Рабочая программа по химии 10-11 класс
рабочая программа по химии (10 класс) на тему

Лащилова Людмила Леонидовна

Рабочая программа по химии 10-11 класс УМК Габриелян О.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proramma_po_himii10-11.docx52.19 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сукромленская средняя общеобразовательная школа имени М.Н.Виноградова

Торжокского района Тверской области

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора МБОУ

Сукромленская СОШ

_________ Зиновьева Н.Г.

«____»   ______      2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

Сукромленская СОШ

________  Вьюнова Т. А.

«___»_______    2018 г.

Рабочая программа

по химии 10 - 11 класс

(среднее общее образование, базовый уровень)

                       Разработана: Лащиловой  Людмилой Леонидовной                                                                                            учителем первой квалификационной категории

с. Сукромля

2018-2019 уч. год

Предмет      Химия 10-11 классы. Базовый уровень.

Количество часов: на изучение курса химии отводится 1 час в 10 и 2 часа в неделю в 11 классе.

Рабочая программа составлена на основе Рабочей программы по химии 10 и 11 классов к предметной линии О.С. Габриеляна (М:, Дрофа 2017 г.)

  1. Планируемые результаты реализации программы по предмету «Химия» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

— понимать химическую картину мира как составную часть целостной научной картины мира;

— раскрывать роль химии и химического производства как производительной силы современного общества;

— формулировать значение химии и ее достижений для повседневной жизни человека;

— устанавливать взаимосвязь между химией и другими естественными науками;

— формулировать основные положения теории химического строения органических соединений А.  М.  Бутлерова и иллюстрировать их примерами из органической и неорганической химии;

— аргументировать универсальный характер химических понятий, законов и теорий для органической и неорганической химии;

— формулировать Периодический закон Д. И. Менделеева и закономерности изменений в строении и свойствах химических элементов и образованных ими веществ на основе Периодической системы как графического отображения Периодического закона;

— характеризовать s- и p-элементы, а также железо по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева;

— классифицировать виды химической связи и типы кристаллических решеток, объяснять механизмы их образования и доказывать единую природу химических связей (ковалентной, ионной, металлической, водородной);

— объяснять причины многообразия веществ, используя явления изомерии, гомологии, аллотропии;

— классифицировать химические реакции в неорганической и органической химии по различным основаниям и устанавливать специфику типов реакций от общего через особенное к единичному;

— характеризовать гидролиз как специфичный обменный процесс и раскрывать его роль в живой и неживой природе;

— характеризовать электролиз как специфичный окислительно-восстановительный процесс и его практическое значение;

— характеризовать коррозию металлов как окислительно-восстановительный процесс и предлагать способы защиты от нее;

— классифицировать неорганические и органические вещества;

— характеризовать общие химические свойства важнейших классов неорганических и органических соединений в плане от общего через особенное к единичному;

— использовать знаковую систему химического языка для отображения состава (химические формулы) и свойств (химические уравнения) веществ;

— использовать правила и нормы международной номенклатуры для названий веществ по формулам и, наоборот, для составления молекулярных и структурных формул соединений по их названиям;

— знать тривиальные названия важнейших в бытовом отношении неорганических и органических веществ;

— характеризовать свойства, получение и применение важнейших представителей классов органических соединений (алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, ароматических углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, предельных одноосновных карбоновых кислот, сложных эфиров и жиров, углеводов, аминов, аминокислот);

— устанавливать зависимость экономики страны от добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья (нефти и природного газа);

— экспериментально подтверждать состав и свойства важнейших представителей изученных классов неорганических и органических веществ с соблюдением правил техники безопасности для работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;

— характеризовать скорость химической реакции и ее зависимость от различных факторов;

— характеризовать химическое равновесие и его смещение в зависимости от различных факторов;

— производить расчеты по химическим формулам и уравнениям на основе количественных отношений между участниками химических реакций;

— соблюдать правила экологической безопасности во взаимоотношениях с окружающей средой при обращении с химическими веществами, материалами и процессами.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

— использовать методы научного познания при выполне­

нии проектов и учебно­исследовательских задач химической тематики;

— прогнозировать строение и свойства незнакомых неорганических и органических веществ на основе аналогии;

— прогнозировать течение химических процессов в зависимости от условий их протекания и предлагать способы управления этими процессами;

— устанавливать взаимосвязи химии с предметами гуманитарного цикла (языком, литературой, мировой художественной культурой);

— раскрывать роль химических знаний в будущей практической деятельности;

— раскрывать роль химических знаний в формировании индивидуальной образовательной траектории;

— прогнозировать способность неорганических и органических веществ проявлять окислительные и/или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, образующих их;

— аргументировать единство мира веществ установлением генетической связи между неорганическими и органическими веществами;

— владеть химическим языком для обогащения словарного запаса и развития речи;

— характеризовать становление научной теории на примере открытия Периодического закона и теории химического строения органических веществ;

— критически относиться к псевдонаучной химической информации, получаемой из разных источников;

— понимать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством (экологические, энергетические, сырьевые), и предлагать пути их решения, в том числе и с помощью химии.

