Мастер – класс «Современные подходы к оцениванию качества обучения учащихся по химиии»
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Рабочие материалы и презентация мастер-класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Современные подходы к оцениванию качества обучения учащихся по химиии»

Трифонова Лариса Владимировна, учитель химии

МБОУ «Гимназия №3» г. Архангельска

Цель данного мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов через знакомство с практически применяемыми в педагогической практике преподавания химии инструментами оценивания качества обучения учащихся.

Проблема оценки учебной деятельности – одна из ключевых проблем современной педагогики. Как получить объективную информацию, оценить сформированность ключевых компетенций у школьников? Считаю, что необходимо учитывать не только результат учебного труда, но и сам процесс учебной деятельности.  Поэтому  на уроках химии развиваем у обучающихся умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность,  устранять ошибки и находить пути их устранения.

Задачи мастер – класса:

  1. создать условия для восприятия в интерактивной форме опыта работы по современным подходам к оцениванию качества обучающихся по химии;
  2. познакомить с некоторыми инструментами ( создание творческих контрольных работ,  портфолио учащегося по предмету, организация групповой работы и проблема её оценивания, исследовательские  и проектные работы по химии);
  3. рассмотреть многообразие диагностики успешности  на уроках  и внеурочных занятиях по химии  (уроки- зачёты, уроки-тестирование,  уроки -викторины, уроки-игры, уроки- путешествия, участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах), предоставить возможность для оценки их эффективности;
  4. применение информационно-коммуникационных технологий в оценивании качества обучения;
  5. создание атмосферы открытости и доброжелательности, сотворчества в общении

На современном этапе учителю неободимо учитывать и предметные, и метапредметные, и личностные результаты ученика, его коммуникативные навыки, активно вводить в практику методы самооценки, взаимооценки, оценки родителей. При проведении мастер-класса предлагаю коллегам в совместной творческой работе решить поставленные задачи мастер-класса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Современные подходы к оцениванию качества обучения учащихся по химии

Трифонова Лариса Владимировна, учитель химии

МБОУ «Гимназия №3» г. Архангельска

Цель – создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов через знакомство с практически применяемыми в педагогической практике преподавания химии инструментами оценивания качества обучения учащихся.

Задачи мастер – класса:

  1. познакомить с некоторыми инструментами  оценивания (создание творческих контрольных работ,  портфолио учащегося по предмету, организация групповой работы и проблема её оценивания, исследовательские  и проектные работы по химии);
  2. рассмотреть многообразие диагностики успешности  на уроках  и внеурочных занятиях по химии  (уроки- зачёты, уроки-тестирование,  уроки -викторины, уроки-игры, уроки- путешествия, участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах), предоставить возможность для оценки их эффективности;
  3. применение информационно-коммуникационных технологий в оценивании качества обучения.

Пример 1. План-конспект урока

Альдегиды

  1. Вводный тест («Спирты. Фенолы»),  самопроверка (10 вопросов)
  2. Общая формула
  3. Номенклатура
  4. Физические свойства. Перечислите свойства формальдегида и уксусного альдегида
  5. Способы получения

А) получение уксусного альдегида из спирта

Б) получение уксусного альдегида из ацетилена

6.  Гомология. Запишите структурные формулы и названия первых четырёх представителей альдегидов, имеющих линейную формулу

7. Изомерия. Запишите структурные формулы и названия изомеров состава С4Н8О

8. Химические свойства и применение. Заполните таблицу

Химические свойства этаналя

Уравнение реакции, условия ее проведения

Применение реакции или продуктов реакции. Примечание

  1. Окисление

А) реакция со свежеприготовленным гидроксидом меди (II) при нагревании

Б)реакция «серебряного зеркала»

В) горение

  1. Восстановление

  1. Поликонденсация фенола с формальдегидом______________

9. Запишите структурную формулу ацетона. Перечислите области применения этого вещества.

Самостоятельная работа

  1. Составьте и назовите не менее 5 структурных формул  вещества  формулой С6Н12О (альдегиды)
  2. Составьте уравнения по схеме

Метан---ацетилен-----этаналь----уксусная кислота

Метан----этилен----этанол-----этаналь

  1. Какая масса серебра образуется в реакции 4,4г уксусного альдегида с аммиачным раствором оксида серебра?

Пример 2. Творческие контрольные работы

Контрольная работа по теме «Металлы» 9 класс

Вариант_

  1. Закончите возможные реакции в молекулярном виде___________________
  2. Осуществите превращения_________________________________________
  3. Решите задачу____________________________________________________
  4. Решите задачу____________________________________________________
  5. Творческое задание

Контрольная работа «Неметаллы»  9 класс

Вариант_

  1. Закончите возможные уравнения реакций___________________________________________
  2. Осуществите цепочку превращений.________________________________________________
  3. Рассмотрите окислительно-восстановительную реакцию (уравняйте, укажите окислитель и восстановитель)__________________________________________________________________
  4. Задача__________________________________________________________________________
  5. Творческое задание.

