Рабочая программа по химии 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс) на тему

Левкина Алла Петровна

Рабочая программа по химии 10 класс по учебникам О.С. Габриелян

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_himiya_10_kl.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по химии для учащихся 10 класса составлена на основе авторской программы О.С. Габриелян. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень.М.,Дрофа 2009 г., рассчитанный на 70 часов в год или 2 часа в неделю.

Рабочая программа соответствует требованиям Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии 2004г.

Учебник О.С. Габриелян Химия 10 класс, базовый уровень. М., Дрофа 2011г.

Авторская программа О.С. Габриеляна позволяет сохранить достаточно целостный и системный курс химии.

Курс освобожден от излишне теоритезированного и сложного материала, включает материал, связанный с повседневной жизнью человека.

Методологической основой построения учебного материала является идея внутрипредметной интеграции, межпредметной интеграции.

Цель программы: формирование химической грамотности, мировоззрения, навыков по практическому использованию знаний.

Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, логического мышления, интуиции, способностей к преодолению трудностей.

Задачи:  1. Формировать понимание зависимости свойств вещества от строения.

2. Формировать целостную естественно-научную картину мира.

3. Формировать практическую значимость учебного материала.

4. Обучать учащихся умению пользоваться  химическим языком при изложении  мыслей.

5. Воспитание эмоционального настроя, способствующего повышению интереса к предмету.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения органической химии на базовом уровне ученик должен

знать / понимать

• важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, ковалентная химическая связь, валентность, вещества молекулярного и немолекулярного строения, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

• основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

• важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

        называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

•        определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

• характеризовать: химические свойства основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;        .

•        объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;

•        выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;

• проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать npuoбретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•        объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

•  определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

•        экологически грамотного поведения в окружающей среде;

•        оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

•        безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

•        критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение (1 ч)

Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические соединения.

Тема 1. Теория строения органических соединений (6 ч)

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно ик валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Тема 2. Углеводороды и их природные источники (16 ч)

Природный газ. А л к а н ы. Природный газ как топливо. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение апканов на основе свойств.

А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции, гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.

А л к а д и е н ы  и  к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.

А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств.

Б е н з о л. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.

Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Демонстрации. Горение ацетилена. Отношение этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия. Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.

Лабораторные опыты l. Определение элементного состава органических соединений

2 Изготовление моделей молекул углеводородов. 3 Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники (19 ч) 

          Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.

С п и р т ы. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Ф е н о л. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в

молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.

А л ь д е г и д ы. Получение апьдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту й восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

К а р б о н о в ы е  к и с л о т ы. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

С л о ж н ы е  э ф и р ы  и  ж и р ы. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.

У г л е в о д ы. Углеводы, значение углеводов в живой природе и в жизни человека.

Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.

Демонстрации. Окисление спирта в апьдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового эфира. Качественная реакция на крахмал.

Лабораторные опыты. 5 Свойства этилового спирта. б, 7 Свойства глицерина, формальдегида. 8 Свойства уксусной кислоты. 9 свойства жиров. 10 Сравнение свойств растворов мьиа и стирального порошка.11,12 Свойства глюкозы, крахмала.

Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (9 ч)

А м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола.

Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление

основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.

А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.

Генетическая связь между классами органических соединений.

Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии. Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего

пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол → этилен этиленгликоль → этиленгликолят меди (II); этанол →этаналь →этановая кислота.

Лабораторные опыты. 13. Свойства белков.

Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.

Тема 5. Биологически активные органические соединения (8 ч)

Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.

Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.

Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии._ Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба и профилактика. Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой.

Лабораторные опыты. 14. Знакомство с образцами препаратов домашней, лабораторной и автомобильной аптечки.

Тема 6 Искусственные и синтетические полимеры (9 ч) 

И с к у с с т в е н н ы е   п о л и м е р ы. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение. 
       
С и н т е т и ч е с к и е п о л и м е р ы. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон. 

Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетически волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химически реактивам. 

Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков. 
Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Введение

1

2

Теория строения органических соединений.

6

3

Углеводороды и их природные источники.

16

4

Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники.

19

5

Азотсодержащие соединения, их нахождения в природе.

9

6

Биологически активные органические соединения

8

7

Искусственные и синтетические полимеры

6

8

Обобщение и повторение пройденного материала.

5

Итого

70

Виды контроля


           
Основными видами контроля по химии в классе являются плановые контрольные работы, самостоятельные работы, практические работы, лабораторные работы. Дополнительными видами контроля являются: фронтальная беседа, тесты, химические диктанты, устный опрос, работа по карточкам. Зачеты.

Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

Дата

по плану

Дата

по факту

Примечание

Введение - 1 час.

1

Предмет органической химии. Сравнение органических и неорганических соединений.

06.09.

Теория строения органических соединений-

6 часов.

2

Валентность. Химическое строение веществ.

06.09.

3

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.

13.09.

4

Гомологи, изомеры.

13.09.

5

Химические формулы и модели молекул в органической химии.

20.09.

