Мероприятие "Химия и Пасха"
занимательные факты по химии (8 класс) по теме

Румянцева Юлия Александровна

В данной работе представлен конспект мероприятия. Это внеклассное занятие проводилось накануне Великого праздника "Пасха".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_pasha_i_himiya.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Ведущий  Арина:

Открыты царские врата пред нами,
Святой огонь сияет от свечи…
Кругом опять расставили во храме
Цветные яйца, пасхи, куличи,
Еще темно, но солнышко играет,
Играет всеми красками небес.
И радостно друг другу повторяем:
«Христос Воскрес!»
«Воистину Воскрес!»

Учитель:

О каком событии идёт речь?

Ведущий Элина: Скоро наступит один из великих христианских праздников. Этот праздник на Руси называют по-разному: Пасха, Великий день, Светлый день, Христово воскресение. Когда-то он был едва ли не самым радостным и долгожданным праздником. Это был день весёлых игр, первых хороводов, качания на качелях. Нередко его называли Зелёные Святки.

Учитель: Сегодня мы с вами совершим путешествие во времени и вспомним, как наши предки готовились к этому радостному событию, приобщимся к некоторым пасхальным традициям. Хочется надеяться, что оно будет интересным, познавательным.

Ведущий Арина: Пасхе предшествовал Великий пост, когда у верующих из рациона питания исключались продукты определённого вида. Преобладал постный стол.

Полноценный рацион питания человека должен содержать белки, жиры, углеводы, витамины. Многие из этих веществ имеют животное происхождение (мясо, сало, яйца, молоко). Во время предшествующего Пасхе Великого поста из рациона питания верующих исключались вещества животного происхождения и заменялись на растительные компоненты. Например, источником белка были бобовые (горох, чечевица, соя), зерновые культуры (гречиха), грибы, орехи. Сливочное масло заменялось на постное - растительное (подсолнечное, кукурузное, льняное). Много использовалось овощей, заготовленных с осени, сушеных и моченых фруктов, меда. Как говорили наши предки, «во время поста и пища проста».

 Учитель: «Как восполнялся недостаток витаминов во время поста?»

Задание для работы в группах: пользуясь предоставленным материалом, выбрать нужные картинки с продуктами

1 группа - витамины А, Д, Е (А – морковь, крапива, капуста, Д - петрушка, картофель, Е – орехи, курага, петрушка, капуста)

2 группа - витамины группы В (горох, пшеница, свекла, овсяная крупа, гречневая крупа, крапива, капуста)

3 группа РР, фолиевая кислоты, витамин С (РР – фасоль, грибы, свекла, Фолиевая к-та – орехи, грибы, петрушка, С – болгарский перец, крапива, капуста)

Ведущий Элина:

Завершает Великий пост Страстная неделя, когда люди особенно усердно молятся. В понедельник в доме мыли окна и выбрасывали старые, ненужные вещи. Во вторник закупали продукты для Пасхи, делали различные лечебные настои. Среда – это день стирки и уборки. Четверг в народных традициях называют чистым, завершали уборку в доме. В четверг утром пекли куличи, днём красили яйца, вечером делали пасху. Молодые девушки стригли кончики волос, чтобы они лучше росли. Страстная пятница – день особого покаяния и строгого поста.  В Великую пятницу в храмах из алтаря выносят плащеницу. А самый тихий день – Страстная суббота. День, когда Спаситель был в гробу. В субботу освещают куличи, яйца и пасхи. Великая суббота сменяется Светлым Христовым Воскресением. В пасхальную ночь в церкви служится пасхальная заутреня. Ровно в полночь провозглашается: «Христос воскрес!» и все откликаются: «Воистину воскрес!» 

Ведущий Арина:

В рассветной дымке таяла долина, 
Над облаками золотился крест.
Пришла к царю Мария Магдалина,
Весть принесла: «Иисус Христос воскрес!»
– Нет, женщина, тебе я не поверю!
Фантазии и вымыслу есть мера, –
Мысль оживила властное лицо.
– Как не поверю я, что белое яйцо,
Тобою принесённое мне в дар,
Вдруг станет красным,
Вспыхнет, как пожар!
Царь замолчал, но с этими словами
Свеченье разлилось над головами,
Стеснилось и замедлилось дыханье,
Казалось, где-то музыка звучит.
Яйца коснулись тёплые лучи,
Оно зажглось в лучах, затрепетало
И, словно Кровь Христова, алым стало! 

Ведущий Элина:

Существуют различные способы украшения пасхальных яиц: покраска, оплетение бисером, роспись красками. Практически во всех рецептах крашения яиц используется уксусная кислота или уксус, является закрепителем цвета красителя и натуральным консервантом.

Кроме окраски яиц существовала традиция росписи яиц, причем каждый рисунок имел свое значение. Для росписи яиц мы использовали восковые мелки на основе пчелиного воска и пищевых красителей.

Учитель: Задание в группах: используя трафарет яйца, цветные карандаши, создать эскиз росписи пасхального яйца.

Значения символов, используемых при росписи пасхальных яиц:

• Сосна - символ здоровья.
• Черный цвет - цвет скорби. На черную основу обязательно наносили яркий рисунок. Ребенку делали писанку на вишневом фоне, а не на черном.
• Голубь - символ души.
• Сеточка - символ судьбы.
• Белый цвет - начало всех начал: судьба, которая строится на небе.
• Желтая сеточка - символ солнца и судьбы, которая строится здесь.
• Дубок - символ силы.
• Точечки - символ плодородия.
• Сливы - символ любви.
• Хмель - символ плодородия.
• Любая ягодка - символ плодородия; матери.
• Цветочки - символ девичества.

