойства и применение глюкозы. Спирт и спиртовые настойки. Сорбит: тоже спирт. Эфиры из аптеки. Мазь «Вьетнамский бальзам». Перекись водорода, активированный уголь и другие старые знакомые. Кто готовит и продаёт нам лекарства.

Экскурсия 3. Художественная галерея. Красители природные и синтетические: от Древнего Египта до современности. Темперные краски в станковой живописи. Масляные и акварельные краски: ретро и современные марки. Фрески. Реставрация художественных произведений.

Экскурсия 4. Мир самоцветов. Малахит: свойства, состав. Янтарь и его образование. Малахитовая и янтарная комнаты в Эрмитаже. Структура и свойства алмазов. Виртуальная экскурсия в Алмазную палату России. Драгоценные и полудрагоценные минералы: яшма, кварц, оникс и т.д. Мрамор, отделочные камни, используемые в строительстве. Ситаллы в ювелирном производстве.

Экскурсия 5. "На службе Отечества". Чугун, сталь, сплавы на основе железа, их свойства и применение в военной технике, машиностроении. Космические корабли и самолеты - проблемы выбора материалов для авиаконструирования. Экскурсия в музей ОАО ВПК "Сокол", "Нижегородский машиностроительный завод", "Нижегородский металлургический завод".

Раздел 3. Химические превращения. (7 ч)

Явления физические и химические. Химические реакции. Признаки химических реакций, условия возникновения и течения реакций. Химические уравнения. Коэффициент. Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций. Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения.

Демонстрации. 1.Разложение дихромата аммония. 2.Образование сульфида меди. 3.Взаимодействие хлорида меди с железным гвоздём. 4.Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ.

Лабораторные опыты. 1.Разложение пероксида водорода.

Практические занятия. 1.Реакции различных типов (окисление меди в пламени спиртовки, взаимодействие цинка с соляной кислотой, разложение малахита).

Тематическое планирование пропедевтического курса  химии в 7 классе

( 1 час в неделю)

№п/п

Тема занятия

Форма занятия

Основные понятия

Учебные навыки

Оборудование, стимульный материал

1

2

3

4

5

6

Раздел 1. Вещество. Язык химии. (8 часов)

1

Организационное  занятие

Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение  плана работы кружка.

Правила "выживания в химической лаборатории". Посвящение в химики.

2

Тела и вещества вокруг нас. История возникновения химии. Алхимия. Химические явления.

Исторический экскурс. Формирование новых понятий.

Наука химия. Физические тела, вещества, природные и синтетические вещества и материалы

Умение актуализировать ранее полученные знания при определении веществ и физических тел

Видеофильм, примеры тел и веществ (стекло, пластмасса, металлы и т.д.). Д.О Примеры химических явлений.

3

Химия и научно-технический прогресс.  Предмет и задачи химии.

Развитие новых понятий, уточнение их содержания.

Наука химия. НТР и задачи современной химической науки.

Умение делать выводы, составлять прогноз развития науки  в зависимости от  целей производства.

Видеофрагмент "Современная химия", презентация "Химические знания в разные исторические эпохи развития человечества", таблица для фиксации полученной информации.

4

Основные понятия и теории. Атомно-молекулярное учение.

Понятие об основных законах химии ( в виде аксиом).

Атом, молекула, закон постоянства состава веществ, закон сохранения массы веществ.

Умение видеть закономерности, применять их для решения конкретных ситуаций.

Презентация "Основные законы химии"

5

Химические элемент. Знаки химических элементов

Понятие о химических элементах. Таблица Д.И.Менделеева (ознакомление)

Химический элемент

Различать химические элементы

Таблица Д.И.Менделеева. Игра "Дом"

6

Относительная атомная масса. Химическая формула. Коэффициент, индекс.

Понятие о химической формуле и ее образовании.

Относительная атомная масса. Химическая формула.

Умение получать информацию о веществе по его формуле

Обучающая игра "Визитная карточка"

7

Относительная молекулярная масса. Массовая доля элемента в веществе. Названия некоторых бинарных соединений: оксидов, хлоридов, сульфидов

Развитие понятий об относительной атомной массе, молекулярной массе.

Понятие об относительной

молекулярной массе веществ. Названия некоторых бинарных веществ.

Умение пользоваться названиями химических веществ. Вычислять процентный состав элементов в веществах.

Расчетные задачи с практико ориентированным содержанием.

