Сценарий внеурочного мероприятия "Химик изучает рекламу"
учебно-методический материал по химии (10 класс)

Трегуб Алеся Васильевна

Воспитательное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tregubav.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Трегуб Алеся Васильевна, учитель химии МБОУ СОШ №2  г. Вилючинска       Камчатского края.

Название мероприятия: научно-практическая конференция «Химик изучает рекламу».

Направление: химия.

Участники: учащиеся 11-го класса, возраст 16-17 лет.

Цель: создание педагогических условий для творческой самореализации учащихся в активной предметной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  1. расширение кругозора учащихся;
  2. связать информацию, содержащуюся в рекламных текстах, с содержанием школьного курса химии;
  3. в рамках изучения этого предмета научить ребят критично воспринимать рекламу;
  4. выяснять, не противоречит ли её содержание законам, теориям и фактам, которые они изучают на уроках химии: нет ли в текстах явных ошибок, неправильно написанных формул, неверно объясняемых с точки зрения химических процессов.

Развивающие:

  1. активизация мыслительной деятельности;
  2. формирование познавательного интереса к предмету химии;
  3. развитие социально значимых компетенций учащихся (сотрудничество, толерантность, коммуникативность, умение рассуждать логически и формулировать свои мысли вслух, совместными усилиями находить верное решение).

Воспитательные:

  1. формирование навыков здорового образа жизни;
  2. воспитывать чувство сопричастности к общему делу;
  3. продолжить формирование коммуникативных умений учащихся.

Ход мероприятия:

Часть 1. Открытие конференции.

 Вступительное слово учителя.

   Реклама стала неотъемлемым атрибутом нашей жизни. Иногда она помогает сориентироваться в многообразии товаров, выбрать наиболее подходящий для нас, но иногда и вредит, особенно малообразованным людям, обещая «чудеса»: невероятные сроки службы товаров, немедленное увеличение  длины и густоты волос и даже избавление от болезней. Мы не отрицаем необходимости рекламы и её важной роли в жизни современного человека, но призываем вас относиться очень вдумчиво и критично ко всему, что обрушивают на нас рекламные фирмы со страниц газет, с экранов телевизоров, с многочисленных плакатов, листовок и брошюр. Читая любую рекламу, попытайтесь выяснить, не противоречит ли её содержимое тем законам и понятиям естественных наук, которые вы изучаете в школе. И нет ли в тексте явных ошибок, неправильно написанных формул. Неверно объясняемых с точки зрения химии процессов? А такое, к   сожалению, случается довольно часто.

Часть 2. Выступление учащихся с докладами.

«Реклама жевательной резинки»

«Реклама зубных паст»

«Реклама косметических средств»

«Реклама синтетических моющих средств»

«Реклама пищевых продуктов»

«Реклама предметов домашнего обихода»

1-й  докладчик

    Сегодня, когда реклама «Ригли» или «Дирола» навязла в зубах больше самой жвачки, мы знаем об этом продукте не больше, чем нам разрешает реклама. Никакой серьезной информации о жевательной резинке как не было, так и нет. Внешне ее мир живет очень благополучной жизнью: скандалов вроде нет, стоматологи с экранов телевизоров часто подтверждают полезность жевательной резинки «sugar free» для зубов. А маленькие пачки жевательной резинки являются предметом большого бизнеса.

В настоящее время жуют все - и дети, и взрослые. У многих людей наблюдается повальное увлечение жевательной резинкой. Жующих людей можно встретить везде - в школе, в институте, дома, в детском саду и других местах. Потребители жвачки не задумываются о том, полезно ли жевать вообще. Люди не разбирают ни времени, ни места, жуют во время разговора, пренебрегая определенными эстетическими нормами, присущими человеку. Детей в большей степени привлекает внешняя сторона: многообразие красиво упакованных пачек и пластинок с различными названиями, картинками, а также активная пропаганда, ежедневно идущая с экранов наших телевизоров. Реклама приписывает жевательной резинке различные чудодейственные свойства: улучшает зубную эмаль, предотвращает появление зубного камня, устраняет запах изо рта, восстанавливает кислотно-щелочной баланс и прочее.

1. Вопрос:

    «Каждый раз, когда вы едите…..» - эту фразу давно выучили все. А следом за ней на экране появляется график изменений рН в полости рта – впечатляющая кривая, призванная убедить нас немедленно приобрести жевательную резинку «Дирол» без сахара. Попробуйте оценить с позиции химии, насколько справедливы слова стоматолога? Реально ли именно такое изменение рН в полости рта и насколько ли эффективнее «Дирол»?

       Ответ:  

    Кислотно-щелочное равновесие в полости рта действительно нарушается в процессе приёма пищи, но далеко не сразу и не от всех продуктов. Слюна здорового человека имеет нейтральную реакцию (рН 7 – 7.5), и только поступление большого количества кислых продуктов способно быстро изменить рН в полости рта, как это показано на кривой. Углеводы, особенно сахара, под действием бактерий, содержащихся в полости рта, подвергаются брожению с образованием молочной кислоты, которая также изменяет рН во рту и способствует разрушению зубной эмали. Процесс брожения протекает довольно медленно, и локализуется в местах скопления мягкого зубного налёта, где обитает основное количество бактерий и оседают остатки углеводов. Но если предположить, что человек  питается только белковой пищей, не содержащей углеводов, например мясом, то изменения рН в полости рта после приёма пищи вообще происходить не должно. Так что теоретически далеко не каждый раз после приёма пищи во рту нарушается кислотно-щелочное равновесие. Но поскольку в рационе современного человека практически всегда присутствуют углеводы, то после каждого приёма пищи образуются со временем некоторое количество молочной кислоты, и происходит сдвиг рН в кислую сторону. Как и утверждает реклама.

       Как же может помочь «Дирол» без сахара? При жевании происходит частичная механическая очистка зубов от остатков пищи, а поскольку сама резинка сахара не содержит, то и не приводит к дополнительному образованию молочной кислоты. Так что рекомендации использовать эту резинку для профилактики кариеса не лишены оснований,  но всё же лучше после каждого приёма пищи  тщательно прополаскивать рот, а при возможности даже почистить зубы.

2. Вопрос: 

«Уникальное сочетание ксилита и карбамида, не найденное ни в одной жевательной резинке», «Жевательная резинка с ксилитом и  карбамидом – двойная защита от кариеса», «Жевательная резинка с ксилитом и карбамидом защищает ваши зубы с утра до вечера» - это цитаты из текста телевизионной рекламы жевательной резинки «Дирол». В самом ли деле «Дирол» обеспечивает двойную защиту зубов с утра до вечера?

Ответ:

Разрушение зубной эмали можно предотвратить путём нейтрализации образующейся в полости рта молочной кислоты каким-либо безопасным для организма веществом.В данном случае эту роль выполняет мочевина (амид угольной кислоты), имеющая формулу (NH2)2CO. При этом основную роль играет способность мочевины гидролизоваться с образованием гидрата аммиака:

(NH2)2CO + H2O = 2 NH3*H2O + CO2

Постепенно образующийся при жевании гидрат аммиака нейтрализует молочную кислоту.

А какую же роль играет ксилит? Ксилит, имеющий сладкий вкус, используют как заменитель сахара больные  диабетом. По своей химической природе ксилит – многоатомный спирт.В жевательную резинку его  добавляют прежде всего для придания ей приятного сладкого вкуса. Если для этой цели использовать сахар, то резинка будет способствовать образованию молочной кислоты и, следовательно, разрушению эмали. Поэтому можно сказать, что резинка с ксилитом, в отличии от жевательных резинок с сахаром, не является дополнительной причиной развития кариеса, но считать, что ксилит защищает от кариеса, как это делает мочевина, тоже было бы неверно. Поэтому защита от кариеса с помощью жевательной резинки «Дирол» всё же не двойная, а одинарная.

    Действительно ли сочетание ксилита и карбамида уникально? Судя по информации, которую изготовители помещают на обёртке жевательной резинки, - да, такое сочетание есть только в «Дирол».

   А почему реклама обещает защиту «с утра до вечера»? Несмотря на преувеличение, которое присутствует в любой рекламе, это утверждение не лишено смысла с точки зрения химии. Карбамид гидролизуется довольно медленно, поэтому и гидрат аммиака образуется в полости рта постепенно.

   К сожалению,  многие школьники понимают «с утра до вечера» буквально и действительно постоянно жуют резинку в любом месте, забывая о том, что это выглядит неэстетично, а в некоторых случаях и просто неприлично.

3. Вопрос: 

«Каждый раз во время еды вы подвергаете свои зубы воздействию бактерий, вырабатывающих кислоту» - с этого утверждения начинается реклама одной из жевательных резинок. Как может химик прокомментировать это утверждение?

Ответ:

 Для этой рекламы необходимы комментарии не только химика, но и биолога. Бактерии, вырабатывающие кислоту, постоянно присутствуют в полости рта. Поэтому наши зубы постоянно подвергаются действию этих  бактерий (а точнее продуктов их жизнедеятельности), и не только во время еды. В этом и заключается ошибка рекламного текста. А каждый раз во время еды мы поставляем бактериям сырьё, необходимое им для выработки кислоты.

2-ой докладчик

Недавно перуанские учёные изобрели уникальную пасту из растения "кошачий коготь" - она снимает зубную боль. А в Японии в широкую продажу поступила паста, залечивающая дырки.

Фантастика? Реклама зубных паст всегда обещает чудеса. Однако часто её полезные качества оказываются... мифом.

Миф 1. Белые зубы за два дня

Это наиболее распространённый рекламный ход. Производители честно сдерживают своё обещание. Они добавляют в пасту абразивы - вещества, которые механически очищают налёт с зубов. Некоторые из них обладают повышенной очищающей способностью. Специалисты советуют покупать только ту пасту, производитель которой добросовестно указал на ней "индекс абразивности" - RDA. Российский ГОСТ не настаивает на наличии данной информации, однако только с её помощью можно сориентироваться. Но отбеливать могут лишь зубные пасты, содержащие специальные отбеливающие окислители (пероксид водорода, пероксид  карбамида), которые рекомендуется использовать только по назначению врача.

Миф 2. Наша паста лучшая - потому что без сахара!

Согласно ГОСТу 7983-99 и Европейской директиве 76/768/ЕЕС, зубные пасты никак не могут содержать сахарозу и другие легко ферментируемые углеводы. Поэтому хвалиться отсутствием сахара в пасте - как минимум глупо. Его там вообще не может быть.

Миф 3. Предпочитайте гель пасте

На самом деле разницы нет. "Гелевые" пасты отличаются от обычных только внешне - они прозрачные, рассказывает Ольга Поповкина. Это может сказать лишь о том, что не использовались карбонат кальция (мел) и диоксид титана, которые и придают пасте белый цвет.

Миф 4. Микробы нужно убивать

Всё антибактериальное отчего-то считается синонимом "лучшего". На самом деле это не так. Зубные пасты, содержащие хлоргексидин или триклозан (наиболее активные противовоспалительные и антибактериальные агенты), нельзя использовать больше 2-4 недель подряд, поскольку их действие нарушит естественную микрофлору полости рта - убьёт и вредные и полезные бактерии.

Миф 5. Чистим зубы с мёдом

В последнее время на прилавках появилось большое количество всевозможных паст с добавками, которые, по уверениям производителей, обладают полезными свойствами.

- Растительные экстракты действительно могут оказывать положительное воздействие на ротовую полость, - говорит ведущий эксперт Ассоциации производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии Галина Уланцева. - Наличие шалфея или ромашки в пасте - вполне реально и полезно. А вот мёд там не мог оказаться никоим образом - это среда, способствующая размножению бактерий. Производители используют ароматизаторы и усилители вкуса, "моделируя" присутствие мёда, который нами подсознательно воспринимается как полезный компонент.

 А вот миф ли следующее утверждении?

    В продажу поступает много разновидностей зубной пасты «Blend-a-med» с самыми различными добавками. Одна из них называется «Бленд-а-мед-сода-бикарбонат», и реклама убеждает нас, что эта паста особенно эффективна для профилактики кариеса. Обосновано ли это?

Ответ: 

    Да, вполне обоснованно. NaHCO3 в составе пасты нейтрализует молочную кислоту и повышает эффективность профилактического действия пасты. Кстати, эта идея не нова: еще несколько десятилетий назад в нашей стране начали выпускать зубной порошок `Особый`, содержащий NaHCO3.

3-ий докладчик.

Длинногривые красавицы в телевизоре обещают, что после использования некоторых шампуней волосы станут в 5 раз объемнее, в 7 раз послушнее, а здоровья прибавится аж на 70 процентов... Потребители выливают на себя тонны чудо-шампуней. Но где же обещанный эффект? По мнению экспертов, все дело в том, что шампунь - не лекарство и салон красоты в одном флаконе, как внушает реклама, а просто моющее средство.


«...состоит из мыла и натуральных ингредиентов...»
Шампунь - это раствор из воды, поверхностно-активных веществ (ПАВ), соли и отдушки. ПАВы создают пену, растворяют жиры и удаляют загрязнения. Соль придает раствору густоту, а отдушка - запах. От моющих средств шампуни отличаются тем, что в их состав входят добавки, смягчающие жесткое воздействие универсальных ПАВов.
Кстати, средства для мытья посуды, унитазов и стиральные порошки в основе своей имеют те же ПАВы, что шампуни.
«...в хорошем шампуне РН равняется 5,5...»
У каждого человека индивидуальный уровень РН, который меняется в зависимости от участков кожи. РН жирной кожи отличается от сухой. Совсем не обязательно, чтобы уровень РН шампуня был равен 5,5.

А теперь пройдёмся по рекламе.

1. Вопрос:

   «Ежедневно ваши волосы утрачивают кератин. Шампунь «Palm olive optima» содержит протеины кератина, позволяющие восстанавливать волосы»- именно так звучит текст телерекламы. Что в этом утверждении бесспорно с позиций химика, а что вызывает сомнения?

  Ответ:

   Выясним, как волосы могут утрачивать кератин. Химические изменения протекают при мытье волос, но они обратимы: после высыхания связи между белковыми молекулами восстанавливаются. Так что утрачивать кератин волосы могут только за счет механического процесса- отламывания посеченных участков волоса. Но со здоровыми волосами этого не происходит. Что имеют в виду авторы, говоря о «протеинах кератина»? Протеины- простые белки, состоящие из остатков аминокислот. С точки зрения химика выражение « протеина кератина» не совсем корректно. Очевидно, авторы рекламного текста имели в виду «осколки» молекул кератина, скорее всего- полилептиды, состоящие только из остатков аминокислот и полученные а результате частичного гидролиза какого-либо природного вещества, состоящего из кератина, например шелка. Они могут в процессе мытья присоединяться к молекулам кератина волоса за счет слабых связей, например, водородных, и таким образом, хотя и на время, укреплять верхний слой волоса.

2. Вопрос:

Газета «Московский комсомолец», рекламируя новую серию косметики фирмы «Maybellin», перечисляет многочисленные достоинства быстросохнущего лака для ногтей «Экспресс-Акварель», в том числе и то, что он «…не содержит вредных добавок толюена и формальдегида…» Что можно сказать о составе лака на основании этой информации.

    Ответ:

  В состав практически всех лаков для ногтей входит вещество толуол. Видимо, авторы рекламного текста не удосужились заглянуть в словарь, а просто привели русскую транскрипцию иностранного слова.

   Толуол, как и многие производные бензола, - хороший растворитель, но довольно токсичный. Поэтому его отсутствие в составе лака- несомненное достоинство. Теперь разберемся с формальдегидом. Чистый формальдегид никогда не добавляют в состав лака для ногтей. Но в состав многих лаков включают различные полимеры на основе формальдегида (их называют смолами). Наиболее распространенная из известных смол на основе формальдегида- фенолформальдегидная смола.

   Все формальдегидные смолы образуют очень плотную пленку на любых поверхностях, но они тоже токсичны, поэтому производители лака стараются их избегать.

3.  Вопрос:

    Популярный журнал мод «Burda moden» так рекламирует оттеночную пену для волос «Wella Color»: «Даже при частом применении оттеночная пена “Wella Color” не наносит ни малейшего вреда волосам, так как не содержит ни аммиака, ни других окисляющих веществ».  Что вы можете сказать по поводу этой информации?

    Ответ:

   Аммиак (точнее, гидроксид аммония, который обычно входит в состав красителей для волос) не является окислителем.

4.  Вопрос:

   В рекламе одного из дезодорантов для женщин авторы так объясняют его специфическое действие: «Женский уровень рН при потоотделении обычно отличается от мужского. Дезодорант “Секрет” взаимодействует с женским уровнем рН, надежно устраняя запах пота».   Насколько грамотно изложена эта информация с точки зрения химика? Предложите свой вариант.

   Ответ:

    Нет, неграмотно. Авторы рекламного текста правы только в том, что уровень рН женского пота отличается от мужского, потому что в состав пота входят и половые гормоны, соответственно мужские или женские. Показатель рН можно использовать только применительно к растворам (в данном случае к поту), а не к физиологическим процессам (потоотделение). Правильнее сказать: «Значение (уровень) рН женского пота обычно отличается от мужского».

