«Практико-ориентированный подход в преподавании химии как средство формирования познавательной активности учащихся»
статья по химии (9 класс) по теме

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_praktiko-orient.dokument_microsoft_office_word_2.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Практико-ориентированный подход в преподавании химии как средство формирования познавательной активности учащихся»

Преподаватель химии  Пономарева Татьяна Николаевна

ФГОУ «Оренбургское президентское кадетское училище»

В связи с большим объёмом теоретических знаний и специфики предмета интерес учащихся к изучению химии, к сожалению, достаточно низкий, поэтому перед учителем встаёт задача повысить познавательный интерес школьников. Одним из способов повышения мотивации к изучению предмета является усиление практической направленности, прикладного характера обучения, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования, причем в качестве результата рассматривается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

 Осуществление практической и прикладной направленности в обучении расширяет научно-теоретический кругозор учащихся, усиливает вос питательное воздействие на их мировоззрение, повышает уровень знаний, формирует у школь ников экологически грамотное поведение. Практическое применение полученных знаний в обыденных жизненных ситуациях имеет огромное значение как для создания стимула к дальнейшему приобретению знаний и прочного усвоения уже полученных, так и для формирования целостной картины реального мира, в котором тесно взаимосвязаны законы и явления различных областей наук. Способность учащихся к интеграции, структурированию и систематизации имеющихся знаний и умений для решения реальных жизненных задач является одним из критериев творческого саморазвития  и самореализации личности.

Таким образом, актуализация знаний учащихся с позиций личностно-ориентированного подхода к процессу обучения занимает одну из ведущих позиций, выполняя  функцию мотивирующего и направляющего фактора, одновременно являясь показателем освоения и овладения учебным материалом, способности  проявлять творческую активность и рационально использовать добытые знания.

Основные стимулы активизации познавательной деятельности: новизна учебного материала, его проблемность и практическая значимость знаний для самих школьников. 

Внедрение  практико- орентированных заданий в учебный процесс осуществляется, исходя из времени, отводимого на каждую тему в календарно-тематическом планировании, а также видов проводимых уроков. Как правило, прикладной аспект учебного материала актуализируется на уроках - новых темах (о свойствах изучаемых соединений), уроках-закреплениях (в виде решения нестандартных витально-значимых задач, организации проблемно-поисковых ситуаций), уроках-обобщениях (в виде сообщений, комбинированных задач интегративного характера).

Стараюсь организовать обучение так, чтобы ученик при этом оказался в состоянии активного творчества: открывал, изобретал то, что до него было уже открыто, предлагал свои собственные пути решения поставленных перед ним задач. В таком случае он не только приобретает знания, но и учится их приобретать и правильно ими оперировать.

Поэтому большое внимание оказываю разработке заданий, ситуаций и форм деятельности детей, направленных на интеграцию, систематизацию и применение имеющихся знаний в нестандартных модельных учебных и реальных жизненных ситуациях. 

Практическая значимость знаний для самих школьников опирается на потребность учащихся активно действовать и добиваться успеха. Действительно, смысл познания - ориентация в мире, успех в деятельности, достижение целей, нахождение своего места и утверждение в обществе. Практика нередко ставит человека в тупик, а познание помогает из него выйти. Не случайно школьники проявляют большой интерес к той информации, которая поможет им решить свои жизненные проблемы. Интересно полезное и актуальное - это нужно помнить, готовя материал для уроков.

Проблемность материала тоже стимулирует познавательную деятельность. Когда человек встречается с противоречием, в частности с взаимоисключающими сведениями о каком - либо предмете или взаимно противоречащими объяснениями некоторого процесса, у него возникают удивление и желание разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие.  Стараюсь найти те или иные парадоксы и противоречия в учебном материале, а также использовать в обучении противоречия между научными и житейскими толкованиями явлений природы и общества, между новыми знаниями и жизненным опытом учащихся, между новыми познавательными задачами и уже достигнутым уровнем умений школьников, между уровнем знаний и неумением применять их, между полученными знаниями и сложившимся мировоззрением учащихся. Ученик же, находясь в подобной ситуации-противоречии, активно ищет возможное ее разрешение, и, найдя его, испытывает удовлетворение собственной деятельностью. А, как известно, собственные успехи особенно благоприятно воздействуют на школьников в учебно-познавательном процессе. Успех укрепляет веру школьника в собственные силы и возможности. В таком состоянии возникает желание продолжать начатые дела, преодолевать еще большие трудности. И, действительно, деятельность учащегося оказывается более плодотворной и успешной. Ситуация успеха - эффективный стимул познавательной деятельности. Он удовлетворяет важную потребность каждого человека в самоуважении и повышения своего престижа в обществе.

