Рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Фараонова Валентина Николаевна

Рабочая программа по предмету «Химия» для учащихся 9 класса,  разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ», Федеральным Государственным образовательным стандартом, основной образовательной программой  школы. Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по химии, так же программы курса химии для общеобразовательных учреждений (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2015.), рекомендованной Министерством образования РФ, требований к оснащению образовательного процесса.

Образовательная область – Естественнонаучные предметы

Формы итоговой аттестации тестирование, контрольная работа

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часа за учебный год,

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himiya_9.docx334.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Иозефовская основная школа»

            РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО      

            на педагогическом совете

             Протокол от 31.08.2018г. № 1

УТВЕРЖДАЮ

директор________Г.М.Петракова

Приказ от31.08.2018г. № 38 –ОД

Рабочая программа

по химии

9 класса

уровень образования - базовый

срок реализации 2018-2019учебный год

                                                                                                                                                                       

 Составитель -

Фараонова В.Н. учитель

1 квалификационной категории

               Оглавление

  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика учебного предмета.
  3. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
  4. Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения учебного предмета
  5. Содержание учебного предмета
  6. Календарно - тематическое  планирование
  7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
  8. Приложение

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Химия» для учащихся 9 класса,  разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ», Федеральным Государственным образовательным стандартом, основной образовательной программой  школы. Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по химии, так же программы курса химии для общеобразовательных учреждений (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2015.), рекомендованной Министерством образования РФ, требований к оснащению образовательного процесса.

Образовательная область – Естественнонаучные предметы

Формы итоговой аттестации тестирование, контрольная работа

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часа за учебный год, согласно  учебного плана МБОУ «Иозефовская ОШ» 

2.Общая характеристика учебного предмета

В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучения состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Фактологическая часть программы  включает сведения о неорганических и органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.

Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.

В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.

Распределение времени по темам программы дано ориентировочно. Учитель может изменять его в пределах годовой суммы часов.

   

3. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Содержание курса выстроено с учётом психолого-педагогических принципов, возрастных особенностей школьников. Старший школьный возраст характеризуется завершением психофизического развития человека, утверждением базовых ценностей, определяющих личностное и профессиональное самоопределение обучающегося во всей последующей жизни. Формируется устойчивая система ведущих ценностных ориентаций и установок в социально - политической, экономической, эстетической и экологической сферах деятельности в соответствии

  • принятыми  нравственными,  эстетическими,  трудовыми  нормами  и  правилами.  Происходит

принятие основных социальных ролей: работника, родителя, гражданина, патриота родного края. Основное внимание должно уделяться развитию логического мышления, активизация которого происходит на основе познания основных законов организации природного и социального мира, тенденций и противоречий развития региона, страны, всего человечества

Особенность курса химии состоит в том, что для его освоения школьники должны овладеть не только определённым запасом предварительных естественно-научных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Это является главной причиной того, что в учебном плане этот предмет появляется последним в ряду естественно-научных дисциплин. Обучающиеся должны научиться:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса химии.

  Изучение химии в основной школе даёт возможность  достичь следующих личностных результатов:

  1. воспитание чувства гордости за российскую химическую науку;
  2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего

современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

  1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтениях, осознанному построению индивидуальной  образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
  2. формировании коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской. Творческой и других видах деятельности;
  3. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  4. формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий.
  5. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,бережного отношения к окружающей среде;
  6. Развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности.

  Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы по химии являются:

  1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств достижения этих целей, выделять альтернативные способы  достижения целей и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  3. понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводеть эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
  4. формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
  5. умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
  6. умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др;
  7. Умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
  8. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе и проектные;
  9. Формирование умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а так же свои возможности в достижении цели определенной сложности
  10. Умение работать в группе- эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования является:

  1. Осознание объективной значимости основ химической науки, как области современного естествознания, компонента общей культуры и практической деятельности человека в условиях возрастающей химизации многих сфер жизни современного общества; осознание химических превращений веществ, как основы живой и не живой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
  2. Овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
  3. Формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении;
  4. Формирование умений устанавливать  связи между реально наблюдаемыми хим явлениями и процессами, происходящими в микромире атомов и молекул, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а так же обусловленность применение веществ особенностями их свойств;
  5. Приобретение опыта применения химических методов изучение веществ и их превращений: наблюдение за свойствами веществ, условиями протекания химических реакций;
  6. Умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
  7. Овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме: в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем и т. д.
  8. Создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета, при переходе на ступень среднего общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

.