Презентация "Бинарные соединения "

8

Смеси и чистые вещества. Способы разделения смесей.

Практическое занятие

Простейшие методы разделения гетерогенных смесей

Умение проводить разделение смесей

Примеры смесей для разделения.

Раздел 2. Вещества вокруг нас  ( 19 часов)

1/9

Металлы и неметаллы.

Исторический экскурс: изучение металлов и неметаллов.

Понятие металлы и неметаллы в химии

Умения различать элементы-металлы и элементы-неметаллы в ПСЭ.

Видеофрагмент "Из истории открытия некоторых веществ"

2/10

Кислород в природе. Горение. Условия возникновения и прекращения горения.

Исторический экскурс: открытие кислорода. Горение веществ.

Понятие о процессе горения в химии. Условия горения веществ.

Уметь описывать процесс горения

Презентация "Кислород", лабораторные опыты, демонстрирующие процесс горения.

3/11

Воздух- смесь газов

Как изучали состав воздуха раньше и как мониторят состав сейчас.

Понятие о смеси газов составляющих воздух.

Называть состав воздуха

Презентация "Состав воздуха Земли"

4/12

Вода на Земле. Вода - растворитель.  

Обобщение знаний: вода -  важное вещество в природе.

Вода как химическое соединение. Понятие о растворах.

Свойства воды (физические)

Видеофрагмент "Вода в природе".

5/13

Массовая доля растворенного вещества.

Понятие о растворимости. Обобщение сведений о растворимости бытовых веществ.

Количественное выражение растворимости. Сравнение показателей растворимости веществ.

Уметь использовать понятие растворимости.

Этикетки и упаковка соков, лекарственных препаратов ( в растворе). Практическое занятие "Наблюдение растворимости некоторых веществ"

6/14

Кислоты и их воздействие на организм человека

Ознакомление с понятием "кислота"

Общее понятие о кислотах

Знать действие кислот на организмы, области применения кислот

Презентация "Кислоты в природе и жизни человека". Демонстрация основных представителей минеральных кислот.

7/15

Щёлочи и щелочесодержащие смеси

Ознакомление с понятием "щелочь"

Общее понятие о щелочах

Знать действие щелочей на организмы, области применения щелочей.

Презентация "Щелочи в природе и жизни человека" Демонстрация основных представителей щелочей.

8/16

Соли, состав, применение . Представители

Общее понятие о солях как сложных веществах

Общее понятие о солях

Области применения солей.

Демонстрация свойств самых распространенных солей

Тема 1. Химия в быту (практические занятия) 6 часов

9/17

Экскурсия 1.

Кухня

Цель:

- безопасное обращение с химическими веществами в быту;

- знание химических свойств  веществ из домашнего обихода;

- развитие кругозора, химической культуры учащихся;

- изучение специфических свойств привычных веществ;

- расширение знаний учащихся о химической природе отдельных веществ.

Учебный проект

Видеофрагменты сериала "Кухня". Опыты с белком.

10/18

Экскурсия 2.

Домашняя аптечка

Учебный проект

Демонстрация свойств перекиси, нашатырного спирта, перманганата калия и т.д.

11/19

Экскурсия 3.

Ванная комната  

Учебный проект

Лабораторные опыты с мылом и шампунем. СМС

12/20

Экскурсия 4.

 Туалетный столик

Учебный проект

Видеофрагменты "Парфюмер". Экстрагирование. Демонстрация сложных эфиров.

13/21

Экскурсия 5.

Папин бардачок».

Учебный проект

Представители нефтехимии в бытовом использовании. Правила работы с цементными смесями.

14/22

Экскурсия 6.

 Садовый участок

Учебный проект

Использование химических веществ на садовом участке. Правила эксплуатации и безопасного обращения.

Тема 2. Химия за пределами дома  (практические занятия) 5 часов

15/23

Экскурсия 1.

Магазин

Цель:

- расширить и углубить знания учащихся о химических веществах и их применении;

- развить навыки бытового безопасного обращения с химическими веществами;

- средствами предмета способствовать гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Учебный проект

Чтение этикеток знакомых продуктов (жирность молока, сметаны, и т.д.)

16/24

Экскурсия 2.

Аптека

Учебный проект

Наблюдение технологии приготовления мазей и растворов.

17/25

Экскурсия 3.

