Организация проектно-исследовательской деятельности по химии (из опыта работы)
статья по химии на тему

Ли Галина Алексеевна

             В условиях огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности школьника, его способности к познанию нового и решению сложных жизненных проблем.

            А школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями.

           Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям является метод проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проектно-исследовательской  деятельности по химии (из опыта работы)

Автор: Ли Г.А., учитель химии

МОУ гимназии «Школа искусств»

им. А.А Цветкова» г. Талдома

            Отличительной чертой нового столетия является его “всепронизывающая проектность”. Проектная культура является общей формой реализации искусства планирования, прогнозирования, созидания, исполнения и оформления.

             Проективность – образовательная тенденция будущего.

             В условиях огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности школьника, его способности к познанию нового и решению сложных жизненных проблем.

            А школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями.

           Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям является метод проектов.

           Применительно к школьному курсу химии система проектной работы может быть представлена двумя подходами:

  1. Связь проектов с учебными темами (на уроке).
  2. Использование проектной деятельности во внеклассной работе (во внеурочной деятельности).

Проекты в системе уроков химии

           Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии.

           Так, программа курса химии автора О.С. Габриеляна позволяет органично использовать проектную деятельность школьников при изучении таких тем, как:

8 класс:

  • “Соединения химических элементов”,
  • “Изменения, происходящие с веществами”,
  • “Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов”,
  • “Шеренга великих химиков”.

9 класс:

  • “Металлы”,
  • “Неметаллы”,
  • “Органические вещества”.

10 класс:

  • “Углеводороды”,
  •  “Спирты и фенолы”,
  • “Альдегиды и кетоны”,
  • “Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры”,
  • “Углеводы”,
  • “Азотсодержащие соединения”,
  • “Биологически активные вещества”.

11 класс:

  • “Строение вещества”,
  • “Химические реакции”,
  • “Вещества и их свойства”,
  • “Химия в жизни общества”.

           Можно использовать два вида урочных занятий для организации проектной деятельности.

Первый вид – проектный урок, который полностью состоит из работы над проектом. Это специально выделенные учебные часы. Оптимально использовать такие уроки 1–2 раза в год по какой-то определенной теме.           Выбор количества часов и формы проведения таких уроков зависит от вида проекта. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания по химии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися.

Второй вид – урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам химического содержания, или межпредметные проекты.

           На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию.

           Для проектной деятельности на уроках мы используем следующие виды проектов: индивидуальные и групповые, монопредметные, краткосрочные, информационные, исследовательские.

           Эффективным способом организации выполнения исследовательских  заданий я считаю проблемные мини – эксперименты - это выполнение краткосрочного эксперимента по готовому алгоритму. В результате на уроке каждый ребенок проделывает мини – исследования – лабораторные или практические работы. Примером, может служить урок в 8 классе. Так при изучении темы «Кислоты, их классификация и свойства» учащиеся должны были провести  исследования и ответить на вопросы:

  • Почему ржавеют автомобили?
  • Как бороться с ржавчиной?

          Учащиеся, изучив химические свойства кислот, нашли ответы на поставленные вопросы.

          Примером монопредметного, группового, исследовательского проекта является проект «Мониторинг источников воды в Талдомском районе». Исследования были проведены в рамках практической работы «Анализ почвы и воды» в 8 классе. Учащиеся работали в малых группах.          

         Эта работа интересна тем, что пробы воды были  взяты из местных водоёмов, водопроводная и колодезная вода в разных населенных пунктах Талдомского района. Перед началом выполнения исследований учащимся была показана презентация о воде, о её уникальных свойствах, об источниках её загрязнения. Учащиеся в ходе работы  определяли запах, цветность, мутность, рН  (кислотность) воды. Проводили опыты по  обнаружению катионов железа,  катионов свинца, хлорид - ионов, сульфат – ионов в пробах воды. Также определяли жесткость воды и наличие фенола. Полученные данные были занесены в таблицу, на их основании был сделан соответствующий вывод.

           При изучении темы “Металлы” в 9 классе группа учащихся выбрала из предложенных тем проектов тему: «Использование металлов в искусстве». Учащиеся настолько заинтересовались данной темой, что после завершения работы над проектом пришлось продолжить изучение этой темы. Мною была составлена рабочая программа «Химия и искусство». Уже в течение нескольких лет работаем по этой программе на факультативных занятиях.

