Получение углеводородов в лаборатории
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Машкина Евгения Юрьевна
Урок обобщение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon struktura_i_hod_uroka.doc71 КБ
Файл prezentatsiya_.pptx943.29 КБ

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА.

Тема. Получение углеводородов в лаборатории (урок обобщение).

Цель урока.

  • Углублять знания учащихся об углеводородах;
  • Формировать умения правильно выполнять практическую работу, соблюдать правила техники безопасности при работе с органическими веществами;
  • Создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде;
  • Совершенствовать навыки сотрудничества, формировать учебную самостоятельность через групповую работу.

«Химиком никоим образом стать невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции» (М.В. Ломоносов)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Рефлексия

Время

1.

Организационный момент

Добрый день. Я очень рада Вас видеть.

Приветствуем гостей

Здравствуйте!

2.

Постановка проблемы

Видеоролик о возникновении проблемы у инопланетянина.

Как наша тема, которую мы изучили, способна помочь?

Просмотр видеоролика

Каким образом можем помочь мальчику в данной ситуации.

1 минута

3.

Определение темы урока и постановка цели

1.

-получение топлива

-получение углеводородов

-решение задач по заданным параметрам

-практическая работа по получению углеводородов и проведение качественных реакций

2.Как будем достигать нашей цели?

1.

-получить углеводороды известными нам способами;

-решить задачи, связанные с темой;

-обобщить тему «Получение углеводородов»

2.Работой в группах

Сегодня на уроке с помощью эксперимента и решения задач обобщим знания по теме

4.

Инструктаж

1.Представление групп дети (распределены заранее)

2.Инструктаж по ТБ

3.Определение времени работы в группе

4.Настрой на работу

1.Представляют группу, название

2.Готовятся в группе: решают задачи, выполняют опыт по получению углеводорода, проводят качественную реакцию

Дифференциация в группах по деятельности – выполнение опыта, решение заданий и по уровню сформированности знаний–задачи даны разного уровня: базового, повышенного, высокого.

5.

Представление работы групп

Мотивирует к выступлению

Групповая работа

1.Выполняют опыт

2.Представляют решение задач разного уровня

3.Оценивание работы группы участниками другой группы (оппонентами)

Взаимооценка

1.Участники другой группы оценивают работу своим одноклассникам по критериям

2.Приемы: анализ, сопоставление.

5 минут на работу в группе, 5 минут на представление результатов

6.

Заключение

1. Вернемся к нашему видео

2.Как вы думаете – смогли бы мы помочь мальчику Вите?  

1.Отвечают  на проблемный вопрос

2.Предлагают свои  варианты

Применены элементы практико-ориентированных технологий, дифференциация в группах, уровням задач

2 минуты

7.

Подведение итогов

1.Предложила  оценить свою работу и участников группы в листе оценивания

Оценивают свою работу и участников в группе

Осуществляют само и взаимооценку

2 минуты

8.

Постановка домашнего задания

Повторение пройденного материала

9.

Рефлексия

Предлагаю оценить нашу совместную с вами работу! И это будет выстрел в мишень. Прикрепите, пожалуйста, свой выстрел в ту часть мишени, где вы считаете достигли определенной цели

Прикрепляют свой «выстрел»

Предложены варианты:

А)сложно

Б)познавательно

В)понятно

Г)не интересно

В основном заполнено поле – понятно и познавательно


Лист самооценки и взаимооценки______________________

Критерии оценки

Ваша оценка

Итоговая оценка

Техника проведения эксперимента

Решение задач 1 уровня

Решение задач 2 уровня

Оценивание вашей работы другой группой

Рефлексия

1)Что было важным?

2) Что удивило?

3) Что получилось и не получилось?

4) Чем довольны?

5) Что вызвало вопрос?

Группа Алканы

Уровень 1.

  • Ацетат натрия массой 41 г сплавили с избытком гидроксида натрия. Объем газа, выделившегося в результате реакции, составил…

Уровень 2.

  •  Ацетат натрия массой 2,46 г сплавили с гидроксидом натрия массой 2,0 г. Твердый остаток растворили в 50 г воды. Определите массовые доли веществ в полученном растворе.

Группа Алкены

Уровень 1.

  • Объем этилена (н.у.), который можно получить при взаимодействии 43,6 г бромэтана со спиртовым раствором щелочи, равен…… л (округлите число с точностью до сотых)

Уровень 2.

