Методическая разработка урока: "Соли аммония".
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Антонова Марина Анатольевна

Методичкская разработка урока:"Соли аммония", в 9 классе, составлена в соответствии с требованиям ФГОС ОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока химии в 9 классе.

Тема:  «Соли аммония».

Цель урока: рассмотреть физические и химические свойства солей аммония. Применение солей аммония.

Задачи:

1. Обеспечить в ходе урока усвоение следующих понятий:

  • качественные реакции на ион аммония
  • химические свойства солей аммония

2. Формирование следующих специальных умений и навыков:

  • умение составлять химические уравнения реакций
  • умение пользоваться химической символикой и химическим языком
  • умение работать с химическим оборудованием и химическими реактивами
  • выполнять требования техники безопасности

3. Воспитание самостоятельности при выполнении лабораторных работ, упражнений, бережного отношения к окружающей среде, соблюдение правил техники безопасности

4. Развитие творчества, интереса к предмету, развитие интеллекта, эмоциональной мотивации в развитии личности, работа с учебником.

Оборудование: мультимедиа, пробирки, спиртовки, держатели, стаканы химические, стеклянная палочка, асбестовый картон, спички.

Реактивы: соляная кислота, раствор аммиака, раствор щёлочи натрия, раствор солей: хлорид аммония, карбонат аммония, нитрат серебра, кристаллический хлорид аммония, бихромат аммония, нитрат калия, бихромат калия, сахарная пудра, этиловый спирт

Формируемые универсальные учебные действия

Познавательные УУД: анализ, сравнение состава веществ-продуктов реакций;

обобщение   знаний  о составе веществ, класса  солей; анализ и сравнение состава полученных веществ  во всех предложенных  реакциях, определение объекта изучения, навыки пользования инструкцией, знаково-символическая запись информации; создание алгоритма защиты результатов работы, анализ и синтез полученной информации, установление причинно-следственной связи между свойствами веществ и их применением, формирование понятий.

Регулятивные УУД: целеполагание.

 определение и понимание учебной задачи, планирование учебной деятельности и работа по плану.

Коммуникативные УУД:

слушать и слышать одноклассников, интегрирование в группы, определение своих функций каждым членом  группы, умение помогать другим и стремление к эффективной работе, взаимодействие с учителем, умение точно выражать свои мысли, слушать и слышать других.

Личностные УУД: познавательная мотивация, адекватное оценивание себя и других, самооценка, понимание причин успешности и неуспешности.

1. Орг. момент.  Здравствуйте, садитесь.

Класс поделён на 4 группы.

Ребята! Сегодня у нас с вами урок обычный. Все ли к нему готовы? Проверьте ваше снаряжение – у всех ли есть учебники, авторучки, чистые листы бумаги, вопросники? Если да, то в добрый путь!

2. Актуализация темы урока. Слайд 1

BaCL2

HCL.

CuCL2

H2SO4.

NaNO3

NaOH

NH4CL

H2CO3,

NH4HSO4

Из перечисленных веществ выберите соли и назовите.

Какие необычные вещества вам встретились?

В молекуле этой соли вместо ионов металлов находится: Слайд 2

1) Сложный катион (NH4)+.

2) Как называется этот катион ? (Аммоний.)

3)«К какому классу  веществ  относятся эти соединения? Почему?» С составом и свойствами солей мы познакомились в 8 классе.

4) Как могут называться эти соли? (Соли аммония.)

5) Сформулируйте тему урока. Слайд 3

Тема урока: “Соли аммония”.

Просто знать – еще не все,

  знания нужно уметь использовать»

                                   И.В.Гете

от эпиграфа к применению.

3. Применение солей аммония ( стр. 86 учебник, рис 14) Слайды 4-8

разрыхлитель - гидрокарбонат аммония, 2.Нитрат аммония особенно ценное удобрения.(растения усваивают азот в связанном виде в виде ионов аммония и нитрат ионов.)  3 Хлорид аммония при паянии, 4 хлорид аммония в гальванических элементах, 5. Нитрат аммония - взрывчатое вещество- аммонал- при разработке горных пород

4.Постановка учебной задачи. Цель изучить соли аммония

Ставят задачу: изучить физические, химические свойства солей аммония и формулируется проблемный вопрос, «Если дым без огня»?

