Разработка урока по химии "Углерод и его свойства"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Конова Антонина Дмитриевна

Представлена технологическая карта урока химии в 9 классе по теме "Углерод и его свойства". Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_himii_konovoy_a.d.docx62.07 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ

(В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС)

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ: «УГЛЕРОД И ЕГО СВОЙСТВА»

9 класс

                                                                                                                                                        Слушатель: учитель  химии

                                                                                                                                                                          первой квалификационной категории

                                                                                                                                                             МОУ  «Степанщинская СОШ»

                                                                                                                                               Воскресенского района

                                                                                                                                                             Конова Антонина Дмитриевна

                                                                                                                                                                  Преподаватель: Востротина И.Ф.

2015 год

Технологическая  карта урока химии в 9 классе по теме «Углерод и его свойства»

Тема

Углерод и его свойства.

Цель темы

Продолжить развитие понимания зависимости между составом, свойствами и применением веществ на примере углерода, развитие умений выбора собственной траектории обучения, принятия на себя ответственности за получаемое образование.

Задачи:

  • характеризовать строение атома углерода, исходя из его положения в ПСХЭ, изучить аллотропные модификации углерода и уметь устанавливать зависимость физических свойств от типа кристаллических решеток, рассмотреть химические свойства углерода как  окислительно – восстановительные реакции
  • развивать логическое мышление, умение проводить исследование
  • воспитывать способность к сотрудничеству, сопереживанию.

Тип урока

Урок изучения нового материала и первичного закрепления  знаний.

Формы организации учебной деятельности

Работа в группах, индивидуальная

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

.

  • Умение объяснять  строение атома углерода, аллотропные модификации углерода;
  • объяснять явление адсорбции его применение в домашних условиях;
  • формулировать причину различия физических свойств алмаза и графита;
  • знать химические свойства простого вещества углерода;
  • определять степени окисления в соединениях; отработать умение составлять уравнения химических реакций.

Познавательные УД: умения работать с текстом, выделять в нём главное.

Личностные УД: 

 1..Принятие социальной роли обучающегося

2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения

3.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях

Регулятивные УД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Коммуникативные УД: умения слушать учителя и отвечать на вопросы.

Основные понятия

«Аллотропия углерода», «Адсорбция», «Химические свойства углерода», «Круговорот углерода в природе»

Организация пространства

Межпредметные связи

Химия

Физика

Биология

Формы работы

Индивидуальная

Групповая

Фронтальная

Ресурсы

Учебник

Периодическая система химических элементов, презентация к уроку, мультимедийный проектор, компьютер.

На ученических столах: образцы мрамора, известняка, каменного (бурого)  угля, антрацита, кокса, древесного угля, активированного угля (в таблетках) или карболен;  лабораторный штатив, химические стаканы (2 шт.), воронки (2 шт.), фильтры или фильтровальная бумага, ступка с пестиком, дистиллированная вода, раствор чернил.  Карточки для индивидуальной работы.

Этапы урока

Основное содержание

Виды деятельности учителя

Виды деятельности обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Приветствие учащихся, отметка отсутствующих.

Приветствие учащихся, положительный настрой на работу и сотрудничество.

Настраиваются на работу и сотрудничество с учителем.

2. Постановка цели и задач урока (актуализация и обнаружение имеющихся у ученика знаний, пробуждение интереса и мотивация)

Актуализация опорных знаний.

Определение темы и задач урока.

Предлагает вопросы и задания:

- расположите элементы

Ge, C, Pb, Si, Sn  по возрастанию их порядкового номера в ПСХЭ, запишите в тетрадь.

-Что мы получили?

(Это элементы главной подгруппы 4 группы)

- Как изменяются свойства элементов и образуемых ими соединений в главных подгруппах?

Определение темы урока начинается со стихотворения:

Ох, как вездесущ я, как никто другой.

Уголь, нефть, алмазы – дружат все со мной

И в графите тоже, верьте содержусь,

И всегда так будет – я за то молюсь.

Как же не молиться, милый ты друг мой

В каждом я растении, каждому родной

Организм животный -  это тоже я

Да я жизнь рождаю. Вот моя семья!

Вопрос: О каком химическом элементе идет речь в этом стихотворении?

1.Индивидуальная  работа:

-Выполняют задание;

- Отвечают на вопросы учителя;.

- Определяют тему урока и ее цели;

Личностные  УД: уметь смотивировать себя на целенаправленную  познавательную деятельность.

Познавательные УД:

Выделять существенную информацию из текста вопросов. Извлекать  ранее полученные знания  из памяти. Актуализируют личный опыт.

Целеполагание.

Kоммуникативные УД:

выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

учет разных мнений; координирование в сотрудничестве разных позиций.

3. Осмысление (получение новой информации, соотнесение с имеющимися знаниями)

4.Закрепление изученных знаний.

- Характеристика элемента углерода по плану;

- Постановка проблемного вопроса «Где может быть скрыт секрет углерода»?

