Рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Харитонова Лариса Магомедовна

При составлении Рабочей программы по химии была использована примерная программа и авторская программа по химии Рудзитиса Г. Е.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_haritonova_l.m._himiya_8_klassy.doc186.5 КБ

Предварительный просмотр:


Российская Федерация

Иркутская область

ШЕЛЕХОВСКИЙ РАЙОН

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шелеховского района «Средняя общеобразовательная школа № 2»

( МБОУШР «СОШ № 2»)

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

МБОУ ШР «СОШ № 2»

Киреева А.В. /                      /

               ФИО

«   »             2018 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ ШР «СОШ № 2»

Кириндясова А.И./ ____                                          

ФИО

Приказ №     -ш        

от   «    »               2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Харитоновой Ларисы Магомедовны

Учителя химии, высшей квалификационной категории

по  химии (базовый уровень) 8а  классы

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол №             

от  «    »      2018г.

2018 - 2019 учебный год

        Рабочая  программа по предмету «Химия» для обучающихся  8 классов разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;  соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897); приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего» от 30.08. 2013г. №1015;  Устава;  требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО МКОУ ШР «СОШ №2», утверждённой приказом №123-ш от  27.02.2015 г.);  Положения о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, осуществляющего реализацию ФГОС НОО, ФГОС ООО (приказ №309-ш от 16.05.16г.); с учетом программ, включенных в ее структуру, учебного плана школы на 2018-19 учебный год, Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в 2018-19 учебном году.

        Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных организаций авторов Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана «Химия. 8 класс» и «Химия. 9 класс».

        Рабочая программа освещает содержание обучения химии в 8 и 9 классах общеобразовательных организаций. Программа рассчитана на 134 часа.

Содержание учебного предмета на 2 года:

1.Планируемые результаты.

Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений).

Выпускник научится:

  • описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
  • раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии;
  • изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединении;
  • сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
  • классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли – по составу;
  • описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ – кислорода и водорода;
  • давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
  • пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
  • проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений;соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • различать экспериментально кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
  • осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
  • понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
  • использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
  • развивать коммуникативную компетентность, использовать средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов д. И. Менделеева.  Строение вещества.

Выпускник научится:

  • классифицировать химические элементы на металлы и неметаллы. Элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы 9газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;
  • раскрыть смысл периодического закона Д. И. Менделеева;
  • описывать и характеризовать табличную форму периодической таблицы химических элементов;
  • характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
  • различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;
  • изображать электронные формулы веществ. Образованных химическими связями разного вида;
  • выявлять зависимость свойств веществ от строения его кристаллической решётки (ионной, атомной, молекулярной, металлической);
  • характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;
  • описывать основные предпосылки открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов и многогранную научную деятельность ученого;
  • характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;
  • осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать значение теоретических знаний для пратической деятельности человека;
  • описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
  • применять знания о закономерностях периодической системы химических элемента для объяснения и предвидения свойств отдельных веществ;
  • развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

Многообразие химических реакций

Выпускник научится:

  • объяснять суть химических процессов;
  • называть признаки и условия протекания химических реакций;
  • устанавливать принадлежность химической реакции к определенному типу по одному из классификационных признаков: 1)по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции 9реакции соединения, разложения. Замещения и обмена; 2) по выделению и поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (окислительно-восстановительные реакции) 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
  • называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
  • называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;
  • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;
  • прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;
  • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
  • выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
  • готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
  • определять характер среды волных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
  • проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
  • приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
  • прогнозировать результаты воздействия различных факторов на скорость химической реакции;
  • прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.

Многообразие веществ        

Выпускник научится:

  • определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
  • составлять формулы веществ по их названиям;
  • определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
  • составлять формулы неорганических соединений по валентностым и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанных в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
  • объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;
  • называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, основных, амфотерных;
  • называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ (кислот, оснований и солей;
  • приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
  • определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;
  • составлять электронный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;
  • проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций.

Выпускник получит возможность научиться:

  • прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
  • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные и восстановительные свойства или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
  • выявлять существование генетической связи между веществами в ряду: простое вещество-оксид-кислота/гидроксид-соль;
  • характеризовать особые свойства концентрированных азотной и серной кислот;
  • приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения аммиака, серной кислоты, чугуна и стали;
  • описывать химические и физические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе;
  • организовывать и осуществлять проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.

8  класс – на 2 года, 9 класс – на 1 год.

Содержание учебного предмета на 2 года:

Содержание  учебного курса химии 8 класс

Раздел

Количество часов

Контроль

Практические занятия

проекты

К/р

Мониторинг

C/р

Практикумы

Лаб. раб

Экскурсии

 

IX / II / V

Провер. раб

1.                          

Основные понятия химии(уровень атомно-молекулярных представлений).

52

3

 2

12

5

 

 

2.                          

Периодический закон и периодическая система химических элементов д. И. Менделеева. Строение атома.

7

-

-

2

-

5

 

 

3.                          

Строение вещества. Химическая связь.

11

1

1

1

-

8

3

 

Итого:

70

4

3

15

6

18

1

3

Содержание  учебного курса химии  9  классы

Раздел

/Тема

Количество

часов

Контроль

Практические

 занятия

Проекты

К/р

Мониторинг

IX/II/ V

С\р

Провер.раб.

Практикумы

Лаб. раб

Тест

Проект

I.

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

7

1

3

2

II

Раздел № 1. Стехиометрия. Количественные отношения в химии

5

2

7

1

III.

Раздел № 2. Химическая реакция 

9

2

1

1

2

1

IV.

Раздел № 3. Металлы

13

1

1

4

1

4

2

1

V

 Раздел № 4. Неметаллы

21

1

5

3

3

VI

 Раздел № 5. Органические соединения

8

1

2

1

1

VII

 Раздел № 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы

6

1

2

1

2

Итого:

70

3

3

20

5

16

11

2

3. Тематическое планирование для 8 класса на 2018-2019 учебный год

(2 ч в неделю, всего 70 часов, из них 2 ч – резервное время)

Тема урока

Количество часов

Примечание

Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений). (52 ч)

1

Предмет химии.  Вещества и их свойства.

Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.

1

2

Методы познания в химии.

1

3

Практическая работа № 1. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

Демонстрации. Ознакомление с лабораторным оборудованием; приёмы безопасной работы с ним. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистиллция.

1

4

Чистые вещества и смеси.

Лабораторные опыты. Разделение смеси с помощью магнита.

1

5

Практическая работа № 2. Очистка загрязнённой поваренной соли.

1

6

Физические и химические явления. Химические реакции.

Лабораторные опыты. Примеры физических и химических явлений.

1

7

Атомы, молекулы и ионы.

1

8

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки.

1

9

Простые и сложные вещества. Химические элементы. Металлы и неметаллы.

Лабораторные опыты. Примеры простых (металлов и неметаллов) и сложных веществ в разных агрегатных состояниях, минералов и горных пород.

Шаростержневые модели молекул метана, аммиака, воды, хлороводорода, оксида углерода (IV).

Разложение основного карбоната меди (II). Реакция замещения меди железом.

1

10

Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса.

1

11

Закон постоянства состава веществ.

12

Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества.

Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

13

Массовая доля химического элемента в соединении.

Расчетные задачи. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

1

14

Валентность химических элементов.  Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений.

15

Составление химических формул бинарных соединений по валентности.

16

Атомно-молекулярное учение.

17

Закон сохранения массы вещества.

Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы вещества.

18

Химические уравнения.

1

19

Типы химческих реакций.

20

Контрольная работа № 1 по теме «Первоначальные химические понятия»

1

21

Решение расчетных задач на установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

1

22

Кислород, его общая характеристика. Получение кислорода. Физические свойства кислорода.

Лабораторные опыты. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воды и методом вытеснения воздуха. Физические и химические свойства кислорода. Условия возникновения и прекращения горения. Получение озона. Определение состава воздуха.

1

23

Химические свойства и применение кислорода. Оксиды. Круговорот кислорода в природе.

Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов.

1

24

Практическая работа № 3. Получение и свойство кислорода.

1

25

Озон. Аллотропия кислорода.

26

Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

1

27

Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства. Меры безопасности при работе с водородом.

1

28

Химические свойства водорода и его применение.

Лабораторные опыты. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).

1

29

Практическая работа № 4. Получение водорода и использование его свойств. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода на воздухе и в кислороде, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

1

30

Вода. Методы определения состава – анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды. Применение воды.

1

31

Физические и химические свойства воды. Применение воды.

Лабораторные опыты. Взаимодействие воды с натрием, кальцием, магнием, оксидом кальция, оксидом углерода(IV), оксидом фосфора(V) и испытание полученных растворов индикатором.

32

Вода – растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде.

Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации.

1

33

Массовая доля растворенного вещества.

1

34

Практическая работа № 5.Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворённого вещества.

1

35

Повторение и изучения по темам «Кислород», «Водород», «Вода», «Растворы».

1

36

Контрольная работа № 2 по темам  «Кислород», «Водород», «Вода», «Растворы».

1

37

Моль – единица количества вещества. Молярная масса.

Лабораторные опыты. Химические соединения количеством вещества 1 моль.

1

38

Вычисления по химическим уравнениям с использованием понятий «масса», «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём».

1

39

Закон Авогадро. Молярный объём газов.

1

40

Относительная плотность газов.

1

41

Объёмные отношения газов при химических реакциях.

1

42

Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение.

Лабораторные опыты. Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора, серы с водой. Взаимодействие натрия и калия с водой. Физические свойства галогенов. Взаимодействие алюминия с хлором, бромом и иодом.

1

43

Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение.

1

44

Химические свойства оснований. Окраска индикаторов в щелочной и нейтральной средах. Реакция нейтрализации. Применение оснований.

1

45

Амфотерные оксиды и гидроксиды.

1

46

Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Получение кислот.

1

47

Химические свойства кислот.

Лабораторные опыты. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии катализатора.

1

48

Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения.

1

49

Свойства солей.

1

50

Генетическая связь между основными классами соединений.

1

51

Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач по теме: «Важнейшие классы неорганических соединений».

1

52

Контрольная работа № 3 по теме: «Основные классы неорганических соединений».

Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов д. И. Менделеева. Строение атома. (7 ч)

53

Классификация химических элементов. Понятие о группах сходных элементов.

2

54

Периодический закон Д. И. Менделеева.

1

55

Периодическая таблица химических элементов(короткая форма):А- и Б- группы, периоды.

1

56

Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент – вид атома с одинаковым зарядом ядра.

1

57

Расположение электронов по энергетическим уровням. Современная формулировка периодического закона.

1

58

Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева.

1

59

Повторение и обобщение по теме «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева. Строение атома.

1

Раздел 3. Строение вещества. Химическая связь. (11 ч)

60

Электроотрицательность химических элементов.

1

61

Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентная связь.

1

62

Ионная связь. Металлическая связь.

Лабораторные опыты. Модели кристаллических решеток разного типа.

63

Валентность и степень окисления. Правило определения степеней окисления элементов.

1

64

Окислительно-восстановительные реакции.

1

65

Окислительно-восстановительные реакции.

1

66

Повторение и обобщение по теме «Строение вещества. Химическая связь».

1

67

Контрольная работа № 4  по темам «Периодический закон Д. И. Менделеева», «Строение атома», «Строение вещества».

1

68

Решение задач по теме «Нахождение массовой доли элемента в веществе»

1

69

Решение задач по теме «Нахождение массовой доли вещества в растворе»

1

70

Решение задач с использованием уравнений химических реакций.

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....