разработки уроков по химии для 8 класса
презентация к уроку по химии (8 класс) по теме

Гатауллина Юлия Тагировна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день. Урок химии 8 класс учитель : Гатауллина Ю.Т. МБОУ лицей №3 г.Учалы РБ

Слайд 2

2 2 2 2 повторим Si+ F 2 NO 2 Li 2 O + H 2 O SiF 4 O 2 + NO LiOH

Слайд 3

Химические реакции. Классификация. Тема урока:

Слайд 4

Что такое химическая реакция ? Химические реакции или химические явления – это процессы, в результате которых одни вещества превращаются в другие;

Слайд 5

По каким признакам можно определить химические реакции? Выделение газа; Образование осадка; Выделение (поглощение) тепла и света; Появление или изменение запаха или вкуса; Изменение цвета;

Слайд 6

Тип химической реакции? Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций : Ca + O 2 = Li + O 2 = S + O 2 = A + B = AB

Слайд 7

РЕАКЦИИ СОЕДИНЕНИЯ Как одним словом мы можем назвать процесс, который протекает? A + B = AB

Слайд 8

Т ип химической реакции? Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций. CaCO 3  H 2 O  H 2 O 2  AB = A + B

Слайд 9

РЕАКЦИИ РАЗЛОЖЕНИЯ Как одним словом мы можем назвать процесс, который протекает? AB = A + B

Слайд 10

С Д Д ОМ С ОМ Т ип химической реакции?

Слайд 11

РЕАКЦИИ ЗАМЕЩЕНИЯ Как одним словом мы можем назвать процесс, который протекает? AB + С = С B + A

Слайд 12

2 2 2 Mg + HCl → MgCl 2 + H 2 Cr 2 O 3 + Al → Cr + Al 2 O 3 3 3 2 Fe 2 O 3 + H 2 → H 2 O + Fe

Слайд 13

РЕАКЦИИ О БМЕНА Как одним словом мы можем назвать процесс, который протекает? A B + С D = С B + A D

Слайд 14

CuO + HCl → С u С l 2 +H 2 О 2 BaCl 2 + K 2 SO 4 BaSO 4 + KCl 2

Слайд 15

A + B → AB AB → A + B AB + C →A + CB AB + CD →AD+CB

Слайд 16

Инструкции по проведению лабораторной работы №3 «Типы химических реакций» № Что делали. Наблюдения 1. Fe + S → FeS ( Д.О.) 2. Cu ( OH ) 2 → CuO + H 2 O ( Д.О.) 3. HCl + Zn → ZnCl 2 + H 2 4. CuCl 2 + NaOH → Cu(OH) 2 + NaCl Ход работы: Опыты № 1, №2 демонстрирует учитель. Опыты №3№4 ученики проводят самостоятельно. При выполнении работы соблюдаем правила ТБ . Работаем аккуратно и внимательно. Желаю успехов.

Слайд 17

§ 20 , в. 3 (п) , конспект Домашнее задание:

Слайд 18

Итоги урока: 1) по какому принципу мы разделили химические реакции на четыре типа? (по исходным веществам и продуктам реакции). 2) с какими именно типами реакций мы ознакомились сегодня? ( соединения, разложения , замещения , обмена . )

Слайд 19

Спасибо за урок! До новых встреч!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день. Презентацию урока для 8класса подготовила учитель : Гатауллина Ю.Т. МБОУ лицей №3 г.Учалы РБ

Слайд 2

тема урока: Химический язык . Анализ и синтез веществ. Цели урока: -Развить знания о методах химического познания при знакомстве с методами анализа и синтеза химических соединений. -сформировать первичные представления об индикаторах, кислотах и щелочах. -проверить теорию опытным путём. -обобщить , расширить и научиться применять знания химическом языке , как методе познания.

Слайд 3

Игра «Крестики – нолики» К О Са С N Al Na Ag Mg

Слайд 4

Ответы к заданию: К О Са С N Al Zn Ag Mg

Слайд 5

Игра «Крестики – нолики» Cl Hg Au Cu K Fe Si P S

Слайд 6

Ответы к заданию: Cl Hg Au Cu K Fe Si P S

Слайд 7

а) Как называется цифра, стоящая перед химическим символом или перед химической формулой вещества? б) Как называется цифра, стоящая справа внизу за химическим символом? в) Как называется определенный вид атомов? г) Как называется вещество, которое состоит из атомов одного химического элемента? д ) Как называется вещество, которое состоит из атомов разных химических элементов? 7 Тест № 1. Напоминание : (требует однозначного ответа)

Слайд 8

Ответ к тесту № 1 8 а) коэффициент; б) индекс; в) химический элемент; г) простое вещество; д ) сложное вещество .

