Методическая разработка урока по теме "Аллюминий, его свойства, применение, связь с профессией"
методическая разработка по химии по теме

Потемкина Алина Ивановна

Урок посвящен изучению свойств аллюминия, как представителя металлов средней активности, с применением эксперимента в  виртуальной химической лаборатории. В профессии "повар, кондитер" аллюминий широко применяется для производства технологического оборудования, для изготовления спиралей в электронагревательных приборах, используют  магниевые и бронзовые сплавы аллюминия, а также фехраль (аллюминий, железо, хром)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alyuminiy.pptx697.11 КБ
Microsoft Office document icon plan_uroka_alyuminiy.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«АЛЮМИНИЙ» Из серии уроков Потемкиной Е.И. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ КУЛИНАРНОГО МАСТЕРСТВА

Слайд 2

ЦЕЛИ УРОКА с мультимедийным сопровождением Обучающая: Изучение строения, физические и химических свойства алюминия, его применение на основе положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева Развивающая: Развивать интеллектуальные умения, актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы Помочь обучающимся осознать практическую значимость изучаемого материала в их профессии, междисциплинарные связи Воспитывающая Формулировать вопросы и ответы, способы получения обратной связи, установить причинно-следственные связи, обогащение словарного запаса обучающихся Формировать коммуникативность

Слайд 3

Вопросы урока: 1. Строение атома алюминия, его положение в ПСЭ 2. Физические свойства алюминия 3. Применение алюминия, связь с Вашей профессией

Слайд 5

РАБОТА С КОНСПЕКТОМ НАЧЕРТИТЬ СТРОЕНИЕ АТОМА И ЕГО ЭЛЕКТРОННЫЙ ПАСПОРТ

Слайд 8

4 Al 0 + 3O 2 0  2Al 2 +3 O 3 -2 2Al 0 + 3Cl 2 0  2Al +3 Cl 3 -2 2Al 0 + 3S 0  Al 2 +3 S 3 -2

Слайд 9

ПРИМЕНЕНИЕ АЛЮМИНИЯ

Слайд 10

ПРИМЕНЕНИЕ АЛЮМИНИЯ Алюминий является важным компонентом многих сплавов. Например, в алюминиевых бронзах основные компоненты — медь и алюминий. В магниевых сплавах в качестве добавки чаще всего используется алюминий. Для изготовления спиралей в электронагревательных приборах используют (наряду с другими сплавами) фехраль (Fe, Cr, Al).

Слайд 11

ПРИМЕНЕНИЕ АЛЮМИНИЯ

Слайд 12

Выполнение задания Критерии оценки 5 заданий – «5» 4 задания – «4» 3 задания - «3» Конспект параграфа 13 Применение алюминия Пользуясь дополнительной литературой – составить презентацию «История открытия алюминия» ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ



Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Алюминий, его свойства  и применение»

с мультимедийным сопровождением (слайд № 1)

1.Цели урока. (слайд № 2)

Обучающая:

  1. изучить строение, физические и химические свойства алюминия, его применение на основе положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева

Развивающая:

  1. развивать интеллектуальные умения, актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
  2. помочь учащимся  осознать  практическую значимость изучаемого материала в их профессии, межпредметные связи;

Воспитывающая:

  1. формировать вопросы и ответы, способы получения обратной связи, устанавливать причинно-следственные связи, обогащение словарного запаса учащихся, коммуникативность.

2. Тип урока – Урок изучения нового материала

3. Методы обучения – эвристическая беседа, решение проблемных ситуаций, взаимоконтроль, тестирование

4. Оборудование и реактивы: учебник Габриелян О.С. Химия. 9 класс М., Дрофа, 2009,

                                                      компьютер, проектор, экран, образцы алюминия

                                                     (проволока, фольга, гранулы), ПСХЭ, растворы

                                                     разбавленной соляной кислоты, концентрированной

                                                     азотной кислоты, гидрооксида натрия, стакан с водой,

                                                     бенгальский огонь, спички, карточки с заданием,

                                                     тестовые задания

5. Ход урока

1. Организационная часть – 1 мин  (назвать дежурных, количество отсутствующих учащихся, санитарное состояние аудитории, готовность учащихся к уроку)

2. Цели урока. (слайд № 2)

Изучить:

  1. строение атома алюминия, его положение в ПСЭ
  2. физические свойства алюминия
  3. применение алюминия, связав с Вашей профессией

2. Актуализация знаний учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Устно: на основе положения алюминия в ПСХЭ дать характеристику алюминия по плану:

Слайд № 3

План характеристики элементов в ПСХЭ


2.Начертить строение атома алюминия и его электронный паспорт (все учащиеся выполняют в тетрадях)

Один учащийся работает у доски (сверяем ответы)                  

3.Какова высшая степень окисления у алюминия в соединениях?

