Рабочие программы ПМ 04 МДК 04.01. - Обработка и оформление результатов анализа
рабочая программа по химии по теме

Зайнутдинов Рамиль Равильевич

Рабочия программа профессионального модуля - Обработка и офрмление результатов эксперимента- МДК 04.01. и КТП + учебная и производственная практика 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное

 образовательное учреждение

«Оренбургский государственный колледж»

Рабочая программа профессионального модуля

ПМ. 04 Обработка и оформление результатов анализа

Профессия:  18.01.02 Лаборант-эколог

Оренбург, 2017

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УПР

________________/Горшенина Н.В./

«___»________________2017г.

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

________________/Федорова Л.В./

«___»________________2017г.

Рассмотрено и одобрено на заседании МЦК преподавателей автоматизации и обслуживания производства

Протокол № ___ от___________2017г.

Председатель МЦК

______________/Андрухива Т.Е./

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.04 Обработка и оформление результатов анализа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 240100.02 Лаборант-эколог, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «2» августа 2013 г. № 916/

Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 18.01.02 Лаборант-эколог.

Организация-разработчик: ГАПОУ «ОГК»

Разработчики:

Зайнутдинов Рамиль Равильевич, преподаватель высшей квалификационной категории

Воробьева Людмила Кузьминична, преподаватель высшей квалификационной категории

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

СОДЕРЖАНИЕ

1

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ               4

2

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ                                6

3

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ                         7

4

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ     11

5

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ                                                                                                                                14


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.04 Обработка и оформление результатов анализа

  1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.04 Обработка и оформление результатов анализа является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 18.01.02 Лаборант-эколог   в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Обработка и оформление результатов анализов и  соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 4.1. Снимать показания приборов.

ПК 4.2. Рассчитывать результаты измерений

ПК 4.3. Участвовать в мониторинге загрязнения окружающей среды

ПК 4.4. Оформлять первичную отчетную документацию по охране окружающей среды.

Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области нефтегазовой промышленности при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

  1. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

Код

Наименование результата обучения

ПО 1

снятия показаний приборов;

ПО 2

расчета результатов измерений;

ПО 3

участия в мониторинге загрязнения окружающей среды;

ПО 4

оформления первичной отчетной документации по охране природы.

Уметь:

Код

Наименование результата обучения

У 1

проводить первичную и математическую обработку экспериментальных данных;

У 2

рассчитывать результаты и оформлять протокол анализа согласно нормативной документации;

У 3

анализировать полученные результаты анализа;

У 4

информировать заинтересованные организации о результатах анализов.

Знать:

Код

Наименование результата обучения

З 1

основы метрологии;

З 2

основы информатики и вычислительной техники;      

З 3

 методы расчета, виды записи результатов эксперимента;

З 4

методику проведения необходимых расчетов;              

З 5

 контроль качества результатов;

З 6

 правила оформления лабораторных журналов и другой отчетной документации.

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы   профессионального модуля:

Вид учебной деятельности

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

283

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

Учебная практика

36

Производственная практика

144

Самостоятельная работа  обучающегося

33

Точки рубежного контроля:

МДК 04.01

Дифференцированный зачет в 6 семестре

УП.04

Комплексный дифференцированный зачет в 6 семестре

ПП.04

ПМ.04

Экзамен квалификационный в 6 семестре

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 04

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Обработка и оформление результатов анализов, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 4.1.

Снимать показания приборов.

ПК 4.2.

Рассчитывать результаты измерений.

ПК 4.3.

Участвовать в мониторинге загрязнения окружающей среды.

ПК 4.4.

Оформлять первичную отчетную документацию по охране окружающей среды.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из  цели и  способов  её  достижения, определённых  руководителем

ОК 3

Анализировать  рабочую  ситуацию, осуществлять  текущий  и  итоговый  контроль, оценку  и  коррекцию собственной  деятельности, нести  ответственность  за  результаты  своей  работы

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач личного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 04 Обработка и оформление результатов анализа

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессио нальных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля[1]*

Всего часов

(макс. Учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

самостоя тельная работа обучаю щегося,

часов

учебная,

часов

производ ственная,

часов

(если предусмот рена рассредо точенная практика)

всего

часов

в т.ч. лаборатор ные работы и практичес кие занятия, часов

1

2

3

4

5

1

2

3

ПК 4.1,ПК 4.2

ПК 4.3,ПК 4.4

Раздел 1 Обработка и оформление результатов анализа

283

70

10

33

36

144

Производственная практика, часов (если предусмотрена итоговая концентрированная практика)

144

144

Всего:

283

70

10

33

36

144

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.04 Обработка и оформление результатов анализа

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

МДК 04.01. Обработка и учёт результатов химических анализов

Раздел 1. Обработка и оформление результатов анализа

Тема 1.1. Снятие показаний с приборов (систематические погрешности химического анализа)

Содержание

36

1

Химический анализ как метрологическая процедура. Аналитический сигнал. Абсорбционный спектральный анализ (снятие показаний с приборов). Классы точности приборов. Основные этапы и источники погрешностей в химическом анализе. Методы стандартных серий. Спектрофотометры, устройство, снятие кривых светопоглощения. Фотоэлектрические колориметры, устройство, снятие оптической плотности. Абсолютные и относительные погрешности.  Расчет доверительного интервала. Коэффициент Стьюдента. Ошибки анализов и их классификация. Градуировочные графики, коэффициент инструментальной чувствительности. Систематические и случайные погрешности. Определение концентрации раствора по его электропроводности. Постоянные и пропорциональные систематические погрешности. Определение концентрации водородных ионов потенциометрическим методом. Систематические погрешности первого типа. Кондуктометрическое титрование. Общие приемы электровесового анализа. Систематические погрешности второго типа. Инструментальные ошибки. Хроматографические методы анализа. Ионообменная хроматография. Релятивизация и рандомизация ошибок химического анализа. Устройство и принцип действия хроматографа. Методические ошибки химического анализа. Жидкостная хроматография. Эмиссионный спектральный анализ. Погрешности эталонов и стандартов. Фотометрия пламени. Атомно-абсорбционный анализ. Ошибки интерпретации. Систематические погрешности третьего типа. Результат химического анализа как случайная величина. Понятие о генеральной и выборочной совокупности результатов химического анализа. Функции распределения случайной величины. Связь параметров распределения со случайными погрешностями химического анализа.

