Главные вкладки

    Современные подходы к организации праздничных форм досуговой деятельности (из опыта работы творческого объединения «Праздничное агентство»)
    статья по теме

    Аксенова Надежда Владимировна

    Организация и проведение массовых праздников, представлений и игровых программ – является одним из аспектов в деятельности учреждений дополнительного образования детей. Потому что праздник – это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sovremennye_podkhody_k_organizatsi_prazdnikov_aksenovoy.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Современные подходы к организации

    праздничных форм досуговой деятельности

    (из опыта работы творческого объединения «Праздничное  агентство»)

    Аксёнова  Надежда Владимировна 

    педагог–организатор ЦРТДиЮ г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия)

    Организация и проведение массовых праздников, представлений и игровых программ – является одним из аспектов в деятельности учреждений дополнительного образования детей. Потому что праздник – это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью членом коллектива.

    Социально-воспитательный потенциал праздника определяется как важнейшая среда взаимодействия человека с окружением, особенно детей и подростков; незаменимое средство, благодаря которому происходит культурное развитие ребенка, в чем крайне заинтересовано государство, общество, семья и сам человек.

    Праздник является специфичной формой коллективного единения, где выражается общее настроение и сопереживание участников. Он обусловлен динамикой социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются и переживаются людьми особым эмоциональным образом, диктуют им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании.

    В условиях нарастающих кризисных явлений в духовной жизни всего общества, в том числе детей и подростков, особую социально-педагогическую значимость приобретает обоснование содержания и методов организации праздничных форм досуговой деятельности, которая способствует становлению и развитию личности ребенка.

    Празднично-досуговая деятельность детей отличается особым динамизмом, появлением неожиданных видов и форм. Досуг большей части детей, часто практически не контролируемый, отличается сложностью и противоречивостью. С одной стороны, дети имеют возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, с другой, - нередко не готовы к выбору видов деятельности, способствующей полноценному формированию личности, охотно перенимают модели заполнения свободного времени, далеко не всегда содействующие их физическому и психическому развитию.

    С целью создания условий для формирования культуры свободного времени, организация развивающего досуга детей и подростков в Центре развития творчества детей и юношества организовано творческое объединение детей «Праздничное агентство», которое строит свою деятельность по образовательной программе «Праздники детства».

    Педагогическая целесообразность программы «Праздники детства» заключается в том, что она направлена на решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка, подростка в яркий мир игр, соревнований, развлечений и праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение. Это предполагает также направленность личности на различные социально значимые нормы и ценности.

    В ходе реализации данной программы ставлю перед собой следующие задачи:

    1. Развитие празднично-игровой культуры детей в современных социальных условиях;
    2. Развитие у детей качеств, необходимых для творческой деятельности (память, внимание, выразительная речь, наблюдательность, фантазия, воображение и др.);
    3. Обеспечение ребенка всевозможными средствами раскрытия собственных возможностей;
    4. Формирование коммуникативных навыков.
    5. Развитие потребности к творчеству, умения видеть прекрасное в искусстве, окружающей жизни, человеческих отношениях.
    6. Обогащение опыта социального поведения;
    7. Воспитание в ребенке самодисциплины, умения организовать себя и свое время;
    8. Формирование положительных личностных качеств: сочувствия, сострадания, "сорадости",  взаимопомощи и др.;
    9. Создание комфортной доброжелательной атмосферы для совместной деятельности взрослых и детей, ситуации успеха;
    10. Удовлетворение детской потребности в игре.

    Работа по программе строится на базе развивающих методик. В основе обучения лежит игра. Побуждая детей к активности в игре, стараюсь установить эмоциональный контакт в группе, изучая индивидуальные особенности детей, формирую интерес к занятиям. На этом этапе у ребят вырабатываются навыки работы в группе, осуществляются первые попытки творческого самовыражения в театрализованной игре. Вместе с тем формируются личностные качества: память, речь, внимание, воображение, мышление и др. В своей работе стараюсь помочь ребенку осознать свою индивидуальность, обеспечить возможность освоения учебного материала в индивидуальном темпе.

    В театрализованных играх, тренингах, упражнениях учащиеся овладевают различными техниками работы над собой (знают, как тренировать терпение, выдержку, добиваться четкой артикуляции, поддерживать в «рабочем состоянии» голос и другое). Через тренинг общения развивается чувство партнера, согласованность, взаимодействие, навыки общения на невербальном уровне, тренируется умение вести диалог, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми.