- Работа с таблицей «Электронное строение элементов IV А-группы» в учебнике;

- Электронное строение атома углерода;

- индивидуальная работа по карточкам.

Работа по группам.

Инструктивная карта № 1 «Аллотропные модификации углерода. Адсорбция»

Инструктивная карта №2 «Химические свойства углерода»

Инструктивная карта №3 «Применение углерода»

Обеспечение усвоения новых знаний с помощью различных заданий.

Фронтальная беседа.

Индивидуальная работа. Проверочный тест по вариантам.

- Учитель предлагает учащимся вспомнить, по какому плану изучались предыдущие темы: «Подгруппа кислорода» и «Подгруппа азота».

Учитель: рассмотрим таблицу № 22 «Электронное строение атомов элементов IV А-группы» в учебнике (стр. 145). Какой можно сделать вывод?

Каждый химический элемент интересен по своему, но углерод – элемент особенный. Как вы думаете, что объединяет объекты на этом слайде? (слайд 2).

- Распространенность элемента углерода (слайд 3, 4);

- Классификация соединений углерода (слайд 5) (рассказ)

- Почему такого разнообразия соединений мы не встречали у изученных ранее элементов? Предположите, где может быть скрыт «секрет углерода».

- Предлагает индивидуальную работу по карточкам

(Приложение 1.)

Организует работу в группах.

Инструктивная карта №1

1. Вспомните определение аллотропии. У каких элементов вы изучали аллотропные модификации.
2. Используя текст учебника, назовите аллотропные модификации углерода. Заполните таблицу «Физические свойства алмаза и графита». Объясните причины различий в физических свойствах графита и алмаза.
3. Что такое адсорбция? Применение адсорбции.

Физические свойства алмаза и графита

Алмаз

Графит

- Корректирует и дополняет выступления групп.

Демонстрирует модели кристаллических решеток алмаза и графита (Слайды 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18);

- Предлагает лабораторный опыт по очистке воды с помощью активированного угля.

Инструктивная карта № 2

1. Изучите статью учебника «Химические свойства углерода».
2. Заполните таблицу «Химические свойства углерода»

Восстановительные свойства

Окислительныесвойства

  1.  С + О2 =
  2. С +  О2 =
  3. С + СuО =.
  1. C + H2 =
  2. C + Ca =
  3. C + Al =

Инструктивная карта № 3

1. Рассмотрите схему «Применение углерода» в учебнике.

2. Основываясь на свойствах углерода и пользуясь рисунком 33, поясните, для каких целей применяют углерод.

- Исключите «лишнее» вещество (слайд 20). Фронтальная беседа.

- Индивидуальная работа. Проверочный тест по вариантам.

- Взаимная проверка работ (слайд 21)

                

                                  

 

Отвечают на вопросы:

  • Особенности электронного строения элементов IVА-группы.
  • Нахождение в природе.
  • Особенности электронного строения атома углерода.
  • Состав, строение и физические свойства простых веществ.
  • Химические свойства углерода.
  • Применение.

Ответы обучающихся:

  • Электронная формула внешнего энергетического уровня – ns2np2. Это р-элементы.
  • Высшая степень окисления +4, низшая –4.
  • Формула высших кислородных соединений ЭО2, водородных соединений ЭН4.

Отвечают на вопрос.

Слушают учителя.

Заполняют в тетради схему.

«Секрет углерода» скрыт в электронном строении.

Выполнение задания по электронному строению атома углерода. Обсуждение результатов.

Вывод: Особенности строения атома углерода в основном и возбужденном состоянии

 (слайд 6).

Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания. Знакомятся с информацией и предоставляют отчет.

- Учащиеся составляют схему в тетрадях (слайд 7);

- Выполняют лабораторный опыт по карточкам-инструкциям;

- Делают записи в тетрадях.

- Составляют уравнения реакции в тетрадях и на доске, затем проверяют результаты (слайд 19);

- Делают вывод: по отношению к металлам и водороду углерод является окислителем, а по отношению к кислороду и более электроотрицательным элементам углерод - восстановитель.

(слайд 19)

Выполняют тест.

Взаимопроверка.

Познавательные УД:

1. Нахождение и использование нужной информации.

2. Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

3. Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.).

Регулятивные УД: 

самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале,

волевая саморегуляция,

познавательная инициатива

осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

результатов действия,

 внесение необходимых корректив.

Личностные УД

 Умение управлять своей познавательной деятельностью; открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам.

Коммуникативные УД:

Понимать смысл текста.

Обоснование собственной позиции.

Взаимодействие  в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений.

Личностные УУД

 Умение управлять своей познавательной деятельностью; открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам.

Регулятивные УУД

Умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

5.Рефлексивно-оценочный этап.

Анализ и оценка успешности достижения цели.