Лабораторно-практические работы № 1

6

2

«Определение меди в растворе сульфата меди. Проведение первичной и математической обработки экспериментальных данных». «Сборка хроматографической колонки и анализ данных» (точность и воспроизводимость метода анализа).

Самостоятельная работа

22

2

Проблемы анализа данных. Приборы учета ошибок измерения. Точность и классы точности приборов. Законы Бугера-Ламберта-Бэра – задачи. История теории погрешностей анализов – реферат. Анализ текстового материала по теме «Систематические погрешности».

Тема 1.2 Расчеты результатов измерений (случайные погрешности химического анализа).

Содержание

4

1

 Закон нормального распределения случайных величин. Проверка нормальности распределения результатов химического анализа. Построение гистограмм. Критерий Пирсона. Примеры на основе гравиметрического анализа.

Лабораторно-практические работы № 2

4

2

«Определение меди в растворе фотоколориметрическим методом. Расчет результатов и оформление протокола анализа согласно нормативной документации». Статистика малых выборок. Распределение Стьюдента.

Тема 1.3 Мониторинг загрязнения окружающей среды (анализ полученных данных)

Содержание

10

1

Программа лабораторных наблюдений за загрязнением атмосферы на стационарных постах и на маршрутных передвижных постах. Анализ данных (неравенство Чебышева. Ошибки первого и второго рода. Предел обнаружения).  Программа  наблюдений за загрязнением атмосферы воздуха автотранспортом. Программа  наблюдений за радиоактивным загрязнением атмосферы. Программа  наблюдений за фоновым состоянием атмосферы. Станции «СКФМ», «БАПМоН. ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. ПДК загрязняющих веществ  поверхностных вод. ПДК загрязняющих веществ в почве. Критерии значимости результатов. Выбраковка результатов химического анализа. Сравнение дисперсий. Критерии Фишера, Батлера, Кохрана.

Раздел 2. Элементы общей теории ошибок и оформление результатов анализа  

10

Тема 2.1. Элементы общей теории ошибок.

Содержание

6

1

Три задачи теории ошибок. Первая задача теории ошибок. Оценка предельных погрешностей некоторых методов химического анализа. Накопление ошибок в косвенных измерениях. Обратная задача общей теории ошибок. Расчет погрешностей отдельных этапов химического анализа. Третья задача общей теории ошибок.

Самостоятельная работа

Составить таблицы «Осадочная хроматография», «Процессы сорбции и адсорбции», «Виды детекторов», «Область применения метода», «Качественный и количественный эмиссионный анализ», «Область применения метода», «Виды измерений».

11

Тема 2.2. Оформление первичную отчетную документацию по охране окружающей среды.

Обработка и обобщение результатов наблюдений за уровнем загрязнения атмосферы, природных вод, загрязнения почв. Критерии оценки качества окружающей природной среды. Нормы оценки загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв.

2

2

Дифференцированный зачет

2

Итого

70 часов

Учебная практика

Виды работ

  • Определение меди в растворе визуальным методом
  • Определение меди в растворе на КФК – 2
  • Определение массовой концентрации общего железа с роданидом
  • Определение рН среды анализируемых растворов
  • Определение пермангонатной  окисляемости с помощью ручного потенциометрирования

36

3

Производственная практика

Виды работ

  • Работа со спектрометром
  • Работа с рефрактометром
  • Электровесовой метод
  • Исследование атмосферного воздуха на содержание метанола фотоколориметрическим методом
  • Определение содержания SO2 в воздухе  на КФК – 2
  • Определение содержания NO2 в воздухе  на КФК – 2
  • Определение содержания молибдена в почве фотометрическим методом
  • Определение содержания нефтепродуктов в питьевой воде люминесцентным методом
  • Определение содержания нефтепродуктов почве люминесцентным методом
  • Кондуктометри
  • Определение электрометрической ячейки
  • Определение точки эквивалентности в кондуктометрическом титровании
  • Определение рН  раствора
  • Потенциометрия 
  • Сборка прибора для ручного потенциометрирования
  • Потенциометрическое титрование на потенциометре
  • Построение кривой потенциометрического титрования
  • Определение массовой концентрации кремниевой кислоты и железа в паровом конденсате
  • Ионообменная хроматография Подготовка колонок
  • Анализ методом ионообменных хроматографий
  • Распределительная хроматография
  • Выполнение анализа методом распределительной хроматографии
  • Бумажная хроматография
  • Метод тонкослойной хроматографии

Комплексный дифференцированный зачет по учебной и производственной практике

144

3

Итого

283

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета химических дисциплин,  лаборатории физико-химических методов анализа состоящей из: комнаты вводного и текущего инструктажа, технического анализа, объемного анализа, физико-химического анализа, весовой.

Оснащение лаборатории:

- комплект учебно-методической документации;

- ученическая доска;

- проектор;

- экран;

- аквадистиллятор Д-4;

- муфельная печь;

- сушильный шкаф;

- вытяжной шкаф

- шкаф для химических реактивов;

- рабочие столы со специальным покрытием;

- мойки для мытья посуды;

- химическая посуда.