Пример 3. Творческая задача базового  уровня

Сравните строение: 1) атомов натрия и калия; 2) ионов натрия и калия; 3) сравните  свойства атомов и ионов; какую биологическую роль выполняют  ионы натрия и калия? Какие продукты богаты калием? Ответ оформите в форме таблицы.

Пример 4. Задача на определение веществ

В четырёх склянках без этикеток находятся растворы веществ:

Хлорид кальция, карбонат калия, сульфат калия, сульфат меди (II).

Памятка

Способ экспериментального распознавания  веществ считается рациональным при следующих условиях:

  1. Использовано наименьшее число опытов;
  2. Использованы доступные реактивы и простые опыты, не требующие дополнительного оборудования и длительного времени;
  3. Использованы практически осуществимые реакции;
  4. Исключается возможность наблюдения похожих результатов у разных веществ в одном опыте. (Журин А.А., Заграничная Н.А. Химия: метапредметные результаты обучения. 8-11 классы. – М.:ВАКО, 2014 –с.136)

Хлорид кальция

карбонат калия

сульфат калия

сульфат меди (II)

цвет раствора

б/цветный

б/цветный

б/цветный

Голубой р-р

NaOH

-

-

-

Синий осадок

HNO3

-

Газ без цвета и запаха

-

определён

BaCl2

-

определён

Белый осадок

Пример 5. Творческая задача повышенной сложности

Памятка
1. Ответом на любой приведённый вопрос  является химическая реакция, одна или несколько. 

2. При  выполнении задания запись  реакций протекающих в водной среде записывать в ионном виде.
3. Если реакция окислительно-восстановительная, необходимо  привести соответствующий данной реакции  окислительно-восстановительный баланс.
4. Все реакции данной контрольной работы известны вам по практическим работам, опытам в классе или из текста учебника.

Задания:
1.    Почему нельзя провести реакцию замещения с щелочным металлом в водном растворе соли?
2.    Решили заквасить  капусту. В доме нашлось оцинкованное ведро. Люди говорят, что это ведро нужно заменить. Почему?
3.  Вода  из колодца была использована для получения раствора гидроксида натрия.  Совершенно неожиданно выпал осадок зеленого цвета.  При отстаивании этого осадка произошли изменения - он изменился до бурого или коричневого цвета. Что же произошло?
4. При  одинаковой массе металла цинка, алюминия, магния можно получить водород. Какой металл выделит больший объём газа водорода?(
 http://him.1september.ru/view_article.php?id=200801809)
5. Во время практического занятия по химии один ученик прилил к раствору карбоната калия раствор хлорида кальция, затем последовательно добавлял всё, что оказалось у него под рукой: растворы соляной кислоты, нитрата серебра, сульфата железа (III), гидроксида натрия. Какие вещества в конечном счёте оказались у него в пробирке? Что наблюдал ученик после добавления очередного раствора? Ответ представьте в виде таблицы.

 (Журин А.А., Заграничная Н.А. Химия: метапредметные результаты обучения. 8-11 классы. – М.:ВАКО, 2014 –с.136)

Пример 6. Проектные работы (структура  работы)

При оформлении домашнего эксперимента используйте следующий план:

  1. Название

Словесные конструкции при формулировании темы исследовательской работы:

 «Особенности (процесса, явления…) »

«Своеобразие (процесса, явления…) »

«Роль (процесса, явления…в….) »

«Взаимосвязь (процесса, явления….) »

«Закономерности (процесса, явления…) »

«Влияние (процесса, явления ….на…) »

И др.

  1. Кто выполнил
  2. Цель (Что я хочу узнать и чего достигнуть?)
  3. Гипотеза эксперимента
  4. Ход эксперимента
  5. Выводы
  6. Приложение

Пример 7. Домашний эксперимент

Название работы

Выполнил: ФИ, класс

Цель:

Гипотеза:

Ход эксперимента

Что делаю

Что наблюдаю

Выводы

Уравнения реакции

Приложения. Фотографии этапов эксперимента

Примечание. Работа может быть выполнена в рукописном виде, оформлена рисунками. Домашний эксперимент  оформляется и представляется индивидуальный отчёт.

Пример 8. Список тем для домашнего эксперимента

8 класс. Примеры химических явлений в быту.  Горение сахара. Разложение пероксида водорода. Практические работы: «Наблюдение за горящей свечой»,  «Анализ почвы и воды».

9 класс. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Исследование поверхностного натяжения воды. Растворение перманганата калия  или медного купороса в воде. Изготовление гипсового отпечатка. Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров. Ознакомление с составом минеральной воды. Поглощение углём растворённых веществ или газов. Ознакомление с образцами стекла, керамики, цемента. Изучение свойств уксусной кислоты. Изучение свойств сложных эфиров. Исследование свойств твёрдых и жидких жиров. Изучение свойств мыла и синтетических моющих средств. Исследование свойств крахмала.

10 класс. Определение элементарного состава органических веществ. Изготовление моделей молекул углеводородов. Обнаружение непредельных углеводородов в жидких нефтепродуктах. Нефть и продукты её переработки. Свойства жиров. Изготовление мыла в домашних условиях. Знакомство с образцами пластмасс, волокон, каучуков. Определение витамина С. Действие ферментов на различные вещества. Анализ лекарственных препаратов.

11 класс. Моделирование построения Периодической системы элементов. Определение типа кристаллической решётки вещества и описание его свойств. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделий из них. Ознакомление с минеральными водами. Ознакомление с дисперсными системами. Индикаторы вокруг нас.  Реакции гидролиза в быту (испытание растворов  пищевой и стиральной соды, растворы мыла и стирального порошка).

Пример 9. Задачи  

Памятка

  1. В химических задачах единицы величин, как правило,  указываются не только при числовых значениях, но и в формулировках вопросов задач:
  1. Найдите массу (в граммах)….
  2. Найдите объём (в литрах)….
  3. Найдите количество вещества углекислого газа (моль)
  1. Числовой ответ (т.е. само число) зависит от заданной единицы.
  2. Будьте внимательны и рассудительны при составлении и решении задачи. Всегда ставьте химический смысл «во главу угла», после нахождения ответа проверяйте на химическую корректность.
  3. Тщательно изучите общие положения и  типовые примеры  решения задач различными методами.  Конечный выбор метода остаётся за вами.
  4. Используйте пример оформления

Домашняя работа

п.__, вопрос__________

Выполнил ученик________ класса, ФИ

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

РЕШЕНИЕ

ОТВЕТ

Пример 10.Образцы задач

  1. Найдите массу (в граммах) золота максимально осевшего на серебряной пластинке, помещённой в раствор   хлорида золота (III) массой 200г с массовой долей растворённого вещества 3 %.
  2. Гермиона решила позолотить свою волшебную серебряную палочку. Для этого она положила её в раствор хлорида золота (III) массой 200г с массовой долей растворённого вещества 3 %. Какая масса золота может максимально осесть на волшебной палочке? (Олимпиадные задания по химии. 8 класс/ авт.сост. В.Г. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2005. –с. 65-68).

Пример 11. Творческие работы

Тема сообщения

Выполнил: ФИ, класс

Объём работы не более 1 листа, изложение материала доступное, приведены интересные факты, использован иллюстративный материал

Использованные источники:

1. Журин А.А., Заграничная Н.А. Химия: метапредметные результаты обучения. 8-11 классы. – М.:ВАКО, 2014 –с.136

2. http://narfu.ru/entrant/olimpiady/arctic_future2016/.

Указываются печатные издания или ссылки на сайты интернет.

Работа может быть выполнена рукописно!!!!  Оформлена рисунками

На современном этапе учителю необходимо учитывать и предметные, и метапредметные, и личностные результаты ученика, его коммуникативные навыки, активно вводить в практику методы самооценки, взаимооценки, оценки родителей.



Предварительный просмотр:

Наблюдение химических реакций

Выполнил: Иванов Николай, 8 «В»

№1

Цель: Пронаблюдать за химической реакцией при добавлении в него лимона

Гипотеза: Чай посветлеет, если в него добавить лимон

Ход эксперимента

Что делаю

Что наблюдаю

Беру чай и лимон и помещаю лимон в чай

Постепенно становится заметно, что чай светлеет

Вывод: если в чай опустить кусочек лимона, то изменяется цвет чая, он становится более бледным и светлым, т.к. чай является индикатором

Приложения. Фотографии этапов экспериментаC:\Documents and Settings\vasya\Рабочий стол\Коля\Карантин\хим\ajnrb\IMG_20160210_141914.jpgC:\Documents and Settings\vasya\Рабочий стол\Коля\Карантин\хим\ajnrb\IMG_20160210_142454.jpg


№2

Цель: Пронаблюдать за химической реакцией при смешивании в воде лимонной кислоты и соды

Гипотеза: При смешивании в воде лимонной кислоты и соды выделится газ

Ход эксперимента

Что делаю

Что наблюдаю

Растворяю в воде лимонную кислоту, потом добавляю в раствор соды

Мы видим сильное выделение углекислого газа

Вывод: При смешивании в воде лимонной кислоты и соды выделяется газ

Уравнения реакции:

