Рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
При составлении Рабочей программы по химии была использована примерная программа и авторская программа по химии Рудзитиса Г. Е.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_haritonova_l.m._himiya_8_klassy.doc | 186.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Иркутская область
ШЕЛЕХОВСКИЙ РАЙОН
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Шелеховского района «Средняя общеобразовательная школа № 2»
( МБОУШР «СОШ № 2»)
«Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ ШР «СОШ № 2» Киреева А.В. / / ФИО « » 2018 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ ШР «СОШ № 2» Кириндясова А.И./ ____ ФИО Приказ № -ш от « » 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Харитоновой Ларисы Магомедовны
Учителя химии, высшей квалификационной категории
по химии (базовый уровень) 8а классы
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол №
от « » 2018г.
2018 - 2019 учебный год
Рабочая программа по предмету «Химия» для обучающихся 8 классов разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ; соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897); приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего» от 30.08. 2013г. №1015; Устава; требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО МКОУ ШР «СОШ №2», утверждённой приказом №123-ш от 27.02.2015 г.); Положения о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, осуществляющего реализацию ФГОС НОО, ФГОС ООО (приказ №309-ш от 16.05.16г.); с учетом программ, включенных в ее структуру, учебного плана школы на 2018-19 учебный год, Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в 2018-19 учебном году.
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных организаций авторов Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана «Химия. 8 класс» и «Химия. 9 класс».
Рабочая программа освещает содержание обучения химии в 8 и 9 классах общеобразовательных организаций. Программа рассчитана на 134 часа.
Содержание учебного предмета на 2 года:
1.Планируемые результаты.
Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений).
Выпускник научится:
- описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
- характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
- раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии;
- изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
- вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединении;
- сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
- классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли – по составу;
- описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ – кислорода и водорода;
- давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
- пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
- проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений;соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- различать экспериментально кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
Выпускник получит возможность научиться:
- грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
- осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
- понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
- использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
- развивать коммуникативную компетентность, использовать средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
- объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов д. И. Менделеева. Строение вещества.
Выпускник научится:
- классифицировать химические элементы на металлы и неметаллы. Элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы 9газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;
- раскрыть смысл периодического закона Д. И. Менделеева;
- описывать и характеризовать табличную форму периодической таблицы химических элементов;
- характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
- различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;
- изображать электронные формулы веществ. Образованных химическими связями разного вида;
- выявлять зависимость свойств веществ от строения его кристаллической решётки (ионной, атомной, молекулярной, металлической);
- характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;
- описывать основные предпосылки открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов и многогранную научную деятельность ученого;
- характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;
- осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать значение теоретических знаний для пратической деятельности человека;
- описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
- применять знания о закономерностях периодической системы химических элемента для объяснения и предвидения свойств отдельных веществ;
- развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
Многообразие химических реакций
Выпускник научится:
- объяснять суть химических процессов;
- называть признаки и условия протекания химических реакций;
- устанавливать принадлежность химической реакции к определенному типу по одному из классификационных признаков: 1)по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции 9реакции соединения, разложения. Замещения и обмена; 2) по выделению и поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (окислительно-восстановительные реакции) 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
- называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
- называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;
- составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;
- прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;
- составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
- выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
- готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
- определять характер среды волных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
- проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.
Выпускник получит возможность научиться:
- составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
- приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
- прогнозировать результаты воздействия различных факторов на скорость химической реакции;
- прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
Многообразие веществ
Выпускник научится:
- определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
- составлять формулы веществ по их названиям;
- определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
- составлять формулы неорганических соединений по валентностым и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанных в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
- объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;
- называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, основных, амфотерных;
- называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ (кислот, оснований и солей;
- приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
- определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;
- составлять электронный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;
- проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;
- проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций.
Выпускник получит возможность научиться:
- прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
- прогнозировать способность вещества проявлять окислительные и восстановительные свойства или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
- выявлять существование генетической связи между веществами в ряду: простое вещество-оксид-кислота/гидроксид-соль;
- характеризовать особые свойства концентрированных азотной и серной кислот;
- приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения аммиака, серной кислоты, чугуна и стали;
- описывать химические и физические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе;
- организовывать и осуществлять проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.
