Методическая разработка урока "Соли"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Киселева Татьяна Леонидовна

материал предназначен для учителя химии в качестве методической разработки урока. Много заданий и интересных сведений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_soli_himiya_8_klass.doc681 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Соли: состав, номенклатура, классификация

Цель: изучить состав, номенклатуру, классификацию солей.

Планируемые результаты:

1) предметные: закрепление знаний учащихся о классах неорганических веществ и, в частности, о кислотах; знакомство  с составом, названиями, классификацией и представителями класса солей.

2) метапредметные: развитие представления о многообразии классов неорганических веществ; умения работать с дополнительным справочным материалом (таблица растворимости); навыки составления формул солей; умения давать названия веществам по международной номенклатуре; умения сравнивать объекты; развивать умения наблюдать и делать выводы.  

3) личностные: воспитание аккуратности при обращении с веществами (солями); интерес к познанию окружающего мира, умение работать самостоятельно и в группах (3 группы)

Тип урока: освоение новых знаний

Метод: словесно-наглядный;

Самоконтроль и письменный контроль

Методические приемы: рассказ, беседа, демонстрационный опыт, упражнения, самоконтроль.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Оборудование и реактивы: пробирки, раствор соляной кислоты, универсальная индикаторная бумага, образцы солей (поваренной соли, медного купороса (сульфата меди), бихромата аммония),  микроскопы.

Ход урока

I Мотивация:

 Здравствуйте, ребята, чтобы познать человека, надо с ним пуд соли съесть, ну а вы во время этого урока снова докажете какие вы способные и замечательные ученики. (1мин)

II Актуализация  знаний:

Проверим, как усвоены знания по разделу «Основные классы неорганических    веществ».  

На доске нарисована схема «Классификация неорганических веществ»

Задание 1: согласно схеме дать классификацию неорганическим веществам. Учащиеся отвечают с места по желанию, а учитель добавляет схему (2 - 3 минуты)

Неорганические вещества

                                                                                                                     

                     

 

 Учащиеся заполняют схему, комментируя, что неорганические вещества делятся на две группы: простые и сложные (определение).  Простые подразделяются на металлы и неметаллы (примеры). Сложные вещества подразделяются  на четыре класса: оксиды (определение, примеры), основания (определение, примеры),  кислоты (определение, примеры).  А четвертый класс еще не изучали.

Неорганические вещества

                                                                                                                     

простые

сложные

                     

 

металлы

неметаллы

оксиды

основания

кислоты

Задание 2: из списка веществ первая группа учащихся записывает оксиды, вторая - основания, третья - кислоты. Самопроверка. Прочитать. (слайд 1,2).

Р2O5, CaCl2, HCl,  Ва(OH)2, Li2O, NaOH, H3PO4, Zn3(PO4)2, Al2O3, Zn(OН)2, Al(NO3)3, СаO, H2SO4, H2SO3 (2 мин).

Более подробно остановимся на представителях класса кислот.

Задание 3 (лабораторный опыт): среди трех предложенных веществ найдите кислоту. Объясните результат. (Техника безопасности). (1 мин)

Даны  индикаторная бумага, вода, раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия.

В группе определяют в какой пробирке находится кислота, соблюдая ТБ.

Задание 4: тест по теме «Кислоты» индивидуально. (Записывают число в тетрадь и  выполняют тест с распечатанного текста -5 мин) (или слайд 3,4)

1. Основанность кислот определяется:

А) по количеству атомов водорода;

Б) по наличию атомов  кислорода;

В) по валентности определяющегося химического элемента;

Г) по агрегатному состоянию.

2. Основанность кислот увеличивается в ряду:

А) ортофосфорная -----угольная ----азотная;

Б) сернистая ----серная ----сероводородная;

В) соляная --- кремниевая --- ортофосфорная;

Г) азотная--- серная ---- соляная.

3.Формула бескислородной двухосновной кислоты:

А) H2SO4    Б) H2SO3       В) HCl      Г) H2S

4. Валентность кислотного остатка ортофосфорной кислоты:

А)  I         Б)      II          В)    III        Г) переменная        

5. Верны ли суждения о  кислотах

1) все кислоты растворимы в воде, кроме кремниевой кислоты;

2) кислоты не предоставляют опасность организму.

