Главные вкладки

    Открытый урок Решение экспериментальных задач по теме «Кислородсодержащие органические соединения»
    опыты и эксперименты по химии (11 класс) на тему

    Сидорова Надежда Михайловна

    Практическое  занятие. Совершенствование  практических  навыков.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Министерство образования, науки и молодёжной политики     Забайкальского края

    Государственное профессиональное  образовательное учреждение   «Первомайское многопрофильное училище»

    Решение экспериментальных задач по теме «Кислородсодержащие органические соединения»

    Конспект  открытого  урока химии  в 29 группе.

                                                                                 

                                                                     

                                                                             Преподаватель  первой категории:  Н.М.Сидорова                          

                                   

    Тема: Решение экспериментальных задач по теме     «Кислородсодержащие органические соединения»

    Форма: практическое занятие.

    Цель: создание условий для совершенствования  знаний и практических навыков студентов   при решении экспериментальных задач

    Задачи:

    Образовательная - 

    • совершенствовать знания о признаках химических реакций;
    • совершенствовать экспериментальные умения определять цель работы, пользоваться инструкцией и лабораторным оборудованием, проводить реакции;
    • наблюдать и фиксировать наблюдения;
    • записывать уравнения реакций согласно эксперименту;
    • делать выводы на основе наблюдений согласно поставленной цели;
    • соблюдать правила безопасного поведения

    Развивающая- 

    • развивать умения  студентов выполнения конкретных задания по органической химии;
      выстраивать логические цепочки, сравнивать, анализировать и обобщать полученные знания, делать выводы.
    • развивать навыки самостоятельной работы, коммуникативные компетенции.

    Воспитательная:

    • воспитывать у  студентов аккуратность и чёткость при выполнении экспериментального анализа и составлении уравнений химических реакций;
    •   способствовать воспитанию экологической грамотности как основы экологической культуры и здорового образа жизни.

    Приборы и материалы: 

    • лабораторное оборудование: пробирки , штатив для пробирок,   набор  реактивов, индикаторы, сухое горючее.
    • инструктивные карты
    • компьютерная презентация  к уроку.

    Тип урока: Урок закрепления изучаемого материала

    Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

    Необходимое техническое оборудование, средства обучения  мультимедийный комплекс, компьютерная презентация к уроку.

    Применяемые элементы технологий: информационно-коммуникационные технологии, методы проблемного обучения, практико-ориентированный метод, частично- поисковый метод, исследовательская работа.

    Дидактические средства. Инструктивные карты.

    Ожидаемые результаты урока: каждый студент должен  уметь пользоваться инструктивными  картами, с целью получения необходимых знаний.  Уметь проводить анализ вещества, используя соответствующие методики;  знать качественные реакции органических веществ,  уметь записывать уравнения этих реакций; уметь кратко и образно представить изученный материал в виде таблицы;  адекватно оценивать свои знания; уметь вести диалог, аргументировано обосновывать свою точку зрения; рефлексировать свою деятельность.

    Цели для студентов:
    1) знать:

    -качественный состав кислородсодержащих органических соединений,

    -правила техники безопасности  при выполнении  химических опытов

    2)Уметь:

    -грамотно оформлять практическую работу в соответствии с требованиями инструктивной карты;

    -пользоваться  инструктивной карточкой по проведению  лабораторного опыта. 

    Эпиграф  урока.

    ««…ум заключается не только в знании, но  и в умении прилагать знание на  деле…» Аристотель.

    Этапы работы

    Время урока 90 мин.

    Деятельность преподавателя

    Деятельность  студентов

    I.

    Организационный момент

    Цель, которая должна быть достигнута студентами: подготовиться к продуктивной работе на уроке, оформление доски перед уроком , организация внимания всех студентов.

     

    5-7 мин.

    Приветствие. 