- титровальные установки

- шкаф для химической посуды

- мойки для мытья посуды;

- сушилка для химической посуды.

- колориметр фотоэлектрический концентрационный КФК-2

- рН-метр

- технические весы;

- разновесы.

- аналитические весы ВЛР-200

- разновесы;

2. Средства обучения

- инструкционные, технологические карты по темам лабораторно-практических работ;

- технические средства обучения – компьютер, проектор, экран проектора

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Августинович И.В., Андрианова С.Ю., Орешенкова О.Г., Переверзева Э.А. Технология аналитического контроля. Учебное пособие для учащихся учреждений начального профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 246 с.
  2. Аналитическая химия/ Под ред. А.А. Ищенко. – М.: Издательский центр «Академия», 2013 – 246 с.
  3. Валова В.Д., Абесадзе Л.Т. Физико-химические методы анализа. – М.: академия, 2010.

Дополнительные источники

  1. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа. В 2 томах/ Под ред. А.А.Ищенко. – М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 352 с.
  2. Аналитическая химия: Учебник для сред. спец. учеб. заведении/С. К. Пискарева, К. М. Барашков, К. М. Ольшанова — 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Высш. шк., 1994.— 384 с.
  3. Белянин Б.В., Эрих Н.В. Технический анализ нефтепродуктов и газов. – М.: Химия, 1975. – 338 с.
  4. Васильев В. П. Аналитическая химия. В двух частях. М.: Высшая школа.1989.  Часть 1.  Гравиметрический и титриметрический методы анализа.320 с. Часть 2. Физико-химические методы анализа. 384 с.
  5. Ю.А., Григорьева В.Ю. Аналитическая химия. Практикум: учебное пособие. 2009. - 296 с.
  6. Гурвич Я.А. Химический анализ. – М.: Высшая школа, 2007 – 295 с.
  7. Дорохова Е.Н. Аналитическая химия. – М.: Высшая школа, 2001.
  8. Основы аналитической химии. В двух книгах. Под ред. Ю. А. Золотова.М.: Высшая школа, 1996. Кн. 1. Общие вопросы. Методы разделения. 384 с. Кн 2. Методы химического анализа. 462 с.
  9. Харитонов Ю.Я., Джабаров Д.Н., Григорьева В.Ю. Аналитическая химия. Количественный анализ. Физико-химические методы анализа: практикум: Харитонов учебное пособие. 2012. - 368 с.: ил.
  10. Харитонов Ю.Я, Григорьева В.Ю Примеры и задачи по аналитической химии. Гравиметрия, экстракция, неводное титрование, физико-химические методы анализа: учебное пособие.. 2009 - 304с.

Интернет-источники:

1.http://www.xenoid.ru

2.http://www.xumuk.ru

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Освоение ПМ.04 Обработка и оформление результатов анализа производится в соответствии с учебном планом по профессии 18.01.02 Лаборант-эколог и календарным графиком, утвержденным директором колледжа.

Образовательный процесс организуется строго по расписанию занятий, утвержденному заместителем директора по УПР. График освоения ПМ.04 Обработка и оформление результатов анализа предполагает последовательное освоение МДК 04.01 Обработка и учет результатов химических анализов, включающего в себя как теоретические, так и лабораторно-практические занятия.

Освоению ПМ.01 Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования предшествует обязательное изучение учебных дисциплин ОДБ.14 Физика, ОДП.15 Химия, ОП.02 Основы аналитической химии, ОП.03 Природопользование и охрана окружающей среды, ОП. 04 основы стандартизации и технические измерения, ОП.05 Охрана труда, ОП.06 Безопасность жизнедеятельности.

При проведении лабораторно-практических работ проводится деление группы студентов на подгруппы, численностью не более 13 чел. Лабораторно-практические работы проводятся в специально оборудованных лабораториях аналитической химии и лаборатории физико-химических методов анализа.

В процессе освоения ПМ.04 Обработка и оформление результатов анализа предполагается проведение рубежного контроля знаний, умений у обучающихся. Сдача точек рубежного контроля является обязательной для всех обучающихся. Результатом освоения ПМ.04 Обработка и оформление результатов анализа выступают ПК, оценка которых представляет собой создание и сбор свидетельств деятельности на основе заранее определенных критериев.

С целью оказания помощи обучающимся при освоении теоретического и практического материала, выполнения самостоятельной работы разрабатываются учебно-методические рекомендации.

С целью методического обеспечения прохождения учебной или производственной практики разрабатываются методические рекомендации для обучающихся.

При освоении ПМ.04 Обработка и оформление результатов анализа каждым преподавателем устанавливаются часы дополнительных занятий, в рамках которых для всех желающих проводятся консультации. График проведения консультаций размещен на входной двери каждого учебного кабинета и/или лаборатории.

Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля ПМ.04 Обработка и оформление результатов анализа является освоение учебной практики  для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля ПМ.01 Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования.

Текущий учет результатов освоения ПМ производится в журналах теоретического и производственного обучения. Наличие оценок по точкам рубежного контроля является для каждого обучающегося обязательным. В случае отсутствия оценок обучающийся не допускается до сдачи квалификационного экзамена по ПМ.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):

Наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля Обработка и оформление результатов анализа с обязательной стажировкой в профильных организациях.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой

Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов. Опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

ПК 4.1. Снимать показания приборов.

- правильно снимать показания с фотоколориметра и спектрофотометра

- правильно снимать показания с рефрактометра;

- правильно снимать показания с аналитических весов;

- правильно снимать показания прибора для кондуктометрического метода анализа;

- правильно снимать показания с потенциометра;

- лабораторно-практические занятия, оценка

- тестирование по темам МДК, оценка

- устный опрос, оценка

- дифференцированный зачет по МДК, оценка

- комплексный дифференцированный зачет по учебной и производственной практике, оценка

-экзамен квалификационный, оценка

ПК 4.2. Рассчитывать результаты измерений.