Художественная галерея

Учебный проект

Виды художественных красок. Их особенности. Красители: минеральные и органические. Растворители красок.

18/26

Экскурсия 4.

Мир самоцветов

Учебный проект

Природные и синтетические самоцветы. Кристаллическая решетка алмаза. Виртуальная экскурсия в Алмазную палату РФ.

19/27

Экскурсия 5.

"На службе Отечества".

Учебный проект

Сплавы, металлы и  их свойства. Демонстрация коллекции сплавов.

Раздел 3. Химические превращения. (7 ч)

1/26

Явления физические и химические. Химические реакции.

Изучение материала о химических превращениях.

Химические реакции вокруг нас.

Понятие "химическое явление"

Презентация "Химические явления", демонстрационный эксперимент

2/27

Признаки химических реакций, условия возникновения и течения реакций.

Изучение материала о признаках протекания химических процессов.

Химические реакции вокруг нас.

Понятие "признак химической реакции"

Презентация "Признаки химических реакций". практическое занятие

3/28

Химические  уравнения. Коэффициенты.

Понятие о записи химического процесса с помощью формул

Формула. Уравнение. Коэффициенты и их значение

Понятие о химическом уравнении

Демонстрация химических реакций в сосудах Ландольта.

4/29

Закон  сохранения  массы веществ.

Знакомство с количественными отношениями в химии.

Понятие о законе сохранения массы веществ в химии.

Презентация " Открытие закона сохранения массы веществ"

5/30

Типы химических реакций: соединение, замещение

Знакомство с типами химических реакций

Реакции соединения, замещения

Демонстрационный ученический эксперимент

6/31

Типы  химических  реакций: разложения

Знакомство с типами химических реакций

Реакции разложения

Демонстрационный ученический эксперимент

7/34

Итоговое занятие Ученическая Конференция. Защита проектов.

Рефлексивное обобщение знаний учащихся

Защита проектов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  2. Алексинский В.Н.  Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.
  3. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.
  4. Великая тайна воды.  http://slavyanskaya-kultura.nnm.ru/velikaya_ tajna_vody_1
  5. Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.
  6. Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.
  7. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.
  8. Гусаков А.Х,  Лазаренко А.А. Учителю химии о внеклассной работе – М.: Просвещение 1978.
  9. Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.

10 Мир химии. Занимательные рассказы о химии: Сост.: Смирнов Ю.И. – СПб.: ИКФ «МиМ-Экспресс», 1995.

11. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах и повседневной жизни. Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с ответами и решениями. – М.:АРКТИ, 1999.

12 Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека – М.: Дрофа, 2004.

13 Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.

14 Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. –М.: Просвещение 1976.

 Штремплер И.Х. Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.

15 Шульженко Н.В. Элективный курс «Химия и здоровье» для 9-х классов.http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=310677

16 Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия/ Авт.-сост. Савина Л.А. – М.: АСТ, 1995.

17 Яковишин Л.А. Химические опыты с жевательной резинкой // Химия в шк. – 2006. – № 10. – С. 62–65.

18 Яковишин Л.А. Химические опыты с шоколадом // Химия в шк. – 2006. – № 8. – С. 73–75.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности учащихся по химии

Эта статья поможет вам организовать внеурочную деятельность учащихся по химии.Исследовательская деятельность учащихся обусловлена, прежде всего, познавательными мотивами и направлена на решение познав...

Программа внеурочной деятельности учащихся "Здоровячок" 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся «Здоровячок» разработана в  соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

"Между прошлым и будущим". Программа внеурочной деятельности учащихся 5-х классов

Программа внеурочной деятельности учащихся 5-х классов "Между прошлым и будущим" по общеинтеллектуальному направлению, занявшая второе место в муниципальном педагогическом конкурсе методических матери...

Программа внеурочной деятельности учащихся Информатика 2 класс

Цель программы:формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности,формирование начальных предметных компетентностей в част...

Программа внеурочной деятельности учащихся. Информатика 3 класс

Цель программы:формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности,формирование начальных предметных компетентностей в част...

Программа внеурочной деятельности учащихся. Информатика 4 класс

Цель программы:формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности,формирование начальных предметных компетентностей в част...

Авторская программа внеурочной деятельности учащихся 7-9 классов по предмету биология «Основы овощеводства»

Авторская программа  внеурочной деятельности учащихся 7-9 классов по предмету биология «Основы овощеводства»...