урок химии в 9 классе "Гидролиз неорганических соединений"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Очирова Надежда Михайловна

На уроке учащиеся расширяют и углубляют знания о химических свойствах солей, учатся объяснять химические процессы, протекающие ив водных растворах солей, записывают уравнения реакций гидролиза, предсказывают и объясняют изменение кислотности среды и образование кислых и основных солей в этом процессе. Учащиеся знакомятся с ролью гидролиза солей в природе, хозяйственной деятельности и повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_himii_v_9_klasse_gidroliz_soley.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ (урок химии в 9 классе)

Цели:

  • сформировать представление о гидролизе, сущности гидролиза солей
  • научить составлять уравнения р-ций гидролиза солей в молекулярном и ионном виде
  • определять р-цию и тип среды раствора электролита на основании состава соли

Основные понятия:

  • гидролиз
  • гидролиз по катиону, гидролиз по аниону
  • молекулярный и ионный вид уравнения гидролиза
  • р-ция среды.

Оборудование: H2O, AICI3, Na2CO3, NaCI, CuCI2, универсальный индикаторы, спиртовка, пробирки и пробиркодержалки.

План изложения

  1. Эксперимент, определение р-ции среды растворов солей универсальным индикатором.

2. Понятие гидролиза солей, алгоритм составления уравнения гидролиза солей.

а) по катиону

б) по аниону

      3. Гидролиз солей, образованных слабой кислотой и слабым основанием

      4.  Гидролиз других неорганических соединений

      5. Значение гидролиза солей в живом организме, в природе, в быту.  

      6. Отработка умений составлять уравнения гидролиза солей (1 ступ.), опред. характер среды.

Эксперимент по группам

1 группа       AICI3              розовый цвет           рН < 7           среда кислая

                      Na2CO3          синий цвет               рН > 7            среда щелочная

                      NaCI              зеленый цвет            рН = 7             среда нейтральная

 2 группа      CuCI2

                      K3PO4

                      Na2SO4           

 Гидролиз – взаимодействие соли с водой, в результате которого идет образование слабого    

               электролита.

  • если кислота слабая – кислая соль
  • если основание слабое – основная соль
  • при этом происходит изменение среды раствора.
  • гидролиз – процесс обратимый.
  • гидролизу подвергаются растворимые соли, в состав которого входит либо катион слабого

электролита, либо анион слабого электролита.

  • если катион слабого электролита – идет гидролиз по катиону
  • если анион слабого электролита – идет гидролиз по аниону
  • если катион и анион многозарядные – гидролиз идет ступенчато.
  • если в состав соли входят катион и анион слабых электролитов, идет необратимый гидролиз
  • гидролизу не подвергаются соли, образованные катионами и анионами сильных электролитов, а также не растворимые соли.

Написать уравнения гидролиза солей, использованных в эксперименте: 

AICI3                        CuCI2

Na2CO3                     K3PO4

NaCI                          Na2SO4   

   Соль, образованная слабым основанием и слабой кислотой,  

    идет необратимый гидролиз.

AI2S3 + 6H2O → 2AI(OH)3↓ + 3H2S↑

NH4CN + H2O ↔ NH3•H2O + HCN

NH4 (CH3COO) + H2O ↔ NH3•H2O + CH3COOH

В этих случаях гидролиз тоже обратимый процесс, но равновесие смещено в сторону продуктов

реакции.

               

   Гидролиз других неорганических соединений

  • Гидролиз карбидов металлов дает возможность получить углеводороды

СaC2 + 2H2O → Ca(OH)2 + C2H2

AI2C4 + 12H2O → 4AI(OH)4 + 3CH4

  • Гидролиз галогенидов неметаллов приводит к образованию кислородсодержащей кислоты и галогеноводорода

SiCI4 + 3H2O → H2SiO3↓ + 4HCI

  • Фосфиды, нитриды некоторых металлов разлагаются водой до соответствующего основания и фосфинаили аммиака (водородного соединения неметалла)

Mg3P2 + 6H2O → 3Mg(OH)2↓ + 2PH3

  • Гидриды металлов

NaH + H2O → NaOH + H2

Обратите внимание, что во всех реакциях гидролиза степени окисления х.э. не меняются, за исключением последней.

Примеры: какую р-цию среды имеют след. соли

KNO2, СuSO4, NH4NO3, Fe2(SO4)3

Если следует определить реакцию среды соли не составляя уравнения гидролиза следует помнить:

  • Сильный пересиливает слабого,

если сильное основание – среда щелочная, если сильная кислота – среда кислая,

если сильное основание и сильная кислота – среда нейтральная

  • Почему при гидролизе не наблюдается выпадение осадка? Гидролиз не доходит до III ступени.

Fe2(SO4)3 + 2HOH ↔ 2(Fe(OH)2+SO42- + H2SO4                        1 ступень

2(FeOH)SO4 + 2HOH ↔ [Fe(OH)2]SO4 + H2SO4                        2 ступень

[Fe(OH)2]SO4 + 2HOH ↔ 2Fe(OH)3 + H2SO4                        3 ступень

Так как гидролиз процесс обратимый, то как только начинает возрастать концентрация Н+, то по принципу Ле Шателье равновесие смещается в сторону обратной реакции, в сторону исходных продуктов.