  1. Содержание учебного предмета

Тема 1  Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неме¬талла.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение. Скорость химических реакций. Катализ. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие.

Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

Тема 2 Металлы

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восста¬новителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды железа. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fе2+ и Fе3+.

Практикум № 1

Свойства металлов и их соединений

1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. 2. Получение и свойства соединений металлов. 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.

Тема 3 Неметаллы

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хло¬рид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохо-зяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.

Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Практикум № 2

Свойства неметаллов и их соединений 1.Ионные реакции. 2.Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. 3.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода». 6. Получение, собирание и распознавание газов.

Тема 5

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирую¬щих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

6 ..Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол. часов

Характеристика видов деятельности

Дата

Корректировка

Общая характеристика химических элементов и химических реакций ( 10 часов)

1

Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе Д.И.Менделеева

1

Использовать при характеристике превращений веществ понятия: «химическая реакция», «реакции соединения», «реакции разложения», «реакции обмена», «реакции замещения», «реакции нейтрализации», «экзотермические реакции», «эндотермические реакции», «обратимые реакции», «необратимые реакции», «окислительно-восстановительные реакции», «гомогенные реакции», «гетерогенные реакции», «каталитические реакции», «некаталитические реакции», «тепловой эффект химической реакции», «скорость химической реакции», «катализатор»; характеризовать химические элементы 1-3-го периодов по их положению в Периодической системе химических элементов Д.- И. Менделеева: химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям, простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида, летучего водородного соединения (для неметаллов)); характеризовать общие химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов; приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов; давать характеристику химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; тепловому эффекту; направлению протекания реакции; изменению степеней окисления элементов; агрегатному состоянию исходных веществ; участию катализатора; объяснять и приводить примеры влияния некоторых факторов (природа реагирующих веществ, концентрация веществ, давление, температура, катализатор, поверхность соприкосновения реагирующих веществ) на скорость химических реакций; наблюдать и описывать уравнения реакций между веществами с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; проводить опыты, подтверждающие химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов; зависимость скорости химической реакции от различных факторов (природа реагирующих веществ, концентрация веществ, давление, температура, катализатор, поверхность соприкосновения реагирующих веществ).

2

Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе Д.И.Менделеева

1

3

Амфотерные оксиды и гидроксиды

1

4

Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома.

1

5

Химическая организация живой и неживой природы

1

6

Классификация химических реакций по различным основаниям

1

7

Понятие о скорости химической реакции

1

8

Катализаторы

1

9

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева »

1

10 

Контрольная работа № 1 по теме: «Общая характеристика химических элементов и химических »

1

Металлы ( 15 часов+ 2 практические работы)

11 

Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева. Общие физические свойства металлов

1

Использовать при характеристике металлов и их соединений понятия: «металлы», «ряд активности металлов», «щелочные металлы», «щелочноземельные металлы», использовать их при характеристике металлов; давать характеристику химических элементов-металлов (щелочных металлов, магния, кальция, алюминия, железа) по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева (химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям), простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида); называть соединения металлов и составлять их формулы по названию; характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществ-металлов; объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства) химических элементов-металлов (радиус, металлические свойства элементов, окислительно-восстановительные свойства элементов) и образуемых ими соединений (кислотно-основные свойства высших оксидов и гидроксидов, окислительно-восстановительные свойства) от положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; описывать общие химические свойства металлов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов и их соединений, а также электронные уравнения процессов окисления-восстановления; уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов; устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки металлов и их соединений, их общими физическими и химическими свойствами; описывать химические свойства щелочных и щелочноземельных металлов, а также алюминия и железа и их соединений с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; выполнять, наблюдать и описывать химический эксперимент по распознаванию важнейших катионов металлов, гидроксид-ионов; экспериментально исследовать свойства металлов и их соединений, решать экспериментальные задачи по теме «Металлы»; описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием металлов и их соединений; обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности; наблюдать за свойствами металлов и их соединений и явлениями, происходящими с ними; описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;делать выводы по результатам проведенного эксперимента