План урока. (запись на доске)

  • Актуализация знаний (применение)
  • Соли аммония ( получение,  свойства)
  • Закрепление
  • Эксперимент (7 минут)
  • Дом. Задание. §18 пересказать, упражнения 1,2 по заданиям,
  • Задание 3, 5, кто на “4” или “5”. Реакции в конспекте расписать как окислительно-восстановительные.
  • Итоговая самостоятельная работа
  • Это интересно

Давайте сформулируем определение солей, солей аммония.

Соли аммония это соединения, состоящие из катиона аммония и анионов кислотных остатков.

5. Получение солей аммония.

Я беру два стакана и получаю белый дым. (Опыт дым без огня.)

“Дым без огня”.[4]

В один чисто вымытый цилиндр наливают несколько капель концентрированной соляной кислоты, а в другой – раствор аммиака. Оба раствора закрывают крышками и ставят друг от друга на некотором расстоянии. Перед опытом показывают, что цилиндры пусты. Во время демонстрации цилиндр с соляной кислотой (на стенках) переворачивают вверх дном и ставят на крышку цилиндра с аммиаком. Крышку убирают: образуется белый дым.

Мы с вами опровергли пословицу, что дыма без огня не бывает. Но это не просто дым, это частицы твёрдого вещества в воздухе. Произошла химическая реакция.

Запись уравнения реакции на доске

NH3 + НCL = NH4Cl

6. Физические свойства.

Рассмотрите выданные вам соли аммония. Каково их агрегатное состояние, цвет, запах

(это бесцветные, хорошо растворимые кристаллические вещества.) Рассмотрите таблицу растворимости, всели соли аммония растворимы в воде?

7.Закрепление. Выбери формулу1. 1,5 мин.

Выбери формулу (укажи стрелочками) (взаимопроверка)            Слайд  9

1) (NH4)3 PO4                                  хлорид аммония

2) NH4 NO3                                      фосфат аммония

3) NH4CI                                          гидросульфат аммония

4)(NH4)2 SO4                                    нитрат аммония

5) NH4HSO4                                   сульфат аммония

5 правильных –«5»

4 правильных- «4»

3 правильных –«3»

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/641935/img5.gif

8. Химические свойства

Радиус иона аммония по величине близок к радиусу иона калия, поэтому соли аммония и внешне, и по свойствам похожи на соли калия:

 вступающие в те же реакции, что и соли щелочных металлов. Как правило, это реакции ионного обмена: (§18 таблица. стр.51) 

Для того чтобы убедиться, в этом выполним лабораторную работу. Открыть технологическую карту по лабораторной работе (на рабочем столе)

 Рассмотрели название лабораторной работы, цель и план работы определим сами. У каждой группы своё химическое свойство. Ваш отчёт у доски состоит в том, чтобы рассказать тему, цель, план опыта, что наблюдали, вывод, уравнения реакций записать.

Вспомним правила техники безопасности.

Учащиеся работают по группам.

Дальше каждая группа рассказывает о своей работе с записью уравнений реакции на доске. Время выполнения 7 мин.

1-я группа. 

Качественная реакция на ион аммония.

Оборудование и реактивы: пробирка, спиртовка, держатель, раствор хлорида аммония, раствор гидроксида натрия, лакмусовая бумажка.

 В пробирке налит 1 мл раствора хлорида аммония.

 Добавьте к нему 1 мл раствора гидроксида натрия.

Нагрейте содержимое пробирки до кипения, но не кипятите.

Внесите красную лакмусовую бумагу в выделяющиеся пары.

Запишите наблюдения и дайте им объяснения.

Запишите соответствующие уравнения реакции.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/641935/img6.gif

Вывод: реактивом на ион аммония (NH4+) является щелочь. Выделяется аммиак, обнаруживается по запаху (это качественная реакция на ион аммония). Проявляют свойства класса солей

2-я группа. 

Оборудование и реактивы: спиртовка, пробирка, держатель, кристаллический хлорид аммония.

Разложение хлорида аммония.

На дне пробирки лежит несколько кристалликов хлорида аммония.