Результаты освоения курса (базовый уровень)

    Деятельность учителя в обучении химии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

— в ценностно-ориентационной сфере — осознание российской гражданской идентичности, патриотизма, чувства гордости за российскую химическую науку;

— в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории или трудовой деятельности;

— в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том числе само-

образованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

— в сфере сбережения здоровья — принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков) на основе знаний о свойствах наркологических и наркотических веществ.

     Метапредметные результаты освоения выпускниками средней (полной) школы курса химии:

— использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, наблюдение, измерение, проведение эксперимента, моделирование, исследовательская деятельность) для изучения различных сторон окружающей действительности;

— владение основными интеллектуальными операциями: формулировка гипотезы, анализ и синтез, сравнение и систематизация, обобщение и конкретизация, выявление причинно-следственных связей и поиск аналогов;

— познание объектов окружающего мира от общего через особенное к единичному;

— умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

— умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

— использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата;

— умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

— готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

— умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм

информационной безопасности;

— владение языковыми средствами, в том числе и языком химии — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числе   и символьные (химические знаки, формулы и уравнения).

    Предметными результатами изучения химии на базовом уровне на ступени среднего (полного) общего образования являются:

1) в познавательной сфере-   знание (понимание) изученных понятий, законов и теорий;

— умение описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

— умение классифицировать химические элементы, простые и сложные вещества, в том числе и органические соединения, химические реакции по разным основаниям;

— умение характеризовать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции;

— готовность проводить химический эксперимент, наблюдать за его протеканием, фиксировать результаты самостоятельного и демонстрируемого эксперимента и делать выводы;

— умение формулировать химические закономерности, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

— поиск источников химической информации, получение необходимой информации, ее анализ, изготовление химического информационного продукта и его презентация;

— владение обязательными справочными материалами: Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева, таблицей растворимости, электрохимическим рядом напряжений металлов, рядом электроотрицательности — для характеристики строения, состава и свойств атомов элементов химических элементов I–IV периодов и образованных ими простых и сложных веществ;

— установление зависимости свойств и применения важнейших органических соединений от их химического строения, в том числе и обусловленных характером этого строения (предельным или непредельным) и наличием функциональных групп;

— моделирование молекул важнейших неорганических и органических веществ;

— понимание химической картины мира как неотъемлемой части целостной научной картины мира;

2) в ценностно-ориентационной сфере — анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с производством и переработкой важнейших химических продуктов;

3) в трудовой сфере — проведение химического эксперимента; развитие навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности при выполнении индивидуального проекта по химии;

4) в сфере здорового образа жизни — соблюдение правил безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами; оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

  1. Содержание учебного предмета, курса.

Базовый уровень. 10—11 классы

Курс делится на две части: органическую химию и общую химию.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ   10 класс, 1 час в неделю, 35 часов в год, резерв 2 ч.

 

ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение.  1 ч

Наблюдение, предположение, гипотеза. Поиск закономерностей. Научный эксперимент. Вывод.

Формулировать гипотезу, проводить анализ и синтез, обобщение, выявлять причинно-следственные связи, проводить эксперимент в соответствии с правилами ТБ.

Тема 1. Предмет органической химии.   3 ч

Теория строения органических соединений. Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук. Валентность. Химическое строение. Основные положения теории строения органических соединений. Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химической связи. Изомерия и изомеры.

Различать предметы органической и неорганической химии, минеральные и органические вещества. Классифицировать вещества по происхождению на природные, искусственные и синтетические.

Объяснять причины многообразия органических веществ и особенности строения атома углерода. Различать понятия «валентность» и «степень окисления» и оперировать ими. Отражать состав и строение с помощью структурных формул и моделировать их молекулы. Различать понятия «изомер» и «гомолог». Называть изученные положения ТХС Бутлерова А. М.

Тема 2. Углеводороды и их природные источники.

9 ч

А л к а н ы. Природный газ, его состав и применение как источника энергии и химического сырья. Гомологический ряд предельных углеводородов. Изомерия и номенклатура алканов. Метан и этан как представители алканов. Свойства (горение, реакции замещения, пиролиз, дегидрирование). Применение. Крекинг и изомеризация алканов. Алкильные радикалы. Механизм свободно-радикального галогенирования алканов.

Углеводороды и их природные источники.

А л к е н ы. Этилен как представитель алкенов. Получениеэтилена в промышленности (дегидрирование этана) и в лаборатории (дегидратация этанола). Свойства (горение, бромирование, гидратация, полимеризация, окисление раствором KМnO4) и применение этилена. Полиэтилен. Пропилен. Стереорегулярность полимера. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений. Реакции полимеризации.