    Здравствуйте ребята, гости! Сегодня наш урок мне хочется начать со слов великого греческого философа Аристотеля. « ум заключается не только в знании, но  и в умении прилагать знание на  деле…» сегодня мы с вами проводим  практическую работу, которой мы  завершаем знакомство с важнейшим классом   кислородсодержащих  органических соединений. Я уверена, что  наша продуктивная работа   поможет  нам достичь целей сегодняшнего  урока. 

    Студенты : проверяют готовность своего рабочего места. 

    Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

    II.

    Подготовка  студентов к активному и сознательному усвоению изученного материала (вступительное слово для установления понимания актуальности выбранной темы , осознание поставленных целей урока).

    Цель, которую  преподаватель  хочет достичь на данном этапе: мотивация студентов на  выполнение практической  работы.

    Задачи: 

    -создать положительный эмоциональный настрой;

    -помочь принять правильные решения при проведении опытов;

    -напомнить о важности аккуратности  в  работе  и соблюдении ТБ.

    Методы: словесные,  беседа, дискуссия 

    Форма работы:  коллективная, индивидуальная

    3-5мин.

    Сегодня на уроке вы должны применить теоретические знания и умения для решения практических задач. Знаний у вас достаточно, чтобы применять их для решения  экспериментальных задач  и доказать, что вы умеете ориентироваться в полученной информации, обращаться с  реагентами, проводить опыты.
    Тема  урока  (Слайд ) (студенты записывают   в тетради число, тему урока

    Преподаватель : предлагает определить цель урока

     Преподаватель  формулирует цель урока:  мы   должны  повторить     свойства  класса  кислородсодержащих  органических  соединений  на   практике,   наблюдая  и описывая  физические и химические  явления.

    Преподаватель: проверяет, насколько комфортно чувствуют себя  студенты, готовность рабочего места.

    Студенты: предлагают свои варианты:  проводить опыты на уроке, определить свойства веществ,  вспомнить кислородсодержащие соединения  и т.п.

    Студенты:  демонстрируют готовность к уроку

    III

    Основная часть  урока   выполнение практической работы. 

    Цель, которую  преподаватель  хочет достичь на данном этапе: организовать работу по  выполнению качественных реакций  для кислородсодержащих органических соединений.

    Методы: словесные, практическая работа 

    Форма работы: групповая

    .

    55мин.

    Преподаватель:  А теперь можно и приступать к практической части нашего урока.  Самое главное это повторить правила по ТБ. Это наши традиционные правила. Слайд (ТБ) 

    Преподаватель разъясняет: 

    -систему оценивания, как грамотно оформить практическую работу в тетрадях, необходимость записать соответствующие выводы в тетрадях и на доске;

    -выполнение техники безопасности при работе с щелочами, кислотами, нагревательными приборами, следуя инструктивной карте группы  и приложениям

    Для выполнения работы на ваших столах стоят    лоточки с химическими реагентами. Находятся информационные карты  для работы.  Итак, пришло время приступать к выполнению   предложенных  задач.

    Самостоятельная  работа  студентов.  Работают в  группах.

     Студенты ставят росписи в журнале по ТБ.

     Студенты проявляют  стремление научиться выполнять работу данного вида («я знаю», «хочу всё знать!»),планируют учебное сотрудничество

     Выбирают  стиль  поведения; анализируют проведенные опыты, соблюдают ТБ  

     совершенствуют навыки работы  с реагентами

    Решают задачи по методичкам.  Проделывают опыты. Записывают наблюдения в тетрадь, анализируют, делают выводы.

    Свои записи заносят в таблицу

    IV.

    Подведение итогов работы

    Цель, которую преподаватель  хочет достичь на данном этапе:

    анализ и оценка успешности достижения цели

    Методы: словесные (беседа, диалог)

    Форма работы:       коллективная.

    15 мин.

    Преподаватель обращает внимание  студентов  на заполнение таблиц.

    На этом уроке вы получили некоторые  практические сведения, которые окажутся полезными вам в жизни.