Аккуратно нагрейте пробирку, держа ее наклонно.

Когда на внутренней поверхности пробирки возле отверстия появится белый налет, прекратите нагревание.

Запишите наблюдения и дайте им объяснение.

Запишите соответствующие уравнения реакции.

Разложение при высокой температуре.

NH4Cl = NH3 + НCl (качественная реакция )

Вывод. У солей аммония есть и свои, специфические свойства – они разлагаются при нагревании

3-я группа. (Оборудование и реактивы: пробирка, раствор хлорида аммония, раствор нитрата серебра.

Взаимодействие с солями.

В пробирке налит 1 мл раствора хлорида аммония.

Добавьте к нему 1 мл раствора нитрата серебра.

Запишите наблюдения и дайте им объяснения.

Запишите соответствующие уравнения реакции.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/641935/img7.gif

Вывод. Соли аммония проявлять свойства класса солей

4-я группа.

Взаимодействие с кислотами.

Оборудование и реактивы: пробирка, карбонат аммония, соляная кислота.

1.В пробирке налит 1 мл раствора карбоната аммония.

2. добавьте к нему 1 мл соляной кислоты.

3. запишите наблюдения и дайте им объяснения.

4запишите соответствующее уравнение реакции.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/641935/img8.gif

Вывод. Соли аммония проявлять свойства класса солей

Запись вывода:

Качественными реакциями на ион аммония являются:

– взаимодействие со щелочами

– разложение солей аммония с выделением аммиака, взаимодействие с кислотами , солями

соли аммония обладают всеми свойствами солей.

9. Закрепление -1,5 мин. Слайд 10.

2) “Да” или “нет”. ( поставь плюс или минус) (взаимопроверка)

Утверждения.

1) Соли аммония белые кристаллические вещества

2) Все соли аммония плохо растворимы в воде

3) Дыма без огня не бывает

4) Соли аммония обладают всеми свойствами солей

5) Соли аммония можно определить действием щёлочи

5 правильных –«5»

4 правильных- «4»

3 правильных –«3»

11. Физминутка

12.

Итоговая самостоятельная работа (самопроверка)

  1.  NH3 + HNO3  →
  2. NH3 + H3 PO4  →
  3. (NH4)2 SO4 + BaCI2 →
  4. NH4CI + KOH →
  5. (NH4)2 CO3 + H2SO4 →

5 правильных –«5»

4 правильных- «4»

3 правильных –«3»

Оценка за урок- 14-15 баллов – «отлично»

                                11-13 баллов – «хорошо»

                                8-12 баллов- « удовлетворительно»

13. Рефлексия  Слайд 11

Достигли ли вы поставленной цели?

Что для вас было новым?

Оцените Вашу работу на уроке.

(Что получилось? Что не получилось? В чём были затруднения? Почему они возникли? Над чем надо ещё поработать?)

12. Дом. задание. (объяснение)

13. Это интересно

1.Демонстрация опыта “Вулкан”. 

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/641935/img1.gif

2.Нашатырь и нашатырный спирт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «Соли» 8 класс

На уроке используются техники формирующего оценивания "Сигналы рукой",Рассуждение по алгоритму","Матрица запоминания" для лучшего усвоения материала по теме "Соли"....

Методическая разработка урока "Соли, их классификация и свойства"

Данная методическая разработка  предназначена для проведения урока химии в 8 классе по теме "Соли, их классификация и свойства" с использованием электронных образовательных ресурсов....

Разработка урока Соли 8класс

Разработка урока Соли. 8 класс. Используемая технология: проблемного обучения. УМК О.С.Габриеляна...

разработка урока "Соли аммония"

технологическая карта урока химии для 9 кл "Соли аммония" Урок разработан с учетом УДД, лабораторная работа  по группам, которые определяют свойства солей аммония....

технологическая карта урока "Соли аммония"

урок химии по теме "Соли аммония" разработан с учетом ФГОС с использованием технологической карты....

Методическая разработка урока "Соли"

материал предназначен для учителя химии в качестве методической разработки урока. Много заданий и интересных сведений...

Разработка урока "Соли"

Урок разработан с применением  развивающей педагогической технологии Способа диалектического обучения....