Рабочая программа по химии 8-9 класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Лащилова Людмила Леонидовна

Рабочая программа по химии 8-9 класс УМК О.С. Габриелян

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_himii_8-9.docx77.24 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сукромленская средняя общеобразовательная школа имени М.Н.Виноградова

Торжокского района Тверской области

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора МБОУ

Сукромленская СОШ

_________ Зиновьева Н.Г.

«____»   ______      2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

Сукромленская СОШ

________ Вьюнова Т. А.

«___»_______    2018 г.

Рабочая программа

по химии 8 - 9 класс

(основное общее образование, базовый уровень)

                                                  Разработана:  Лащиловой Людмилой Леонидовной

                                                                                      учителем первой квалификационной категории

с. Сукромля

2018-2019 уч. год

Рабочая программа

     Предмет      Химия 8-9 классы.

     Количество часов: на изучение курса химии: в 8 классе отводится 3 часа в неделю, 102 ч в год, из них 4 ч – резерв и в 9 классе -  2 часа в неделю 70 ч в год, из них 5 ч резерв.

     Рабочая программа составлена на основе Рабочей программы по химии 8-9 классы к предметной линии О.С. Габриеляна.

  1. Планируемые результаты реализации программы по предмету «Химия»:

Выпускник научится:

  • описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
  • раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии;
  • изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях;
  • сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
  • классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли – по составу;
  • описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ – кислорода и водорода;
  • давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
  • пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
  • проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменением свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • различать экспериментально кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами; осознать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
  • осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
  • понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
  • использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
  • развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение вещества.

Выпускник научится:

  • классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;
  • раскрывать смысл периодического закона Д.И. Менделеева;
  • описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;
  • характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
  • различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;
  • изображать электронные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;
  • выявлять зависимость свойств вещества от строения его кристаллической решетки (ионной, атомной, молекулярной, металлической);
  • характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;
  • описывать основные предпосылки открытия Д.И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов и многообразную научную деятельность ученого;
  • характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева;
  • осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
  • описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
  • применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
  • развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, ее основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

Многообразие химических реакций.

Выпускник научится:

  • объяснять суть химических процессов;
  • называть признаки и условия протекания химических реакций;
  • устанавливать принадлежность химической реакции к определенному типу по одному из классифицированных признаков:

1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена);

2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические);

3) по изменению степеней окисления химических элементов (окислительно-восстановительные реакции);

4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);

  • называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;
  • называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;
  • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно - восстановительных реакций;
  • прогнозировать продукты химических реакций по формулам / названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам / названиям продуктов реакции;
  • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
  • выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
  • готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
  • определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
  • проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
  • приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
  • прогнозировать результаты воздействия различных факторов на скорость химической реакции;
  • прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.

Многообразие веществ.

Выпускник научится:

  • определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
  • составлять формулы веществ по их названиям;
  • определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
  • составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
  • объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;
  • называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, основных, амфотерных.
  • называть общие химические свойства, характерные для каждого класса веществ;
  • приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
  • определять вещество – окислитель и вещество – восстановитель в окислительно – восстановительных реакциях;
  • составлять электронный баланс по предложенным схемам реакций;
  • проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций.

Выпускник получит возможность научиться:

• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной  и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.

• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;

• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.

Планируемые результаты реализации программы «Основы смыслового чтения и работы с текстом» средствами предмета химии:

Выпускник научится: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и под темы специального текста;

— выделять не только главную, но и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

• откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Планируемые результаты реализации программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» средствами предмета химии:

Выпускник научится:

• выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;

• участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;

• использовать возможности электронной почты для информационного обмена;

• вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;

• осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);

• соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;

• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;

• искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;

• формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.

• вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической и визуализации;

• проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях

Выпускник получит возможность научиться:

• взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);

• участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;

• взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета.

• создавать и заполнять различные определители;

• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.

• проводить естественно-научные и социальные измерения, вводить результаты измерений и других цифровых данных и обрабатывать их, в том числе статистически и с помощью визуализации;

• анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов.