12 

Сплавы

1

13 

Химические свойства металлов

1

14 

Металлы в природе, общие способы получения металлов

1

15 

Общие понятия о коррозии металлов

1

16 

Щелочные металлы

1

17 

Соединения щелочных металлов

1

18 

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы

1

19 

Важнейшие соединения щелочноземельных металлов

1

20 

Алюминий

1

21 

Соединения алюминия

1

22 

Железо, его строение, физические и химические свойства

23 

Генетические ряды железа (II) и железа (III). Важнейшие соли железа

1

24 

Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы»

1

25 

Контрольная работа № 2 по теме «Металлы»

1

26-27

Практическая работа №1-2 « Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов»

2

Неметаллы ( 25 часов + 3 практические работы)

28 

Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон

1

Использовать при характеристике металлов и их соединений понятия: «неметаллы», «галогены», «аллотропные видоизменения», «жесткость воды», «временная жесткость воды», «постоянная жесткость воды», «общая жесткость воды»; давать характеристику химических элементов-неметаллов (водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева (химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям), простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида, формула и характер летучего водородного соединения); называть соединения неметаллов и составлять их формулы по названию; характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществ-неметаллов; объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства) химических элементов-неметаллов (радиус, неметаллические свойства элементов, окислительно-восстано-вительные свойства элементов) и образуемых ими соединений (кислотно-основные свойства высших оксидов и гидроксидов, летучих водородных соединений, окислительно-восстановительные свойства) от положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; описывать общие химические свойства неметаллов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства неметаллов и их соединений, а также электронные уравнения процессов окисления-восстановления; уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов; устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки неметаллов и их соединений, их общими физическими и химическими свойствами; описывать химические свойства водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, графита, алмаза, кремния и их соединений с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; описывать способы устранения жесткости воды и выполнять соответствующий им химический эксперимент; выполнять, наблюдать и описывать химический эксперимент по распознаванию ионов водорода и аммония, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-, хлорид-, бромид-, иодид-ионов; экспериментально исследовать свойства металлов и их соединений, решать экспериментальные задачи по теме «Неметаллы»; описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности; наблюдать за свойствами неметаллов и их соединений и явлениями, происходящими с ними; делать выводы по результатам проведенного эксперимента.проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием неметаллов и их соединений.

29 

Общие химические свойства неметаллов. Неметаллы в природе и способы их получения.

1

30

Водород.

1

31

Вода

1

32 

Галогены

1

33 

Соединения галогенов

1

34

Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений

1

35 

Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов»

1

36

Кислород

1

37 

Сера и ее соединения

1

38 

Сера, её физические и химические свойства.

1

39 

Серная кислота как электролит и её соли. Окислительные свойства серной кислоты

1

40 

. Практическая работа №4 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

1

41 

Азот и его свойства

1

42 

Аммиак и его свойства

1

43 

Соли аммония

1

44 

Кислородные соединения азота. Азотная кислота и ее соли

1

45 

Окислительные свойства азотной кислоты

1

46 

Фосфор и его соединения

1

47 

. Углерод

1

48 

Кислородные соединения углерода

1

49 

Угольная кислота и её соли. Жёсткость воды и способы её устранения

1

50-

Кремний и его соединения

2

51

Силикатная промышленность

1

52-53

Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»

1

54

Контрольная работа № 3 «Неметаллы»

1

55

Практическая работа №5 «Получение, собирание и распознавание газов»

1

Органическая химия. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА) ( 13 часов)

56 

Предмет органической химии. Вводный инструктаж по ТБ

1

Устанавливать связь между целью изучения химии и тем, для чего она осуществляется (мотивами); выполнять корригирующую самооценку, заключающуюся в контроле за процессом изучения химии и внесении необходимых коррективов, соответствующих этапам и способам изучения курса химии; выполнять ретроспективную самооценку, заключающуюся в оценке процесса и результата изучения курса химии основной школы, подведении итогов на основе соотнесения целей и результатов; строить жизненные и профессиональные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий; осознавать собственные ценности и соответствие их принимаемым в жизни решениям; вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки (свои и других людей) и события с принятыми этическими нормами; в пределах своих возможностей противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества.