    Преподаватель   предлагает студентам   убрать рабочие места,  сдать тетради для лабораторных работ на проверку.

    Студенты: в процессе обсуждения делают выводы

    Студенты  доказывают познавательные умение использовать  теоретическую информацию на практике.

     Студенты,  проводят самооценку  своей работы  используя  условные знаки,     подводят  итоги.

    Студенты: уносят  лоточки с реагентами в лаборантскую, моют руки, сдают тетради.

     V. Домашнее задание.

    Цель, которую  преподаватель  хочет достичь на данном этапе: совершенствование умения самостоятельной работы, развитее личностных качеств (воли, ответственности)

    Методы: словесный. 

    2 мин.

    Преподаватель: Пояснение домашнего задания

    ( Слайд ) Повторить строение и свойства аммиака,  записать структурную и молекулярную формулу.

     

    .

    Студенты:  записывают задание в рабочие тетради.

    VII Рефлексия

    Цель, которую  преподаватель  хочет достичь на данном этапе:

    проанализировать свою работу на уроке, определить уровень достижения цели.

    Методы: словесный. 

    Форма работы:       коллективная.

    5 мин.

    Итого

    90 мин.

    Анализ проделанной работы.

    ( Слайд )

    Преподаватель : Ребята вы проделали глобальную работу.  Прошу вас ответить на вопросы: 

    1.Какое  настроение у вас было на  уроке?

    2.Понравилось  вам выполнять  практическую  работу?

    3.Что нового сегодня вы узнали?

     

     Студенты осознают значимость урока   о важнейших  химических соединениях,  отвечая на вопросы.

    Сдают  листочки с ответами

    Раздаточный материал:    ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

    Тема:  Решение экспериментальных задач по теме «Кислородсодержащие органические соединения»

    Цель работы: повторить      классы  кислородсодержащих  органических  соединений  на   практике,    решая экспериментальные  задачи

     Оборудование: лабораторное оборудование: пробирки , штатив для пробирок,   набор  реактивов, индикаторы, сухое горючее.

    Техника безопасности: При работе с едкими веществами необходимо соблюдать ОСТОРОЖНОСТЬ! Приливать реактивы необходимо строго в соответствии с инструкцией к опыту. Соблюдать ПРАВИЛО ПОСЛЕДНЕЙ КАПЛИ. В случае попадания кислоты на кожу пораженное место следует немедленно промыть в течение 10 - 15 минут быстротекущей струей воды, а затем нейтрализовать 2  % раствором карбоната натрия.

    В случае попадания щелочи на кожу пораженное место следует немедленно промыть в течение 10 - 15 минут быстротекущей струей воды, а затем нейтрализовать 2  % раствором лимонной кислоты

    Ход работы: Работа оформляется в таблице:

    № опыта

    Название опыта

    Что делал

    Что наблюдал

    Вывод, реакции

    Задача1: Исследуйте физические свойства глюкозы.
    Внимательно рассмотрите выданный вам образец глюкозы. Определите цвет, запах, вкус глюкозы. Исследуйте растворимость ее в воде. Проверьте среду раствора. Для этого опустите индикаторную бумагу в раствор глюкозы. Данные исследования занесите в таблицу и кратко доложите.

    Задача  2: Исследуйте принадлежность глюкозы к многоатомным спиртам.
    В пробирку прилейте 0,5 мл раствора глюкозы и 2 мл раствора гидроксида натрия NaOH. К полученной смеси добавьте 1 мл раствора сульфата меди (II). CuSO4. Что наблюдаете? Почему образовавшийся вначале осадок гидроксида меди (II) растворяется с образованием прозрачного синего раствора? Наличием каких функциональных групп в глюкозе обусловлена эта реакция?
    Напишите уравнения реакций : CuSOhttp://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1472/d-1471967/1471967_html_m2d087c03.gif+ NaOH

    Глюкоза (раствор) + Cu(OH)http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1472/d-1471967/1471967_html_m4bcd60e4.gif 
    Соблюдайте правила предосторожности при работе с едкими веществами – щелочами.
    Данные исследования занесите в таблицу и кратко доложите.