  • Если требуется усилить гидролиз, то можно повысить t0, увеличить концентрацию исходных в-в.

             Значение гидролиза солей в живом организме, в природе, в быту  

Роль и практическое применение гидролиза (сообщения учащихся)

1 ученик: Гидролиз в природе 

Обменные реакции между солями и водой широко распространены в природе. Явление гидролиза играет огромную роль в химическом преобразовании земной коры. Многие минералы земной коры - это сульфиды металлов, которые хотя и плохо растворимы в воде, постепенно взаимодействуют с ней. Такие процессы идут и на поверхности Земли, и особенно интенсивно в ее глубинах при повышенной температуре. В результате образуется огромное количество сероводорода, который выбрасывается на поверхность при вулканической деятельности. А силикатные породы постепенно переходят в гидроксиды, а затем в оксиды металлов. В результате гидролиза минералов – алюмосиликатов – происходит разрушение горных пород. Известный нам малахит (Cu2(OH)2CO2) – не что иное, как продукт гидролиза природных карбонатов.

В Мировом океане соли также интенсивно взаимодействуют с водой. Выносимые речной водой гидрокарбонаты кальция и магния придают морской воде слабощелочную реакцию. Именно в такой слабощелочной среде прибрежных вод и зародилась жизнь на Земле, по мнению некоторых ученых.

2 ученик: Гидролиз в народном хозяйстве

Гидролиз доставляет немало хлопот нефтяникам. Как известно, в нефти имеются примеси воды и многих солей, особенно хлоридов кальция и магния. При нагревании нефти в процессе ее переработки до 2500С и выше происходит интенсивное взаимодействие указанных хлоридов с водяным паром. Образующийся при этом газообразный хлороводород вступает в реакцию с металлом, из которого сделано оборудование, разрушает его, что резко увеличивает стоимость нефтепродуктов.

Впрочем, на счету гидролиза немало и добрых дел. Например, образующийся при взаимодействии сульфата алюминия с водой мелкодисперсный осадок гидроксида алюминия уже несколько веков используется в качестве протравы при крашении. Оседая на ткань и прочно соединяясь с ней, гидроксид алюминия затем легко адсорбирует красители и образует весьма устойчивые красящие слои, которые выдерживают многократную стирку ткани. Без протравы качественной окраски тканей не получится.

Этот же процесс используют для очистки питьевой воды и промышленных стоков: рыхлый аморфный осадок гидроксида алюминия обволакивает частички грязи и адсорбирует вредные примеси, увлекая все это на дно. Примерно таков же механизм очистки природной воды глинами, которые представляют собой соединения алюминия.

Гидролиз солей Na2CO3 Na3PO4 применяется для очистки воды и уменьшения ее жесткости. Известкование почв с целью понижения их кислотности также основано на реакции гидролиза CO32- + НОН → НСО3- + ОН+

Посредством гидролиза в промышленности из непищевого сырья (древесины, хлопковой шелухи, подсолнечной лузги, соломы) вырабатывается ряд ценных продуктов: этиловый спирт, белковые дрожжи, глюкоза, сухой лед.

3 ученик: Гидролиз в жизни человека 

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с явлением гидролиза – при стирке белья, мытье посуды, умывании мылом. Даже процессы пищеварения, в частности, расщепление жиров, белков, углеводов протекают благодаря гидролизу.

            Отработка умений составлять уравнения гидролиза солей (1 ступ.), определить      

           характер среды.

Карточки

Дом. задание. Учебник Рудзитиса Г.Е. §10 упр. 2,3

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему " Классы неорганических соединений . Кислоты " 8 класс

Урок знакомит учащихся с кислотами, их составом, классификацией, номенклатурой. Учащиеся выступают с сообщениями о кислотах, индикаторах. На уроке развиваются умения работать с лабораторным обор...

Контрольная работа по химии "Основные классы неорганических соединений" 8 класс

Контрольная работа составлена для итогового контроля по химии для учащихся 8 класса, которые изучают химию по учебнику Рудзитиса и Фельдмана. 2 варианта, есть таблица ответов....

Тест по химии "Основные классы неорганических соединений"

Интерактивный тест предназначен для использования на уроке  в качестве проверки усвоения изученной темы....

Урок-игра по химии: "Основные классы неорганических соединений".

ЦЕЛИ, требующие применения творческого мышления (решение проблемной ситуации, выработка идей), развитие мыслительной деятельности учащихся, способности применять ранее полученные знания дл...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Конспект урока по химии "Основные классы неорганических соединений"

Урок обобщения знаний по теме "Основные классы неорганических соединений". Систематизация знаний учащихся о класификации неорганических веществ, составление формул по названиям, названия по формулам, ...

Презентация и конспект урока "Обобщающий урок по основным классам неорганических соединений" 8 класс

Конспект урока-игры "Основные классы неорганических соединений". Это урок-обощение по большому разделу для 8 класса. Урок построен в форме игры, в котором класс разделен на группы....