Планируемые результаты реализации программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» средствами предмета химии:

Выпускник научится:

• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

• использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

• использовать догадку, озарение, интуицию;

• использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные универсальные учебные действия

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

• готовность к выбору профильного образования.

           Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временной перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам само регуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам само регуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

  1. Содержание учебного предмета, курса.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Химия»

Для сознательного освоения предмета «Химия» в школьный курс включены обязательные компоненты содержания современного химического образования:

1) химические знания (теоретические, методологические, прикладные, описательные — язык науки, исторические и др.);

2) различные умения, навыки (общеучебные и специфические по химии);

3)  ценностные отношения (к химии, жизни, природе, образованию и т. д.);

4) опыт продуктивной деятельности разного характера, обеспечивающий развитие мотивов, интеллекта, способностей к самореализации и других свойств личности ученика;

5) ключевые и учебно-химические компетенции.

В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у обучающихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения химии, проявляются в признании:

  • ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
  • ценности химических методов исследования живой и неживой природы.

Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса химии позволяет сформировать:

  • уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
  • понимание необходимости здорового образа жизни;
  • потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
  • сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

  • правильному использованию химической терминологии и символики;
  • развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

развитию умения открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Распределение содержания по классам:

   Содержание 8 класс: УМК Габриелян О. С, 3 часа в неделю, всего 102 часа, из них   4 ч   резерв.

ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение.    7 ч

Предмет химии. Методы научного познания. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. Превращение веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия. Роль отечественных ученых в становлении химической науки – работы М.В. Ломоносова, А.М. Бутлерова, Д.И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Практическая работа №1. «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Простейшие операции с оборудованием и нагревательными приборами».

Определения понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «вещество».

Описание и сравнение свойств веществ. Классификация веществ по составу.

 Различие тела и вещества, химического элемента и простого вещества.

 Определения понятий «химические явления» и «физические явления». Объяснение сущности химического явления и их принципиального отличия от физических явлений.

Характеристика роли химии в жизни человека; роли основоположников отечественной химии.

Определения понятий «химический знак», «химическая формула», «относительные атомная и молекулярная массы».

Описание положения элемента в таблице Д. И. Менделеева.

Вычисление относительной молекулярной массы вещества и массовой доли химического элемента в соединениях.

Работа с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

Соблюдение правил ТБ.

Выполнение простейших операций.

Наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами.

Описание химического эксперимента и оформление отчета.

Организация учебного взаимодействия в группе.

Тема 1. Атомы химических элементов.  14 ч

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». Изменение числа протонов в ядре атома – образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома – образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-36 периодической системы Д.И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.  

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента – образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов – неметаллов между собой – образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов – неметаллов между собой – образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов – металлов между собой – образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

изображать электронные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;

выявлять зависимость свойств вещества от строения его кристаллической решетки (ионной, атомной, молекулярной, металлической);

характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;

описывать основные предпосылки открытия Д.И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов и многообразную научную деятельность ученого

характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева;

Тема 2 Простые вещества.   9 ч

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Важнейшие простые вещества – металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества – неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ – аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразный веществ. Кратные единицы количества вещества – маллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Описание положения элементов-металлов и элементов-неметаллов в таблице Менделеева.

Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Характеристика общих физических свойств металлов и неметаллов. Установление причинно-следственных связей между строением атома и химической связью в простых веществах.

Определение принадлежности неорганических веществ к одному из классов. Доказательство относительности деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Определение понятий «аллотропия», «аллотропные модификации». Объяснение многообразия простых веществ таким фактором как аллотропия.

Определения понятий «моль», «постоянная Авогадро», «количество вещества», «молярные масса и объем», «нормальные условия».

Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «постоянная Авогадро», «молярные масса и объем».

Тема 3. Соединения химических элементов 20 ч.

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и т.д. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде.

Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калий и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная, металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

 Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доля компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Практические работы: №2. Очистка загрязненной поваренной соли.

Практическая работа №3 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе.»

Определения понятий «степень окисления», «валентность», их сравнение. Составление формул бинарных соединений.