8 класс – на 2 года, 9 класс – на 1 год.
Содержание учебного предмета на 2 года:
Содержание учебного курса химии 8 класс
№ | Раздел | Количество часов | Контроль | Практические занятия | проекты | ||||
К/р | Мониторинг | C/р | Практикумы | Лаб. раб | Экскурсии |
| |||
IX / II / V | Провер. раб | ||||||||
1. | Основные понятия химии(уровень атомно-молекулярных представлений). | 52 | 3 | 2 | 12 | 6 | 5 |
|
|
2. | Периодический закон и периодическая система химических элементов д. И. Менделеева. Строение атома. | 7 | - | - | 2 | - | 5 |
|
|
3. | Строение вещества. Химическая связь. | 11 | 1 | 1 | 1 | - | 8 | 1 | 3 |
| Итого: | 70 | 4 | 3 | 15 | 6 | 18 | 1 | 3 |
Содержание учебного курса химии 9 классы
№ | Раздел /Тема | Количество часов | Контроль | Практические занятия | Проекты | ||||
К/р | Мониторинг IX/II/ V | С\р Провер.раб. | Практикумы | Лаб. раб | Тест | Проект | |||
I. | Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса | 7 | 1 | 3 | 2 | ||||
II | Раздел № 1. Стехиометрия. Количественные отношения в химии | 5 | 2 | 7 | 1 | ||||
III. | Раздел № 2. Химическая реакция | 9 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | ||
IV. | Раздел № 3. Металлы | 13 | 1 | 1 | 4 | 1 | 4 | 2 | 1 |
V | Раздел № 4. Неметаллы | 21 | 1 | 5 | 3 | 3 | |||
VI | Раздел № 5. Органические соединения | 8 | 1 | 2 | 1 | 1 | |||
VII | Раздел № 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы | 6 | 1 | 2 | 1 | 2 | |||
Итого: | 70 | 3 | 3 | 20 | 5 | 16 | 11 | 2 |
3. Тематическое планирование для 8 класса на 2018-2019 учебный год
(2 ч в неделю, всего 70 часов, из них 2 ч – резервное время)
№ | Тема урока | Количество часов | Примечание |
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений). (52 ч) | |||
1 | Предмет химии. Вещества и их свойства. Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. | 1 | |
2 | Методы познания в химии. | 1 | |
3 | Практическая работа № 1. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени. Демонстрации. Ознакомление с лабораторным оборудованием; приёмы безопасной работы с ним. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистиллция. | 1 | |
4 | Чистые вещества и смеси. Лабораторные опыты. Разделение смеси с помощью магнита. | 1 | |
5 | Практическая работа № 2. Очистка загрязнённой поваренной соли. | 1 | |
6 | Физические и химические явления. Химические реакции. Лабораторные опыты. Примеры физических и химических явлений. | 1 | |
7 | Атомы, молекулы и ионы. | 1 | |
8 | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. | 1 | |
9 | Простые и сложные вещества. Химические элементы. Металлы и неметаллы. Лабораторные опыты. Примеры простых (металлов и неметаллов) и сложных веществ в разных агрегатных состояниях, минералов и горных пород. Шаростержневые модели молекул метана, аммиака, воды, хлороводорода, оксида углерода (IV). Разложение основного карбоната меди (II). Реакция замещения меди железом. | 1 | |
10 | Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса. | 1 | |
11 | Закон постоянства состава веществ. | ||
12 | Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. | ||
13 | Массовая доля химического элемента в соединении. Расчетные задачи. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. | 1 | |
14 | Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. | ||
15 | Составление химических формул бинарных соединений по валентности. | ||
16 | Атомно-молекулярное учение. | ||
17 | Закон сохранения массы вещества. Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы вещества. | ||
18 | Химические уравнения. | 1 | |
19 | Типы химческих реакций. | ||
20 | Контрольная работа № 1 по теме «Первоначальные химические понятия» | 1 | |
21 | Решение расчетных задач на установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. | 1 | |
22 | Кислород, его общая характеристика. Получение кислорода. Физические свойства кислорода. Лабораторные опыты. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воды и методом вытеснения воздуха. Физические и химические свойства кислорода. Условия возникновения и прекращения горения. Получение озона. Определение состава воздуха. | 1 | |
23 | Химические свойства и применение кислорода. Оксиды. Круговорот кислорода в природе. Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов. | 1 | |
24 | Практическая работа № 3. Получение и свойство кислорода. | 1 | |
25 | Озон. Аллотропия кислорода. | ||
26 | Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. | 1 | |
27 | Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства. Меры безопасности при работе с водородом. | 1 | |