57 

Классификация и номенклатура органических соединений

1

58 

Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе» Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ.

1

59 

1

60 

Диссоциация электролитов в водных растворах. Ионные уравнения реакций.

1

61

Окислительно-восстановительные реакции

1

62 

Классификация и свойства неорганических веществ

1

63 

Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла

1

64 

Виды химических связей и типы криталлических решеток.

1

65 

Взаимосвязь строения и свойств веществ.

1

66 

Итоговое тестирование за курс основной школы в формате ГИА

1

67-68

Повторение

2

7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.:

Дрофа, 20117.

  1. Габриелян О.С.,Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2010.
  2. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия 8-9 классы. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2013.

  1. Габриелян, О.С. Химия. 9 кл. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна

«Химия.  9  класс»:  учебное  пособие/О.С.  Габриелян,  П.Н.Березкин,  А.А.Унакова  и  др.  –

М.:Дрофа,2013.

8. Приложение

Контрольная работа № 1 «Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»

Часть А (задания с выбором ответа)

А1. В периодах слева направо заряд ядра атома

1.        увеличивается

2.        уменьшается

3.        не изменяется

4.        сначала увеличивается, а затем уменьшается

А2. В главных подгруппах снизу вверх заряд ядра атома

1.        увеличивается

2.        уменьшается

3.        не изменяется

4.        сначала увеличивается, а затем уменьшается

АЗ. В главных подгруппах сверху вниз число электронов на внешнем уровне

1.        увеличивается

2.        уменьшается

3.        не изменяется

4.        сначала увеличивается, а затем уменьшается

А4. В периодах справа налево число энергетических уров¬ней

1.        увеличивается

2.        уменьшается

3.        не изменяется

4.        сначала увеличивается, а затем уменьшается

А5. В главных подгруппах снизу вверх восстановитель¬ные свойства элемента

1.        усиливаются

2.        ослабевают

3.        не изменяются

4.        сначала ослабевают, а затем усиливаются

А6. В периодах слева направо восстановительные свойст¬ва элемента

1.        усиливаются

2.        ослабевают

3.        не изменяются

4.        сначала ослабевают, а затем усиливаются

А7. В главных подгруппах сверху вниз окислительные свойства элемента

1.        усиливаются

2.        ослабевают

3.        не изменяются

4.        сначала ослабевают, а затем усиливаются

А8. В периодах слева направо окислительные свойства элемента

1.        усиливаются

2.        ослабевают

3.        не изменяются

4.        сначала ослабевают, а затем усиливаются

А9. В главных подгруппах сверху вниз высшая положи¬тельная степень окисления

1.        увеличивается

2.        уменьшается

3.        не изменяется

4.        сначала увеличивается, а затем уменьшается

А10. Оксид кальция СаО не реагирует с

1)NaOH 3) С02

2) НС1 4) Н20

А11 . Оксид серы (IV) SO2 не реагирует с

1.        NaOH 3) СаО

2.        Н20 4) НС1

А12. Укажите вещество X в генетическом ряду серы:

S →X→H2S03

1.        Na2S03 3) H2S

2.        S03 4) S02

А13. Укажите вещество X в генетическом ряду кальция: Са → X → Са(ОН)2.

1.        СаО 3) СаС03

2.        СаС12 4) Ca(N03)2

А14. Используя метод электронного баланса, определите сумму коэффициентов в уравнении реакции по схеме: NH3 + О2→N2 + Н2О

1) 12 3) 14

2) 13 4) 15

А15. Сожгли 335 г технической серы, содержащей 10% примесей. Определите объем (н.у.) образовавшегося оксида серы (IV), если выход этого оксида составил 90% от теоретически возможного.

1.        170 л 3)190 л

2.        180 л 4) 200 л

Часть В (задания с кратким ответом)

В1. Установите соответствие между формулой оксида и его классификацией. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующих буквам по алфавиту.