Определение принадлежности неорганических веществ к классу по формуле вещества. Определение степени окисления и валентности элементов в формуле вещества. Описание свойств отдельных представителей класса. Составление формул и названий. Классификация сложных неорганических веществ по составу и свойствам, их сравнение.

Установление генетической связи между классами.

Определения понятий «аморфные вещества», «кристаллическая решетка».

Установление причинно-следственной связи между строением атома и типом кристаллической решетки химических соединений.

Характеристика атомных, молекулярных, ионных, металлических кристаллических решеток. Приведение примеров веществ с различными типами кристаллических решеток.

 Определения понятий «смеси», «массовая доля растворенного вещества», «объемная доля вещества в смеси». Решение задач с использованием понятий «массовая доля растворенного вещества», «объемная доля вещества в смеси».

Работа с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

Соблюдение правил ТБ.

Выполнение простейших операций.

Наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами.

Описание химического эксперимента и оформление отчета.

Организация учебного взаимодействия в группе

Тема 4.  Изменения, происходящие с веществами.   18 ч.

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, - физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие  об экзо – и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы вещества. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения – электролиз воды. Реакция соединения – взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакция замещения – взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Практическая работа №4 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой».

Практическая работа №5 «Признаки химических реакций».

Определения понятий «дистилляция или перегонка», «кристаллизация», «выпаривание», «возгонка», «фильтрование».

Установление причинно-следственных связей между физическими свойствами веществ и способом разделения смесей.

Определения понятий «химическая реакция», «экзо- и эндотермические реакции».

Наблюдение и описание признаков и условий течения химических реакций.

Определение понятия «химическое уравнение».

Объяснение закона сохранения массы веществ с точки зрения АМУ. Составление уравнений химических реакций на основе закона сохранения массы веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам.

Выполнение расчетов по химическим уравнениям.

Расчетные задачи:

1.Вычисление по химическим уравнениям массы, количества вещества, объема по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.

2. Вычисление по химическим уравнениям массы, количества вещества, объема продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего долю примесей.

3. Вычисление по химическим уравнениям массы, количества вещества, объема продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Работа с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

Соблюдение правил ТБ.

Выполнение простейших операций.

Наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами.

Описание химического эксперимента и оформление отчета.

Организация учебного взаимодействия в группе

Тема 5.  Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.   30 ч.

Растворение как физико – химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакций обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями – реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации.  Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями.  Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями, солями.   Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов.  Генетическая связь между классами неорганических   веществ.

Окислительно – восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно – восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно – восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ – металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно – восстановительных   процессах.

Практическая работа№6 «Ионные реакции».

Практическая работа №7 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца».

Определения понятий «раствор», «гидрат», «растворимость».

Определение растворимости веществ с использованием таблицы и кривых растворимости.

Определения понятий «электролитическая диссоциация», «электролиты» и «неэлектролиты», «степень диссоциации», «ионные реакции»

Составление уравнений электролитической диссоциации кислот, оснований, солей.

Иллюстрация примерами основных положений ТЭД; генетической взаимосвязи между веществами.

Составление молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений с участием электролитов.

Наблюдение и описание реакций с участием электролитов.

Составление характеристики общих химических свойств классов неорганических веществ в свете теории ТЭД.

Определение понятия «генетический ряд».

Составление уравнений реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов.

Определения понятий «окислительно – восстановительные реакции», «окислитель» и «восстановитель», «окисление» и «восстановление».

Классификация химических реакций по признаку «изменение степеней окисления элементов». Определение окислителя и восстановителя, окисления и восстановления.

Составление уравнений ОВР методом электронного баланса.

Работа с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. Соблюдение правил ТБ.

Наблюдение свойств электролитов и происходящих с ними явлений. Описание химического эксперимента и оформление отчета.

Тема 6. Резерв.    4 ч

  Содержание 9 класс: УМК Габриелян О. С, 2 часа в неделю, всего 70 ч, из них   6ч   резерв.

ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОСНОВНЕ ВИДЫ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций.   11 ч.

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот. Оснований и солей в свете ТЭД и процессов окисления – восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность Генетический ряд переходного элемента.     Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Понятие о скорости химической реакции.