    Задача .3  Исследуйте принадлежность глюкозы к альдегидам с помощью реакции «серебряного зеркала».В пробирку, содержащую 1-2 мл глюкозы, прилейте 1-2 мл аммиачного раствора оксида серебра и осторожно нагрейте пробирку. Что наблюдаете? Наличием какой функциональной группы обусловлена эта реакция? Напишите уравнение реакции: глюкоза (раствор) + Ag2O http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1472/d-1471967/1471967_html_5421af9e.gif
    Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя и от соседей.
    Данные исследования занесите в таблицу и кратко доложите.

    Задача 4. Исследовать реакцию раствора мыла и сделать выводы, какие из исследованных сортов мыла наиболее подходят для ухода за кожей разного типа".С помощью индикаторной универсальной бумаги исследовали среду мыла и с помощью цветовой эталонной шкалы на упаковке индикатора и цифровой шкалы вы установите   рН мыла. И среду раствора  мыла.( рН = 7,   рН > 7,   pH <7).  Данные исследования занесите в таблицу и кратко доложите.

    Задача .5. Доказать опытным путем,   что глицерин   относится  к  многоатомным  спиртам  проделать реакции. Сделать вывод. Составить уравнение  реакции.

    Налейте в пробирку 2 мл испытуемого раствора, добавьте к нему 1 мл NaOH и несколько капель раствора CuSO4. Содержимое пробирки встряхните. Что наблюдаете? Запишите в таблицу и сделайте вывод.

    Задача  6. Внимательно рассмотрите выданный вам образец крахмала . Определите цвет, запах. Исследуйте растворимость ее в воде. Проведите качественную   реакцию  на крахмал. Запишите формулу крахмала.  Укажите к какому классу углеводов   относится Запишите в таблицу и сделайте вывод.

    Задача7. Внимательно рассмотрите выданный вам образец сахарозы. Определите цвет, запах. Исследуйте растворимость её  в воде.  Докажите. Что  сахароза  содержит  углерод Запишите формулу сахарозы. к какому классу углеводов   она относится   Запишите в таблицу и сделайте вывод

    Самоанализа урока химии в 29группе

    Н.М.Сидорова, учитель химии

    06.03.2017 г.

    Тема урока: Решение экспериментальных задач по теме «Кислородсодержащие органические соединения»

    Характеристика  группы

    Присутствовало 12.

    Базовый уровень усвоения материала – 4 человек

    Повышенный уровень усвоения материала – 6 человека

    Требуют еженедельной дополнительной подготовки  - 1 человека (Бурдинский  Е.)

    Урок химии в 29 группе по программе О.С. Габриеляна.

    Тип урока – Урок закрепления изучаемого материала.

    Форма  урока: Практическая работа  

    Тема урока –Решение экспериментальных задач по теме «Кислородсодержащие органические соединения»  

    Это последняя  тема Кислородсодержащих органических соединений

    Цель: создание условий для повторения и углубления знаний и практических навыков  студентов  при решении экспериментальных задач

    Цели и учебные задачи соответствуют  теме урока.

        Цели урока:

    обучающая: совершенствовать знания о признаках химических реакций;

    совершенствовать экспериментальные умения определять цель работы, пользоваться инструкцией и лабораторным оборудованием, проводить реакции;, наблюдать и фиксировать наблюдения;

    записывать уравнения реакций согласно эксперименту;

    делать выводы на основе наблюдений согласно поставленной цели;

    соблюдать правила безопасного поведения

     развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, коммуникативные компетенции.

     воспитательная: воспитание аккуратности и последовательности в работе, бережного отношения к школьному имуществу, собственному здоровью и здоровью окружающих.

    Уровень интеллектуальных способностей 29гр. по химии на данном этапе изучения предмета: низкий – 1 человека, ниже среднего –  2 человека, средний –  7 человек, выше среднего –2 человека.