Приложения. Фотографии этапов эксперимента

C:\Documents and Settings\vasya\Рабочий стол\Коля\Карантин\хим\ajnrb\IMG_20160210_144527.jpgC:\Documents and Settings\vasya\Рабочий стол\Коля\Карантин\хим\ajnrb\IMG_20160210_144818.jpgC:\Documents and Settings\vasya\Рабочий стол\Коля\Карантин\хим\ajnrb\IMG_20160210_144824.jpgC:\Documents and Settings\vasya\Рабочий стол\Коля\Карантин\хим\ajnrb\IMG_20160210_144840_5.jpg


№3

Цель: Пронаблюдать, что произойдёт с варёной и сырой картошкой при помещении на них пероксида водорода (перекиси водорода)

Гипотеза: При помещении на них пероксида водорода (перекиси водорода) выделится газ

Ход эксперимента

Что делаю

Что наблюдаю

Помещаю пероксид

водорода на сырой картофель

Через несколько секунд выделяется белая пена (выделение кислорода)

Помещаю пероксид

водорода на варёный картофель

Ничего не происходит

Вывод: Когда мы помещаем пероксид водорода на сырой картофель, то перекись водорода разлагается на кислород и воду ферментом каталазой, содержащимся в живых клетках, в т. ч. и в клетках сырого картофеля, а если помещаем пероксид водорода на варёный картофель, то ничего не происходит, т.к при варке картофеля фермент каталаза разрушается

Уравнения реакции: 

Приложения. Фотографии этапов экспериментаC:\Documents and Settings\vasya\Рабочий стол\Коля\Карантин\хим\ajnrb\IMG_20160211_231702.jpgC:\Documents and Settings\vasya\Рабочий стол\Коля\Карантин\хим\ajnrb\IMG_20160211_231735.jpgC:\Documents and Settings\vasya\Рабочий стол\Коля\Карантин\хим\ajnrb\IMG_20160211_231738.jpg


№4

Цель: Пронаблюдать за горением сахара, с пеплом и без него

Гипотеза: С пеплом сахар загорится, а без него начнёт плавиться

Ход эксперимента

Что делаю

Что наблюдаю

Подносим зажигалку к ложке с сахаром

Сахар плавится

Подносим  зажигалку к ложке с сахаром и пеплом

Смесь горит синеватым пламенем

Вывод: Сахароза в обычных условиях не горит: если поднести к куску сахара зажженную спичку, он будет плавиться, частично обугливаться, но не гореть. Если же на кусок сахара насыпать совсем немного пепла и снова поднести огонь, сахар загорится синевато-желтым пламенем с небольшим потрескиванием

Уравнения реакции: 

Приложения. Фотографии этапов эксперимента

C:\Documents and Settings\vasya\Рабочий стол\Коля\Карантин\хим\ajnrb\IMG_20160211_203807.jpgC:\Documents and Settings\vasya\Рабочий стол\Коля\Карантин\хим\ajnrb\IMG_20160211_203813.jpg

C:\Documents and Settings\vasya\Рабочий стол\Коля\Карантин\хим\ajnrb\IMG_20160211_204352.jpgC:\Documents and Settings\vasya\Рабочий стол\Коля\Карантин\хим\ajnrb\IMG_20160211_204615.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Современный подход к одежде как один из факторов сохранения здоровья подрастающего поколения»

Дорогие женщины, девушки, девочки сохраняйте своё здоровье не только физически, но и энергетически. Не забывайте кто вы есть на самом деле....

Современные подходы к оцениванию результатов обучения

Кризис существующей системы оценки сегодня очевиден.Отметка все более становится простой формальностью. В условиях, когда образование ориентировано на развитие познавательных интересов и творческого п...

Мастер -класс "Современные средства оценивания результатов обучения в ГБОУ НиСПО (балльно - рейтинговая система)"

Остро встаёт проблема разработки методологии и принципов оценивания результатов обучения. Для того, чтобы решить эту задачу я познакомилась с теоретическими основами балльно-рейтинговой системой оценк...

Новый подход к оцениванию качества обучения по биологии

Модульно - рейтинговая система применительно к уроку биологии...

Мастер-класс "МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТИПОВ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ"

«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим  перед ними проблемы, которые надо решить.»  - считал  Роджер Левин.Материал презентации поможет рассмотреть этапы...

Мастер-класс "Современные подходы в обучении решению задач по геометрии"

Для развивающего обучения решающее значение имеет методика. Один и тот же учебный материал может быть изучен с большим или меньшим развивающим эффектом, в зависимости от того, как он изучается....