Характеристика химических элементов 1-3 периодов по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; химических свойств амфотерных оксидов и гидроксидов.

Составление молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений реакций.

Классификация химических реакций по различным признакам. Определение окислителя и восстановителя, окисления и восстановления.

Составление уравнений ОВР методом электронного баланса.

Определение понятия «скорость химической реакции». Объяснения влияния различных факторов на скорость химической реакции.

Тема 1. Металлы    14 ч.

 Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Химические свойства металлов как восстановителей: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Понятие о металлургии. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

 Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы- простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов- оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства.

Важнейшие соединения щелочноземельных металлов-  оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия –оксид и гидроксид, их  амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Оксиды, гидроксиды и соли железа ( 2 и 3).  Генетические ряды Fe2+и  Fe3+.   Генетические ряды Fe2+и  Fe3+. Качественные реакции на  Fe2+и  Fe3+. Важнейшие соли железа и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Определение понятия «металлы».

Составление характеристики химических элементов-металлов по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Характеристика строения и общих физических свойств простых веществ-металлов. Установление причинно-следственной связи между строением атома, химической связью и типом кристаллической решетки металлов и их соединений, их общими физическими свойствами.

Характеристика химических свойств простых веществ-металлов. Объяснение зависимости свойств от положения в ПС Менделеева.

Составление молекулярных уравнений реакций, характеризующих химические свойства металлов и их соединений; электронных уравнений процессов окисления-восстановления; уравнений электролитической диссоциации (молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений).

Составление молекулярных уравнений реакций и

 электронных уравнений процессов окисления-восстановления, характеризующих способы получения металлов.

Определение понятия «коррозия». Иллюстрация понятий «коррозия», «химическая коррозия», «электрохимическая коррозия» примерами процессов, происходящих с различными металлами.

Характеристика способов защиты от коррозии.

Вычисления по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием металлов и их соединений.

Представление информации по теме «Металлы» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Тема 2.  Неметаллы.    27 ч.

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И .Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов- простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и  «неметалл».

    Водород. Положение в периодической системе   химических элементов Д .И Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. Водородные соединения неметаллов.

  Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Галогеноводородные кислоты и их соли. Хлороводород, соляная кислота и ее соли. Качественная реакция на хлорид- ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Практическая работа №1 Решение экспериментальных задач «Подгруппа галогенов».

  Кислород. Физические и химические свойства, получение и применение. Аллотропия. Озон.

Практическая работа №2 Решение экспериментальных задач «Подгруппа кислорода».

   Сера. Строение атома, аллотропия, физические и химические свойства, применение ромбической серы. Нахождение серы в природе.  Оксиды серы (4) и(6), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Окислительные свойства  концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ион.

   Азот. Строение атома и молекулы, физические и химические свойства простого вещества, получение и применение. Круговорот азота. Аммиак , строение, свойства, получение и применение.  Соли аммония, их свойства и применение.

Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач «Подгруппа азота».

Оксиды азота (2) и (4). Азотная кислота, ее свойства и применение. Окислительные свойства азотной кислоты. Нитраты и нитриты, проблемы их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

   Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора. Основные соединения: оксид фосфора (5), ортофосфорная кислота и фосфаты. Понятие о фосфорных удобрениях.

   Углерод. Строение атома, свойства  аллотропных  модификаций (алмаз, графит). Химические свойства углерода, применение.  Оксид углерода (2) – угарный газ и оксид углерода (4) –углекислый газ, их свойства и применение. Физиологическое действие угарного газа на организм. Качественная реакция на углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион. Круговорот углерода.

   Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (4), его природные разновидности.  Кремниевая кислота и силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности. Стекло.

Определение понятия «неметаллы», «галогены», «аллотропные видоизменения».

Характеристика химических элементов-неметаллов: строение, физические свойства.

Составление названий соединений неметаллов по формуле и их формул по названию.

Объяснение зависимости свойств химических элементов-неметаллов от положения в Периодической системе Менделеева.

Установление причинно-следственной связи между строением атома, химической связью и типом кристаллической решетки неметаллов и их соединений, их общими физическими свойствами.