Д и е н ы. Бутадиен и изопрен как представители диенов. Реакции присоединения с участием сопряженных диенов (бромирование, полимеризация, гидрогалогенирование, гидрирование). Натуральный и синтетический каучуки. Резина.

А л к и н ы. Ацетилен как представитель алкинов. Получение ацетилена карбидным и метановым способами. Получение карбида кальция. Свойства (горение, бромирование, гидратация, тримеризация) и применение ацетилена.

А р е н ы. Бензол как представитель аренов.  Современные представления о строении бензола. Свойства бензола (горение, нитрование, бромирование) и его применение. Нефть и способы ее переработки. Состав нефти. Переработка нефти: перегонка и крекинг.

Характеризовать состав и основные направления использования и переработки природного газа. Устанавливать зависимость между объемами добычи природного газа в РФ и бюджетом. Находить взаимосвязь между изучаемым материалом и будущей профессиональной деятельностью. Правила экологически грамотного поведения и безопасного обращения с природным газом в быту и на производстве.

Определять принадлежность веществ к различным типам (предельным или непредельным) классам углеводородов.

 Называть их по международной номенклатуре, характеризовать строение, свойства отдельных представителей, способы получения и применение. Устанавливать зависимость между типом строения углеводорода и его химическими свойствами. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменения свойств углеводородов в гомологических рядах.

Наблюдать и описывать демонстрационный химический эксперимент.

Характеризовать состав и основные направления использования и переработки нефти. Устанавливать зависимость между объемами добычи нефти в РФ и бюджетом. Находить взаимосвязь между изучаемым материалом и будущей профессиональной деятельностью. Правила экологически грамотного поведения и безопасного обращения с нефтепродуктами в быту и на производстве.

Классифицировать углеводороды по строению углеродного скелета и наличию кратных связей.

Устанавливать зависимость между составом, строением углеводорода и его химическими свойствами.

Описывать генетические связи между классами углеводородов.

Анализировать результаты контрольной работы и выстраивать пути достижения желаемого уровня успешности.

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения.  8 ч

С п и р т ы. Метанол и этанол как представители предельных одноатомных спиртов. Свойства этанола (горение, окисление в альдегид, дегидратация). Получение (брожением глюкозы и гидратацией этилена) и применение этанола. Этиленгликоль. Глицерин как еще один представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты.

Фе н о л. Получение фенола из каменного угля. Каменный уголь и его использование. Коксование каменного угля, важнейшие продукты коксохимического производства. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола (взаимодействие с бромной водой и гидроксидом натрия). Получение и

применение фенола.

А л ь д е г и д ы. Формальдегид и ацетальдегид как представители альдегидов. Понятие о кетонах. Свойства (реакция окисления в кислоту и восстановления в спирт, реакция поликонденсации формальдегида с фенолом). Получение (окислением спиртов) и применение формальдегида и ацетальдегида..

К а р б о н о в ы е  к и с л о т ы. Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных карбоновых кислот. Свойства уксусной кислоты (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов и солями; реакция этерификации). Применение уксусной кислоты.

С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Сложные эфиры как продукты взаимодействия кислот со спиртами. Значение сложных эфиров в природе и жизни человека. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных карбоновых кислот. Растительные и животные жиры, их состав. Гидролиз или омыление жиров. Мыла́. Синтетические моющие средства (СМС). Применение жиров. Замена жиров в технике непищевым сырьем.

У г л е в о д ы. Понятие об углеводах. Глюкоза как представитель моносахаридов. Значение и применение глюкозы. Крахмал и целлюлоза как представители полисахаридов. Сравнение их свойств и биологическая роль. Применение этих полисахаридов.

Называть их по международной номенклатуре, характеризовать особенности строения и свойства на основе взаимного влияния атомов в молекуле; способы получения и применение.

Проводить классификацию по различным признакам.

Характеризовать состав и основные направления использования и переработки каменного угля.

Устанавливать зависимость между объемами добычи каменного угля в РФ и бюджетом. Находить взаимосвязь между изучаемым материалом и будущей профессиональной деятельностью.

Правила экологически грамотного поведения и безопасного обращения с каменным углем и продуктами коксохимического производства в быту и промышленности.

Наблюдать, описывать и проводить химический эксперимент.

Правила экологически грамотного поведения и безопасного обращения с горючими и токсичными веществами в быту и окружающей среде.

Устанавливать межпредметные связи химии и биологии на основе раскрытия биологической роли и химических свойств.

Тема 4. Азотсодержащие органические соединения.  8 ч

Амины. Метиламин как представитель алифатических аминов и анилин — как ароматических. Основность аминов в сравнении с основными свойствами аммиака. Анилин и его свойства (взаимодействие с соляной кислотой и бромной водой). Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений на примере анилина.  Получение анилина по реакции  Н. Н. Зинина. Применение анилина.