            Наибольший эффект исследовательская деятельность дает в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету. Практика показывает, что самостоятельно сделанное, пусть даже небольшое открытие, гораздо лучше запоминается учеником, вызывает положительный эмоциональный настрой. В исследовательскую работу включаю учащихся со средними и слабыми способностями для того, чтобы придать им чувство уверенности в своих силах, повысить мотивацию к изучению химии, реально повысить качество знаний по предмету.

Проекты во внеурочной деятельности

           Организация работы над проектами возможна в рамках факультативных курсов, кружков, элективных курсов, во внеклассной работе по химии.

           Требования к таким проектам остаются прежними, однако расширяются познавательные возможности, увеличивается время их выполнения, может изменяться возрастной состав участников.

            Во внеурочной деятельности учащиеся выполняют проекты следующих видовиндивидуальные и групповые, межпредметные, среднесрочные и долгосрочные, информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные (прикладные), ролевые

Примером  межпредметного, группового проекта, выполненного во внеурочное время, является исследовательская работа «Биохимия чая». В 2012 году группа учащихся 10 класса была приглашена на встречу с представителями Культурного центра Японии, которая проходила в межпоселенческой библиотеке  города Дмитрова. На этом  мероприятии была проведена чайная церемония в традициях Японии. После посещения церемонии чаепития учащиеся заинтересовались свойствами и  воздействием чая на здоровье человека. Так родился проект «Биохимия чая». В процессе работы учащиеся провели анкетирование, познакомились с историей чая, технологией его производства, органолептическими и целебными свойствами, особенностями национальных традиций заваривания чая и чаепития в России. Провели исследования по определению химического состава и органолептических свойств чая. В марте  2013 года исследовательская работа «Биохимия чая» была представлена на районный конкурс «Перспективный проект».  Проект занял первое  место в секции «Биология и химия».

Еще одним примером межпредметного, группового проекта являются проекты выполненные учащимися 10 класса при изучении темы «Биологически активные вещества»: «Витамины», «Ферменты», «Гормоны».

          При изучении темы «Периодическая система Д.И.Менделеева» в 8 классе учащиеся работали над проектом «Жизнь и научная деятельность Д.И.Менделеева». Результаты работы были представлены на школьной конференции в виде мультимедийной презентации и рассказа о самой проектной деятельности.

          Учащиеся 10 класса планируют проектно-исследовательскую работу «Исследование качества молока». В современном мире молоко и кисломолочные продукты представлены очень широко. Но как правильно выбрать данный продукт, на что обратить внимание при покупке, и правда  ли, то что, написано на упаковке? Все эти вопросы определили цель секции - воспитать потребительскую культуру.

           Перед учащимися стоит задача экспериментальным путем определить состав и качество различных видов  молока и  доказать наличие в молоке полезных веществ, необходимых для человека.

           Учащиеся займутся исследованием органолептических, физико-химических, микробиологических показателей молока, по которым  оценят качество приобретаемых молочных продуктов. Для исследования решено приобрести молоко от разных производителей и образец  домашнего  коровьего молока. В конце исследования учащиеся по полученным данным  сделают вывод и оформят отчёт о проделанной работе.

           Как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

           Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести школьнику уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технологиия как одна из форм организации исследовательской деятельности учителя математики ( из опыта работы)

Данный материал обобщает опыт организации исследовательской деятельности с использованием различных педагогических технологий. Особый акцент- проектная деятельность , в условиях  работы в сельско...

"Развитие познавательногоинтереса на уроках химии( из опыта работы)

Проблема совершенствования урока является важной проблемой учебно-воспитательного процесса в школе. Наибольшее внимание при этом уделяется, прежде всего, поиску путей использования новых методов и фор...

Организация проектной деятельности учащихся при изучении курса химии. Из опыта работы.

Организация проектной деятельности на уроках химии и во внеурочное время....

Современные подходы к организации праздничных форм досуговой деятельности (из опыта работы творческого объединения «Праздничное агентство»)

Организация и проведение массовых праздников, представлений и игровых программ – является одним из аспектов в деятельности учреждений дополнительного образования детей. Потому что праздник – это особо...

Современные образовательные технологии в процессе обучения химии (из опыта работы учителя химии и информатики)

Выступление на августовской педагогической конференцииПути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на ...

Организация системно-деятельностного подхода и формирующего оценивания на уроках биологии-химии. (из опыта работы учителя Кузьминой Ольги Владимировны)

laquo;Если мы будем учить сегодня так , как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» Джон Дьюи И с этим  трудно не согласится , на основе требований ФГОС,  приходится мен...