Ученик проводит мастер-класс по крашению яиц.

Ведущий Арина: После Пасхи отходы застолий не выбрасывались, а использовались. Так, яичная скорлупа измельчалась и давалась курам как источник кальция. Также ее использовали, если в огороде была кислая почва. При этом кислота почвы нейтрализовалась.

Ученик демонстрирует опыт: взаимодействие измельченной яичной скорлупы с соляной кислотой и записывает уравнение реакции:

CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2

Зола, карбонат калия K2CO3, использовалась для чистки посуды, т.к. имеет щелочную среду.

Кроме того, зола используется в качестве калийного удобрения.

Обучающийся демонстрирует опыт: определение реакции среды раствора карбоната калия с помощью индикатора - фенолфталеин становится малиновым, что свидетельствует о щелочной реакции раствора.

Учитель:

Решить задачу: какая масса калия попадает в цветочный горшок, если использовать для обработки 5 граммов золы (считать, что зола не содержит примесей)?

M(K2CO3) = 138; w(K) = 78/138 *100% = 56,5%; m(K) = 5г * 56,5% : 100% = 2,8 г.

Ведущий Элина: Остатки свечей собирали, измельчали и переплавляли, изготовляя новые свечи. Свечные огарки использовали для натирки обуви и очистки скатертей (на пятно выливали расплавленный воск и удаляли после застывания).

Учитель:

В завершение путешествия вам в группах предстоит составить синквейн. Лучший вариант мы запишем на доске. Напоминаю правила написания синквейна. Синквейн - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка - фраза, несущая определенный смысл, показывающая отношение к данной теме (чувства) .

5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Учитель: Посмотрим способы получения химического пасхального огня.

1 способ (Перманганат калия + глицерин в фарфоровой чашке)

2 способ (Перманганат калия + конц. Серная кислота + ватка со спиртом)

3 способ (бертолетова соль + сахар – вместе измельчить в ступке + конц. Серная кислота)

Учитель: Конкурс креативных пасхальных яиц от группы класса (3 группы), выкрашенное нестандартными красителями, расписанное и имеющее какую-то символику.

Обучающиеся, выполнявшие опережающие задания, демонстрируют пасхальные яйца и рассказывают о процессе их приготовления.

  1. Окраска яиц. Яйца предварительно варят и опускают в краситель:

Розовые - отвар свеклы (свеклу измельчить, прокипятить с добавлением уксуса, процедить, остудить и опустить яйца).

Оранжевые - отвар шафрана.

Желтые – луковая шелуха

Голубые - каркаде (листья заварить, яйца держать в заварке недолго).

Синие - опустить в отвар синей капусты с уксусом.

Синквейн:

  • Узнавать, рассуждать, слушал - о традициях празднования Пасхи, истории праздника, происхождении названия; о смысле Великого поста; об использовании отходов Пасхального торжества;
  • Думать, рисовать, красить - о выполнении заданий в группах: выбор постного меню, содержащего необходимые для организма витамины; раскрашивание трафарета пасхального яйца в соответствии с символами православия;
  • Рассказывал - о выступлении ученика перед аудиторией класса с подготовленным сообщением о традициях пасхальных забав и развлечений; об использовании натуральных красителей для окраски яиц; о способах украшения яиц и пасхального стола;
  • Глаголы, описывающие действия, связанные с подготовкой и празднованием Пасхи: веселиться, меняться, играть, поститься, праздновать, прятать, развлекаться.

Урок, насыщенный деятельностью, сменой ее видов (индивидуальная - подготовка опережающего сообщения и выступление с ним, составление синквейна, ответы на вопросы учителей, решение химической расчетной задачи; групповая - выполнение заданий по анализу наличия витаминов в продуктах питания, раскрашивание яиц различными способами) охарактеризован учащимися с помощью прилагательных:

  • Красивая, разукрашенная, страстная, праздничная, благородная - конечно, это характеристики Пасхи (надеемся на основании информации, полученной на уроке);
  • Увлекательный, интересный, познавательный, развлекательный, веселый, яркий - использование мужского рода позволяет нам сделать вывод, что все это сказано про урок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Празднование пасхи на Руси.

Эта презентация о старинном и самом  любимом празднике - Пасхе.История возникновения и празднование, атрибуты праздника и др....

Урок "Пасха - светлое Христово Воскресение"

Внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов Оно способствует формированию знаний уч-ся об истории возникновения христианского праздника – Пасхи, о традициях празднования его на Руси, о...

План-конспект открытого урока в 6 классе по теме:"Пасха в англоязычных странах"

Урок-викторина по теме:"Пасха в англоязычных странах". Задания по теме...

Литературно-музыкальная композиция «Пасха Христова! Пасха Великая!»

Литературно-музыкальная композиция посвящена празднику Светлого Христова Воскресенья...

Урок технологии в 6 классе по теме «Традиции и обычаи празднования Пасхи. Изготовление сувенира для Пасхи.

Урок комбинированный- представляет собой как бы соединение элементов практического и теоретического занятия. В практике обучения технологии очень часто возникает задача дать учащимся некоторый о...

"ПАСХА, ПАСХА К НАМ ПРИШЛА!"

Сценарий проведения развлечения, посвященного встрече весны и Пасхи...

Технологическая модель интерактивного открытого урока по немецкому языку в 3 классе "Семья Мюллер празднует Пасху" (Пасха в Германии)

Открытый урок разработан в соответствии с ФГОС с использованием технологии учебно- группового сотрудничества. Данный материал содержит паспорт урока и технологическую модель интерактивного урока по не...