А м и н о к и с л о т ы. Глицин и аланин как представители природных аминокислот. Свойства аминокислот как амфотерных органических соединений (взаимодействие с щелочами и

кислотами). Особенности диссоциации аминокислот в водных растворах. Биполярные ионы.  Образование полипептидов. Аминокапроновая кислота как представитель синтетических аминокислот. Понятие о синтетических волокнах на примере капрона. Аминокислоты в природе, их биологическая роль. Незаменимые аминокислоты.

Белки. Белки как полипептиды. Структура белковых молекул. Свойства белков (горение, гидролиз, цветные реакции). Биологическая роль белков.

Ну к л е и н о в ы е к и с л о т ы. Нуклеиновые кислоты как полинуклеотиды. Строение нуклеотида. РНК и ДНК в сравнении. Их роль в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о генной инженерии и биотехнологии.

Генетическая связь между классами органических соединений. Понятие о генетической связи  

и генетических рядах.

Называть их по международной номенклатуре, характеризовать особенности строения и свойства на основе взаимного влияния атомов в молекуле; способы получения и применение.

Описывать свойства кислот как бифункциональных амфотерных соединений.

Описывать структуры и свойства белков как биополимеров.

Описывать структуру и состав нуклеиновых кислот как полинуклеотидов.

Устанавливать межпредметные связи химии и биологии на основе раскрытия биологической роли и химических свойств.

Устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами представителей классов углеводородов и кислорд- и азотсодержащих соединений. Описывать генетические связи между классами.

Наблюдать, описывать и проводить химический эксперимент для подтверждения строения и свойств различных органических соединений, а также для идентификации с помощью качественных реакций.

Соблюдать правила экологически грамотного поведения и безопасного обращения с горючими и токсичными веществами в быту и окружающей среде.

Тема 5. Химия   и   жизнь.   4 ч

Пластмассы и волокна. Полимеризация и поликонденсация как способы получения синтетических высокомолекулярных соединений. Получение искусственных высокомолекулярных соединений химической модификацией природных полимеров. Строение полимеров: линейное, пространственное, сетчатое. Понятие о пластмассах. Термопластичные и термореактивные полимеры. Отдельные представители синтетических и искусственных полимеров: фенолоформальдегидные смолы, поливинилхлорид, тефлон, целлулоид.

Понятие о химических волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна. Классификация и отдельные представители химических волокон: ацетатное (триацетатный

шелк) и вискозное, винилхлоридное  (хлорин), полинитрильное (нитрон), полиамидное  (капрон, найлон), полиэфирное  (лавсан).

Фе р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Понятие о рН среды. Особенности строения и свойств (селективность и эффективность, зависимость действия от температуры и рН среды раствора) ферментов по сравнению с неорганическими катализаторами. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и производстве.

В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Виды витаминной недостаточности. Классификация витаминов. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.

Го р м о н ы. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Важнейшие свойства гормонов: высо-

кая физиологическая активность, дистанционное действие, быстрое разрушение в тканях. Отдельные представители гормонов: инсулин и адреналин. Профилактика сахарного диабета. Понятие о стероидных гормонах на примере половых гормонов.

Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от ятрохимии и фармакотерапии до химиотерапии. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

Характеризовать реакции полимеризации и поликонденсации как способы получения синтетических высокомолекулярных соединений.

Описывать отдельных представителей пластмасс и волокон, их строение и классификацию.

На основе межпредметных связей с биологией устанавливать общее, особенное и единичное для ферментов как биологических катализаторов. Раскрывать их роль в организации жизни на Земле, а также в пищевой и медицинской промышленности.

На основе межпредметных связей с биологией раскрывать биологическую роль витаминов и их значение для сохранения здоровья человека.

На основе межпредметных связей с биологией раскрывать химическую природу гормонов и их роль в организации гуморальной регуляции деятельности организма человека.

Раскрывать роль лекарств от фармакотерапии до химиотерапии. Осваивать нормы экологического и безопасного обращения с лекарственными препаратами. Формировать внутреннее убеждение о неприемлемости даже однократного применения наркотических средств.

Рассматривать химические реакции качественно и количественно с помощью расчетов. Решать задачи на вывод формулы органического вещества по продуктам сгорания и массовым долям химических элементов

Резерв      2 ч

ОБЩАЯ ХИМИЯ     11 класс, 2 часа в неделю, 70 часов в год, в том числе резерв 6 ч.

ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 1. Периодический закон и строение атома    6 ч

Периодический закон и строение атома. Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона.  Первые попытки классификации химических элементов.  Важнейшие понятия химии: атом, относительная атомная и молекулярная массы. Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д. И. Менделеева.