    Наряду с игрой активно использую диалог с учащимися. Темой для диалога может стать прочитанное литературное произведение, события из жизни детей, детские переживания, мысли и чувства. Главная цель диалога – поддерживать положительное самоощущение детей, формировать у них представления о собственных возможностях и способностях.

    В этюдном тренинге у детей формируется «чуткость к действию», как основному средству выразительного языка театра, развивается индивидуальная выразительность (речь, движение, мимика).

    Большую часть времени стараюсь уделять развитию у обучающихся организаторских навыков: дети учатся устанавливать контакт со зрительской аудиторией, вовлекать в игру сверстников, четко и кратко объясняя правила добиваясь результата.

    Работая над творческим проектом в ходе подготовки игровых и тематических программ, творческих вечеров, праздников, подростки пробуют себя в роли сценаристов, режиссеров, исполнителей ролей, участвуют в изготовлении костюмов, декораций, реквизита. На этом этапе стараюсь занять позицию наставника, направляя, корректируя творческую активность ребят. В процессе такой совместной работы закрепляются навыки самодисциплины и взаимопомощи. Практический результат  - создание игровых программ, выступления на концертах в роли ведущих, участие в инсценировках и др. Навыки в организации досуга сверстников, полученные в процессе обучения, помогают подросткам и в выборе профессии. Выступления перед зрителями стимулируют активность детей, способствуют развитию чувства ответственности за общее дело, умение соподчинять свое желание общей цели.

    Выступление перед зрителями в начале обучения не является основной задачей обучения, хотя дети, успешно осваивающие программу, привлекаются к участию в концертах и игровых программах.

    Эффективность современных форм досуговой деятельности  отслеживается в реальном художественно-педагогическом процессе создания детского праздника, где взрослые и дети активно взаимодействуют, что позволяет им выходить на качественно новый уровень сотрудничества и выражается в изменении их ценностных ориентацией, взаимоотношения и взаимопонимания. Именно данная педагогическая модель может служить основой построения целостного процесса развития личности при организации детского праздника, разумеется, с учетом местных особенностей и условий. Весте с тем решающая роль в успешном осуществлении этого процесса принадлежит коллективу специалистов и педагогов-организаторов, их подготовленности, слаженности, взаимопониманию и  взаимодействию с детьми.

    Таким образом, как показывает практика, использование современных форм досуговой деятельности способствует: осмыслению детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности; изменению установок детей на способы и формы проведения своего досуга; приобретению детьми практических навыков содержательно и разнообразно проводить свободное время; освоению детьми основных средств общения, основ зрительской культуры; повышению культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

    Именно данная педагогическая модель может служить основой построения целостного процесса развития личности при организации детского праздника, разумеется, с учетом местных особенностей и условий. Весте с тем решающая роль в успешном осуществлении этого процесса принадлежит коллективу специалистов и педагогов-организаторов, их подготовленности, слаженности, взаимопониманию и  взаимодействию с детьми.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы творческого объединения дополнительного образования детей

    Материал отражает методику организации работы в мастерской дополнительного образования детей "Художественная вышивка", цели, задачи, способы подведения результатов, методические приёмы работы с детьми...

    Воспитание нравственных качеств личности через организацию досуговой деятельности/из опыта работы

    Работа по нравственному воспитанию может быть полезна воспитателям, классным руководителям.   В приложениях даны разработки занятий "Делать добро спешите", "Совесть",...

    Современные подходы к организации методического сопровождения педагогической деятельности

    В презентации представлен опыт применения ИКТ технологий на уроке геометрии...

    Современный подход к организации исследовательской и проектной деятельности школьников

    Презентация к практической части кружка "Математические проекты", стандарт современного проекта CDIO, полный жизненный цикл проекта, инженерные проекты, образовательный центр "Сириус"...

    НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

    В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...

    Мастер -класс с педагогами и специалистами образовательных организаций «Современные подходы в организации профилактической работы по предупреждению отклоняющегося поведения несовершеннолетних на основе применения «Навигатора профилактики».

    Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происход...

    Изучение народных традиций, как необходимое условие воспитания патриота и гражданина. Из опыта работы творческого объединения «Роспись по дереву»

    Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуаль...