Системно-деятельностный подход в преподавании химии
статья по химии на тему

Гермаш Ольга Ивановна

Выступление на заседании методического объединения по теме повышения квалификации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход в преподавании химии

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. В основе его заложена ориентация на деятельностную составляющую в обучении, где каждый учащийся является активным участником учебной деятельности, так как только в деятельности проявляются способности, направленные на достижение цели. При формировании коммуникативной компетентности целесообразно использовать диалоговую технологию. В её основе лежат познавательная деятельность и взаимодействие учащихся, реализуемые прежде всего в диалоге. Реализация системно-деятельностного подхода на уроках химии характеризуется переносом акцентов с информационной составляющей содержания образования на развивающую самостоятельную познавательную активность ученика. При этом особую актуальность приобретает подход в обучении, ориентирующий педагога не на передачу определенного объема знаний, а на то, чтобы научить школьника учиться. Способствуя формированию критического мышления у учащихся, деятельностный подход позволяет реализовать дидактические принципы, которые сформировались в системе развивающего обучения. Используя основные принципы развивающего обучения, можно опираться в практике на базовую модель Агапова И.Г., выделяющего следующие стадии урока при обучении: 1. Вызов. Собственно вызов. Актуализация знаний. 2. Осмысление. Постановка учебной задачи. Открытия нового знания. Составление алгоритма. Первичное закрепление. 3. Рефлексия. Самостоятельная работа - самоконтроль. Собственно рефлексия. Предложенная модель урока имеет ряд позитивных моментов: - реализация всех дидактических принципов развивающего обучения; - использование многих современных технологий, в том числе информационно-коммуникативной технологии и технологии модульного обучения; - использование различных видов деятельности; - составление алгоритма действий; - использование различных оценочных шкал; - большая накопляемость оценок; - зрелищность формы проведения урока. Системно-деятельностный подход в обучении ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Для реализации системно-деятельностного подхода я представляю незначительное количество опорной информации, остальное учащиеся извлекают сами. Поскольку у каждого из учащихся свой познавательный опыт, то предъявляемые в учебном процессе задания должны быть разно-уровневыми. Для этого у учащегося должно быть достаточно опорных знаний. Например, опорным понятием для формирования понятия «уравнение химической реакции» являются понятие химическая формула, индекс, коэффициент, математическое уравнение. У школьника знания должны быть определенным образом упорядочены в его сознании. Системность ранее полученных знаний помогает соотнести новую информацию с опорными знаниями, организовав тем самым процесс созидания нового. Для соотнесения новой информации с системой прежних знаний ученик должен уметь устанавливать связи между отдельными элементами. Системно - деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Ориентация на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся является необходимым условием успешности обучения химии всех учащихся. В результате освоения содержания образования по химии учащиеся получают возможность расширить круг учебных умений, навыков и способов деятельности. В ходе урока можно учащихся привлекать к коллективной, парной и индивидуальной самостоятельной деятельности. Использование этой технологии дает возможность учесть индивидуальные особенности познавательных интересов учащихся. В ходе урока учащиеся привлекаются к коллективной, парной и индивидуальной самостоятельной деятельности. Использование этой технологии дает возможность учесть индивидуальные особенности познавательных интересов учащихся. Основные результаты применения технологии – осознание учащимися ценности совместного труда, овладение умением организовываться и сплачиваться в процессе коллективного решения задач, вместе анализировать результаты изучения темы. Конечная цель – создать такую атмосферу учения, в которой учащиеся активно работают, размышляют над процессом обучения, что-то подтверждают или опровергают, расширяют круг знаний, знакомятся с новыми идеями, обретают правильные представления об окружающем мире. Задания должны быть соизмеримы с способностью ученика, чтобы каждый почувствовал: что я могу, я хочу, я умею и это надо мне. Большой интерес у учащихся вызывает групповая, игровая форма работы, где группы созданы соизмеримо с их знаниями. Ученики чувствуют, что они могут справляться, захватывает соревновательный дух, возможность оценить себя в группе ( по результатом ответов группа получает определенное количество баллов, которое должны распределить так, чтобы каждый ученик был оценен по участию в решении задания). Изменения, вносимые в образовательный процесс оказывают огромное влияние на ученика: повышается интерес к предмету; растет успеваемость; учащиеся могут проявить себя в новой роли; вырабатывается устойчивый навык к самостоятельной деятельности; создается ситуация успеха; урок работает на конкретного ученика, так как он работает в темпе, который оптимален для него. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”); 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); 3) устанавливаются тематические рамки (“могу”). Освоение и реализация новых подходов, технологий и методик - это гарантия движения, динамики, роста, гибкости педагога и образовательной системы в целом. Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь. А, главное, создаёт благоприятные условия для решения многочисленных педагогических проблем и помогает адаптироваться к современным условиям жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в преподавании химии

Раскрывается работа учителя по предмету в течение 3-х лет....

Статья "Системно–деятельностный подход в преподавании химии"

Статья говорит о новом подходе к ведению урока. Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научиться учиться. Это значит, что при изучении содержания любого предмет...

Системно-деятельностный подход в преподавании химии

презентация по теме "Системно -деятельностный подход в преподавании химии"...

Системно-деятельностный подход в преподавании химии и биологии в условиях введения и реализации ФГОС.

Системно-деятельностный подход сегодня - один из самых основных в обучении....