Составление молекулярных уравнений реакций, характеризующих химические свойства неметаллов и их соединений, электронных уравнений процессов окисления-восстановления.

Установление причинно-следственных связей между строением атома, химической связью и типом кристаллической решетки неметаллов и их соединений, их химическими свойствами.

Выполнение расчетов по химическим формулами уравнениям реакций, протекающих с участием неметаллов и их соединений.

Экспериментальное исследование свойств неметаллов и их соединений, решение экспериментальных задач.

 Работа с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами ТБ.

Наблюдение и описание химического эксперимента по распознаванию хлорид-; фосфат-; карбонат-ионов.

Получать, собирать и распознавать кислород, аммиак, углекислый газ.

Формулирование выводов по результатам проведенного эксперимента.

Организация учебного взаимодействия в группе.

Тема 3. Краткие сведения об органических соединениях. 4 ч.

Неорганические и органические вещества.

Углеводороды. Метан, этан, пропан как предельные углеводороды. Этилен и ацетилен как непредельные углеводороды. Горение углеводородов. Качественная реакция на непредельные углеводороды. Реакция дегидрирования.

Этиловый спирт, его получение, применение и физиологическое действие. Глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты.

Уксусная, стеариновая, олеиновая кислоты- представители класса карбоновых кислот. Жиры. Мыла.

Аминогруппа. Аминокислоты. Аминоуксусная кислота. Белки (протеины), их функции в живых организмах. Качественные реакции на белки.

Характеризовать особенности состава и свойств органических соединений.

Различать предельные и непредельные углеводороды.

Называть и записывать формулы (молекулярные и структурные) важнейших представителей классов углеводородов.

Предлагать эксперимент по распознаванию соединений непредельного строения.

Характеризовать спирты как кислородсодержащие органические соединения.

Классифицировать спирты по атомности, приводить примеры, называть и записывать их формулы.

Характеризовать кислоты как кислородсодержащие органические соединения, называть представителей класса и записывать их формулы.

Характеризовать жиры как сложные эфиры, а мыла- как соли карбоновых кислот.

Характеризовать амины как содержащие аминогруппу органические соединения.

Характеризовать аминокислоты как амфотерные органические соединения, способные к реакциям поликонденсации.

Описывать три структуры белков и их биологическую роль. Распознавать белки с помощью цветных реакций.

Тема 4. Обобщение знаний за курс основной школы. Подготовка к ОГЭ.   8 ч  

Периодический закон и ПСХЭ Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера, а также номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение Периодического закона.

Виды химической связи, типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам. Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее.

Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей. Ионные уравнения. Условия протекания реакций обмена до конца.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель.

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Состав, классифиикация и общие химические свойства классов неорганических веществ в свете ТЭД.

Тренинг-тестирования по вариантам ГИА прошлых лет и демоверсии.

Представлять информацию по теме «Периодический закон и ПСХЭ Д. И. Менделеева. В свете теории строения атома» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, а также с использованием ИКТ.

Выполнять тестовые задания по теме.

Представление информации по теме «Химическая связь» в виде таблиц, схем, в том числе с применением средств ИКТ. Выполнять тестовые задания по теме.

Представление информации по теме «Классификация химических реакций по различным признакам» в виде таблиц, схем, в том числе с применением средств ИКТ. Выполнять тестовые задания по теме.

Характеризовать общие, особенные и индивидуальные свойства классов электролитов в свете ТЭД. Аргументировать возможность протекания реакций в растворах электролитов, исходя из условий.

Характеризовать окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель. Отличать этот тип реакций от реакций обмена. Записывать уравнения окислительно-восстановительных реакций с помощью электронного баланса.

Классифицировать неорганические вещества по составу и свойствам. Приводить примеры представителей конкретных классов и групп неорганических веществ.

Выполнять тесты в формате ОГЭ за курс основной школы.

Адекватно оценивать свои успехи в освоении курса основной школы.

Аргументированно выбирать возможность сдачи ОГЭ по химии.

Проецировать собственную образовательную траекторию по изучению химии в средней школе.

 Резерв. 6ч

Выполнять тесты в формате ОГЭ за курс основной школы.

