Проектно-исследовательская деятельность как технология работы с одарёнными обучающимися.
статья по химии на тему

Антонова Марина Анатольевна

Одарённые, талантливые обучающиеся составляют бесценное национальное достояние нашей страны. В работе с ними использую современные инновационные технологии: исследовательские, частично- поисковые, проблемные. Совокупность данных методов включает в себя проектно- исследовательская деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

,     Проектно-исследовательская деятельность как метод работы с одарёнными обучающимися.                                                                                           

                                                                                               Антонова Марина Анатольевна

                                                                  г.о. Зарайск, МБОУ «Журавенская средняя школа»

        Главная цель работы учителя на современном этапе - воспитание широко образованной и гармонично развитой личности, готовой самостоятельно выбирать свой жизненный путь, ставить перед собой цели и творчески трудиться для их достижения. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и компетентного. Одарённые, талантливые дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. Обладая незаурядными  способностями, умением быстро ориентироваться в меняющихся условиях, мыслить самостоятельно и творчески, они в скором времени во многом будут определять содержание и темпы социального и экономического развития нашей страны. Займут ключевые позиции в экономике, науке, искусстве и других отраслях, т.е. одаренные дети – это будущий потенциал  России

         В работе с одаренными детьми использую современные инновационные технологии: исследовательские, частично-поисковые, проблемные. Совокупность данных  методов включает в себя проектная деятельность. Особенно уделяю внимание исследовательским проектам. Такие проекты требуют  хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью  совпадающую с подлинным научным исследованием. А у одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности — это одно из условий, которое позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

          Проектно-исследовательская деятельность обучающихся предполагает наличие определенных этапов, характерных для исследования: Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Привлечение одаренных обучающихся к исследовательской работе предполагает предварительную подготовку, целью которой является развитие интересов и общих навыков исследовательской работы. Этот подготовительный этап осуществляется во время уроков и продолжается на факультативных занятиях, элективных курсах, кружках. Проектная деятельность, как метод работы с одарёнными обучающихся в   МБОУ «Журавенская средняя школа» успешно используются при организации внеурочной и внеклассной деятельности: в рамках кружка «Юный исследователь» (до2013),  «Учимся экспериментировать» (2018); Элективных курсов (За здоровый образ жизни (2015), Экология Подмосковья (2017), Биосфера и человечество(2016). индивидуальных консультаций,  в рамках Недели общественнонаучных предметов, в каникулярное время.

           Работа открывается в начале учебного года со знакомства с основными принципами проектно - исследовательской работы. На первых занятиях рассматриваются основные виды проектно-исследовательских работ, даются основные понятия, схемы исследования. Занятия, провожу по следующему плану:

I. Введение. Мотивационный этап. Существенная отличительная особенность методики организации проектно - исследовательской деятельности одарённых школьников — мотивационный этап, предшествующий началу работы над проектами. Необходимость мотивации проектной деятельности обучающихся обусловлена тем, что работа над проектом требует сочетания урочной и внеурочной, самостоятельной индивидуальной и групповой, познавательной и творческой деятельности. Кроме того, необходим интегративный подход к работе, основанный на использовании знаний из разных предметных курсов.

           Достаточно сильной мотивацией могут служить примеры успешных выступлений с результатами работы на конференциях, конкурсах школьников предыдущих лет. Поэтому я рассказываю о достижениях учеников нашей школы, которых все знают и показываю полученные ими грамоты. А также  рассказываю о тех выводах и результатах, которые были получены в конкретных исследовательских работах, т.к. они могут касаться всех жителей нашей деревни.

II. Методология  творчества (основные понятия научно-исследовательской работы, общая схема хода научного исследования, поиск информации).

III. Этапы работы в рамках  исследования (выбор темы - проблема, составление плана исследовательской работы - проектирование, поиск информации, продукт).

IV. Оформление исследовательской работы (структура содержания исследовательской работы, общие правила оформления текста).

V. Представление результатов  работы (психологический аспект готовности к выступлению, требования к докладу, культура выступления и ведения дискуссии). Продукт проектирования – учебный проект, в качестве которого могут выступать реферат, доклад, исследовательская работа, статья, тезисы, презентация, отчет.

Презентация результатов проектной деятельности — заключительный этап работы, такой же ответственный, как и выбор темы исследования. Результатом проектно-исследовательской деятельности является защита индивидуальных ученических проектов на уроках, участие школьников в конференциях, конкурсах, форуме, круглом столе, семинаре, участие в вебинаре, оформление стендового доклада, презентации и т.п. в школе.

Но,  особый интерес заключается в возможности представить результаты исследования на муниципальных региональных конкурсах, конференциях.

