Урок обобщения в 9-м классе по теме "Металлы"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Урок обобщения по теме  "Металлы", разработанный в форме урока - викторины

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_viktorina.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обобщения  в 9-м классе по теме "Металлы"

Учитель химии Саблина Татьяна Алексеевна

ГБОУ школа № 401 Колпинского района г. Санкт – Петербурга

Цель урока: определить степень усвоения материала по теме «Металлы»

Форма проведения: урок – викторина

Задачи урока:

- обобщить и систематизировать знания по теме «Металлы»;

- развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, объяснять ход эксперимента;

- развивать коммуникативные способности учащихся через работу в группах;

- создать условия для развития познавательного интереса к предмету.

Материально-техническое и дидактическое оснащение:

Мультимедийный проектор, компьютер, тесты, минералы,

CuSO4NaOH, H2SO4 FeCl3 Al, HCl, Zn, ZnCl2, Na2CO3 KCl, LiCl, CuCl2, CaSO4 BaCl2, спиртовка, спички, держатель, пробирки, фарфоровые чашечки, спирт.

Тип урока: контрольно-обобщающий.

Методы обучения: частично –поисковый, проблемный.

Ход урока

1. Организационный момент:

( объявление темы, цели, задачи, формирование групп)

2. Первый тур

Конкурс “Разминка”

Каждая группа по очереди получает вопрос. За каждый правильный ответ группа получает 1 балл

Вопросы

  1. В больших количествах железо содержится в продуктах.

  1. Металл – самый распространенный на Земле.

  1. На ладонях можно расплавить металлы.

  1. В честь стран названы металлы.
  2. Самый древний сплав.
  3. Воду заморозит металл.
  4. «Металл хирурга» - это.
  5. Первым искусственно получили металл.
  6. В честь частей света названы металлы.
  7. Для живых организмов очень важны металлы-микроэлементы.
  8. По имени острова называется металл.
  9. От рентгеновского излучения защитит металл.
  10. В состав хлорофилла входит металл.
  11. При производстве минеральных удобрений используют соли щелочного металла.
  12. Металл консервной банки.
  13. Катализатором многих химических реакций является драгоценный металл.
  14. Самая большая атомная масса у металла.
  15. При производстве фотографий используют металл.
  16. В этих фруктах и овощах есть много магния.
  17.  В 1889 г, когда Менделеев находился в Лондоне, ему в знак признания выдающихся заслуг в развитии химии был преподнесен ценный подарок – весы, сделанные из золота и второго металла. Назовите второй металл.

Ответы на вопросы викторины

1. Гречиха, соя, какао

2. Алюминий

3. Галлий и цезий

4. Рутений, полоний, германий, франций, галлий

5. Бронза

6. Ртутью, т.к. она плавится при температуре -39 0С

7. Тантал, т.к. у него высокая биологическая совместимость с живыми тканями

8. Технеций

9. Европий, америций

10. Железо, марганец, медь, цинк, молибден, кобальт

11. Медь

12. Свинец

13. Магний

14. Соли калия

15. Олово

16. Платина

17. Уран

18. Серебро

19. Абрикосы, персики, цветная капуста

20. Алюминий, т.к. в те годы его получали в микроколичествах, цены на него были высокими.

3. Второй тур

Конкурс “Загадка”

  1. Первый слог – предлог известный,

           Слог второй трудней найти:

         Часть его составит цифра,

          К ней добавьте букву «Й».

         Чтобы целое узнать,

         Надо вам металл назвать.

(Натрий)

  1. В холод прячется в нору,

          поднимается в жару.

(Ртуть в термометре)

  1. Он в теченье многих лет

был причиной многих бед.

 (Золото)

  1. В старину ценилась дорого,

Цветом красная, как золото,

Постоянно с ним дружна,

В электротехнике очень нужна.

 (Медь)

  1. Поташ, селитру, сильвинит,

 какой металл объединит?

(калий)

  1. Металл блестящий тот

Известен с давних пор.

С времен далеких самых

К нему прикован взор.

Монеты и сервизы,

Подносы, зеркала,

Готовили для знати

Умельцы – мастера.

(серебро)

  1. Я – металл незаменимый,

Очень летчиком любимый,

Легкий, электропроводный,

А характер – переходный.

(алюминий)

  1. Горит лиловым в кислороде,

Свободным нет его в природе.