Поднимите руку те, кто не сделал ни одной ошибки в тесте… А теперь пусть поднимут руку те, кто сделал 1-2 ошибки…Мне понравилось, как вы работали на уроке, особенно хочу отметить….

А теперь я хочу услышать ваше мнение об уроке. Закончите, пожалуйста, фразы:

Я узнал…
Я научился… 
Меня удивило…
Мне понравилось…
Мне было интересно узнать…
Мне захотелось…
У меня получилось…

- Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивают собственный вклад в работе группы.

Познавательные УД:

рефлексия способов и условий действия,

 контроль и оценка процесса и

результатов деятельности.

Регулятивные  УД: 

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные УД:

формулирование и аргументация своего мнения,

планирование учебного сотрудничества.

6.Домашнее задание

Информация о домашнем задании

П.28, №6-3. 6-11. 6-13 (задачник)


Приложение 1

Характеристика углерода по его положению в Периодической системе Д.И. Менделеева

Хим.символ

Порядковый номер

Период

Группа

Подгруппа

Число протонов

равно

Число электронов

Равно числу

Число нейтронов

Вычисляют по формуле _____________________

Заряд ядра

Имеет знак

и равен числу

Атомы углерода будут проявлять как окислительные свойства, получая в результате степень окисления ____

(в соединениях с

так  и восстановительные свойства, получая при этом

степени окисления ___ и ___  ( с  более

элементами, например с кислородом).

По сравнению с соседними по группе и периоду элементами углерод

более сильный окислитель, чем

и

, но

менее сильный, чем

.

Углерод образует несколько простых веществ, т.е. для него характерно явление

Приложение 2

Карточка – инструкция по проведению лабораторного опыта.

Фильтрование раствора чернил.

  1. Соберите прибор для фильтрования, как показано на рисунке:

G:\для работиы\химия 8 класс\практические работы\практические работы по химии\Новый рисунок.png

  1. Отфильтруйте небольшое количество раствора чернил через бумажный фильтр. Что вы наблюдаете?
  2. Возьмите чистую воронку, вложите в нее бумажный фильтр и затем насыпьте туда измельченный активированный уголь (1-2 таблетки).
  3. Отфильтруйте раствор чернил через слой активированного угля (используйте чистый химический стакан для сбора фильтрата!). Что вы наблюдаете?
  4. Сделайте вывод.

Приложение 3.

Тест

Вариант 1

  1. Электронная формула атома кремния:
  1. 1s22s22p4
  2. 1s22s22p2
  3. 1s22s22p63s23p4
  4. 1s22s22p63s23p2

  1. Внешнему энергетическому  уровню атома углерода соответствует электронная формула:
  1. 2s22p2
  2. 3s23p2
  3. 2s22p4
  4. 3s23p4

  1. Общая электронная формула внешнего энергетического уровня атомов элементов IVА – группы:
  1. ns2np2
  2. ns2np3
  3. ns2np4
  4. ns2

  1. Определите степени окисления углерода в соединениях: CS2, CH4, CCl4.
  2. Исключите «лишнее» вещество: CO2, CCl4, SiC.

Вариант 2

  1. Электронная формула 1s22s22p2 соответствует атому:
  1. Sn
  2. Ge
  3. Si
  4. C

  1. Число энергетических уровней и число электронов на внешнем энергетическом уровне атома углерода равны соответственно:
  1. 2 и 2
  2. 4 и 4
  3. 2 и 4
  4. 4 и 2

  1. Электронная формула внешнего энергетического уровня атома олова:
  1. 5s25p2
  2. 4s24p2
  3. 5s25p4
  4. 4s24p4

  1. Определите степени окисления углерода в соединениях: Be2C, CO, Al4C3.
  2. Исключите «лишнее» вещество: CS2, CaC2, CO2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Прямоугольный треугольник и его свойства"

Урок геометрии в 7 классе по теме "Прямоугольный треугольник и его свойства" был проведён в рамках "Учителя года Кировской области" в 2009 году, а затем представлен в г.Москва на Всероссийском конкурс...

Методическая разработка урока по теме: "Логарифм числа. Свойства логарифмов

Представлен ход урока, презентация, работа по устному счету, письменная работа....

Методическая разработка урока по теме "Аллюминий, его свойства, применение, связь с профессией"

Урок посвящен изучению свойств аллюминия, как представителя металлов средней активности, с применением эксперимента в  виртуальной химической лаборатории. В профессии "повар, кондитер" аллюминий ...

методическая разработка урока "Углерод. Физические и химические свойства"

Презентация урока по теме: "Углерод, Физические и химические свойства"....

Методическая разработка урока "Соли, их классификация и свойства"

Данная методическая разработка  предназначена для проведения урока химии в 8 классе по теме "Соли, их классификация и свойства" с использованием электронных образовательных ресурсов....

Методическая разработка урока по алгебре 8 класса «Свойства числовых неравенств»

Автор  УМК: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. Алгебра. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений..Тема урока: Свойства числовых неравенств (раздел Числовые...