Конспект урока по химии 8 класса "Электролитическая диссоциация"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Основные понятия урока: ЭД, электролиты, не электролиты, катионы, анионы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ed_8_klass.docx | 18.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Электролиты и неэлектролиты. 8 класс
Цель: формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении среды водных растворов электролитов и методов ее качественного анализа.
Задачи: сформировать представление обучающихся о типах среды водных растворов (кислая, нейтральна, щелочная); рассмотреть понятие «индикаторы» и основные виды индикаторов (лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый); изучить изменение окраски индикаторов в разных средах; выявить в ходе химического эксперимента наиболее оптимальный индикатор для определения кислой и щелочной среды раствора; проанализировать зависимость между средой раствора и значением водородного показателя;
I этап – мотивационный. Одна из важнейших проблем – проблема чистоты воды. Как определить наличие невидимых частиц в растворе?
II этап - Решение проблемы
Цель нашего сегодняшнего исследования: изучить некоторые способы качественного анализа водных растворов (т.е. содержания в них разных частиц).
Полемика: Какими способами можно воспользоваться?
(Можно проводить химические реакции – качественные реакции, доказывающие наличие в растворе тех или иных частиц.)
- К какому классу относятся вещества с формулами: HCl, H2SO4, HNO3, H2S? (кислоты)
- Какие катионы образуются в растворе при диссоциации данного класса соединений? (катионы водорода)
Записать на доске уравнение диссоциации азотной кислоты
HNO3 → H+ + NO3-
Подсказка: Название среды раствора в данном случае происходит от названия соответствующего класса соединений (кислая среда).
- Постройте следующую логическую цепочку для соединений, выраженных формулами: NaOH, Ca(OH) 2, KOH, Ba(OH)2. (основания)
Уточните по классификации. (щелочи)
Записать на доске уравнение полной диссоциации гидроксида бария
Ba(OH)2 → Ba2+ + 2OH-
Работа выполняется в группах по вариантам. Время выполнения работы – 3 минуты.
Инструкции:
Группа А:
В три пробирки налейте по 2-3 мл раствора соляной кислоты. В каждую из них добавьте по 1 капле индикаторов (в пробирку № 1 – метиловый оранжевый, в пробирку № 2 - фенолфталеин, в пробирку № 3 – синий лакмус).
Группа Б:
В три пробирки налейте по 2-3 мл раствора гидроксида натрия. В каждую из них добавьте по 1 капле индикаторов (в пробирку № 1 – метиловый оранжевый, в пробирку № 2 - фенолфталеин, в пробирку № 3 – синий лакмус).
Отметьте название индикатора, который наиболее удобно использовать для определения щелочной среды водного раствора!
При рН > 7 среда раствора щелочная
При рН = 7 среда раствора нейтральная
При рН < 7 среда раствора кислая
Для определения значения рН и более точного определения среды раствора существуют разные методы: кислотно-основное титрование, измерением электродвижущей силы (ЭДС), а можно с помощью универсальной индикаторной бумаги.
Как Вы думаете, какие жидкости не рекомендуется употреблять людям с язвенной болезнью желудка? Почему?
(Все слабо- и сильно кислые растворы (кофе, лимонный, яблочный, томатный сок, Кока-кола) могут вызвать обострение язвенной болезни из-за излишней кислотности).
Что общего, на Ваш взгляд, между нашатырным спиртом, который хозяйки добавляют в воду для мытья стекол, и мылом, которым мы с Вами моем руки?
(И раствор мыла, и нашатырный спирт имеют щелочную среду, которая способствует удалению грязи). 1.Электролиты - это вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток.
2. К электролитам относятся щелочи, растворимые соли и кислоты.
3. В водных растворах электролиты распадаются на ионы.
4. Неэлектролиты - вещества, растворы которых не проводят электрический ток.
5. К неэлектролитам относят простые вещества (металлы и неметаллы), оксиды, большинство органических веществ: углеводороды, спирты, альдегиды, углеводы, простые и сложные эфиры и др.
6. Слабые кислоты: H2S, H2CO3, HF, H2SO3, H2SiO3, органические кислоты
Закрепление.
1. К электролитам относится
1) метанол
2) железо
3) хлорид железа (II)
4) оксид железа (III)
Ответ: электролитом является хлорид железа (II) - растворимая соль
2. К электролитам относится
1) фосфор
2) сера
3) глюкоза
4) уксусная кислота
Ответ: электролитом является уксусная кислота - т.к. это растворимая кислота.
3. К слабым электролитам не относится
1) соляная кислота
2) сероводород
3) угольная кислота
4) уксусная кислота
Ответ: соляная кислота не относится к слабым электролитам, это сильный электролит
4. К сильным электролитам не относится
1) бромоводород
2) хлороводород
3) сероводород
4) серная кислота
Ответ: сероводород - это слабый электролит, не относится к сильным электролитам
5. Сильным электролитом является
1) угольная кислота
2) серная кислота
3) сахароза
4) метан
Ответ: серная кислота - сильный электролит
6. Не является электролитом
1) поваренная соль
2) щелочь
3) азотная кислота
4) спирт
Ответ: спирт не является электролитом
7. К электролитам относится
1) C2H5OH
2) C2H4
3) Ca(OH)2
4) CO
Ответ: Ca(OH)2 - малорастворимое основание, значит относится к электролитам
III. Рефлексия и д\з
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по химии "Электролитическая диссоциация"
урок - расседование "След" тема: Электролитическая диссоциация.Виртуальная лаборатория...
План-конспект урока по химии "Электролитическая диссоциация"
Шульга Александр АлександровичМесто работы: МАОУ средняя общеобразовательная школа №5 г. КурганинскаДолжность: учитель химии и биологииПредмет: химияКласс: 8Тема и номер урока в теме: урок №6 в теме...
конспект урока по теме "Электролитическая диссоциация"
Работа содержит конспект урока по химии на тему "Электролитическая диссоциация"...
План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»
Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело», «вещество», «свойства веществ»; научить р...
Конспект урока по химии в 9 классе "Эпос Джангар на уроке химии"
Девиз урока: «Все познается в сравнении»Цель урока:Установление межпредметной связи между калмыцкой литературой и химией.Активизация познавательной деятельности учащихся.Воспитание любви к...
Конспект урока по теме "Электролитическая диссоциация"
На уроке планируется организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию таких понятий как: кислоты – электролиты, щелочи -электролиты, соли-электролиты. От...