Главные вкладки

    Конспект урока по химии 8 класса "Электролитическая диссоциация"
    план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

    Петухова Галина Александровна

    Основные понятия урока: ЭД, электролиты, не электролиты, катионы, анионы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_ed_8_klass.docx18.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Электролиты и неэлектролиты.  8 класс

    Цель: формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении среды водных растворов электролитов и методов ее качественного анализа.

    Задачи: сформировать представление обучающихся о типах среды водных растворов (кислая, нейтральна, щелочная); рассмотреть понятие «индикаторы» и основные виды индикаторов (лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый); изучить изменение окраски индикаторов в разных средах; выявить в ходе химического эксперимента наиболее оптимальный индикатор для определения кислой и щелочной среды раствора; проанализировать зависимость между средой раствора и значением водородного показателя;

    I этап – мотивационный. Одна из важнейших проблем – проблема чистоты воды. Как определить наличие невидимых частиц в растворе?

    II этап - Решение проблемы

    Цель нашего сегодняшнего исследования: изучить некоторые способы качественного анализа водных растворов (т.е. содержания в них разных частиц).

    Полемика: Какими способами можно воспользоваться?

    (Можно проводить химические реакции – качественные реакции, доказывающие наличие в растворе тех или иных частиц.)

    1. К какому классу относятся вещества с формулами: HCl, H2SO4, HNO3, H2S? (кислоты)
    2. Какие катионы образуются в растворе при диссоциации данного класса соединений? (катионы водорода)

    Записать на доске уравнение диссоциации азотной кислоты

    HNO3 → H+ + NO3-

    Подсказка: Название среды раствора в данном случае происходит от названия соответствующего класса соединений (кислая среда).

    1. Постройте следующую логическую цепочку для соединений, выраженных формулами: NaOH, Ca(OH) 2, KOH, Ba(OH)2. (основания)

    Уточните по классификации. (щелочи)

    Записать на доске уравнение полной диссоциации гидроксида бария

    Ba(OH)2 → Ba2+ + 2OH-

            Работа выполняется в группах по вариантам. Время выполнения работы – 3 минуты.

    Инструкции:

    Группа А:

    В три пробирки налейте по 2-3 мл раствора соляной кислоты. В каждую из них добавьте по 1 капле индикаторов (в пробирку № 1 – метиловый оранжевый, в пробирку № 2 - фенолфталеин, в пробирку № 3 – синий лакмус).

    Группа Б:

    В три пробирки налейте по 2-3 мл раствора гидроксида натрия. В каждую из них добавьте по 1 капле индикаторов (в пробирку № 1 – метиловый оранжевый, в пробирку № 2 - фенолфталеин, в пробирку № 3 – синий лакмус).

    Отметьте название индикатора, который наиболее удобно использовать для определения щелочной среды водного раствора!

    При рН > 7 среда раствора щелочная

    При рН = 7 среда раствора нейтральная

    При рН < 7 среда раствора кислая

    Для определения значения рН и более точного определения среды раствора существуют разные методы: кислотно-основное титрование, измерением электродвижущей силы (ЭДС), а можно с помощью универсальной индикаторной бумаги.

    Как Вы думаете, какие жидкости не рекомендуется употреблять людям с язвенной болезнью желудка? Почему?

    (Все слабо- и сильно кислые растворы (кофе, лимонный, яблочный, томатный сок, Кока-кола) могут вызвать обострение язвенной болезни из-за излишней кислотности).

    Что общего, на Ваш взгляд, между нашатырным спиртом, который хозяйки добавляют в воду для мытья стекол, и мылом, которым мы с Вами моем руки?

    (И раствор мыла, и нашатырный спирт имеют щелочную среду, которая способствует удалению грязи).                                                                                                                1.Электролиты - это вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток.

    2. К электролитам относятся щелочи, растворимые соли и кислоты.

    3. В водных растворах электролиты распадаются на ионы.

    4. Неэлектролиты - вещества, растворы которых не проводят электрический ток.

    5. К неэлектролитам относят простые вещества (металлы и неметаллы), оксиды, большинство органических веществ: углеводороды, спирты, альдегиды, углеводы, простые и сложные эфиры и др.

    6. Слабые кислоты: H2S, H2CO3, HF, H2SO3, H2SiO3, органические кислоты

     Закрепление.    

    1. К электролитам относится

    1) метанол

    2) железо

    3) хлорид железа (II)

    4) оксид железа (III)

     

    Ответ: электролитом является хлорид железа (II) - растворимая соль

    2. К электролитам относится

    1) фосфор

    2) сера

    3) глюкоза

    4) уксусная кислота

     

    Ответ: электролитом является уксусная кислота - т.к. это растворимая кислота.

    3. К слабым электролитам не относится

    1) соляная кислота

    2) сероводород

    3) угольная кислота

    4) уксусная кислота

     

    Ответ: соляная кислота не относится к слабым электролитам, это сильный электролит

    4. К сильным электролитам не относится

    1) бромоводород

    2) хлороводород

    3) сероводород

    4) серная кислота

     

    Ответ: сероводород - это слабый электролит, не относится к сильным электролитам

     5. Сильным электролитом является

    1) угольная кислота

    2) серная кислота

    3) сахароза

    4) метан

     

    Ответ: серная кислота - сильный электролит

     6. Не является электролитом

    1) поваренная соль

    2) щелочь

    3) азотная кислота

    4) спирт

     

    Ответ: спирт не является электролитом

     7. К электролитам относится

    1) C2H5OH

    2) C2H4

    3) Ca(OH)2

    4) CO

     

    Ответ:  Ca(OH)2 - малорастворимое основание, значит относится к электролитам 

    III. Рефлексия и  д\з


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок по химии "Электролитическая диссоциация"

    урок - расседование "След" тема: Электролитическая диссоциация.Виртуальная лаборатория...

    План-конспект урока по химии "Электролитическая диссоциация"

    Шульга Александр АлександровичМесто работы: МАОУ средняя общеобразовательная школа №5 г. КурганинскаДолжность: учитель химии и биологииПредмет: химияКласс: 8Тема и номер урока в теме: урок №6 в теме...

    Конспект урока по химии в 8 классе. Тема урока : «Приготовление растворов солей заданной концентрации»

    Конспект урока по химии в 8 классе.Тема урока : «Приготовление растворов  солей заданной концентрации»...

    конспект урока по теме "Электролитическая диссоциация"

    Работа содержит конспект урока по химии на тему "Электролитическая диссоциация"...

    План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»

    Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело»,               «вещество»,  «свойства веществ»; научить р...

    Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.

    Тема  урока: « Химические свойства воды.  Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок  изучения и закрепления новых знаний.  На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св...