  • Алкен массой 2,24 г может обесцветить 200 г бромной воды, массовая доля брома в которой равна 3,2 %. Установите молекулярную формулу алкена.

Группа Алкины

Уровень 1.

  • 3 г карбида кальция обработали водой, в результате реакции выделился газ, объемом …. Выход продукта реакции составил 75 %. Определите объем полученного газа.

Уровень 2.

  • Для реакции взяли карбид магния (Mg2С3)  и обработали его водой. В результате реакции образовался газ. Его сожгли, при этом получилось 6,72 л СО2 и 7,2 г Н2О. Плотность газа по аргону равна 1. Определите, какой газ получился и какие качественные реакции можете предложить для распознавания этого газа.

Техника безопасности в кабинете химии во время проведения практических работ.

Во время занятий учащиеся обязаны:

  • соблюдать настоящую инструкцию и инструкции по эксплуатации оборудования;
  • находиться на своем рабочем месте;
  • неукоснительно выполнять все указания учителя и лаборанта;
  • соблюдать осторожность при обращении с оборудованием и химическими реактивами;
  • не допускать попадания влаги на поверхности оборудования и химических реактивов;
  • осторожно обращаться с органическими веществами, не допускать их попадания во внутрь организма, в глаза, на кожу рук;
  • во время работы с органическими растворителями следует быть особенно осторожным, работувыполнять обязательно в вытяжном шкафу с использованием средств индивидуальной защиты (перчатки, защитные очки, халат, резиновый фартук);
  • при нагревании горючих органических веществ (спирты, парафин, эфиры и т.д.) быть крайне осторожным, если возможно использовать электронагревательные с закрытой спиралью.
  • постоянно поддерживать порядок и чистоту на своем рабочем месте.

Учащимся запрещается:

  • трогать и пробовать на вкус химические вещества;
  • выносить из кабинета и вносить в него любые предметы, приборы и оборудование без разрешения учителя (иного лица, проводящего занятия) или лаборанта;
  • отвлекаться и отвлекать других;
  • вставать, покидать свое рабочее место, свободно передвигаться по кабинету во время урока без разрешения учителя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

П роблема урока:

Слайд 3

Тема урока: Решение экспериментальных задач по получению углеводородов

Слайд 4

Эпиграф урока: « Химиком никоим образом стать невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции» М.В. Ломоносов

Слайд 5

Цель урока: Сегодня на уроке с помощью эксперимента и решения задач обобщим знания по теме Получение углеводородов Для этого повторим правила техники безопасности .

Слайд 6

Правила техники безопасности: 1)Выполнять все указания учителя 2)Соблюдать осторожность при обращении с оборудованием и химическими реактивами 3)Осторожно обращаться с органическими веществами 4)Использовать средства индивидуальной защиты (халат, перчатки, очки) 5)Поддерживать чистоту рабочего места

Слайд 7

Группа № 1 Агенты –реагенты Получение метана из ацетата натрия и исследование его свойств.

Слайд 8

Группа № 1 Агенты – реагенты Получение метана из ацетата натрия и исследование его свойств В лабораторных условиях метан получают при нагревании ацетата натрия с натронной известью. CH3COONa + NaOH →CH4 + Na2CO3 Какие еще способы получения алканов предложит группа?

Слайд 9

Группа № 1 Агенты - реагенты Задачи: Уровень 1. Ацетат натрия массой 41 г сплавили с избытком гидроксида натрия. Объем газа, выделившегося в результате реакции, составил… Уровень 2. Ацетат натрия массой 2,46 г сплавили с гидроксидом натрия массой 2,0 г. Твердый остаток растворили в 50 г воды. Определите массовые доли веществ в полученном растворе .

Слайд 10

Итог работы группы: Представление работы группы Проверим ответы : Уровень 1 V ( CH4 ) = 1 1,2 л Уровень 2 w (Na2CO3) = 5 ,89 % w ( NaOH ) = 1 ,48 % Оценивание работы группой № 2

Слайд 11

Группа №2 Получение этилена в лаборатории способом деполимеризации полиэтилена Алкексы

Слайд 12

Группа № 2 Алкексы Деполимеризация полиэтилена n(- CH2 – CH2 –) → CH2 = CH2 Качественные реакции на обнаружение этилена : а) взаимодействие с йодной водой б) с раствором перманганата натрия. Предложите другие способы получения углеводородов этиленового ряда.