Слайд 9

Тест № 2. Выборочный : (из трёх ответов указать правильный) а) Какое из приведенных веществ является простым: F 2 ; H 2 O ; P 2 O 5. б) Сложные химические вещества состоят из разных: химических элементов; простых веществ; сложных веществ; в) В каком из перечисленных случаев кислород выступает как химический элемент: поддерживает дыхание и горение; является одним из компонентов воздуха; входит в состав воды и углекислого газа. 9

Слайд 10

Ответ к тесту № 2 а) простое вещество - F 2 ; б) сложные химические вещества состоят из разных химических элементов; в) кислород, как химический элемент входит в состав воды и углекислого газа. 10

Слайд 11

Тест № 3. Сличение: (к символу химического элемента подобрать соответствующее название и произношение) 11 Fe Кремний / силициум / Cu Железо / аргентум / Ag Медь / феррум / Si Серебро / купрум /

Слайд 12

Ответ к тесту № 3 12 Fe Железо / феррум / Cu Медь / купрум / Ag Серебро / аргентум / Si Кремний / силициум /

Слайд 13

Задание: Каков качественный и количественный состав вещества? Хим.элемент НАТРИЙ , УГЛЕРОД,КИСЛОРОД Na 2 CO 3 2атома НАТРИЯ, 1атом УГЛЕРОДА, 3 атома КИСЛОРОДА

Слайд 14

Девиз урока: «Кто если он добросовестен, не сочтёт, что следует воздержаться от рассуждений, когда говорит опыт?» Антони ван Левенгук

Слайд 15

Анализ – «РАЗЛОЖЕНИЕ» АНАЛИЗ Качественный Количественный

Слайд 17

Применение химического анализа

Слайд 18

Роберт Бойль (1627-1691гг.)

Слайд 19

Эксперименты следовали один за другим

Слайд 20

Лакмусовый лишайник

Слайд 21

Лабораторная работа №4

Слайд 22

Итоги урока .Рефлексия. Пополнилась ли ваша «копилка знаний» сегодня? Можем ли мы сейчас ответить на вопрос который мы взяли в качестве девиза ?

Слайд 23

Записываем домашнее задание §21, табл. Выучить §22 в 2(у) Спасибо за внимание! До новых встреч!



Предварительный просмотр:

МБОУ ЛИЦЕЙ №3 г.Учалы Республики Башкортостан

Открытый урок химии в

8 классе

Химический язык.

Анализ и синтез веществ.

                                                     Учитель химии:                                                                                                          

Гатауллина Ю.Т.

2014-2015г.

1.Открытый  урок  8 класс  химия

28.11.14

Тема: «Химический язык. Анализ и синтез веществ.»            

Учебник - «Химия -8 класс»

Автор учебника – Н.Е.Кузнецова

Тема урока – Химический язык. Анализ и синтез веществ.

Цели и задачи:

  1. Воспитать самостоятельность, готовность к труду, уважение к одноклассникам и учителю  .
  2. Развить интерес к изучению предмета, логическое мышление , развивать умения учащихся применять знания химического языка.
  3.    -Развить знания о методах химического познания при знакомстве с методами анализа и синтеза химических соединений.

   -сформировать первичные представления об индикаторах, кислотах и щелочах.

   -проверить теорию опытным путём.

Оборудование:  

Периодическая  система Д.И. Менделеева,  мультимедийная доска, ПК,  проектор  , оборудование и реактивы для опытов*.

Методы урока: беседа ,постановка и решение учебных проблем, демонстрация, объяснение , самостоятельная работа учащихся , лабораторная работа.

Структура урока:

1.Организационный момент

2.Запись темы и постановка цели урока

3. Проверка знаний

4. Объяснение нового материала

5. Знакомство с действием индикаторов .Л.Р.№4

6. Задание на закрепление пройденной темы

7. Итоги урока.