   Абсолютно неверно выражение «дезодорант взаимодействует с женским уровнем рН». рН – это не вещество и не реагент, а показатель концентрации водородных ионов в растворе и вступать в химическое взаимодействие не может. Дезодорант может вступать во взаимодействие не с рН, а с компонентами пота, которые и определяют уровень рН.

     Можно предложить такой вариант рекламы: «Уровень (а лучше значение) рН женского пота обычно отличается от мужского, и мы учли это при разработке состава дезодоранта “Секрет”. Он рассчитан именно на этот уровень рН, поэтому особенно эффективно устраняет запах женского пота».

5. Вопрос:

   На этикетке крема для рук санкт-петербургской фабрики «ИнтерГРИМ» приведена такая информация: «Богатый натуральными питательными компонентами крем для рук смягчает, восстанавливает и оживляет сухую разрушенную кожу. Состав: стеарин косметический, спирты высших жирных кислот, воск эмульсионный, моноглицериды, масло парфюмерное триэтаноламин, лимонная кислота, натуральный экстракт ромашки, пищевой краситель, консерванты (метиловый эфир, пропиловый эфир), отдушка, вода».

Что вы можете сказать о составе этого крема (обратите особое внимание на названия компонентов).

Ответ:

   В этом тексте много некорректных, с точки зрения химика, терминов. Первое – «спирты высших жирных кислот». Химикам известны высшие жирные спирты – это общепринятое техническое название одноатомных спиртов, содержащих от 6 до 20 атомов углерода. Термином «высшие жирные кислоты» иногда обозначают одноосновные карбоновые кислоты алифатического ряда с таким же количеством атомов углерода. Скорее всего имеются в виду все-таки высшие жирные спирты, которые очень широко применяются в косметической отрасли промышленности.

Второе – «моноглицериды» в общем термин правильный, но неточный. Глицеридами называют сложные эфиры глицерина и высокомолекулярных карбоновых кислот. Термин «моноглицериды» означает, что в молекуле эфира только один кислотный остаток. Но каких именно кислот – не указано. То же самое можно сказать и о терминах «метиловый эфир», «пропиловый эфир». О каких эфирах идет речь – простых или сложных?

Если о простых, то это могут быть диметиловый эфир, дипропиловый эфир или метилэтиловый эфир, пропилэтиловый эфир и т. д. Если о сложных, то с остатком какой кислоты?

В целом, с точки зрения химика, достоверной информации о составе этого крема на этикетках нет. К этой рекламе могут быть претензии и со стороны учителя русского языка. «Разрушенная кожа» – не самый удачный термин, лучше было бы сказать «поврежденная кожа». Хотя не исключено, что авторы имели в виду именно частичное разрушение химических связей в молекулах кератина поверхностного слоя кожи, восстановить который поможет крем. К сожалению, химически грамотному покупателю остаются одни догадки.

4-ый докладчик.

   На телевизионных экранах идет настоящее мыльное сражение. Пять крупнейших международных корпораций и несколько российских производителей пытаются убедить зрителя, что их стиральный порошок самый лучший. При этом в ход идет немало мифов. Производители дорогих порошков говорят о чудо-формулах, а фабриканты дешевых - о том, что все порошки одинаковые, не стоит платить больше, если не видно разницы.

1. Вопрос:

Цитируем текст телерекламы одного из популярных стиральных порошков: «Био-добавки нового «Лоска» любую грязь отстирают просто» .

Ответ:

Биодобавки предназначены для борьбы с загрязнениями веществами природного происхождения, прежде всего белковыми веществами. Многие современные порошки содержат и так называемые липосистемы, предназначенные для устранения загрязнений жирового происхождения. Но биодобавки не могут устранить пятна от машинных масел, чернил и др. пятен. Авторы рекламы предпочли удачную рифму достоверности информации

 

2. Вопрос:

    Одна из новинок на рынке синтетических моющих средств- стиральный порошок «Dosia», который выпускают в нескольких вариантах, в том числе и с биологическими активными добавками. Вот как рекламируют производители порошок : «Качество по разумной цене. Благодаря содержащимся в порошке ферментам «Dosia» эффективно удаляет загрязнения со всех видов тканей (хлопчатобумажных, шерстяных, синтетических) при температуре воды 20-100 С. «Dosia» подходит как для замачивания и кипячения, так и для стирки в стиральной машине. Можно ли считать такую рекламу удачной?

Ответ:

   Нет, эта реклама не самая удачная. Если производители хотели подчеркнуть особенности именно той разновидности своего порошка, которая включает био-добавки, им следовало перечислять не виды тканей, которые можно стирать этим порошком, а виды загрязнений, которые он отстирывает особенно эффективно- загрязнения веществами белковой природы, например мясными соусами.

Кроме того, такие порошки эффективны только при температуре не выше 40 С, так как при более высоких температурах ферменты теряют активность, поэтому авторам рекламы следовало бы это оговорить в тексте.

5-ый докладчик:

1. Вопрос:

    В тексте телевизионной рекламы риса «Uncle Bens» утверждается (приводим дословно): «Благодаря обработке паром в ней вдвое больше витаминов группы В и кальция, которого в обычном рисе просто нет». Что вы можете сказать по поводу этого утверждения?

Ответ:

    Эта информация не соответствует действительности и противоречит основному закону химии — закону сохранения массы вещества. Во-первых, витамины группы В и кальций есть и в самом обычном рисе, в этом очень просто убедиться, заглянув в справочник. Кальций содержится в рисе в количестве 40 мг на 100 г зерна. Содержание кальция в этом продукте могло бы повыситься при одном условии: обработке его соединениями кальция. Обработка водяным паром никак не может повысить содержание в продукте кальция, но она может частично разрушить те соединения, в виде которых кальций присутствует в рисе, и таким способом улучшить его усвоение организмом. Это относится и к витаминам. Авторам рекламы следовало бы сформулировать свою мысль так: «Обработка паром повышает содержание в рисе усвояемого кальция», тогда к этой рекламе не могло бы быть претензий со стороны химиков. Но не совсем удачная, с точки зрения химика, реклама нисколько не умаляет достоинства самого продукта, который уже давно оценили российские хозяйки — ведь он всегда получается рассыпчатым и позволяет очень просто и быстро приготовить вкусное блюдо.

2. Вопрос:

   В одной из реклам была дана информация о производстве рапсового масла, «столь ценимого на Западе за низкий процент жирности».  Какие особенности рапсового масла имели в виду авторы текста и как можно их описать корректно с точки зрения химика?

Ответ:

  Процент жирности, т. е. содержание триглицеридов высших жирных кислот, в любом масле близок к 100%, но состав жира различен у различных видов растительных масел прежде всего по соотношению триглицеридов насыщенных и ненасыщенных кислот, а также моно- и полиненасыщенных кислот. Рапсовое масло содержит только 3–6% остатков насыщенных кислот (сравните: оливковое – 9–20%, льняное – 9–11%). Очевидно, именно это и имели в виду авторы телесюжета.

6-ой докладчик.

1. Вопрос:

    Авторы рекламы бытового фильтра для воды «Гейзер», опубликованной в газете «Труд-Москва», включили в текст такую фразу: «Химический анализ российской воды содержит такие параметры, которых и в помине нет в развитых странах».

Прокомментируйте этот текст с точки зрения учителя химии, учителя русского языка. Предложите свой вариант изложения этой информации.

Ответ:

    Параметр (от греч. parametron – отмеривающий) – величина, характеризующая какое-либо основное свойство процесса, явления или системы, машины, прибора (например, электрическое сопротивление, теплоемкость, быстродействие и т. д.). Параметрами качества воды могут служить, например, ее жесткость, содержание органических соединений, ионов тяжелых металлов и т. д. Поэтому приведенная фраза неграмотна прежде всего с точки зрения грамматики русского языка.

    Выразить мысль автора правильно с точки зрения естественных наук и с точки зрения грамматики русского языка непросто, т. к. не совсем понятно, что он имел в виду.          Возможно, он хотел сказать, что по всем параметрам качество российской воды значительно хуже, чем в развитых странам. А возможно, что в российской воде можно обнаружить такие примеси, наличие которых недопустимо в развитых странах.

Можно выразить мысль автора, например, так: «Химический анализ российской воды показывает, что в ней нередко содержатся такие примеси, которых и в помине нет в развитых странах». Или: «Химический анализ российской воды показывает, что по всем параметрам ее качество значительно хуже, чем в развитых странах».