    Учебная мотивация у  10 человек из 12.

    Поэтому  использовалась технология деятельностного подхода.

            Актуализация знаний через выполнение теста и беседу о правилах техники безопасности с опорой на разрешающие и запрещающие условные обозначения, осмысление через демонстрационный эксперимент – это способствовало формированию познавательной активности, умению анализировать свою деятельность, корректировать результат.

        Навыков сотрудничества, взаимопомощи, управление своей самостоятельной работой, навыки работы с информацией (выбор, оформление, обобщение) развивались   при работе в группах.

    Использованы методы: интерактивный словесный  в виде побуждающего диалога и традиционный словесный в виде беседы, монолога; прием визуального исключения, практические – метод наблюдения, проблемно-поисковый, наглядный (инструкционная карта)

             На разных этапах урока чередовались фронтальная, индивидуальная,  групповая работа и такие виды деятельности, как наблюдение, проведение опытов,  описание и объяснение химических реакций.

    Студенты  выступали в роли мыслителей, партнеров, исследователей.

              Преподаватель  – в роли координатора деятельности, консультанта. Стиль общения – демократичный.  

       Познавательная активность студентов проявлялась при проведении химического эксперимента, ведения  наблюдения  и определения признаков реакций.

        Социальная активность: учащиеся взаимодействовали  в группах, кроме  пятерых, не пожелавших к кому-то присоединиться привыкли работать своей группой; общались с преподавателем  на этапах целеполагания и рефлексии,

    т. е. выступали в роли обучающихся.

         Физическая активность: учащиеся  говорили, слушали, читали, описывали результаты опытов, работали с лабораторным оборудованием.

    Все виды работ имели один уровень, но дифференциация была реализована по степени помощи преподавателя  при выполнении эксперимента: для сильных информация-подсказка давалась фронтально, для других -  индивидуальная помощь-консультация.

    Для самоанализа  деятельности студенты  использовали условные знаки,     подводили  итоги по цели и задачам, поставленным в начале урока самими  студентами.

    «На уроке всё понятно» - 4, «смогу самостоятельно проводить опыты и наблюдать признаки» - 4, «осталось ощущение непонятности» - 0, хотя три человека уклонились от самооценки.

    С практической работой не справился 1 студент , пропускающий много учебного времени. «5» - 6, «4» - 4, «3» - 1.

    Таким образом, урок достиг целей. Результативность соответствует уровню подготовленности  группы .

    )


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-обобщение по теме «Кислородсодержащие органические соединения" (урок-игра)

    Закрепление, обобщение знаний по теме проводится в интересной игровой форме, доступной каждому ученику, т.к. к уроку подобраны разноуровневые задания.  На одном уроке проводится контроль за качес...

    Методическая разработка урока "Решение экспериментальных задач по теме Растворы"

    В условиях предпрофильного обучения учителя химии использу­ют нетрадиционные методики. Сре­ди них урок-практикум для разно­возрастной группы (9-й и 11 -й клас­сы). Это позволяет учащимся 9-х классов б...

    Презентация открытого урока "Решение экспериментальных задач"

    Решение экспериментальных задач по физике в 11 классе...

    Практическая работа. РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ: «КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА»

    Практическая работа №7РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ:«КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕВЕЩЕСТВА»...

    открытый урок в 10 классе(профиль) по теме: Кислородсодержащие органические соединения

    Данный урок был представлен на конкурсе "Учитель года" в рамках недели педмастерства и получил высокую оценку.Тип урока : обобщение знаний по теме : Кислородсодержащие органические соединенияФорма раб...

    Практическая работа № 5. "Решение экспериментальных задач по теме: Классы неорганических соединений». 8 класс.

    Практическая работа № 5. "Решение экспериментальных задач по теме: Классы неорганических соединений» по УМК Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Г.Е. Рудзитис...