8.Записываем домашнее задание

Ход урока:

  1. Организационный  момент. Слайд№1

( приветствие , отсутствующие )

  1. Запись темы : Химический язык. Анализ и синтез веществ

 Постановка цели урока:     Слайд№2

   -Развить знания о методах химического познания при знакомстве с                   методами анализа и синтеза химических соединений.

   -сформировать первичные представления об индикаторах, кислотах и щелочах.

   -проверить теорию опытным путём.

  - развивать умения применять знания химического языка.

3. Проверка знаний.

«Язык»,( по С.И. Ожегову,) - исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств,  является орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе

Каждая наука излагает результаты познания на языке, удобном для описания знаний. Язык химической науки включает в свой состав, кроме естественного языка слов и предложений, весьма специфическую часть: химическую терминологию, номенклатуру и символику, или " химический язык ".

-При изучении химии мы с вами не вольно приобщились к изучению этого языка и сегодня мы вспомним и закрепим наши знания…                                             -я предлагаю вам это сделать в игровой форме. Слайд№3

Игра№1: откройте ПСХЭ

Соедините прямой выигрышную комбинацию металлов

Проверим правильность ответа Слайд№4

Игра№2 пользуясь ПСХЭ Слайд№5

Соедините прямой выигрышную комбинацию неметаллов 

Проверим правильность ответа Слайд№6

Следующий этап-Тесты

Тест№1 Напоминание :

(требует однозначного ответа) Слайд№7

а) Как называется цифра, стоящая перед химическим символом или перед химической формулой вещества?

б) Как называется цифра, стоящая справа внизу за химическим символом?

в) Как называется определенный вид атомов?

г) Как называется вещество, которое состоит из атомов одного химического элемента?

д) Как называется вещество, которое состоит из атомов разных химических элементов? 

Проверим правильность ответа Слайд№8

Тест № 2. Выборочный : 

(из трёх ответов указать правильный) Слайд№9

а) Какое из приведенных веществ является простым:

      F2; H2O; P2O5. 

б) Сложные химические вещества состоят из разных:

химических элементов;

простых веществ;

сложных веществ;

в) В каком из перечисленных случаев кислород выступает как химический элемент:

поддерживает дыхание и горение;

является одним из компонентов воздуха;

входит в состав воды и углекислого газа.

Проверим правильность ответа Слайд№10

Тест № 3. Сличение:
(к символу химического элемента подобрать соответствующее название и произношение) Слайд№11

Fe 

Кремний

/ силициум /

Cu 

Железо

/ аргентум /

Ag 

Медь

/ феррум /

Si 

Серебро

/ купрум /

Проверим правильность ответа Слайд№12

Задание:
Каков качественный и количественный состав вещества?

               Na2CO3     Слайд№13

-  Молодцы ребята! Химический язык поддаётся вашему пониманию и изучению.

- Следующая часть урока пройдёт под девизом.Слайд№14

«  Nullius in verba  » -

Ничего на словах…

       Кредо И. Ньютон

В химии часто используют такие экспериментальные методы ,как анализ и синтез.

«Анализ» с греческого «Разложение» Слайд№15

С помощью анализа определяют химический состав веществ. Это особая отрасль хим.науки- аналитическая химия.

Анализ может быть качественным и количественным.

Первоначально с помощью качественного анализа  распознавались составы некоторых соединений минералов.

Количественный анализ применялся для определения содержания благородных металлов. Слайд№16

Методы испытания благородных металлов были известны ещё в древних Египте и Греции.С 9-10веков применялись они и в Киевской Руси.

В настоящее время Химический анализ – один из важнейших способов контроля сырья и готовой продукции. Слайд№17

В С/Х путём хим.анализа определяют состав почв и удобрений. В МЕДИЦИНЕ- состав лекарственных препаратов, состав крови больного.

Нет почтини одной отрасли народного хозяйства ,где не применялся бы хим.анализ.

Основы качественного анализа Слайд№18Заложил в своих работах английский естествоиспытатель Роберт Бойль.

Он с детства мечтал стать ученым, чтобы понять, как устроен мир. Бойль провёл тысячи опытов и вот один из них…

…В лаборатории горели свечи, в сосудах что-то кипело, когда некстати зашел садовник.Он принёс корзину с фиалками. Учёный очень любил цветы, но предстояло начать опыт.Роберт взял несколько цветков, понухал и положил на стол.