 

3.Календарно-тематическое планирование

 Календарно-тематическое планирование курса химии 8 класса, УМК Габриелян О.С., 3 ч в неделю.

Тема урока

Количество

часов

п/п

урока

Ведение

7

1

1

Вводный инструктаж по ТБ.

Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества.

1

2

2

 Превращения веществ. Роль химии в жизни.

1

3*

3*

Практическая работа №1. «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Простейшие операции с оборудованием и нагревательными приборами».

1

4

4

Краткие сведения по истории развития химии. Основоположники отечественной химии.

1

5

5

Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

1

6

6

Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы.

1

7

7

Расчеты относительной молекулярной массы и массовой доли химического элемента вещества по его формуле

1

Тема 1

Атомы химических элементов.

14

8

1

Основные сведения о строении атомов.

1

9

2

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны.

1

10

3  *

Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

1

11

4

Строение электронных оболочек атома.

1

12

5

Строение электронных оболочек атомов элементов № 1-20 в таблице Д.И. Менделеева.

1

13

6

Металлические и неметаллические свойства элементов. Изменение свойств по группам и периодам.

1

14

7 *

Металлические и неметаллические свойства элементов. Изменение свойств по группам и периодам.

1

15

8

 Понятие об ионной связи.

1

16

9

Ковалентная неполярная химическая связь.

1

17

10

Электроотрицательность. Ковалентная полярная химическая связь.

1

18

11

Металлическая химическая связь.

1

19-20

12-13

Обобщение и систематизация по теме "Атомы химических элементов".

2

21

14

Контрольная работа №1 «Атомы химических элементов».

1

Тема 2        

Простые вещества.

9

22

1

Положение металлов и неметаллов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Простые вещества – металлы. Общие физические свойства металлов.

1

23

2

Простые вещества – неметаллы, их сравнение с металлами.

1

24

3

Аллотропия.

1

25

4

Количество вещества. Моль.

1

26

5

Молярная масса.

1

27

6

Молярный объем газов. Постоянная Авогадро.

1

 28

7

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

1

29

8

Обобщение знаний по теме: «Простые вещества».

1

30

9

Контрольная работа №2 «Простые вещества».

1

Тема 3.

Соединения химических элементов.

20

31

1

Степень окисления. Основы номенклатуры бинарных соединений.

1

32

2 *

Валентность химических элементов.

1

33

3  *

Составление формул бинарных соединений.

1

34

4

Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды.

1

35

5

Летучие водородные соединения.

1

36-37

6-7

Основания, их состав и названия.

2

38-39

8-9

Кислоты, их состав и названия

2

40-41

10-11

Соли как производные кислот и оснований.

2

42

12

Обобщение знаний о классификации сложных веществ.

1

43

13

Аморфные и кристаллические вещества.

1

44

14

Чистые вещества и смеси. Массовая и объемная доля компонентов в смеси.

1

45-46

15-16

Расчеты, связанные с понятием "доля".

2

47

17

Практическая работа №2 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе».

1

48-49

18-19

Обобщение знаний по теме «Соединения химических элементов».*

2

50

20

Контрольная работа №3 «Соединения химических элементов».

1

Тема 4.  

Изменения, происходящие с веществами.

18

51

1

Физические явления.

1

52

2  *

Разделение смесей.

1

53

3

Практическая работа №3 «Очистка загрязненной поваренной соли».

1

54

4

Химические реакции.  Признаки и условия протекания химических реакций.

1

55

5

Закон сохранения массы вещества.  Химические уравнения.

1

56

6

Практическая работа №4 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой».

1

57-59

7-9

Расчеты по химическим уравнениям.

3

60

10

 Реакции разложения. Понятие о скорости химической реакции и катализаторах.

1

61

11

Реакции соединения. Цепочки переходов.

1

62

12

Реакции замещения. Ряд активности металлов.

1

63

13

Реакции обмена. Правило Бертолле.

1

64

14

Типы химических реакций на примере свойств воды.  Понятие о гидролизе.

1

65-66

15-16

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами».

3

67

17

Практическая работа №5 «Признаки химических реакций».

1

68

18

Контрольная работа №4 «Изменения, происходящие с веществами».