Отвечают с места

+3

4.Проблемная ситуация (слайд № 4)

На основании положения алюминия в ПСХЭ сравнить, у какого из металлов более выражены металлические свойства в периоде? У магния (Mg) и алюминия (Al ), у кремния (Si) и алюминия ( Al )

Какой вывод? Запишите в тетрадях

Слайд № 5

Mg  ˂  Al  ˃ Si

Отвечают с места.

Алюминий более активный, чем кремний, но менее активный, чем магний


Учащиеся записывают в тетрадях

 3. Изучение нового материала (слайд № 1)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайд № 6

1.Перечислить физические свойства металлов.

Дополните физические свойства следующими const:

Легкий ( ρ= 2,7 г/см3)

Легкоплавкий  сплав –tплав 6000С

По электропроводности уступает только серебру (Ag ) и меди (Cu  )

Учащиеся с места записывают в тетрадях:

- металлический блеск,

- пластичность (фольга)

- теплопроводность (связь с профессией)

- электропроводность

- ковкость

2.Химические свойства алюминия (слайд № 7)

Взаимодействие алюминия с простыми веществами (слайд № 8)

Посмотрите, какое место алюминий занимает в ряду напряжения металлов?

Ответ учащегося: в ряду напряжения металлов Al помещен за самыми активными металлами – это металл средней активности.

Почему алюминий не вступает в реакции с кислородом воздуха и с водой даже при нагревании?

Ответ учащегося: потому, что он покрыт прочной тонкой пленкой оксида алюминия.

 tплав 20500С - тугоплавка

Демонстрация опыта. Горение бенгальского огня на воздухе. Назовите правила безопасности при обращении с бенгальским огнем.

Наряду с другими образующимися веществами, мы можем увидеть вещество белого цвета. Это и есть оксид алюминия Al2+3O3−2.

Запишем в тетради уравнение реакции взаимодействия алюминия с простыми веществами

 (слайд № 9)


4Al0 + 3O20 → 2Al2+3O3−2    Соед.,ок-восст.


2Al0 + 3Cl20 → 2Al+3Cl3−2 Соед.,ок-восст.


2Al0 + 3S0 → Al2+3S3−2 (сульфид Al)

Ответ учащегося:

- Нельзя держать огонь около бумаги, горючих и воспламеняющихся веществ,

- Нельзя направлять огонь на себя и своего товарища, нужно держать его  на расстоянии.






Учащиеся сверяют свои записи со слайдом № 9

Взаимодействие алюминия со сложными веществами (слайд № 10)

Будет ли алюминий реагировать с растворами кислот, исходя из его положения в электрохимическом ряду напряжения металлов?

Демонстрация опытов взаимодействия алюминия с раствором соляной кислоты.

Соблюдать правила работы с кислотами: в случае попадания на кожу – обильно промыть водой

 

Ответы учащихся:

Да, будет, т.к. он расположен в ряду напряжения металлов до водорода и будет вытеснять его из растворов кислот и воды(в чистом виде)



Слайд № 11


2Al0 + 6H+Cl → 2Al+3Cl3 + 3H20 ↑ р-я зам., ок-восст.

Назвать тип реакции. Давайте проверим, как ведет себя алюминий с концентрированной азотной кислотой при н.у он пассивируется, делается пассивным.

Сделайте вывод о реакциях алюминия с разбавленной соляной кислотой и концентрированной

Ответ:

Это реакция замещения, она окислительно-восстановительная.

Записывают ее в тетрадях и сверяют со слайдом № 11

Демонстрация опыта. Взаимодействие алюминия с солями меди. Обращаемся к электрохимическому ряду напряжения металлов:

Вытеснит ли алюминий из растворов солей металлы, расположенные в ряду напряжения металлов до него?


Al0 + Fe2+SO42−  ≠ Реакция не идет


Вытеснит алюминий из растворов солей металлы, расположенные в  ряду напряжения металлов за ним?


2Al0 + 3Cu2+SO42−  → Al23+(SO4)32− + 3Cu0

 реакция зам., ок-восст.


Будет ли алюминий взаимодействовать с гидрооксидом натрия  при

Соблюдаем правила работы со щелочами: при попадании на кожу – обильно промыть водой

2Al0 + 2NaOH+1 + 2H2O+1 → t    2NaAl+3O2 + 3H20 Соед.,ок-восст.