Периодическая система Д. И. Менделеева. Периодическая система Д. И. Менделеева как графическое отображение Периодического закона. Различные варианты Периодической системы. Периоды и группы. Значение Периодического закона и Периодической системы. Строение атома. Атом — сложная частица. Открытие элементарных частиц и строения атома. Ядро атома: протоны и нейтроны. Изотопы.  Изотопы водорода. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Орбитали: s­ и р-. d­Орбитали. Распределение электронов по энергетическим уровням и орбиталям. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Валентные возможности атомов химических элементов. Периодический закон и строение атома. Со-

временное понятие химического элемента. Современная формулировка Периодического закона. Причина периодичности в изменении свойств химических элементов. Особенности заполнения энергетических уровней в электронных оболочках атомов переходных элементов. Электронные семейства элементов: s- и   р-элементы; d­ и f­элементы.

Характеризовать элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д. И. Менде-

леева.

Давать определения важнейших химических понятий: вещество, химический элемент, атом, относительная атомная масса, изотопы.

Давать определение видов классификации: естественной и искусственной. Выполнение прямого дедуктивного доказательства.

Создание моделей с выделением существенных характеристик объекта и их представлением в про-

странственно-графической или знаково-символической форме.

Прогнозировать свойства химических элементов и их соединений на основе Периодической системы

Д. И. Менделеева. Представлять сложное строение

атома, состоящего из ядра и электронной оболочки. Находить взаимосвязи между положением элемента в Периодической системе Д. И. Менделеева и строением его атома. Составлять электронные и

электронно-графические формулы

атомов s­, р­ и d­элементов.

Представлять развитие научных теорий по спирали на основе трех формулировок Периодического

закона.

Описывать строение атома и свойства химических элементов и их соединений на основе Периодичес-

кой системы Д. И. Менделеева.

Относить химические элементы к тому или иному электронному семейству. Раскрывать особенности строения атомов d­элементов и f­элементов.

Тема 2. Строение вещества.   18 ч

Строение вещества.

Ковалентная химическая связь. Понятие о ковалентной связи. Общая электронная пара. Кратность ковалентной связи. Электроотрицательность.  Перекрывание электронных орбиталей. a- и p­связи. Ковалентная полярная и ковалентная неполярная химические связи. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Ио н н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Катионы и анионы. Ионная связь и ее свойства. Ионная связь как крайний случай ковалентной полярной связи. Формульная единица вещества. Относительность деления химических связей на типы.

Металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов.  Зависимость электропроводности металлов от температуры. Сплавы.  Черные и цветные сплавы.

Агрегатные состояния вещества. Газы. Закон Авогадро для газов. Молярный объем газообразных веществ (при н. у.). Жидкости. Водородная химическая связь. Водородная связь как особый случай межмолекулярного взаимодействия. Механизм ее образования и влияние на свойства веществ (на примере воды). Использование воды в быту и на производстве. Внутримолекулярная водородная связь и ее биологическая роль.

Типы кристаллических решеток. Кристаллическая решетка. Ионные, металлические, атомные и молекулярные кристаллические решетки. Аллотропия. Аморфные вещества, их отличительные свойства.

Ч и с т ы е в е щ е с т в а и с м е с и. Смеси и химические соединения. Гомогенные и гетерогенные смеси. Массовая и объемная доли компонентов в смеси. Массовая доля примесей. Решение задач на массовую долю примесей. Классификация веществ по степени их чистоты.

Д и с п е р с н ы е с и с т е м ы. Понятие дисперсной системы. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Коллоидные дисперсные системы. Золи и гели.

Значение дисперсных систем в природе и жизни человека.

Объяснять инертные свойства благородных газов особенностями строения их атома. Характеризовать ковалентную связь как связь, возникающую за счет образования общих электронных пар путем

перекрывания электронных орбиталей. Классифицировать ковалентные связи по разным основаниям. Устанавливать зависимость между типом химической связи, типом кристаллической решетки и физическими свойствами веществ.

Характеризовать ионную связь как связь, возникающую путем отдачи или приема электронов. Классифицировать ионы по разным основаниям. Устанавливать зависимость между типом химической связи, типом кристаллической решетки и физическими свойствами веществ.

Характеризовать металлическую связь как связь между атом-ионами в металлах и сплавах посред-

ством обобществленных валентных электронов. Объяснять единую природу химических связей.

Устанавливать зависимость между типом химической связи, типом кристаллической решетки и физическими свойствами веществ.

Характеризовать особенности агрегатного состояния веществ на основе молекулярно-кинетических представлений.

Устанавливать межпредметные связи с физикой на этой основе.

Устанавливать межпредметные связи с биологией на основе рассмотрения природы водородной связи и ее роли в организации живой материи.

Классифицировать твердые вещества на кристаллические и аморфные. Устанавливать зависимость между типом химической связи,

типом кристаллической решетки и физическими свойствами веществ. Объяснять явление  

аллотропии. Иллюстрировать это явление различными примерами.

Находить отличия смесей от химических соединений. Отражать состав смесей с помощью понятия «доля» массовая и объемная. Производить расчеты с использованием этого понятия. Устанавливать зависимость между различиями в

физических свойствах компонентов смесей и способами их разделения. Решать задачи на нахождение массы (объема) компонента в смеси,

массы чистого вещества в образце,

массовой доли примесей.