- правильно обрабатывать результаты анализа;

- правильно определять точность анализа

ПК 4.3. Участвовать в мониторинге загрязнения окружающей среды.

- правильно осуществлять мониторинг загрязнения окружающей среды

ПК 4.4. Оформлять первичную отчетную документацию по охране окружающей среды.

- правильно оформлять первичною отчетную документацию по охране природы (уметь оформлять паспорт качества, лабораторные журналы)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из  цели и  способов  её  достижения, определённых  руководителем

-выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологического процесса технического обслуживания и ремонта автомобилей;

- оценка эффективности и качества выполнения;

- лабораторно-практические занятия, оценка

- тестирование по темам МДК, оценка

- устный опрос, оценка

- дифференцированный зачет по МДК, оценка

- комплексный дифференцированный зачет по учебной и производственной практике, оценка

-экзамен квалификационный, оценка

ОК 3. Анализировать  рабочую  ситуацию, осуществлять  текущий  и  итоговый  контроль, оценку  и  коррекцию собственной  деятельности, нести  ответственность  за  результаты  своей  работы

-  решения в стандартных  и нестандартных профессиональных задач в области разработки технологических процессов технического обслуживания и ремонта автомобилей;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников, включая электронные;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- применение математических методов и ПК в техническом нормировании и проектировании ремонтных предприятий;


[1]* Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.



Предварительный просмотр:

ГАПОУ «Оренбургский государственный колледж»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР

__________/_________

«____»_______2017

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

на 2017/2018 учебный год

курс_______3_______группа ______301-н____________

по дисциплине: МДК 04.01. Обработка и учёт результатов химических анализов

для профессии:  18.01.02 - Лаборант-эколог

преподаватель: Зайнутдинов Р.Р.

Количество часов по учебному плану ___________70_________________________часов

                                           в том числе:

                                           теоретические занятия ___60________________________часов

                                           практические занятия____ 10 _______________________часов

                                           курсовой проект __________________________________часов

                                           учебная практика______________________________ ___ часов

                                           производственная практика _________________________часов

                                           самостоятельная учебная нагрузка________33__________часов

Консультации______________________________________________4____________часа

Согласовано методической цикловой комиссией дисциплин А и ОП

Протокол № _______ от «_____»_________2017

Председатель МЦК __________________Андрухива Т.Е.  

Номер урока

Темы

Наименование разделов, тем, МДК

Кол-во часов

Вид занятия

Учебно-наглядное оборудование занятия

Домашнее задание

Самостоятельная работа

Часы

Задание для самостоятельного изучения

МДК 04. 01. Обработка и учёт результатов химических анализов

70

33

Раздел 1. Обработка и оформление результатов анализа

Аналитическая химия /Под ре. А.А. Ищенко.-М.: Изательский центр «Академия», 2010 – 246 с.

22

Тема 1.1. Снятие показаний с приборов (систематические погрешности химического анализа).

1

1-2

Химический анализ как метрологическая процедура. Абсорбционный спектральный анализ (снятие показаний с приборов). Классы точности приборов. Аналитические сигналы.

2

Теоретическое

Доска, мел, книги,

технологическая карта

Виды ошибок измерений

2

Проблемы анализа данных

2

3-4

Основные этапы и источники погрешностей в химическом анализе. Методы стандартных серий. Спектрофотометры, устройство, снятие кривых светопоглощения. 

2

Теоретическое

Доска, мел, книги

Технологическая карта

Случайные ошибки измерения учёт и систематизация

2

Приборы учета ошибок измерения

3

5-6

Абсолютные и относительные погрешности.  Фотоэлектрические колориметры, устройство, снятие оптической плотности. Расчет доверительного интервала. Коэффициент Стьюдента.

2

Теоретическое

Наглядный материал и пособия

Доверительный интервал.

2

Точность и классы точности приборов

4

7-8

Ошибки анализов и их классификация. Электрохимические методы анализа.

2

Теоретическое

Наглядный материал и пособия

Расчетные задания

5

9-10

Градуировочные графики, коэффициент инструментальной чувствительности.

2

Теоретическое

Наглядный материал и пособия

Расчетные задания по графикам

5

Законы Бугера-Ламберта-Бэра – задачи

6

11-12

Систематические и случайные погрешности. Определение концентрации раствора по его электропроводности.

2

Теоретическое

Наглядный материал и пособия

Расчетные задания по видам погрешностей

5

История теории погрешностей анализов - реферат

7

13-14

Постоянные и пропорциональные систематические погрешности. Определение концентрации водородных ионов потенциометрическим методом.

2

Теоретическое

Наглядный материал и пособия

Расчетные задания по видам погрешностей

3

Анализ текстового материала по теме «Систематические погрешности».

8

15-16

Систематические погрешности первого типа. Кондуктометрическое титрование.

2

Теоретическое

Наглядный материал и пособия

Анализ ошибок измерения кондуктометрического анализа

9

17-18

Общие приемы электровесового анализа. Систематические погрешности второго типа.

2

Теоретическое

Наглядный материал и пособия

Связь систематических ошибок с погрешностями второго рода

3

Электровесовой анализ – реферат

10

19-20

Понятия инструментальной ошибки. Хроматографические методы анализа. Ионообменная хроматография.

2

Теоретическое

Наглядный материал и пособия

Инструментальные ошибки на примере хроматографии

11

21-22

Релятивизация и рандомизация ошибок химического анализа. Устройство и принцип действия хроматографа (в контексте ошибок измерения).