Но соль находит применение

Как для растений удобрение.

(калий)

  1. Меня в составе мрамора найди,

Я твердость придаю кости,

В составе извести еще меня найдешь,

Теперь меня ты верно назовешь.

(кальций)

10) Ослепительным пламенем ярким,

Как звездочка, вспыхнув, горит.

Металл тот и белый, и легкий

В двенадцатой клетке стоит.

(Магний)

4. Третий тур

Конкурс “Переведи с химического языка на общепринятый”

1) Не все то аурум, что блестит. 

(не все то золото, что блестит.)

2) Белый как карбонат кальция. 

(Белый как мел.)

3) Феррумный характер.

(Железный характер.)

4) Слово - аргентум, а молчание – аурум

.(Слово-серебро , а молчание – золото.)

5) За купрумный грош удавился.

(За медный грош удавился.)

6) Много Н2О утекло.

 (Много воды утекло).

5. Четвертый  тур

Конкурс “Металл в соли”

Определить соль какого металла находится в данной чашечке по цвету пламени.

(Демонстрация опытов) первая группа, которя определит получает 1 балл

Na -окрашивает пламя в желтый цвет.

Cu -окрашивает пламя в сине-зеленый цвет

Ca -окрашивает пламя в кирпично-красный цвет

Ba -окрашивает пламя в желто-зеленый цвет

Li -окрашивает пламя в розово-красный цвет

K -окрашивает пламя в фиолетовый (через кобальтовое стекло)

6. Пятый  тур

Конкурс “ Экспериментальный”

Каждой команде предстоит осуществить превращение, используя инструктивные карточки.

Инструктивная карточка:

1. Прочитать правила техники безопасности (за нарушение техники безопасности штраф 10 баллов);

2. Осуществить превращение (каждая команда выполняет одно превращение):

1. CuSO4 - Cu(OH)2 - CuO

2. FeCl3 -  Fe(OH)3 - Fe2(SO4)3

3. ZnCl2 - Zn(OH)2  - ZnCl2

4. Zn -  ZnSO4 -   Zn(OH)2 -   ZnCl2

5. Al - AlCl3 -   Al(OH)3 -  NaAlO2

3. Оформить отчет в виде таблицы:

Схема превращения        Уравнения реакций        Количество баллов

 4. Через 10 минут отчет сдать членам жюри.

7. Подведение итогов

1. Слово предоставляется жюри (подведение итогов конкурса-викторины)

8.   Домашнее задание:

Решить цепочки превращений, которые не решались в вашей группе:

1. CuSO4 - Cu(OH)2 - CuO

2. FeCl3 -  Fe(OH)3 - Fe2(SO4)3

3. ZnCl2 - Zn(OH)2  - ZnCl2

4. Zn -  ZnSO4 -   Zn(OH)2 -   ZnCl2

5. Al - AlCl3 -   Al(OH)3 -  NaAlO2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК - ОБОБЩЕНИЕ: «ЛИТОСФЕРА» 6 КЛАСС

Урок-обобщение по теме "Литосфера"...

Урок-обобщение в 7 классе по теме «О вкусной и здоровой пище»

Цели урока•      Практические: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме "HealthyLivingGuide" (конкретно по разделу "О вкусной и здоровой пище"AboutTastya...

Урок обобщение в 2 классе " В стране английского языка "по УМК М.З.Биболетовой "Enjoy English"

Это обощение материала за первое полугодие с элементами проектной деятельности (составление книжки - азбуки) во втором классе по УМК " Enjoy English "-2 авторов М.З.Биболетова, О.А.Денисенко. Урок пос...

Разработка открытого урока-обобщения в 6 классе по теме "Материки и океаны". Игра "Слабое звено"

Конкурс для 6 класса, который можно провести в рамках Недели географии и биологии. Очень интересный материал, дети с удовольствием играют....

“Конспект урока “ CHRISTMAS CELEBRATIONS”. Урок-обобщение в 6 классе ”.

КОНКУРСНАЯ РАБОТА                           ...

Урок-обобщение по теме: "Классы неорганических соединений с использованием интерактивной доски", 8 класс химия

Урок, созданный с целью:    -  акцентировать внимание учащихся на основных признаках и свойствах  веществ,      как   представителей классов нео...

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...