Характеризовать различные типы дисперсных систем на основе агрегатного состояния дисперсной фазы и дисперсионной среды. Раскрывать роль различных типов дисперсных систем в жизни природы и общества.

Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент по получению, собиранию и распо-

знаванию газов.

Тема 3. Электролитическая диссоциация.  19 ч

Электролитическая   диссоциация

Р а с т в о р ы. Растворы как гомогенные системы, состоящие из частиц растворителя, растворенного вещества и продуктов их взаимодействия.  Растворение как физико­химический процесс. Массовая доля растворенного вещества. Типы растворов. Молярная концентрация вещества. Минеральные воды.

Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Уравнения электролитической диссоциации. Механизм диссоциации. Ступенчатая диссоциация. Водородный показатель.

К и с л о т ы в свете теории электролитической диссоциации. Общие свойства неорганических и органических кислот. Условия течения реакций между электролитами до конца. Специфические свойства азотной, концентрированной серной и муравьиной кислот.

О с н о в а н и я в свете теории электролитической диссоциации, их классификация и общие свойства. Амины как органические основания. Сравнение свойств аммиака, метиламина и анилина.

С о л и в свете теории электролитической диссоциации, их классификация и общие свойства. Соли кислые и осно́вные. Соли органических кислот. Мыла.

 Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики

восстановительных свойств металлов.

Ги д р о л и з. Случаи гидролиза солей. Реакция среды (рН)  в растворах гидролизующихся солей. Гидролиз органических веществ, его значение.

Определять понятия «растворы» и «растворимость». Классифицировать вещества по признаку раство-

римости. Отражать состав раствора с помощью понятий «массовая доля вещества в растворе» и «мо­

лярная концентрация вещества».

Решать задачи на расчет массовой доли вещества в растворе и молярной концентрации.

Определять понятия «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация». Формулировать основные положения  

теории электролитической диссоциации. Характеризовать способность электролита к диссоциации на основе степени электролитической диссоциации. Записывать уравнения электролитической диссоциации, в том числе  

и ступенчатой.

Наблюдать и описывать демонстрационный химический эксперимент.

Характеризовать кислоты в свете теории электролитической диссоциации. Различать общее, особенное и единичное в свойствах азотной, концентрированной серной и муравьиной кислот.

Характеризовать основания в свете теории электролитической диссоциации. Различать общее, особенное и единичное в свойствах гидроксидов и бескислородных оснований.

Характеризовать соли в свете теории электролитической диссоциации. Различать общее, особенное и единичное в свойствах средних и кислых солей.

Характеризовать гидролиз как обменное взаимодействие веществ с водой. Записывать уравнения реакций гидролиза различных солей.

Различать гидролиз по катиону и аниону. Предсказывать реакцию среды водных растворов солей, образованных сильным основанием и слабой кислотой, слабым основанием и сильной кислотой.

Раскрывать роль обратимого гидролиза органических соединений как основы обмена веществ в живых организмах и обратимого гидролиза АТФ как основы энергетического обмена в живых организмах.

Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент для идентификации неорганических и

органических соединений с помощью качественных реакций.

Обобщать знания о классификации и свойствах основных классов неорганических и органических соединений в свете теории электролитической диссоциации. Устанавливать внутрипредметные связи между органической и неорганической химией в свете общего, особенного и единичного.

Решать задачи на расчет по химическому уравнению, избыток одного из реагирующих веществ, с участием веществ, содержащих примеси.

Тема 4. Химические реакции    21 ч

Химические реакции. Классификация химических реакций.  Реакции, идущие без изменения состава веществ. Классификация по числу и составу реагирующих веществ и продуктов реакции. Реакции разложения, соединения, замещения и обмена в неорганической химии. Реакции присоединения, отщепления, замещения и изомеризации в органической химии. Реакции полимеризации как частный случай реакций присоединения. Тепловой эффект химических реакций. Экзо-  и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Расчет количества теплоты по термохимическим уравнениям.

Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций, аналитическое выражение. Зависимость скорости реакции от концентрации, давления, температуры, природы реагирующих веществ, площади их соприкосновения. Закон действующих масс.  Решение задач на химическую

кинетику.

К а т а л и з. Катализаторы. Катализ.  Гомогенный и гетерогенный катализ. Примеры каталитических процессов в промышленности, технике, быту. Ферменты и их отличия от неорганических катализаторов. Применение катализаторов и ферментов.

Х и м и ч е с к о е р а в н о в е с и е. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения на примере получения аммиака. Синтез аммиака в промышленности. Понятие об оптимальных условиях проведения технологического процесса.

Окислительно-восстановительные процессы. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Общие свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей. Взаимодействие металлов с неметаллами, водой, кислотами и растворами солей. Металлотермия. Коррозия металлов  

как окислительно ­ восстановительный процесс. Способы защиты металлов от коррозии.

