Презентация "Жиры как сложные эфиры"
презентация к уроку по химии (10 класс) на тему

Самылова Надежда Владимировна

Презентация "Жиры как сложные эфиры" используется к интегрированному  уроку химии и биологии для тудентов СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_zhiry_kak_slozhnye_efiry.ppt1.41 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жиры как сложные эфиры

Слайд 2

Жиры широко распространены в природе, они входят в состав всех растительных и животных организмов и являются одной из основных составных частей нашей пищи.

Слайд 3

Из различных источников выделено 600 различных видов жиров, из них – 420 растительного происхождения …

Слайд 4

и более 180 животного происхождения.

Слайд 5

Биологическая роль жиров - энергетическая : при полном окислении 1г. жира выделяется 38,9 кДж. энергии (при расщеплении 1г. белков или углеводов – 17,6 кДж. энергии ) - запасающая - является источником воды (при окислении 100г. жира образуется 110г. H 2 O ) - защитная (у многих позвоночных животных хорошо выражен подкожный жировой слой) - теплоизоляционную (моржи, тюлени, белые медведи) - строительную (фосфолипиды образуют основу клеточных мембран животной клетки) - регуляторная (многие производные липидов, в т.ч. витамины А, Д, Е, участвуют в обменных процессах, происходящих в организме)

Слайд 6

1.сложный эфир образуется при взаимодействии а) спирта и карбоновой кислоты б) спирта и фенола в) карбоновой кислоты и алкана 2. сложные эфиры образуются в результате реакции а) гидратации б) гидролиза в) этерификации 3.реакция этерификации – это реакция а) гидролиза б) дегидратации в) присоединения 4.среди карбоновых кислот выделяют а) предельные б) непредельные в) запредельные 5.формулу R 1- O - CO - R 2 имеет а) карбоновая кислота б) сложный эфир в) простой эфир 6.к многоатомным спиртам относятся а) глицерин б) пропанол-1 в) бутиловый спирт 7.две двойные связи содержит кислота а) олеиновая б) стеариновая в) линолевая 8.формулы функциональных групп спирта и карбоновой кислоты а ) –CHO и –COOH б) - OH и – COOH в) - OH и C = O 9 .формулы функциональных групп спирта и карбоновой кислоты а ) –CHO и –COOH б) - OH и – COOH в) - OH и C = O 10.качественная реакция на наличие двойной связи- это взаимодействиес а)перманганатом калия б)бромной водой в)кислородом

Слайд 7

Ответы на тест, критерии оценки 1 - а Оценка «5»- 9-10 2 - в Оценка «4»- 7-8 3 - б Оценка «3»- 5-6 4 - а,б Оценка «2»- менее 5 5 - б 6 - в 7 - а 8 - в 9 - б 10 - а,б

Слайд 8

Историческая справка Однажды в лабораторию Мишеля Э ж ена Шевреля принесли пробу мягкого мыла. Ученый занялся его анализом. Раствор мыла в воде оказался неоднородным, значит, мыло содержало несколько веществ. После многочисленных опытов стало ясно, что во всех жирах, независимо от состава, содержится 5% глицерина и 95% жирных кислот. Масса продуктов разложения жира всегда больше массы взятого жира. Следовательно, жир – это не смесь глицерина и карбоновых кислот, а соединение, полученное при их взаимодействии. Мы говорим спокойно: жир. А между прочим, он эфир! Эфир кислот и глицерина. Такая вот у нас картина.

Слайд 9

Жиры – это природные соединения, представляющие собой сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и высшей карбоновой кислоты СН 2 – ОН СН – ОН СН 2 – ОН + НООС – R 1 НООС – R 2 НООС – R 3 → СН 2 – О – СО – R 1 СН – О – СО – R 2 СН 2 – О – СО – R 3 + 3Н 2 О Общее название таких соединений – триглицериды

Слайд 10

Все жиры легче воды, нерастворимы в ней , но хорошо растворимы в бензине, ацетоне и гексане, спирте (эта способность используется для чистки одежды от жировых пятен), легкоплавки. Не имеют постоянной t кип , т.к. образованы различными кислотами.