А) верно только 1.

 Б) верно только 2.

В) верны оба суждения  

Г) оба суждения не верны.

6. С каким металлом не реагирует соляная кислота

А) медь   Б) кальций     В) железо    Г) натрий

7. Реакция нейтрализации происходит между серной кислотой и

А) оксидом кальция  Б) водой  В) гидроксидом бария  Г)  соляной кислотой

II Установите соответствие между названием кислоты и соответствующего ей оксида

А) угольная              а) Р2O5

Б) сернистая             о) SO2

В) азотная                 и) SO3

Г) серная                   д) СO

                                   л) N2O5

                                   е) SiO2

                                   с)  СO2

А

Б

В

Г

 Самопроверка.  (Слайд 5) - 1 минута

Ответы: 1) А, 2) В, 3) Г, 4) В, 5) А  6) А 7) В  

 II. CОЛИ                      

 Пояснение если верных ответов 11 – «5»,            10 - 9 – «4»,       8 - 7 – «3»,    меньше 7 повторить п 30 – 32 учебника

III Изучение нового материала  (20 – 25 минут)

Тема урока записана в ответе. Сегодня мы с вами познакомимся  еще с одним классом неорганических соединений, который называется – соли.  Предлагаю записать в схеме незаполненную графу, но только с одним условием – эту запись сделать солью (учащиеся стали придумывать,  как при помощи поваренной соли можно сделать записи, я умышленно никогда не говорила, что мел – это соль и к ответу не пришли). Вы все подумали  про поваренную  соль.  Даже А.Е. Ферсман сказал, что среди всех солей самая главная и основная та, которую мы называем просто солью (показ пачки поваренной соли). Хоть она и главная, она не может быть всего одним представителем класса. Поэтому цель и задачи урока (учащиеся формулируют, учитель корректирует ответ) – узнать как можно больше о солях, составе, названии, классификации и представителях.

Вернемся к заданию 1 : оставшиеся вещества – это и есть соли. (слайд 1 и 6). Что вы можете сказать о данных веществах. Учащиеся высказывают свои суждения и дают определение понятия соли на основе состава.  Сравнивают с определением в учебнике  с.106 и записывают в тетрадь.

Соли – сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка.

 В это же время по группам по очереди рассматривают  в микроскоп цветные кристаллы солей на свету и прикрывают зеркало рукой. Все восхищаются.

Учитель: за то, что соли такие красивые, мы должны научиться составлять формулы и давать им названия.

Проблемный вопрос: как можно составить формулы солей. Ответы учащихся - по валентности, с помощь таблицы растворимости.  Предлагаю учащимся по очереди составить формулы солей по аналогии с основаниями или кислотами. (ЦОР составление формул по валентности). 2 минуты http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab71cb7-4185-11db-b0de-0800200c9a66/index_mht.htm

Закрепление знаний (cлайд 7). Учащиеся  самостоятельно составляют формулы солей, записывая в тетрадь, затем записывают ответ на доске: первая группа – верхний ряд, вторая – средний ряд, третья – нижний ряд (взаимопроверка) (5 минут).

Na

Ca

Al

NO3

SO4

PO4

Проблемный вопрос: Как же называть соли по международной номенклатуре?

Ответы учащихся ……

Чтобы дать название соли, необходимо вначале назвать кислотный остаток, а затем русское название металла в родительном падеже.

Учитель раздает карточки с названием кислотных остатков.

Учащиеся читают формулы солей записанных на доске и дают им названия.

Домашнее задание: выучить названия кислотных остатков и уметь называть соли.

Соли также можно классифицировать.  Предложите свою классификацию. Учащиеся говорят, что по таблице растворимости соли бывают растворимые в воде, малорастворимые и нерастворимые.  

 Учащиеся работают с     ЦОР http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/0ab71cb8-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_21_03.swf

Задание:  предоставить информацию о составе солей.

Первая группа работа с текстом.