ФОРМУЛА КЛАССИФИКАЦИЯ

ОКСИДА ОКСИДА

А)SОз 1) кислотный оксид

Б) Р2О5 2) амфотерный оксид

ВаО 3) основный оксид

Г) А1203

Д) Na20

В2. Установите соответствие между формулой соединения i и классификацией. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующих буквам по алфавиту.

ФОРМУЛА КЛАССИФИКАЦИЯ

А)КОН 1) кислота

Б)НзР04 2) амфотерный гидроксид

В)Fe(OH)2 3) нерастворимое основание

Г) А1(ОН)з 4) щелочь

Д) НС1

Контрольная работа №2 «Металлы»

1.        Составить уравнения реакций, характеризующих химические свой¬ства лития. Реакции рассматривать в свете теории ОВР и ТЭД. Дать названия и характеристики полученным соединениям.

2.        Составить уравнения реакций для переходов:

Вс → ВеО → Be(N03)2 → Ве(ОН)2 →К2Ве02 → BeS04

3.        Определить объем водорода, который может быть получен при вза¬имодействии с водой 5 г Са, если выход водорода составляет 90 % от теоретически возможного? ‘

4.        Привести химические формулы следующих соединений: магнит¬ный железняк, железный колчедан, каменная соль.

Контрольная работа №3 «Неметаллы»

Вариант 1.

1. Заряд ядра атома +17 имеют атомы химического элемента:

А.Азота В. СерыБ. Кислорода Г. Хлора

2. Уравнение химической реакции 2S02 + 02= 2S03 соответствует схеме превращения серы:

A. S 0 →S+4 В. S+4→ S+6

Б. S-2 → S+4 Г. S+6 → S+4

3. Степень окисления фосфора в ряду веществ, формулы которых Са,Р2, Р, Р203, Р;05

А. Повышается от 0 до +5 В. Понижается от +6 до -2

Б. Повышается от -3 до +5 Г. Повышается от -4 до +4

4. Вещество X в ряду превращений СО2 → X → Са(НС03)2 →СОг имеет формулу:

А. Са(ОН)2 В. Са С03

Б. СО Г. СаО

5. Реактивом на сульфат-анион является катион:

А. Н+ В. Ва2+

Б. Na+ Г. NH4 +

6. Химическая реакция возможна между веществами, формулы которых:

А. С02 и NaOH В. S03 и N2Os

Б. Сии H2S04(pa36) Г. Р203 и НС1

7.Вид химической связи в простом веществе хлороводороде:_______________________

8. Составьте формулу кислоты, которая образуется при взаимодействии веществ, формулы которых:Na2Si03 и НС1:_____________________________________________________

9. Неметаллические свойства простых веществ, образованных элементами второго периода, с увеличением зарядов ядер____________________________________________________

10. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осущест¬вить превращения согласно схеме:

S→MgS → S02 → SO3→Na2S04 → BaS04.  Реакцию 1 рассмотрите с точки зрения окисления-восстановления, реак¬цию 5 в свете теории электролитической диссоциации.

«Итоговая контрольная работа по химии за курс 9 класса»

Вариант 1.

1. Наиболее ярко металлические свойства выражены:

А. У натрия В. У катия

Б. У лития Г. У магния

2. Степень окисления +3 у атома хрома в соединении, формула которого:

А. СrO В. СrOз

Б. Сг203 Г. Н2СrO4

3. Серную кислоту можно получить при взаимодействии веществ, формулы которых:

А. Н20 и S02 В. Н2 и S03

Б. Н20 и S03 Г. S03 и КОН

4. Ряд элементов, расположенных в порядке увеличения атомных радиусов:

А. Be, В, С В. Si , С , N

Б. F, CI, Вг Г. Na, Mg, Са

5. Окид кальция является:

А. Амфотерным В. Несолеобразующим

Б. Кислотным Г. Основным

6. Для фторида калия характерна химическая связь, которая называется

А. Ионная В. Ковалентная неполярная

Б. Металлическая Г. Ковалентная полярная

7. Соотнесите: уравнение реакции

2 S02 + 02 = 2SO3, схеме превращения серы:

A. S+4 →S+6 В. S-2 →S+4

Б. S+4 → S0 Г'. S° →S=6

8. Оксид азота (И) имеет формулу

A. N20 В. N203

Б. N02 Г. NO

9.Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения согласно схеме:

1 2 3

Na2C03 → С02 → СаСО3 → СаО Реакцию 1 рассмотрите в свете теории электролитической диссоциации.