Вывод: таким образом, вы видим, что алюминий реагирует и с кислотами и с основаниями, следовательно, он проявляет амфотерные (двойственные связи)




Ответ:

Нет, потому что алюминий менее активен, чем железо




Да. Потому что он более активен, чем медь.



Записывают уравнение реакции



Да, потому что он амфотерен, т.е. проявляет двойственные свойства



Учащиеся записывают уравнение реакции и вывод

5. Обобщение материала (слайд № 2)

Все ли вопросы мы рассмотрели на уроке?

4. Закрепление материала (3 мин)

Вам предлагается тест из 5-ти вопросов в 2-х вариантах. (Приложение 1,2). Подчеркните правильные ответы. Оценивается тест по 5-ти бальной системе. После окончания работы над тестом поменяйтесь вариантами теста, проверьте знания товарища и поставьте оценки. Работы передайте на первые парты.

1 и 2-й варианты поднимите руки, у кого работа оценена на «5», на «4», на «3».

Сверим тесты с ответами на слайде № 13

5.Подведение итогов – слайд № 3

Как вы считаете, удалось ли нам достичь цели урока?

6.Домашнее задание (1-2 мин) 

§13, конспект

 Пользуясь дополнительной литературой и электронными ресурсами, составьте презентацию на СД или на бумаге по следующим вопросам:

  1. История открытия алюминия
  2. Применение алюминия, связь с моей профессией
  3. Влияние соединений алюминия на организм человека

Приложение № 1

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

Вариант 1

Время выполнения и взаимопроверка составляет 4 минуты

Критерии оценок:   5 заданий – оценка «5»

     4 задания – оценка «4»

     3 задания – оценка «3»          

Ответ обвести кружочком. Возможен только один ответ.

  1. У атома  алюминия на внешнем энергетическом уровне

   5е, 6е, 1е, 3е

  1. Металл алюминий имеет следующий цвет:

а) серый

б) белый

в) серебристо-белый

г) желтый  

  1. Какие свойства проявляет алюминий в реакциях с кислотами (разб) и щелочами:

а) основные

б) кислотные

в) окислительные

г) амфотерные  

  1. В вашей профессии алюминий ценится за высокую:

а) температуру плавления

б) электропроводность

в) теплопроводность

г) твердость  

  1. При нормальных условиях алюминий не реагирует:

а) с кислородом

б) с концентрированной азотной кислотой

в) с соляной кислотой

г) с щелочами

Выполненные и оцененные работы передайте на первую парту своего ряда.


Приложение № 2

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

Вариант 2

Время выполнения и взаимопроверка составляет 4 минуты

Критерии оценок:   5 заданий – оценка «5»

     4 задания – оценка «4»

     3 задания – оценка «3»          

Ответ обвести кружочком. Возможен только один ответ.

  1. Указать свойство алюминия, используемое в вашей профессии для упаковки продуктов питания, при прокатывании его в алюминиевую фольгу

а) теплопроводность

б) пластичность

в) металлический блеск

     г) непрозрачность  

  1. Чему равна степень окисления алюминия в соединениях:

а) +3

б) +1

в) +5

г) +2  

  1. При  обычных условиях поверхность алюминия покрыта:

а) оксидной пленкой

б) краской

в) кислотой

г) полимером  

  1. Электропроводность алюминия используется при изготовлении:

а) электрических проводов

б) посуды и столовых приборов

в) зеркал

г) мебели  

  1. Из-за применения в какой отрасли промышленности алюминий называют «крылатый металл»?:

а) машиностроительной

б) пищевой

в) самолетостроительной

г) судостроительной

Выполненные и оцененные работы передайте на первую парту своего ряда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с проблемным заданием с применением группового метода

Урок поможет определить степень усвоения учащимися темы "Реформы Александра II и Александра III"....

Методическая разработка урока в 5 классе: "Свойства воздуха"

Материал представлен с примененим системно-деятельностного метода обучения...

методическая разработка урока "Алюминий и его свойства"

методическая разработка урока " Алюминий и его свойства" 9 класс по учебнику О. С. Габриеляна. к методической разработке прилагается презентация, урок составлен рамках ФГОС...

Методическая разработка урока штукатурно-малярного дела "Свойства меловой краски и её приготовление"

Урок штукатурно-малярного дела в 6 классе школы 8 вида. Разработка содержит технологическую карту, конспект урока и приложения (раздаточный материал)....

Методическая разработка урока по химии "Физические свойства металлов" (9 класс)

Методическая разработка урока по химии "Физические свойства металлов" (9 класс). Этот методическая разработка урока направлена на повторение и обобщение сведений, полученных ранее о мет...