Лаб. работа

6

Упражнения в применении знаний на составление формул.

20.09.

7

Решение задач на вывод формул.

27.09.

Углеводы и их природные источники-

 16 часов

8

Природный газ.

27.09.

9

Алкана: гомологический род, изомерия.

04.10

10

Алкены: химические свойства, применение.

04.10.

11

Алкены, получение, свойства.

18.10.

12

Алкены, свойства, применение.

18.10

13

Алкадиены.

25.10

14

Каучуки. Резина.

25.10.

15

Алкины. Получение. Свойства.

01.11.

16

Алкины. Применение.

01.11.

Сам. работа

17

Бензол.

08.11.

18

Бензол.

08.11.

19

Нефть.

15.11.

Лаб. работа

20

Решение задач на вывод формул.

15.11.

21

Практическая работа «Определение элементного состава органических веществ»

22.11.

22

Подготовка к контрольной работе «Углеводороды».

.22.11.

23

Контрольная работа «Углеводороды»

29.11.

Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники- 19 часов.

24

Спирты одноатомные.

29.11

25

Спирты одноатомные.

06.12.

26

Многоатомные спирты.

06.12.

Лаб.работа

27

Каменный уголь. Фенол.

13.12.

28

Альдегиды. Получение. Свойства.

13.12.

Сам. работа

29

Применение альдегидов.

20.12.

30

Карбоновые кислоты. Получение.

20.12.

31

Карбоновые кислоты. Свойства, применение.

27.12.

Лаб. работа

32

Высшие жирные кислоты.

 27.12

Тестирование

33

Сложные эфиры и жиры.

10.01.

Лаб. работа

34

Углеводы. Глюкоза.

10.01.

Лаб.работа

35

Дисахариды.

17.01.

36

Полисахариды. Крахмал.

17.01.

Лаб. работа

37

Целлюлоза.

24.01.

Сам.работа

38

Решение задач по теме «Кислородсодержащие органические соединения»

24.01.

39

Семинар «Кислородсодержащие органические соединения».

31.01

Сам. работа

40

Семинар «Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники»

31.01.

Тестирование

41

Подготовка к контрольной работе по теме «Кислородсодержащие органические соединения»

07.02.

42

 Контрольная работа 2 по теме «Кислородсодержащие органические соединения»

07.02.

Азотсодержащие соединения, их нахождения в природе – 9 часов

43

Амины.

21.02.

44

Анилин.

21.02.

45

Аминокислоты.

28.02.

46

Пептидная связь. Применение аминокислот.

28.02

47

Белки.

07.03.

Лаб.работа

48

Генетическая связь между классами органических веществ.

07.03.

Сам.работа

49

Нуклеиновые кислоты.

14.03.

50

Упражнения в применении знаний. Тестирование.

14.03.

Тесты

51

Практическая работа «Идентификация органических соединений».

21.03.

Биологически активные органические соединения- 8 часов.

52

Ферменты.

21.03.

53

Витамины.

04.04.

54

Витамины.

04.04.

55

Гормоны.

11.04.

56

Гормоны.

11.04.

57

Лекарства.

18.04.

58

Лекарства.

18.04.

59

Семинар «Витамины, гормоны».

25.04.

Искусственные и синтетические полимеры-

7 часов

60

Искусственные полимеры.

25.04

Лаб.работы

61

Искусственные волокна.

02.05.

62

Получение полимеров

02.05.

63

Структура полимеров. Полипропилен. Поливинилхлорид.

16.05.

64

Подготовка к контрольной  работе

16.05.

65

контрольная работа в рамках промежуточной аттестации

23.05

К.Р.

66

Практическая работа «Распознавание волокон и пластмасс».

23.05.

Обобщение и повторение пройденного материала- 2 часа.

67

Синтетические волокна

25.05.

68

Решение задач на вывод формул.

30.05.

69-70

Резервный урок

30.05

.

.

.

.

Учебно-методическое обеспечение

1. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 10 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2009.
2. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений,- М.: Дрофа,-2008г. стр.27;

3. Габриелян О. Настольная книга учителя. Химия 10 класс,- М.:Дрофа, 2008.

4. Астафьев С.В. Уроки химии с пременением информационных технологий 10-11 классы, с электронным приложением,- М.: «Глобус», 2009.

5. Богданова Н.Н., Васюкова Е.Ю. Сборник тестовых заданий для тематического контроля, химия 10-11 классы,- М.: «Интеллект-Центр», 2009

6. Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 10-11 классов: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2004.- 79с.

7. Ким Е.П. Химия. 10-11 классы. Практические работы.- Саратов: Лицей, 2006

8. Тесты по химии. 10-11 кл.: учебно-метод. пособие/Р.П. Суровцева, Л. С. Гузей, Н.И. Останний.-М.: Дрофа, 2005.-122с.

Дополнительная литература для учащихся

1. Бабков А.Б., Попков В.А.- Общая и неорганическая химия: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. М. Просвещение, 2004-384с.

2. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Начала химии. Учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы.-М.: Дрофа, 2001.-324с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...