1

Тема 5.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

30

69

1

Растворение как физико – химический процесс. Растворимость. Типы створов.

1

70

2

Понятие об электролитической диссоциации.

1

71

3

Основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД).

1

72

4

Ионные уравнения реакций.

1

73

5

Практическая работа №6 «Ионные реакции».

1

74-76

6-8

Кислоты, их классификация, химические свойства в свете ТЭД.

3

77-79

9-11

Основания, их классификация, химические свойства в свете ТЭД.

3

80-81

12-13

Оксиды, их классификация и свойства.

2

82-83

14-15

Соли, их классификация и свойства в свете ТЭД.

2

84

16

Практическая работа № 8 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца».

1

85-86

17-18  

Генетическая связь между классами неорганических веществ. *

2

87-88

19-20*

Обобщение знаний по теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».

2

89

21

Контрольная работа №5 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».

1

90-91

22-23

Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции.

2

92-93

24-25

Свойства изученных классов в свете ОВР и ТЭД.    *

2

94-95

26-27

Обобщение и систематизация знаний по теме.

2

96-97

28-29

Обобщение и систематизация знаний за курс 8 класса.

2

98

30

Итоговое тестирование за курс 8 класса.

Тема 6

Резерв

4

99-102

1-4

Обобщение и систематизация знаний за курс 8 класса.

Итого

102


Календарно-тематическое планирование курса химии 9 класса, УМК Габриелян О.С., 2 ч в неделю.

Тема урока

кол-во часов

п/п

урока

Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов».

11

1

1

Вводный инструктаж по ТБ. Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе.

1

2-3

2-3

Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе.

2

4

4

Амфотерные оксиды и гидроксиды.

1

5

5

Периодический закон и Периодическая система в свете учения о строении атома.

1

6

6

Химическая организация живой и неживой природы.

1

7

7

Классификация химических реакций по различным основаниям.

1

8

8

Понятие о скорости химической реакции.

1

9

9

Катализаторы.

1

10

10

Обобщение и систематизация знаний по теме.

1

11

11

Контрольная работа №1 «Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций».

1

Тема 1.

Металлы.

14

12

1

Положение элементов – металлов в Периодической системе. Особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. Сплавы.

1

13

2

Химические свойства металлов.

1

14

3

Металлы в природе. Общие способы их получения.

1

15

4

Понятие о коррозии металлов.

1

16

5

Общая характеристика элементов главной подгруппы IА группы.

1

17

6

Соединения щелочных металлов.

1

18

7

Щелочноземельные металлы.

1

19

8

Соединения щелочноземельных металлов.

1

20

9

Алюминий: строение атома, физические и химические свойства.

1

21

10

Соединения алюминия.

1

22

11

Железо: строение атома, физические и химические свойства.

1

23

12

Соединения железа.

1

24

13

Обобщение по теме «Металлы».

1

25

14

Контрольная работа№2 по теме «Металлы».

1

Тема 2.

Неметаллы.  

27

26

1

Общая характеристика элементов – неметаллов.

1

27

2

Водород.

1

28

3

Вода.

1

29

4

Галогены.

1

30

5

Соединения галогенов.

1

31*

6*

Практическая работа №1 Решение экспериментальных задач «Подгруппа галогенов».

1

32

7

Кислород, его физические и химические свойства, аллотропные модификации.

1

33

8

Практическая работа №2 Решение экспериментальных задач «Подгруппа кислорода».

1

34

9

Сера, ее физические и химические свойства.

1

35

10

Соединения серы.

1

36

11

Серная кислота как электролит и ее соли.

1

37

12

Серная кислота как окислитель. Получение и применение серной кислоты.

1

38

13

Азот и его свойства.

1

39

14

Аммиак и его свойства.

1

40

15

Соли аммония.

1

41*

16*

Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач «Подгруппа азота».

1

42

17

Оксиды азота. Азотная кислота как электролит.

1

43

18

Азотная кислота как окислитель. Получение азотной кислоты.

1

44

19

Фосфор и его свойства..Соединения фосфора. Понятие о фосфорных удобрениях.

1

45

20

Углерод и его свойства. Аллотропия.