10.Вычислите массу соляной кислоты, необходимой для нейтрализации

40 г. 20% раствора гидроксида кальция.

Практические работы

Практическая работа  Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ

Цель работы: научиться опытным путем определять вещества.

Оборудование: Штатив с пробирками.

Реактивы: NaOH, K2CO3, BaCl2, индикаторная бумага, H2SO4, алюминиевая пудра.

Ход работы

Инструктаж по технике безопасности.

 Вариант 1.

Задача1. Определить в какой пробирке находится кадое из веществ: NaOH, K2CO3, BaCl2. 1. Приливаем в каждую пробирку Н2О.

Наблюдаем:…

  1. Определим индикаторной бумагой пробирку в которой находится щелочь:

Пробирка №1- цвет: …

                 №2- цвет: …

                 №3- цвет: …

Вывод: в пробирке № …  находится щелочь.

  1. Приливаем в пр № …    H2SO4

(Наблюдение, уравнения реакций, выводы.)

Задача2. Получить NaAlO2 из AlCl3

Добавим в пробирку с хлоридом алюминия избыток щелочи: (Наблюдение, уравнения реакций, выводы.)

Вариант2

Задача1. Определить в какой пробирке находится кадое из веществ: Na2SO4, CaCO3, KCl . 1. Приливаем в каждую пробирку Н2О.

Наблюдаем растворение веществ:…

  1. Добавим в пробирку HCl :

(Наблюдение, уравнения реакций, выводы.)

  1. Приливаем в пр № … BaCl2  

(Наблюдение, уравнения реакций, выводы.)

Вывод:

Задача2. Получить FeCl2 из Fe.

Добавим в пробирку с железными опилками HCl:  (Наблюдение, уравнения реакций, выводы.)

Вариант3

Задача1. Определить в какой пробирке находится кадое из веществ: Na2SO4, CaCO3, Ba(NO3)2 .

 1. Приливаем в каждую пробирку Н2О.

Наблюдаем растворение веществ:…

  1. Добавим в пробирки  HCl :

(Наблюдение, уравнения реакций, выводы.)

  1. Приливаем в оставшуюся пробирку № … H2SO4   

(Наблюдение, уравнения реакций, выводы.)

Вывод:

Задача1. Докажите, что выданная вам смесь содержит сульфат железа(II) и сульфат железа(III) (Наблюдение, уравнения реакций, выводы.)

Практическая работа №4 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»

Цель работы: научиться опытным путем определять вещества,закрепить теоретические знания качественных реакций на практике.

Оборудование: Штатив с пробирками, чашка для выпаривания, спиртовка.

Реактивы: Индикатор фенолфталеин, AgNO3, BaCl2, NaOH, H2SO4, HCl, NaCl, KI, ZnSO4.

Ход работы

 Инструктаж по технике безопасности.

Вариант1.

Задание 1. Определить в какой пробирке находится какое из веществ NaOH, H2SO4, HCl.(стр.187№4).

Задание2. Привести качественные реакции для серной кислоты

Задание 3. Получить из CuO, Cu SO4, и CuSO4∙5H2O.(стр187 №7).

Вариант1.

Задание 1. Определить в какой пробирке находится какое из веществ Na2SO4,  Na2SO3, Na2S .(стр.187№8).

 Задание2.Определение в смеси поваренной соли примесей сульфатов.(стр.187№5).

Задание 3. Получить из CuO, Cu SO4, и CuSO4∙5H2O.(стр187 №7).

Практическая работа Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода»

Цель работы: научиться распознавать вещества, опытным путем определять качественный состав вещества,

Оборудование: штатив с пробирками.

Реактивы: NH4Cl, NaOH, HCl, CaCO3, AgNO3, BaCl2, Na2SO4, K2CO3, Na2SiO3

 Ход работы

Инструктаж по технике безопасности.

Вариант 1.

Задание 1. Докажите опытным путем, что состав хлорида аммония входят Cl-  и  NH4+ ионы. Приведите уравнения реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Задание 2. В пробирках находятся кристаллические вещества: Na2SO4, K2CO3,NH4Cl, Na2SiO3, Определите, какое вещество находится в каждой пробирке Приведите уравнения реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Вариант2.

Задание 1. Докажите опытным путем, что состав сульфата аммония входят SO42-  и  NH4+ ионы. Приведите уравнения реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Задание 2. В пробирках находятся кристаллические вещества: ZnCl2, K2CO3,  Na2SO4, Na2 SiO3, Определите, какое вещество находится в каждой пробирке Приведите уравнения реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Практическая работа 6 «Получение и распознавание газов»

Вариант 1

 Опыт 1.«Получение кислорода и водорода и опыты с ними»

Цель: научиться получать газообразные вещества (кислород, водород) и изучить их  свойства опытным путем.

Оборудование: прибор для получения газа, пробирки, пробка с газоотводной трубкой, спички,  спиртовка, штатив, лучинка, стеклянная пластинка, железная ложечка.

Реактивы: перманганат калия, древесный уголь, сера, известковая вода, цинк, соляная кислота.

Ход работы

Инструктаж по технике безопасности

Вариант 1.

Опыт №1. Получение и собирание кислорода.

Соберите прибор для получения кислорода методом вытеснения воздуха. Получите кислород. Зарисуйте прибор, которым вы воспользовались, напишите уравнения реакции и свои наблюдения.  

Вывод: кислород – это ...(опишите физические свойства газа)

Раскалите уголек в пламени спиртовки и внесите его в банку с кислородом. Напишите уравнения реакции и свои наблюдения

Вариант2. Получение и собирание водорода. Соберите прибор для получения водорода. В пробирку поместите 2-3 кусочка цинка,   прилейте 2 мл соляной кислотой и быстро закройте пробкой с    газоотводной трубкой. быстро закройте пробкой с    газоотводной трубкой.

Зарисуйте прибор, которым вы воспользовались, напишите уравнения реакции и свои наблюдения

Вывод: водород – это…(опишите физические свойства газа)

Опыт2«Получение аммиака и изучение его свойств»

Цель работы: научиться получать аммиак, изучить его физические и химические свойства.

Оборудование: прибор для получения газа, спиртовка, фарфоровая ступка с пестиком, пробирки, вата.

Реактивы: хлорид аммония, гидроксид (оксид) кальция, соляная кислота, фенолфталеин, хлорид алюминия.

Ход работы.

Инструктаж по технике безопасности.

Опыт1. Получение аммиака.

 Соберите прибор, смешайте в форфоровой ступке в равных количествах NH4Cl  и Ca(OH)2, поместите смесь в пробирку прибора и нагревайте смесь до тех пор, пока аммиак не наполнит пробирку.

Докажите наличие аммиак в пробирке, поднеся к отверстию влажную фенолфталеиновую бумагу, затем – стеклянную палочку, смоченную в соляной кислоте. Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций .

Вывод: аммиак – это …

Опыт2. Получение водного раствора аммиак и изучение его свойств.

 Закройте отверстие  пробирки пальцем, погрузите в воду. Если через несколько секунд вода не поднимается, закройте пробирку под водой, захватив в нее немного воды, несколько раз встряхните (не отрывая пальца от отверстия пробирки), опять опустите в воду и откройте – вода поднимается, потому что уменьшение количества аммиака в пробирке вследствие растворения вызывает понижение давления.

1. В чистую пробирку налейте 0,5 мл полученного в опыте 2 раствора аммиака, 1 каплю фенолфталеина, встряхните и добавляйте раствор серной кислоты каплями до нейтрализации раствора (исчезновения малиновой окраски). Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций .

 2. К 0,5 мл раствора сульфата алюминия из пробирки аккуратно добавляйте раствор аммиака до образования студенистого осадка. Проверьте, растворяется ли осадок в двойном избытке гидроксида аммония. Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций

3. В чистую пробирку налейте 0,5 мл полученного в опыте 2 раствора аммиака, 1 каплю фенолфталеина, прокипятите несколько минут. Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций

Вывод: гидроксид аммония – это …

Вариант 2

Опыт 1

«Получение углекислого газа и изучение его свойств»

Цели: научиться получать и собирать углекислый газ, изучить его свойства ,распознать карбонаты, сульфаты, хлориды; отработать организационные умения при решении экспериментальных задач.

Оборудование: пробирка с газоотводной трубкой (прибор для получения газов), стакан объемом 50 мл, спиртовка, лучинка, кусочки мрамора (известняка), раствор соляной кислоты (1:1), известковая вода.

Ход работы

Инструктаж по технике безопасности.

Опыт1 Получение углекислого газа и изучение его свойств.

Зарядите прибор для получения газов: положите несколько кусочков мрамора,налейте 2 мл соляной кислоты.. Прибор готов к работе.

 Соберите прибор для получения углекислого газа.

 Соберите углекислый газ методом  вытеснения воздуха. Докажите его наличие в пробирке.

Перенесите конец газоотводной трубки в пробирку     с 1 мл известковой воды и пропускайте через нее углекислый газ.   Что вы наблюдаете?

Запишите уравнения соответствующих реакций.

Опыт 2. Экспериментальная задача ( уровень I)

В трех пронумерованных пробирках находятся растворы карбоната натрия, хлорида натрия, сульфата натрия. С помощью качественных реакций определите, где какой раствор.

Проверим все три раствора универсальной индикаторной бумажкой.

Раствор карбоната натрия Na2CO3 имеет слабощелочную среду вследствие реакции гидролиза по аниону – индикатор сине-зеленый.

Проверяем данное утверждение добавлением в пробирку раствора соляной кислоты HCl.

ТБ: с кислотой обращаемся аккуратно!

Наблюдаем выделение пузырьков углекислого газа.

Делаем вывод: в данной пробирке карбонат натрия Na2 CO3.

Растворы хлорида натрия NaCl и сульфата натрия Na2 SO4 имеют нейтральную среду,  так как реакции гидролиза у них отсутствуют – индикатор желтый.

В последние две пробирки добавляем 2-3 мл раствора нитрата серебра AgNO3.

В пробирке с раствором хлорида натрия выпадает осадок нерастворимой соли хлорида серебра AgCl белого цвета.

Делаем вывод: в третьей пробирке раствор  сульфата натрия Na2 SO4

Приводим рабочее место в порядок.

Опыт 2.  Экспериментальная задача  ( уровень II)

В трех пронумерованных пробирках находятся растворы карбоната натрия, хлорида натрия, сульфата натрия. С помощью качественных реакций определите, где какой раствор.

Проверим все три раствора универсальной индикаторной бумажкой.

Раствор карбоната натрия имеет слабощелочную среду – индикатор сине-зеленый.

Проверяем данное утверждение добавлением в пробирку раствора соляной кислоты.

Наблюдаем выделение пузырьков углекислого газа.

Делаем вывод: в данной пробирке карбонат натрия.

Растворы хлорида натрия и сульфата натрия имеют нейтральную среду  – индикатор желтый.

В последние две пробирки добавляем 2-3 мл раствора нитрата серебра.

В пробирке с раствором хлорида натрия выпадает осадок нерастворимой соли хлорида серебра белого цвета.

Делаем вывод: в третьей пробирке раствор  сульфата натрия.

Приводим рабочее место в порядок.

Опыт 2.Экспериментальная задача ( уровень III)

В трех пронумерованных пробирках находятся растворы карбоната натрия, хлорида натрия, сульфата натрия. С помощью качественных реакций определите, где какой раствор.

Проверим все три раствора универсальной индикаторной бумажкой.

Раствор карбоната натрия имеет слабощелочную среду – индикатор сине-зеленый.

Проверяем наличие карбоната натрия в пробирке добавлением раствора соляной кислоты.

Следим за изменениями.

Делаем вывод.

В две другие пробирки добавляем по 2-3 мл раствора нитрата серебра.

Следим за изменениями.

Делаем вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....