Слайд 13

Группа № 2 Алкексы Задачи: Уровень 1. Объем этилена ( н.у .), который можно получить при взаимодействии 43,6 г бромэтана со спиртовым раствором щелочи, равен…… л (округлите число с точностью до сотых) Уровень 2. Алкен массой 2,24 г может обесцветить 200 г бромной воды, массовая доля брома в которой равна 3,2 %. Установите молекулярную формулу алкена .

Слайд 14

Итог работы группы № 2 Представление работы группы № 2 Проверим правильные ли ответы Уровень 1. V (C2H4) = 8 ,96 л Уровень 2. М (С4Н8) = 56 г/моль Оценивание работы групп

Слайд 15

Группа № 3 Алкинята Получение ацетилена карбидным способом

Слайд 16

Группа № 3 Алкинята Получение ацетилена карбидным способом: CaC2 + H2O → C2H2 + Ca(OH)2 Качественные реакции на алкины а) пропускание ацетилена через водный раствор перманганата калия б) через раствор йодной воды в) через аммиачный раствор хлорида меди ( I ) Другие способы получения ацетилена

Слайд 17

Группа № 3 Алкинята Уровень 1. 3 г карбида кальция обработали водой, в результате реакции выделился газ, объемом …. Выход продукта реакции составил 75 %. Определите объем полученного газа. Уровень 2. Д ля реакции взяли карбид магния ( Mg2N3) и обработали его водой. В результате реакции образовался газ. Его сожгли, при этом получилось 6,72 л СО2 и 7,2 г Н2О. Плотность газа по аргону равна 1. Определите, какой газ получился и какие качественные реакции можете предложить для распознавания этого газа.

Слайд 18

Группа № 3 Представление результатов работы группы Проверим правильность ответов Уровень 1. V теор (С2Н2) = 1,05 л; V практ (С2Н2) = 0,775 л Уровень 2. М (С3Н4) = 40 г/моль Оценивание деятельности детей

Слайд 19

Выводы С помощью эксперимента получили предельные и непредельные углеводороды, которые используют не только как топливо Отработали решение задач разных типов по теме Углеводороды

Слайд 20

Само- и взаимооценка Заполните, пожалуйста, лист само- и взаимооценки , ответив на вопросы: Что было важным? Что удивило? Что получилось и не получилось? Чем довольны? Что вызвало вопрос?

Слайд 21

Рефлексия : Оцените себя и свою работу на уроке Вам было познавательно, не интересно , сложно , понятно. Прикрепите свой знак к мишени, как выстрел!

Слайд 22

Рефлексия

Слайд 23

Спасибо за внимание!

Слайд 24

Проблема урока: 2018 год – год экологии в России. На нашей планете нет ничего вечного, природные ресурсы исчерпаемы , особенно это относится к углеводородному сырью. Химия – наука, которая способна решить некоторые проблемы, связанные с использованием углеводородов. Сама она и источник проблем, и источник их решения.

Слайд 25

Проблема Мы изучили большую тему Углеводороды. Углеводороды –ресурсы, в виде природного газа, нефти, каменного угля. По одним прогнозам этих ресурсов хватит на 25 лет, по другим на 50. В настоящее время ученые разных стран ищут альтернативные источники получения энергии и сырья для химической промышленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Получение и применение углеводородов ряда этилена. Полиэтилен

Урок расскрывает учебную тему получения и применения углеводородов ряда этилена. Расскрываются способы получения этилена. Рассматриваются области применения этилена....

Использование программы «Виртуальная химическая лаборатория» при изучении строения углеводородов .

Материал иллюстрирует возможности использования программы  "Виртуальная лаборатория" для построения моделей молекул органических веществ....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «Применение водорода. Получение водорода в лаборатории и в промышленности» 8 класс

Цель урока: изучить области применения водорода и способы получения его в лаборатории и в промышленности.Задачи урока:- обучающие: повторить химические свойства водорода, показать взаимосвязь между св...

«Сравнительный анализ свойств красок, полученных в школьной лаборатории, со свойствами фабричных красок»

Химия и искусство имеют внутреннюю общность,которая коренится в их творческой природе....