1

46

21

Оксиды углерода .

1

47

22

Угольная кислота и ее соли.

1

48

23

Кремний и его свойства.

1

49

24

Соединения кремния.

1

50

25

Силикатная промышленность.

1

51

26

Обобщение по теме «Неметаллы»

3

52

27

Контрольная работа№3 по теме «Неметаллы».

1

Тема 3.

Краткие сведения об органических соединениях.

4

53

1

Углеводороды.

1

54-55

2-3

 Кислородсодержащие органические соединения.

2

56

4

Азотсодержащие органические соединения.

1

Тема 4.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ОГЭ.

8

57

1

Периодический закон и Периодическая   система Д. И. Менделеева в свете теории строения атома.

2

58

2

Виды химических связей.  Типы кристаллических решеток.

1

59

3

Классификация химических реакций.

1

60

4

Диссоциация электролитов в водных растворах. Ионные уравнения реакций.

1

61

5

Окислительно-восстановительные реакции.

1

62

6

Классификация и свойства неорганических веществ.

3

63

7

Обобщение и систематизация за курс неорганической химии.

1

64

8

Итоговое тестирование за курс 9 класса.

1

Резерв.

6

65-70

1-6

Тренинг – тестирование по вариантам ГИА.

6

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ

  1. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).
  2. http://him.1september.ru/index.php – журнал «Химия».
  3. www.drofa.ru – электронный учебник
  4. http://www/alhimik.ru – полезные советы, виртуальный репетитор, решение задач, помощь абитуриентам, история химии
  5. http://school-collection.edu.ru  - федеральное хранилище "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов"
  6. http://www.chemnet.ru – электронная библиотека по химии
  7. http://cnit.ssau.ru/organics - Учебный мультимедиа-комплекс для школьников, абитуриентов и студентов младших курсов вузов. Включает большое количество графических иллюстраций, анимаций, виртуальных моделей и анимаций (в формате VRML), flash-иллюстраций, контрольных вопросов и задач.
  8. http://n-t.ru/ri/kk/hm.htm - книга Юрия Кукушкина "Химия вокруг нас"
  9. http://www.chemport.ru/pertable - интерактивная таблица "Периодическая система элементов Д.И. Менделеева"
  10. http://experiment.edu.ru - коллекция "Естественнонаучные эксперименты"

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

УМК по химии 8 -9 класса:

  1. Габриелян О.С. Рабочая программа курса химии для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2017.
  2. Химия. 8, 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян.  – 16-е изд., стереотип. – М: «Дрофа», 2012. – 270, [2] с. : ил.

    3  КИМ к учебнику О.С. Габриеляна      «Химия. 8 ,9 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.

 

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по химии:

  1.  Оценка устного ответа.

                  Отметка «5» :

-  ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

-  материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

-  ответ самостоятельный.

        Ответ «4» ;

-  ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

-  материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

        Отметка «З» :

-  ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

        Отметка «2» :

-  при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя,   отсутствие ответа.

   2. Оценка экспериментальных умений.

- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

 Отметка «5»:

-  работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

-  эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

-  проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

        Отметка «4» :

-  работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

        Отметка «3»:

-  работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

        Отметка «2»:

-  допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

-  работа не выполнена у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

   3.   Оценка умений решать расчетные задачи.

        Отметка «5»:

-   в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

        Отметка «4»:

-   в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

        Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

        Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

-  отсутствие ответа на задание.

    4.  Оценка письменных контрольных работ.

        Отметка «5»:

-  ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

        Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

        Отметка «3»:

-  работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

        Отметка «2»:

-  работа выполнена меньше, чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

-  работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5. Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;

• три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;

• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

     6. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии 10 - 11 классы к авторской программе Габриэляна О.С.

Предложены полностью разработанные программы по химии 10 - 11 класса...

Пояснительная записка к рабочей программы по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (Базовый уровень.

Пояснительная записка к рабочей программе по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень....

Рабочя программа по химии для 8 класса к учебнику Н.Е.Кузнецовой "Химия.8 класс".

Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие лич­ности ребёнка за время его обучения и воспит...

рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю

Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.    Рабочая программа со...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....