Слайд 11

Жиры Твердые - животные жиры (искл. рыбий жир) Образованы высшими предельными кислотами: C 15 H 31 COOH – пальмитиновой C 17 H 35 COOH - стеариновой Жидкие - растительные жиры (искл. кокосовое масло) Образованы высшими непредельными кислотами: C 17 H 33 COOH – олеиновой C 17 H 31 COOH – линолевой C 17 H 29 COOH - линоленовой

Слайд 12

До 19в. для освещения улиц и домов использовали китовый жир и сало. Помимо того, что пищевое сырье использовалось для технических целей, это привело к массовому истреблению редких животных. Французский ученый-химик Мишель Эжен Шеврель предложил использовать вместо сальных свечей Стеариновые. В 1825г он взял патент на производство стеариновых свечей, что положило начало новой эре освещения. В скором времени стеарин (смесь высших предельных карбоновых кислот) стали получать не из жира, а каталитическим окислением парафина Твердые жиры являются более ценными и дорогостоящими по сравнению с маслами

Слайд 13

1) Гидрирование жиров СН 2 – О – СО – С 1 7 Н 33 СН – О – СО – С 1 7 Н 33 СН 2 – О – СО – С 1 7 Н 33 + 3 H 2 → СН 2 – О – СО – С 1 7 Н 35 СН – О – СО – С 1 7 Н 35 СН 2 – О – СО – С 1 7 Н 35 t , P Ni саломас триолеат Саломас используется для получения маргарина, кулинарного жира

Слайд 14

искусственный твердый жир- саломас (получают в результате реакции гидрогенизации) Маргарин – это твердый жир, содержащий только остатки предельных карбоновых кислот. Поэтому маргарин не будет проявлять свойства непредельных У г В Сливочное масло - содержит остатки непредельных кислот, поэтому будет обесцвечивать бромную воду или раствор перманганата калия.

Слайд 15

2. Гидролиз жиров СН 2 – О – СО – R 1 СН – О – СО – R 2 СН 2 – О – СО – R 3 + НОН НОН НОН → СН 2 – ОН СН – ОН СН 2 – ОН + R 1 – СООН R 2 – СООН R 3 – СООН Жиры являются основным источником энергии живых организмов: 1г жира при полном окислении (оно идет в клетках с участием кислорода) дает 9,5 ккал (около 40 кДж) энергии, что почти вдвое больше, чем можно получить из белков или углеводов.

Слайд 16

3. Щелочной гидролиз – омыление , нагревание с водным р-ром NaOH или карбонатами щелочных металлов. Реакция омыления- нагревание жира с раствором щелочи Образуются мыла (натриевые и калиевые) NaOH образует твердое мыло КОН – жидкое мыло СН 2 – О – СО – R 1 СН – О – СО – R 2 СН 2 – О – СО – R 3 + 3 NaOH СН 2 – ОН СН – ОН СН 2 – ОН → + R 1 – СОО Na R 2 – СОО Na R 3 – СОО Na t мыла

Слайд 17

Жиры используют в пищу; для изготовления косметических средств; в качестве лекарственных препаратов - облепиховое масло, рыбий жир; растительные масла и кетовый жир – сырьё для получения маргарина; для получения смазочных материалов производство мыла;

Слайд 18

Институт питания рекомендует треть суточной нормы жира для взрослого человека (75-125г) заменить растительным маслом. Почему? Маргарину не грозит прогоркание, так как: а) в нем нет непредельных жирных кислот б) он относится к твердым жирам в) его получают из подсолнечного масла При длительной варке мясной бульон становится мутным, так как: а) разрушается белок мяса б) происходит омыление жира в) выкипает вода Чем объясняется появление едкого запаха дыма от пригоревших жиров?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложные эфиры

Эта разработка поможет при изучении сложных эфиров в 9 кл и в 10 кл.Вней представлен также дополнительный материал....

Тест в 10 классе "Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры"

Тест создан в соответствии с учебником  О.С.Габриеляна "Химия 10 класс", базовый уровень....

Методическая разработка урока "Сложные эфиры" в 10 классе

В методической разработке урока "Сложные эфиры", выстроенной в соответствии с ФГОС второго поколения, ведущим приемом деятельности по  интерактивной технологии является групповая организация рабо...

Сложные эфиры и жиры. Открытый урок-исследование по химии для 10 профильного класса

Тип урока:Урок изучения нового материала с мультимедийным сопровождением, комбинированный урок Задачи урока. Закрепить знания о сложных эфирах, их номенклатуре, реакции этерификации. Дать понятия...

урок химии"Сложные эфиры" 10 класс

Данный урок является составляющим курса "Органическая химия" в теме "Кислородсодержащие соединения". Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.На уроке используются  современные образов...

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ: «Карбоновые кислоты», «Сложные эфиры», «Жиры». 2 варианта,10 класс, Органическая химия

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА  ПО ТЕМАМ:    «Карбоновые кислоты», «Сложные эфиры», «Жиры». 2 варианта, 10 класс, органическая химия....

Урок-семинар по теме "Сложные эфиры"

Данная разработка урока предназначается для 10 химико-биологического класса. Презентация составлена с использованием мини-презентаций ребят, участвующих в подготовке к семинару. Они за два дня до урок...