Общие свойства неметаллов. Химические свойства неметаллов как окислителей. Взаимодействие с металлами, водородом и другими неметаллами. Свойства неметаллов как восстановителей. Взаимодействие с простыми и сложными веществами-окислителями. Общая характеристика галогенов. Электролиз. Общие способы получения металлов и неметаллов. Электролиз растворов и расплавов электролитов на примере хлорида натрия. Электролитическое получение алюминия. Практическое значение электролиза. Гальванопластика и гальваностегия.

З а к л ю ч е н и е. Перспективы развития химической науки и химического производства. Химия и проблема охраны окружающей среды.

Классифицировать химические реакции по различным основаниям. Различать особенности классификации реакций в органической химии.

Характеризовать тепловой эффект химических реакций и на его основе различать экзо- и эндотермические реакции. Отражать тепловой эффект химических реакций на письме с помощью

термохимических уравнений.

Проводить расчеты на основе термохимических уравнений.

Наблюдать и описывать демонстрационный химический эксперимент.

Характеризовать скорость химической реакции и факторы зависимости скорости химической  

реакции от природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, площади соприкоснове

ния веществ.

Характеризовать катализаторы и катализ как способы управления скоростью химической реакции.

На основе межпредметных связей с биологией устанавливать общее, особенное и единичное для ферментов как биологических катализаторов. Раскрывать их роль в организации жизни на Земле,  

а также в пищевой и медицинской промышленности.

Характеризовать состояния химического равновесия и способы его смещения. Предсказывать направление смещения химического равновесия при изменении условий проведения обратимой химичес-

кой реакции. Аргументировать выбор оптимальных условий проведения технологического процесса.

Характеризовать окислитель-но-восстановительные реакции как процессы, при которых изменяются степени окисления атомов. Составлять уравнения ОВР с помощью метода электронного баланса.

Характеризовать электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Предсказывать катодные и анодные процессы и отражать их на письме для расплавов и водных растворов электролитов. Раскрывать практическое значение электролиза.

Обобщать знания и делать выводы о закономерностях положения и изменений свойств металлов в периодах и группах Периодической

системы. Характеризовать общие химические свойства металлов как восстановителей на основе строения их атомов и положения металлов в электрохимическом ряду напряжения.

Характеризовать и описывать коррозию металлов как окислительно­восстановительный процесс и способы защиты металлов от коррозии.

Характеризовать общие химические свойства неметаллов как окислителей и восстановителей на основе строения их атомов и положения неметаллов в ряду электроотрицательности.

Характеризовать генетическую связь между классами органических и неорганических соединений и отражать ее на письме с помощью обобщенной записи «цепочки переходов». Конкретизировать такие цепочки уравнениями химических реакций.

Устанавливать внутрипредметные связи между органической и неорганической химией в свете

общего, особенного и единичного.

Резерв     6 ч

Обобщать знания о классификации и свойствах основных классов неорганических и органических соединений.

  1. Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование по химии 10 класс, 1час в неделю, УМК Габриелян О.С.

№ п/п

№ урока

Тема урока

Количество

часов

Введение.

1

1

1

Вводный инструктаж по ТБ.   Методы научного познания.

1

Тема 1

Теория строения органических соединений

3

2.

1.

Предмет органической химии.

1

3

2

 Основные положения теории строения органических соединений.

1

4

3

Теория химического строения А.М. Бутлерова.

1

Тема 2

 Углеводороды и их природные источники.

9

5

1

Природный газ как источник углеводородов.

1

6

2

Алканы

1

7

3

 Этиленовые углеводороды, или алкены.

3

8

4

Алкадиены.

1

9

5

Алкины: строение, изомерия, номенклатура, физические свойства, получение.

1

10

6

Арены. Бензол.

2

11

7

Нефть, её промышленная переработка.

2

12

8

Обобщение сведений об углеводородах. Подготовка к к\р.

2

13

9

Контрольная работа №1 по теме «Углеводороды».

1

Тема 3

  Кислородсодержащие органические соединения.

8

14

1

Спирты

1

15

2

Каменный уголь.

1

16

3

Фенолы.

2

17

4

Альдегиды и кетоны.

2

18

5

Карбоновые кислоты.

2

19

6

Сложные эфиры. Жиры.

1

20-21

7-8

Понятие об углеводах, их состав и классификация.  

2

Тема 4

  Азотсодержащие органические соединения.

8

22

1

Амины.  Анилин.

1

23

2

Аминокислоты.

1

24

3

 Белки.

1

25

4

Понятие о нуклеиновых кислотах.

1

26

5

Генетическая связь между классами органических соединений.

1

27

6

Практическая работа №1 «Идентификация органических соединений».

1

28

7

Обобщение и систематизация знаний о кислород- и азотсодержащих органических соединениях.

1

29

8

Контрольная работа №2 по теме "Кислород- и азотсодержащие органические соединения".