2

Теоретическое

Наглядный материал и пособия

Понятия рандомизации ошибок измерения

12

23-24

Методические ошибки химического анализа. Жидкостная хроматография. Эмиссионный спектральный анализ.

2

Теоретическое

Наглядный материал и пособия

Анализ методик с точки зрения ошибок измерений

13

25-26

Погрешности эталонов и стандартов. Фотометрия пламени. Атомно-абсорбционный анализ.

2

Теоретическое

Наглядный материал и пособия

Виды эталонов

14

27-28

Ошибки интерпретации измерений.

2

Теоретическое

Наглядный материал и пособия

Расчеты ошибок измерений

15

29-30

Систематические погрешности третьего типа

2

Теоретическое

Наглядный материал и пособия

Повторение всех типов погрешностей

16

31-32

Результат химического анализа как случайная величина. Понятие о генеральной и выборочной совокупности результатов химического анализа.

2

Теоретическое

Наглядный материал и пособия

Случайные величины и теория вероятностей

17

33-34

Функции распределения случайной величины. Математическое ожидание и дисперсия.

2

Теоретическое

Наглядный материал и пособия

Понятия математических ожиданий

18

35-36

Связь параметров распределения со случайными погрешностями химического анализа.

2

Теоретическое

Наглядный материал и пособия

Параметры распределения

Лабораторная работа № 1

6

19

37-38

«Определение меди в растворе сульфата меди.

2

Практическое

Приборы и материалы лабораторного занятия

Расчетные задачи на построение доверительных интервалов данных

20

39-40

Проведение первичной и математической обработки экспериментальных данных».

2

Практическое

Приборы и материалы лабораторного занятия

Расчетные задачи на построение доверительных интервалов данных

21

41-42

«Сборка хроматографической колонки и анализ данных». Оценка полученных результатов (точность и воспроизводимость метода анализа)

2

Практическое

Приборы и материалы лабораторного занятия

Расчетные задачи на построение доверительных интервалов данных

Тема 1.2 Расчеты результатов измерений (случайные погрешности химического анализа).

4

22

43-44

Закон нормального распределения случайных величин. Проверка нормальности распределения результатов химического анализа.

2

Теоретическое

Наглядный материал и пособия

Задачи на нормальный закон распределения

23

45-46

Построение гистограмм. Критерий Пирсона. Примеры на основе гравиметрического анализа.

2

Теоретическое

Наглядный материал и пособия

Задачи на построение гистограмм

Лабораторная работа № 2

4

24

47-48

«Определение меди в растворе фотоколориметрическим методом. Расчет результатов и оформление протокола анализа согласно нормативной документации». Статистика малых выборок. Распределение Стьюдента.

2

Практическое

Приборы и материалы лабораторного занятия

Задачи на распределение Стьюдента

25

49-50

Статистика малых выборок. Распределение Стьюдента на основе данных фотоколориметрических анализов.

2

Практическое

Приборы и материалы лабораторного занятия

Выборки и расчеты по критериям Стьюдента

Тема 1.3. Мониторинг загрязнения окружающей среды (анализ полученных данных)

10

26

51-52

Программа лабораторных наблюдений за загрязнением атмосферы на стационарных постах и на маршрутных передвижных постах.

2

Теоретическое

Наглядный материал и пособия

Посты наблюдения за окружающей средой (ОС)

27

53-54

Анализ данных (неравенство Чебышева. Ошибки первого и второго рода. Предел обнаружения).  

2

Теоретическое

Наглядный материал и пособия

Оценка ошибок измерений

28

55-56

Программа  наблюдений за загрязнением атмосферы воздуха автотранспортом. Программа  наблюдений за радиоактивным загрязнением атмосферы. Программа  наблюдений за фоновым состоянием атмосферы.

2

Теоретическое

Наглядный материал и пособия

Составление своей программы наблюдений за ОС

29

57-58

Станции «СКФМ», «БАПМоН. ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. ПДК загрязняющих веществ  поверхностных вод. ПДК загрязняющих веществ в почве.

2

Теоретическое

Наглядный материал и пособия

Работа экологических станций

30

59-60

Критерии значимости результатов. Выбраковка результатов химического анализа. Сравнение дисперсий. Критерии Фишера, Батлера, Кохрана.

2

Теоретическое

Наглядный материал и пособия

Оценка выборки результатов (расчеты)

Раздел 2. Элементы общей теории ошибок и оформление результатов анализа  

10

11

Тема 2.1. Элементы общей теории ошибок.

6

31

61-62

Три задачи теории ошибок. Первая задача теории ошибок. Оценка предельных погрешностей некоторых методов химического анализа.

2

Теоретическое

Наглядные материалы для занятия

Повторение теории ошибок

5

Составить таблицы «Осадочная хроматография», «Процессы сорбции и адсорбции», «Виды детекторов»,

32

63-64

Накопление ошибок в косвенных измерениях. Обратная задача общей теории ошибок. Расчет погрешностей отдельных этапов химического анализа.

2

Теоретическое

Наглядные материалы для занятия

Расчеты погрешностей

5

«Область применения метода», «Качественный и количественный эмиссионный анализ», «Область применения метода»

33

65-66

Третья задача общей теории ошибок.

2

Теоретическое

Наглядные материалы для занятия

Расчеты по теории ошибок

1

«Виды измерений».

Тема 2.2. Оформление первичную отчетную документацию по охране окружающей среды.

2

34

67-68

Обработка и обобщение результатов наблюдений за уровнем загрязнения атмосферы, природных вод, загрязнения почв. Критерии оценки качества окружающей природной среды. Нормы оценки загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв.