Практически по всем темам курса химии разработаны задания,  направленные на систематизацию и применение имеющихся знаний в нестандартных модельных учебных и реальных жизненных ситуациях; активно используются ресурсы Интернет, технологии проблемного, развивающего, практико- ориентированного обучения, ИКТ.           

В процессе обучения учащихся применяю следующие дидактические методы и приемы:

 Перед началом новой темы с помощью серии фронтальных вопросов актуализирую знания детей, полученные на предыдущих уроках химии, или же уроком раньше даю в качестве домашнего задания на повторение темы из смежных дисциплин, сообщения. («Отгадай вещество», « Знаете ли вы, что…», «Верите ли вы, что…», кроссворды и т.д.)

 Сочетаю информационно-иллюстративный и проблемно-поисковый методы преподавания нового материала, создавая «мостики» между содержанием школьного курса химии и актуальными проблемами из различных областей окружающей действительности с целью развития практического мышления школьников. Обозначается проблема и предлагаются возможные пути ее решения на примерах применения уже известных соединений, с использованием нового материала в виде полезной информации. Таким образом, учащиеся следят за логикой мысли учителя, черпают новые для себя сведения и одновременно предлагают свои варианты.

 Отрабатываем изученный материал с помощью решения витально-значимых задач интегративного характера, выполнения упражнений прикладной направленности химических знаний, химического эксперимента.

  1. В стратосфере на высоте 20-30 км. находится слой озона, защищающий Землю от мощного губительного ультрафиолетового излучения Солнца. На каждого жителя в воздушном пространстве над городом приходится по 150 моль озона. Сколько молекул озона приходится в среднем на одного человека?
  2. Какое  количество углерода, содержится в самом крупном в мире алмазе Куллинан в 3106 карата, если 1 карат – 0,2грамма?
  3. Считая,    что   кусочек   сахара-рафинада   имеет   массу   5,6  г., вычислите  сколько молекул сахара в вашем чае.
  4. Сколько молекул воды вы заглатываете, выпивая весь стакан воды, или делая один глоток?
  5. Чайная ложка вмещает около 10г. поваренной соли. Сколько атомов натрия и хлора содержится в данной порции вещества.
  6. Рассчитайте, какова массовая доля поваренной соли в супе, который вы обычно едите, если одна щепотка вмещает  2г соли.

Способность учащихся к интеграции, структурированию и систематизации имеющихся знаний и умений для решения реальных жизненных задач является одним из критериев достижения высокого уровня творческого саморазвития личности. Таким образом, главная задача учителя состоит в мотивации школьника к учению, саморазвитию. Необходимо заинтересовать детей, научить их мыслить, задавать вопросы самим себе и самим же находить на них ответы. С точки зрения  продуктивного обучения важнейший путь формирования мотивации — это использование познавательных заданий в учебной деятельности. Важно, чтобы деятельность не сводилась к выполнению заданий по образцу, а была интеллектуальной, то есть развивала мыслительные способности учащихся, а как следствие и познавательную самостоятельность, и творческую активность школьников. Как только подлежащий усвоению материал возбуждает ин терес ребёнка, обучение стано вится привлекательным. Таким образом, необходимо постоянно так планировать структуру урока и  домашнюю работу, чтобы обеспечивать постоянную познавательную активность и самостоятельность учащихся. Научить  детей мыслить, задавать вопросы самим себе и самим же находить на них ответы – вот конечная цель всей работы педагога. А урок химии – это один из цветных кусочков мозаики, которой является окружающий мир!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.

Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...

Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".

Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....

«Метод проектов как средство формирования познавательной активности учащихся»

Отчет об использовании современных образовательных технологий....

Игровая деятельность на уроке английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся младшего возраста

В данном материале описано использование игровой деятельности на уроке иностранного языка в младшей школе....

Деятельностный подход в преподавании математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся. Из опыта работы

В стандартах нового поколения все больше внимание уделяется именносистемно-деятельностному подходу, который также является одной измодификаций концепций личностно-ориентированного образования ипредпол...