28 | Химические свойства водорода и его применение. Лабораторные опыты. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II). | 1 | |
29 | Практическая работа № 4. Получение водорода и использование его свойств. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода на воздухе и в кислороде, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды. | 1 | |
30 | Вода. Методы определения состава – анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды. Применение воды. | 1 | |
31 | Физические и химические свойства воды. Применение воды. Лабораторные опыты. Взаимодействие воды с натрием, кальцием, магнием, оксидом кальция, оксидом углерода(IV), оксидом фосфора(V) и испытание полученных растворов индикатором. | ||
32 | Вода – растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде. Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации. | 1 | |
33 | Массовая доля растворенного вещества. | 1 | |
34 | Практическая работа № 5.Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворённого вещества. | 1 | |
35 | Повторение и изучения по темам «Кислород», «Водород», «Вода», «Растворы». | 1 | |
36 | Контрольная работа № 2 по темам «Кислород», «Водород», «Вода», «Растворы». | 1 | |
37 | Моль – единица количества вещества. Молярная масса. Лабораторные опыты. Химические соединения количеством вещества 1 моль. | 1 | |
38 | Вычисления по химическим уравнениям с использованием понятий «масса», «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём». | 1 | |
39 | Закон Авогадро. Молярный объём газов. | 1 | |
40 | Относительная плотность газов. | 1 | |
41 | Объёмные отношения газов при химических реакциях. | 1 | |
42 | Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение. Лабораторные опыты. Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора, серы с водой. Взаимодействие натрия и калия с водой. Физические свойства галогенов. Взаимодействие алюминия с хлором, бромом и иодом. | 1 | |
43 | Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение. | 1 | |
44 | Химические свойства оснований. Окраска индикаторов в щелочной и нейтральной средах. Реакция нейтрализации. Применение оснований. | 1 | |
45 | Амфотерные оксиды и гидроксиды. | 1 | |
46 | Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Получение кислот. | 1 | |
47 | Химические свойства кислот. Лабораторные опыты. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии катализатора. | 1 | |
48 | Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения. | 1 | |
49 | Свойства солей. | 1 | |
50 | Генетическая связь между основными классами соединений. | 1 | |
51 | Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач по теме: «Важнейшие классы неорганических соединений». | 1 | |
52 | Контрольная работа № 3 по теме: «Основные классы неорганических соединений». | ||
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов д. И. Менделеева. Строение атома. (7 ч) | |||
53 | Классификация химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. | 2 | |
54 | Периодический закон Д. И. Менделеева. | 1 | |
55 | Периодическая таблица химических элементов(короткая форма):А- и Б- группы, периоды. | 1 | |
56 | Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент – вид атома с одинаковым зарядом ядра. | 1 | |
57 | Расположение электронов по энергетическим уровням. Современная формулировка периодического закона. | 1 | |
58 | Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева. | 1 | |
59 | Повторение и обобщение по теме «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева. Строение атома. | 1 | |
Раздел 3. Строение вещества. Химическая связь. (11 ч) | |||
60 | Электроотрицательность химических элементов. | 1 | |
61 | Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентная связь. | 1 | |
62 | Ионная связь. Металлическая связь. Лабораторные опыты. Модели кристаллических решеток разного типа. | ||
63 | Валентность и степень окисления. Правило определения степеней окисления элементов. | 1 | |
64 | Окислительно-восстановительные реакции. | 1 | |
65 | Окислительно-восстановительные реакции. | 1 | |
66 | Повторение и обобщение по теме «Строение вещества. Химическая связь». | 1 | |
67 | Контрольная работа № 4 по темам «Периодический закон Д. И. Менделеева», «Строение атома», «Строение вещества». | 1 | |
68 | Решение задач по теме «Нахождение массовой доли элемента в веществе» | 1 | |
69 | Решение задач по теме «Нахождение массовой доли вещества в растворе» | 1 | |
70 | Решение задач с использованием уравнений химических реакций. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....