2. Вопрос:

На этикетках многих предметов одежды – женских блузок, мужских рубашек, а также синтетических тканей – нередко можно прочитать в информации о составе волокна: «100%-й полиэстер» или даже слово «полиэстр». Если этикетка написана на английском языке, можно увидеть: «Роlyester 100%».

Из какого волокна, по-вашему, изготовлены эти изделия, почему авторы русскоязычной информации так его назвали? И как бы вы рекомендовали называть такие волокна?

Ответ:

В переводе с английского роlyester – это полиэфир. Все волокна, о которых шла речь, относятся к полиэфирным (пример такого волокна – лавсан). Откуда появились термины «полиэстер» или «полиэстр»? Скорее всего работники торговли взяли русскую транскрипцию слова «роlyester», не потрудившись заглянуть в словарь.

3. Вопрос:

В одном из сюжетов рекламы  ведущий, рассказывая о проблемах использования питьевой воды, так сформулировал одну из своих мыслей: «Кипячение не убивает хлор в воде».

Удалось ли вам понять, что именно он хотел сказать? И если да, то какими бы словами вы изложили эту же информацию?

Ответ:

Действительно, для обработки питьевой воды применяют свободный хлор, следы которого остаются в воде в растворенном виде, и мы нередко чувствуем их по запаху. Свободный (химически не связанный) хлор улетучивается даже при отстаивании воды, а тем более при кипячении. Но хлор еще вступает во взаимодействие с органическими соединениями, которые присутствуют в природной воде. При этом происходит разрушение крупных молекул на более мелкие фрагменты и их хлорирование (образование связей С–Cl). Эти соединения очень прочные и часто более вредны для организма, чем те органические загрязнения, которые ранее присутствовали в воде. При кипячении воды они не разрушаются. Очевидно, именно это имел в виду телеведущий.

Можно предложить такой вариант изложения этой же информации: «Хлорирование воды приводит к образованию вредных для организма хлорорганических соединений, которые не разрушаются при кипячении». Конечно, недопустимо говорить «убивает» применительно к химическим соединениям. Так можно сказать о болезнетворных бактериях, а химические соединения не убивают, их разрушают.

Часть 3. Закрытие конференции. Заключительное слово учителя.

Благодарю  всех  участников  конференции  за  плодотворную работу  и  желаю  дальнейших  успехов  в  изучении   химии,  надеюсь,  что  после  этого  урока  вы будете  с  большим  вниманием  относиться  к  рекламе с точки зрения химии, выбирая товар ориентироваться на его истинные качества,  не выбрасывая деньги «на ветер».

Литература:

1. Габрусева Н.И. О практической направленности преподавания химии. Химия в школе, 1999, № 6, с. 61–63;
2. Зазнобина Л.С. Химия и медиаобразование. Химия в школе, 1995, № 2, с. 3;
3. Журин А.А. Элементы медиаобразования на уроках химии. Химия в школе, 1998, № 1, с. 22–28;  № 4, с. 20–26; № 5, с. 31–37; 1999, № 6, с. 41–47;
4. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека, М.-Дрофа, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеурочного мероприятия "КВН"

Внеурочные мероприятия позволяют не тоглько проверить качество усвоенного материала на уроках, но и способствует сплочению ученического коллектива класса....

Программа внеурочной деятельности «Изучаем казачество Дона»

Программа внеурочной деятельности  «ИЗУЧАЕМ КАЗАЧЕСТВО ДОНА» составлена для обучающихся 5-7 классов....

Программа внеурочной деятельности «Изучаем, исследуем, изобретаем» (5-6 класс)

ФГОС ставит перед образованием новые цели: необходимость формирования у обучающихся универсальных учебных действий, навыков решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информаци...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Изучаем Конституцию РФ»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Изучаем Конституцию РФ»...

Сценарий видео ролика социальной рекламы "Я ношу маску"

Представлен сценарий видео ролика социальной рекламы "Я ношу маску"....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучаем природу"

Данная внеурочная программа разработана для учащихся 8 класса. Включает в себя теорию и практические работы. Освещены темы: механика, теплота, электричество, оптика и магнетизм....

Методическая разработка внеурочного мероприятия «Изучаем Арктический регион»

Номинация конкурса: Методическая разработка внеурочного мероприятияУчастник: Чащина Наталья ВалериевнаДолжность: учитель географии, биологииОфициальное название образовательной организации: Муниципаль...