1

Тема 5

  Химия и жизнь

4

30

1

Пластмассы и волокна.

1

2

Ферменты. Витамины.

1

3

Гормоны. Лекарства.

1

4

Практическая работа №2

1

Тема 6

Резерв.

2

 

1

2

Резерв. Решение задач по органической химии.

Итоговое тестирование по курсу «Органическая химия».

Календарно-тематическое планирование по химии 11 класс, 2 часа в неделю, УМК Габриелян О.С.

Тема урока

Количество

часов

п./п

урока

Тема № 1

Периодический закон и строение атома.

6

1

1

Вводный инструктаж по ТБ. Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона.

1

2

2

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

1

3-4

3-4

Строение атома.

2

5-6

5-6

Периодический закон и строение атома.

2

Тема №2

Строение вещества

18

7-8

1-2

Ковалентная химическая связь.

2

9-10

3-4

Ионная химическая связь.

2

11

5

Металлы и сплавы.

1

12

6

Металлическая химическая связь.

1

13-14

7-8

Агрегатные состояния вещества. Водородная химическая связь.

2

15-16

9-10

Типы кристаллических решеток.

2

17

11

Чистые вещества и смеси.

1

18-19

12-13

Решение задач.

2

20-21

14-15

Дисперсные системы.  Коллоидные растворы.

2

22

16

Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов».

1

23

17

Повторение и обобщение знаний по темам: «Строение атома» и «Строение вещества».

1

24

18

Контрольная работа №1по темам: «Строение атома» и «Строение вещества».

1

Тема №3.

Электролитическая диссоциация

19

25-26

1-2

Растворы.

2

27-28

3-4

Решение задач по теме «Растворы».

2

29-30

5-6

Электролиты и неэлектролиты.

2

31-32

7-8

Кислоты в свете теории электролитической диссоциации.

2

33-34

9-10

Основания в свете ТЭД.

2

35-36

11-12

Соли в свете ТЭД.

2

37-38

13-14

Гидролиз.

2

39

15

Практическая работа № 2 по теме: «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений».

1

40-41

16-17

Повторение и обобщение темы «Теория электролитической диссоциации».

2

42

18

Решение задач.

1

43

19

Контрольная работа №2 по теме «Теория электролитической диссоциации».

1

Тема №4

Химические реакции

21

44-45

1-2

Классификация химических реакций.

2

46-47

3-4

Скорость химической реакции.

2

48

5

Расчеты по УХР.

1

49

6

Катализ.

1

50-51

7-8

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.

2

52

9

Окислительно - восстановительные реакции.

1

53-54

10-11

Электролиз.

2

55-56

12-13

Общие свойства металлов.

2

57

14

Коррозия металлов.

1

58-59

15-16

Общие свойства неметаллов.

2

60

17

Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ.

1

61

18

Практическая работа №3 «Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ».

1

62

19

Повторение и обобщение по теме: «Химические реакции».

1

63

20

Контрольная работа № 3 по теме: «Химические реакции».

1

64

21

Итоговый урок-конференция «Роль химии в моей жизни».

1

Тема №5    

Резерв

6

65-70

1-6

Резервное время.

6

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Габриелян О.С. Рабочая программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений– М.: Дрофа, 2017.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по химии:

1. Оценка устного ответа.

                  Отметка «5» :

-  ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

-  материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

-  ответ самостоятельный.

        Ответ «4» ;

-  ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

-  материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

        Отметка «З» :

-  ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

        Отметка «2» :

-  при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя,   отсутствие ответа.

2. Оценка экспериментальных умений.

        - Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

 Отметка «5»:

-  работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

-  эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

-  проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

        Отметка «4» :

-  работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

        Отметка «3»:

-  работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием,  которая исправляется по требованию учителя.

        Отметка «2»:

-  допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием,  которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

-  работа не выполнена у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

3.   Оценка умений решать расчетные задачи.

        Отметка «5»:

-   в логическом рассуждении и решении нет ошибок,  задача решена рациональным способом;

        Отметка «4»:

-   в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом,  или допущено не более двух несущественных ошибок.

        Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

        Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

-  отсутствие ответа на задание.

4.  Оценка письменных контрольных работ.

        Отметка «5»:

-  ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

        Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

        Отметка «3»:

-  работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

        Отметка «2»:

-  работа выполнена меньше, чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

-  работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5. Оценка тестовых работ.

        Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;

• три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;

• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

6. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии 10 - 11 классы к авторской программе Габриэляна О.С.

Предложены полностью разработанные программы по химии 10 - 11 класса...

Пояснительная записка к рабочей программы по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (Базовый уровень.

Пояснительная записка к рабочей программе по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень....

Рабочя программа по химии для 8 класса к учебнику Н.Е.Кузнецовой "Химия.8 класс".

Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие лич­ности ребёнка за время его обучения и воспит...

рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю

Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.    Рабочая программа со...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....