Вторая группа с Интернет ресурсами о малахите

Третья группа со  справочником о пищевой соде

Текст  для первой группы: Египетская царица Клеопатра устроила пир в честь римского полководца Марка Антония. Среди  ее сокровищ  больше всего славились серьги с огромными грушевидными жемчужинами (40,2 г) .  Желая поразить римского гостя, Клеопатра растворила одну из жемчужин в кубке с вином и выпила это вино за здоровье Антония. Жемчуг – это округлые, с перламутровым отливом образования из минерала арагонита. Основное вещество в его составе – карбонат кальция. Жемчуг может образовываться в раковинах моллюсков, которые выделяют перламутр. Составьте формулу мела, мрамора, известняка, если их состав сходен с  жемчугом.  Растворимы ли они в воде?

  Прослушивание выдержек, запись формул на доске и в тетрадь в столбик и анализ их состава (сходства и различия)

Жемчуг (мел) CaCO3 – металл + кислотный остаток.

Малахит (CuOH)2CO3 – металл + гидроксильная группа + кислотный остаток.

Пищевая сода NaHCO3- металл + водород + кислотный остаток.

Мы подошли с вами к классификации солей.

 Составляем схему (схема 17 с 109 учебника)

соли

средние

основные

кислые

                               

                                       

Номенклатура данных солей. Объяснение учителя

                                            2                     1

Жемчуг (мел) CaCO3 – металл + кислотный остаток

                                                3                              1                           2

Малахит (CuOH)2CO3 – металл + гидроксильная группа + кислотный остаток                (основной карбонат меди)

                                                 3                 1                        2

Пищевая сода NaHCO3- металл + водород + кислотный остаток (гидрокарбонат натрия)

Задание на закрепление. Выберите формулы солей, подберите к ним названия. Ответ в виде букв

  1. MgOHCl          м) фосфат кальция
  2. N2O5                 у) основной хлорид магния
  3. Ca3(PO4)2         ы) карбонат кальция
  4. Mg                    ц) гидросульфат калия
  5. BaSO4              и) силикат натрия
  6. Na2SiO3            н) сульфат бария
  7. KHSO4 
  8. CaCO3
  9. Fe(OH)2 

Правильная запись ответа: записывается цифра и соответствующая этой цифре буква УМНИЦЫ

А сейчас повторим быстро – быстро с помощью метода «Кроссенс»

1

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=fa75dea0479c4b32fb5a10aee0539e1a&n=33&h=215&w=215

2

http://arsiv.gidatarim.com/contents/galeri/442_9289819.jpg

3

http://www.cliparthut.com/clip-arts/117/atom-clip-art-117872.jpgHhttp://shmakozyavka.ru/wp-content/uploads/2013/09/delenie_v_stolbik6.png

 4

http://demiart.ru/forum/uploads8/post-641019-1324216793.jpg

5

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=fd79f2a2a6d1c1c4ab434b31d972dcc6&n=33&h=215&w=276

6

http://www.logoped18.ru/production-sound/images/sound-sh-113.gif

7

      OH

   

8

http://www.promodens.ru/images/books/573/image062.jpg

9

http://www.cliparthut.com/clip-arts/117/atom-clip-art-117872.jpgMe

Д/З п 33, с 105 – 107, выучить названия кислотных остатков, с 112 № 3 пис

РЕФЛЕКСИЯ

что узнали на уроке: определение понятия соли, состав, номенклатуру, классификацию. Учащиеся дополняют первоначальную схему словом соли и делают это мелом.

Соль на Руси обходилась настолько дорого, что на торжественных пирах ее подавали на столы лишь для знатных гостей, прочие же расходились с торжества «не солоно хлебавши».

Подумайте,  как вы уходите с урока: все понятно или «не солоно хлебавши».

Оцените свой результат работы на уроке

Литература:

1. Химия. Неорганическая химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Ф.Г.Фельдман, Г.Е.Рудзитис  - 13 изд. - М.: «Просвещение»,  2009.

2. Книга для чтения по неорганической химии  

3.  Использованные  Интернет-ресурсы:

 http://images.yandex.ru

  www.wikipedia.org

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab71cb6-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_21_01.swf - составление формул

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab71cb7-4185-11db-b0de-0800200c9a66/index_mht.htm

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab71cb8-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_21_03.swf - растворимость солей

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab71cbb-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_21_06.jpg -мрамор

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab71cbc-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_21_07.jpg  - мел


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...