           Например, в 2010 г. мы стали лауреатами районной конференции проектных и исследовательских работ, участниками региональной конференции «Природа встречает друзей» г. Мытищи с проектом «Свойства воды. Исследовоние проб воды в окрестностях деревни Журавна". Исследовательская работа по изучению местных прудов получило продолжение. Этой работой заинтересовался другой ученик и, изучив её со своих позиций  12.02.2013 г. стал участником Регионального этапа Российского национального юниорского конкурса водных проектов г. Краснознаменск. С проектом - «Мониторинг снежного покрова на территории д. Журавна» 2016 г. стали лауреатами 2 степени Муниципального конкурса проектных, исследовательских работ.  Затем, приняли участие в региональной  научно - практической конференции Юго-Восточного региона Московской области  проводимого в Государственном социально - гуманитарном университете  г. Коломна.(19.03.2017)          

          Далее параллельно, шла работа  над исследовательской работой «Определение загрязнения воздуха д. Журавна по содержанию сульфатов в коре деревьев», мы приняли участие в районном конкурсе исследовательских и проектных работ  в апреле 2017 и стали лауреатами 3 степени. Затем, участие в областном конкурсе  исследовательских работ «Будущее планеты в наших руках» в Государственном социально - гуманитарном университете 01.12.2017г. в г. Коломна.

          Были проектно-исследовательские работы не только экологического характера, но, и со здоровьесберегательным уклоном "Пищевые добавки. Анализ сливочного масла и безалкогольных напитков с. Журавна"(2011), " Мёд и пчёлы. Исследование качества мёда"(2013), "Секреты мыловарения. Мыло и здоровье"(2014) Прикладной характер проектно - исследовательской деятельности, практическая направленность выбираемых исследований делают исследовательские проекты личностно значимыми для одарённых обучающихся. Все знания, полученные, в результате работы над  исследовательскими проектами пригодятся им в жизни. Например, при работе обучающиеся приобретали экологические знания необходимые им для сохранения здоровья. В проектно- исследовательских работах "Свойства воды. Исследовоние проб воды в окрестностях деревни Журавна"(2010, 2012 годы), «Мониторинг снежного покрова д. Журавна»(2016), большое внимание было уделено изучению качества снега, воды в прудах расположенных рядом с д.Журавной, и какое негативное влияние на здоровье её жителей может оказать загрязнённая вода в них. В проектно- исследовательской работе "Пищевые добавки. Анализ сливочного масла и безалкогольных напитков с. Журавна"(2011) разбирались свойства пищевых добавок и степень риска для здоровья использования их в пищевых продуктах, на примере продуктов непосредственно продающихся у нас в магазинах д. Журавна. В проекте "Мёд и пчёлы. Исследовантие качества мёда"(2013) много говорилось о сохранении здоровья человека при использовании продуктов жизнедеятельности пчелиной семьи и о фальсификации мёда. Проект "Секреты мыловарения. Мыло и здоровье" (2014) даёт знания о том, что товары бытовой химии могут сильно подпортить здоровье, если закрывать глаза на то, из чего они сделаны. Кроме того, что все проекты носили экологический здоровьесберегающий  характер, очень много познавательных моментов связано непосредственно с науками экологией, химией, биологией. Эти знания носят практический характер, т.к. приходилось проводить анализы в химической лаборатории воды, снега, коры местных деревьев, мёда, самим получать качественное мыло. В 2018 году мы с одарёнными школьниками обратились непосредственно к помещению школы и работали над проектно-исследовательской работой «« Экология помещения школы: роль комнатных растений». И стали лауреатами 2 степени Муниципального конкурса проектных, исследовательских работ.

Важно, что проектно-исследовательское обучение  является личностно ориентированным, позволяет одарённым  школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы,  дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении. Поэтому, неотъемлемой частью организации   одаренных детей является их вовлечение   в  проектно-исследовательскую  деятельность.   Одаренные обучающиеся овладевают способами индивидуальной учебной деятельности, учатся работать самостоятельно, планировать свои действия, использовать различные источники учебной информации, формулировать и отстаивать свою точку зрения, делать обобщения и выводы. А, также экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Таким образом, проектно- исследовательская  деятельность актуальна и очень эффективна в работе с одаренными детьми

Литература

1.Пахомова Л.Н. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.
М.: АРКТИ, 2008.

2.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в  системе образования. - М.: издательский дом «Академия», 2002.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт  основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2014.

4.Федеральный закон: «Об образовании в Российской Федерации». – Москва: Проспект, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заповеди педагога для работы с одарёнными обучающимися

Педагог должен следовать каким-либо правилам для работы с одарёнными обучающимися...

Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15

в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...

Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию

В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех    значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...

План работы с одарёнными обучающимися

Планирование работы с одарёнными учениками...

Доклад "Работа с одарёнными обучающимися при подготовке к муниципальному и региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников: из опыта работы"

В своей работе мы будем говорить о четвертом значении данного слова. Олимпиада, конкурс по учебной дисциплине – это определение специальной способности, проявляющейся во владении содержание...