Опыт начался. Открыли колбу, из неё повалил едкий пар.Пар быстра растекался по столу, учёный принялся за работу…

Когда же опыт закончился, Бойль  взглянул на цветы- они дымились.Чтобы спасти цветы он их опустил в стакан с водой. И…-чтоза чудеса- фиалки,их тёмнофиолетовые лепестки, стали красными.НО это было не сказочное чудо ,а чудо химии!

-Случайный опыт?  Случайная находка? Ну нет! Р.Бойль не был бы настоящим учёным если бы прошёл мимо такого случая. ОН велел готовить помощнику  растворы, которые после перелил в стаканы и в каждый из них помещал по цветку.В некоторых стаканах цветы не замедляя начали краснеть.Они буд-то бы подсказывали что-то неизвестное.Здесь скрывалась тайна… Наконец учёный понял, что цветы фиалок меняют цвет от того, какой раствор в стакане содержится.

Затем Р.Бойль заинтересовался, что покажут не фиалки ,а другие растения. Он использовал многие травы, корни и кору деревьев, мхи ,лишайники и наблюдал как они ведут себя в разных растворах.(Слайд№19)

Эксперименты следовали один за другим. Лучшие результаты дали опыты с лакмусовым лишайником- он мгновенно менял цвет.( Слайд№20)

Тогда Роберт Бойль решил опустить в раствор лакмусового лишайника  обыкновенные полоски бумаги, дождаться когда они пропитаются настоем , а затем высушить их.  Получилось простейшее приспособление , которое позволило распознавать , что имеется в растворе. Живые фиалки ведь не всегда есть у химика под рукой, а лакмусовые бумажки всегда.

Эти хитрые бумажки учёный назвал ИНДИКАТОРами, что с латинского «УКАЗАТЕЛЬ» . Наиболее часто индикатор применяется для определения кислотности  или щёлочности раствора.

      Индикатор –вещество , обладающее способностью обратимо изменять окраску в зависимости от среды (Записать в тетради)

В наши дни известны несколько сотен кислотно-основных индикаторов, искусственно синтезированных начиная с середины 19 века. С некоторыми из них можно познакомиться  в школьной химической лаборатории. Это- Метиловый –оранжевый, лакмус-нейтральный, фенолфталеин, универсальная индикаторная лакмусовая бумажка .

  1. Знакомство с действием индикаторов .

Лабораторная работа№4

Тема: Изменение окраски индикатора  (Слайд№21)

Название индикатора

Кислая среда

Нейтральная среда

Щелочная среда

1

лакмус

2

Метиловый –оранжевый

3

фенолфталеин

4

лакмусовая бумажка

  1. Задание на закрепление пройденной темы

«Любовный треугольник»

Лакмус был страстно влюблён в Кислоту и в её присутствии всегда краснел, а ревнивая Щёлочь, которая была к нему не равнодушна, раздражала Лакмуса до посинения.

Несчастный Фенолфталеин тайно питал чувства к Щёлочи,но, зная её едкий характер , при малейшем к ней прикосновении весь становиля малиновым.

О каких явлениях идет речь?

Действительно ли это так?

  1. Итоги урока.
  1. Пополнилась ли ваша  «копилка знаний» сегодня?
  2. Можем ли мы сейчас ответить на вопрос который мы взяли в качестве девиза ?

8.Записываем домашнее задание

§21, табл. Выучить §22 в 2(у)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы химических реакций. Разработка урока по химии 8 класс.

Разработка конспекта урока по химии 8 класс....

Методическая разработка урока по химии 8 класс и презентация на тему "Оксиды. Номенклатура. Классификация. Фихические свойства"

В конспекте урока и на слайдах презентации представлен материал для первого урока по теме "Оксиды"....

Методическая разработка урока по химии 8 класс "Очистка загрязнённой поваренной соли"

Методическая разработка раздела образовательной программыпо химии    Тема раздела: «Биологически активные органические соединения»Количество часов: 4Класс: 10УМК:-...

Разработка урока по химии 8 класс "СОЛИ"

Предлагаю разработку и презентацию урока по химии в 8 классе по теме "СОЛИ"...

Разработка урока по химии 9 класс "Обобщение по теме "Водород и его соединения"

данная разработка урока составлена к УМК   И.И.Новошинскому и Н.С.Новошинской...

Разработка урока по химии 8 класс

Решение задач на вычиление массовой доли...