2

Теоретическое

Наглядные материалы для занятия

Таблицы нормативов

35

69-70

Дифференцированный зачет

2

Теоретическое

Наглядные материалы итоговой аттестации

Повторение и обобщение материала

Итого

70

Сам/раб

33

Из них: теоретические занятия

60

               Лабораторно-практические занятия

10

Консультации

1

Построение градуировочных графиков. Метод наименьших квадратов

2

Конс теор. часы

2

Выбраковка экспериментальных данных

2

Конс теор. часы

1

Оформление лабораторных журналов

2

Конс практич. по подгруппам часы

Итого с консультациями

76

Итого с консультациями и самостоятельной работой

109



Предварительный просмотр:

ГАПОУ «Оренбургский государственный колледж»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР

__________/_________

«____»_______2018

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

на 2017/2018 учебный год

курс_______3_______группа ______301-н____________

по дисциплине: УП.04. Учебная практика

для профессии:  18.01.02 - Лаборант-эколог

преподаватель: Воробьева Л.К., Зайнутдинов Р.Р.

Количество часов по учебному плану ___________36________________________часов

                                           в том числе:

                                           теоретические занятия ___________________________часов

                                           практические занятия____  _______________________часов

                                           курсовой проект __________________________________часов

                                           учебная практика________36__________________ ___ часов

                                           производственная практика _________________________часов

                                           самостоятельная учебная нагрузка__________________часов

Консультации__________________________________________________________часа

Согласовано методической цикловой комиссией дисциплин А и ОП

Протокол № _______ от «_____»_________2018

Председатель МЦК __________________Андрухива Т.Е.  

Номер занятия

Темы

Наименование разделов, тем, МДК

Кол-во часов

Вид занятия

Учебно-наглядноеоборудованиезанятия

Домашнеезадание

Самостоятельная работа

Часы

Задание для самостоятельного изучения

УП 04. Обработка и оформление результатов анализа

36

1

1-6

«Определение меди в растворе визуальным методом» (обработка результатов)

6

Практическое

Лабораторное титриметрическое оборудование

Виды анализов (реферат)

2

7-12

 «Определение меди в растворе на КФК – 2» (расчеты погрешностей)

6

Практическое

Лабораторное титриметрическое оборудование

Разница в учебной и производственной практике

3

13-18

 «Определение массовой концентрации общего железа с роданидом» (расчеты погрешностей)

6

Практическое

Лабораторное титриметрическое оборудование

Разница в учебной и производственной практике (оформление документации)

4

19-24

Приготовление вытяжки зеленых растений и разделение их на фракции на хроматографической колонке (Оценка метода, методические ошибки)

6

Практическое

Лабораторное титриметрическое оборудование

Виды вод. Способы её очистки.

5

25-30

Определение рН среды анализируемых растворов (малые выборки данных, коэффициент Стьюдента)

6

Практическое

Лабораторное титриметрическое оборудование

Комплексонометрия её виды

6

31-36

Определение пермангонатной  окисляемости с помощью ручного потенциометрирования (обработка данных).

Дифференцированный зачет.

6

Практическое

Лабораторное титриметрическое оборудование

Способы хлорирования воды  



Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

 «Оренбургский государственный колледж»

СОГЛАСОВАНО

(наименование предприятия/организации)

________________/___________________
«_____» _____________________ 20 ___г.

           

           

ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК

по профессиональному модулю  ПМ.04  Обработка и оформление результатов анализа

  по профессии: 18.01.02 Лаборант-эколог

Оренбург

2015

УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УР

 ________/Л.В. Федорова/
«___» ___________ 20___г.



РАССМОТРЕНА

на заседании МЦК отделения_____________

Протокол № __ от «___» __________ 20 ___г.
Председатель МЦК _________/Т.Е. Андрухива/

СОГЛАСОВАНА

Старший мастер _________ /О.И. Ползикова/

«___» ___________ 20 __г.

Программа учебной и производственной практики разработана на основе: ФГОС по профессии 18.01.02 Лаборант-эколог

Разработчики:
преподаватель: Воробьева Людмила Кузьминична

преподаватель: Агишева Любовь Васильевна


 

I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ


1.1. Область применения программы

Программа учебной и производственной практик по профессиональному модулю              ПМ.04 Обработка и оформление результатов анализа является частью  программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 18.01.02 Лаборант-эколог СПО в соответствии с ФГОС: в части освоения квалификации: лаборант химического анализа, пробоотборщик и основных  видов профессиональной деятельности (ВПД): Обработка и оформление результатов анализа  соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 4.1. Снимать показания приборов.

ПК 4.2. Рассчитывать результаты измерений

ПК 4.3. Участвовать в мониторинге загрязнения окружающей среды

ПК 4.4. Оформлять первичную отчетную документацию по охране окружающей среды.

1.2. Цели учебной и производственной практики

Цели учебной практики: 

  • Сформировать у обучающихся профессиональные первоначальные практические умения в рамках профессиональных модулей ППКРС СПО по основным видам профессиональной деятельности для освоения рабочей профессии   18.01.02 Лаборант-эколог
  • Обучить трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии/специальности и необходимых для последующего освоения обучающимися общих и профессиональных компетенций по избранной профессии.

Цели производственной практики:

  •  Закрепить и совершенствовать приобретенные в процессе обучения профессиональные умения.
  • Развить общие и профессиональные компетенции.
  • Освоение современных производственных процессов, адаптация обучающихся к конкретным условиям деятельности организаций различных организационно-правовых форм.

1.3. Требования к результатам учебной и производственной практик

Результатом освоения программы учебной и производственной практик являются получение практического опыта:

- подбирать соответствующие средства и методы анализов в соответствии с типом веществ;

- проводить качественный и количественный анализ веществ;

- осуществления дозиметрического и радиометрического контроля внешней среды;

- оценивания экологических показателей сырья и экологической пригодности выпускаемой продукции;

- контроля работы очистных, газоочистных и пылеулавливающих установок и сформированные профессиональные и общие компетенции:

Код

Наименование компетенции

Показатели оценки результата (ПК)

ПК 4.1.

Снимать показания приборов.

. – правильно осуществлять снятие показаний с приборов для физико-химических методов аналижза

ПК 4.2.

Рассчитывать результаты измерений

- правильно обрабатывать результаты анализа;

- осуществлять точность определения в анализе;

ПК 4.3

Участвовать в мониторинге загрязнения окружающей среды

 - правильно осуществлять мониторинг загрязнения окружающей среды

ПК 4.4.

Оформлять первичную отчетную документацию по охране окружающей среды

- правильно оформлять первичную отчетную документацию по охране природы (уметь оформлять паспорт качества, лабораторные журналы)

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

-осуществлять выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологического процесса;

- оценка эффективности и качества выполнения;

ОК 3

Принимать решения в стандартных  и нестандартных ситуациях  и нести за них ответственность.

-  осуществлять решения стандартных  и нестандартных профессиональных задач в области разработки технологических процессов.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

-осуществлять эффективный поиск необходимой информации;

-осуществлять  использование различных источников, включая электронные;

ОК 5

Использовать информационно-комуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- осуществлять применение математических методов и ПК в техническом нормировании

1.4. Формы контроля:

учебная практика – по текущим оценкам

производственная практика – дифференцированный зачет

Результаты прохождения практики обучающимися учитываются при итоговой аттестации.

1.5. Количество часов на освоение программы учебной и производственной практик

Всего  180 часов, в том числе:

учебная практика  36 часов;

производственная практика  144 часа;

1.6. Условия организации учебной и производственной практике

Учебная практика может быть организована в:

-  лаборатории химии и физико-химических методов анализа ГАПОУ  «ОГК»;

-  лабораториях предприятий:

- ООО «Газпром добыча Оренбург» .Газоперерабатывающий завод

-  ООО «Оренбургская буровая компания»

              -  ООО «Газпром добыча Оренбург» .Гелиевый завод

-  Испытательный центр ГНУ ВНИИМС РАСХ

- ООО «Оренбург Водоканал»

- ФГБУ  ГЦАС «Оренбургский»

- ООО «Оренбургский молочный комбинат»

Производственная практика может быть организована в:

- лаборатории ООО «Газпром добыча Оренбург». Газоперерабатывающий завод

- лаборатории ООО «Оренбургская буровая компания»

- лаборатории ООО «Газпром добыча Оренбург» .Гелиевый завод

- лаборатории Испытательный центр ГНУ ВНИИМС РАСХ

- лаборатории ООО «Оренбург Водоканал»

- лаборатории ФГБУ  ГЦАС «Оренбургский»

- лаборатории ООО «Оренбургский молочный комбинат»

1.7 Перечень документов/материалов, предоставляемых обучающимися по итогам прохождения практики:

- дневник по практике установленного образца;

 - аттестационный лист;

 - характеристику с предприятия (организации) с рекомендуемым разрядом;

 - отчет по практике с презентацией в Power Point



              2 СОДЕРЖАНИЕ

2.1 Содержание учебной практики по ПМ 04 Обработка и оформление результатов анализа

Код ПК

Наименование ПК

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

Виды работ, обеспечивающих формирование ПК

Объем часов

Форма отчетности

ПК 4.1.

-

ПК 4.4.

Снимать показания приборов.

Рассчитывать результаты измерений

Участвовать в мониторинге загрязнения окружающей среды

Оформлять первичную отчетную документацию по охране окружающей среды.

Учебная практика: «Определение меди в растворе визуальным методом»

6

- дневник по практике установленного образца;

Учебная практика: «Определение меди в растворе на КФК – 2»

6

Учебная практика: «Определение массовой концентрации общего железа с роданидом»

6

Учебная практика: «Приготовление вытяжки зеленых растений и разделение их на фракции на хроматографической колонке»

6

Учебная практика: «Определение рН среды анализируемых растворов»

6

Учебная практика: «Определение пермангонатной  окисляемости с помощью ручного потенциометрирования»

6

2.2. Содержание производственной  практики по ПМ 04 Обработка и оформление результатов анализа

Код ПК

Наименование ПК

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ  ПРАКТИКА

Виды работ, обеспечивающих формирование ПК

Объем часов

Форма отчетности

ПК 4.1.

-

ПК     4.4.

Снимать показания приборов.

Рассчитывать результаты измерений

Участвовать в мониторинге загрязнения окружающей среды

Оформлять первичную отчетную документацию по охране окружающей среды.

Производственная практика: «Работа со спектрометром»

6

- дневник по практике установленного образца;

 - аттестационный лист;

 - характеристику с предприятия (организации) с рекомендуемым разрядом;

 - отчет по практике с презентацией в Power Point

Производственная практика: «Работа с рефрактометром»

6

Производственная практика: «Электровесовой метод»

6

Производственная практика: «Исследование атмосферного воздуха на содержание метанола фотоколориметрическим методом»

6

Производственная практика: «Определение содержания SO2 в воздухе  на КФК – 2»

6

Производственная практика: «Определение содержания NO2 в воздухе  на КФК – 2»

6

Производственная практика: «Определение содержания молибдена в почве фотометрическим методом»

6

Производственная практика: «Определение содержания нефтепродуктов в питьевой воде люминесцентным методом»

6

Производственная практика: «Определение содержания нефтепродуктов почве люминесцентным методом»

6

Производственная практика: «Кондуктометрия»

6

Производственная практика: «Определение электрометрической ячейки»

6

Производственная практика: «Определение точки эквивалентности в кондуктометрическом титровании»

6

Производственная практика: «Определение рН  раствора»

6

Производственная практика: «Потенциометрия»

6

Производственная практика: «Сборка прибора для ручного потенциометрирования»

6

Производственная практика: «Потенциометрическое титрование на потенциометре»

6

Производственная практика: «Построение кривой потенциометрического титрования»

6

Производственная практика: «Определение массовой концентрации кремниевой кислоты и железа в паровом конденсате»

6

Производственная практика: «Ионообменная хроматография Подготовка колонок»

6

Производственная практика: «Анализ методом ионообменных хроматографий»

6

Производственная практика: «Распределительная хроматография»

6

Производственная практика: «Выполнение анализа методом распределительной хроматографии»

6

Производственная практика: «Бумажная хроматография»

6

Производственная практика: «Метод тонкослойной хроматографии»

6


2.3. Перечень практических квалификационных работ

Профессия   18.01.02 Лаборант-эколог

Квалификационный разряд  лаборант химического анализа (третий),  пробоотборщик (третий) разряд

1. Определение меди в растворе визуальным методом

2. Определение меди в растворе на КФК - 2

3. Определение рН  раствора  

4. Распределительная хроматография. Выполнение анализа методом распределительной  хроматографии

5. Определение массовой концентрации общего железа с роданидом

6. Ионообменная хроматография Подготовка колонок. Анализ методом ионообменных хроматографий

3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК

Реализация программы учебной / производственной практики предполагает наличие специального оборудованного помещения

Учебно-производственная лаборатория химии и физико-химического методов анализа

Оснащение:

- комплект учебно-методической документации;

- ученическая доска;

- проектор;

- экран;

- аквадистиллятор Д-4;

- муфельная печь;

- сушильный шкаф;

- вытяжной шкаф

- шкаф для химических реактивов;

- рабочие столы со специальным покрытием;

- мойки для мытья посуды;

- химическая посуда.

- титровальные установки

- шкаф для химической посуды

- мойки для мытья посуды;

- сушилка для химической посуды.

- колориметр фотоэлектрический концентрационный КФК-2

- рН-метр

- технические весы;

- разновесы.

- аналитические весы ВЛР-200

- разновесы;

2.. Средства обучения

- инструкционные, технологические карты по темам лабораторно-практических

работ;

- технические средства обучения – компьютер, проектор, экран проектора

  1. 4.ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. И. В. Августинович, С. Ю. Андрианова, Е. Г. Орешенкова, Э. А. Переверзева Технология аналитического контроля. Учебное пособие для учащихся учреждений начального профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 246 с.
  2. Аналитическая химия/ Под ред. А.А. Ищенко. – М.: Издательский центр «Академия», 2013 – 246 с.

Дополнительные источники

  1. Харитонов Ю.Я., Джабаров Д.Н., Григорьева В.Ю. Аналитическая химия. Количественный анализ. Физико-химические методы анализа: практикум: Харитонов учебное пособие. 2012. - 368 с.: ил.
  2. Ю.А., Григорьева В.Ю. Аналитическая химия. Практикум: учебное пособие. 2009. - 296 с.
  3. Харитонов Ю.Я, Григорьева В.Ю Примеры и задачи по аналитической химии. Гравиметрия, экстракция, неводное титрование, физико-химические методы анализа: учебное пособие.. 2009 - 304с.
  4. Гурвич Я.А. Химический анализ. – М.: Высшая школа, 2007 – 295 с.
  5. Дорохова Е.Н. Аналитическая химия. – М.: Высшая школа, 2001.
  6. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа. В 2 томах/ Под ред. А.А.Ищенко. – М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 352 с.
  7. Белянин Б.В., Эрих Н.В. Технический анализ нефтепродуктов и газов. – М.: Химия, 1975. – 338 с.
  8. Основы аналитической химии. В двух книгах. Под ред. Ю. А. Золотова.М.: Высшая школа, 1996. Кн. 1. Общие вопросы. Методы разделения. 384 с. Кн 2. Методы химического анализа. 462 с.
  9. Васильев В. П. Аналитическая химия. В двух частях. М.: Высшая школа.1989.  Часть 1.  Гравиметрический и титриметрический методы анализа.320 с. Часть 2. Физико-химические методы анализа. 384 с.
  10. Аналитическая химия: Учебник для сред. спец. учеб. заведении/С. К. Пискарева, К. М. Барашков, К. М. Ольшанова — 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Высш. шк., 1994.— 384 с.

Интернет-источники:

1.http://www.xenoid.ru

2.http://www.xumuk.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по алгебре и началам анализа (10 - 11 кл.), составленные на основе авторской программы Е. А. Семенко (2013-2014 учебный год)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по алгебре и началам анализа (10 - 11 кл.) составлены на основе Авторской программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Краснодарско...

Рабочая программа 5-6 класс, ИЗО, ФГОС, УУД, планируемые результаты,Неменсеий

Календарно-тематическое планирование по ИЗО в 5-6 классе, с УУД на каждый урок, тип урока, формы контроля, проекты....

Рабочая программа дополнительного образования "кружка"Художественная обработка древесины "5-6 класса

Рабочая программа внеурочной деетельности составлена из расчета 2 часа в неделю ,для учащихся 5-6 классов .Для 6класса второй год обучения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Художественная обработка древесины"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Художественная обработка древесины"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Художественная обработка древесины»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Художественная обработка древесины» разработана для учащихся  4-5 классов, срок реализации 1 год. Составлена на основе примерной  пр...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Художественная обработка древесины»

Актуальность программы заключается в следующем:·  программа позволяет раскрыть таланты обучающихся;·  в процессе освоения данной образовательной программы воспитанники получают...