Особенности психолого-педагогических мониторинговых исследований образовательно- воспитательной деятельности на примере работы творческого объединения «Инфогалактика» в ГБУ ДО «Региональный центр допризывной подготовки молодежи»
статья

Краткая аннотация: В статье представлен обобщенный опыт работы специалистов   ГБУ ДО «Региональный центр допризывной подготовки молодежи» по реализации  дополнительных образовательных общеразвивающих программ технической направленности для детей с ОВЗ.  В результате необходимых мониторинговых исследований по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, проводится оценка качества образования, формулируются психолого-педагогические задачи для организации успешности обучения и эффективного развития  личности обучающегося с ОВЗ.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, мониторинг воспитательно - образовательного процесса, качество образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karaseva_ev_statya.docx82.27 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности психолого-педагогических мониторинговых исследований образовательно- воспитательной деятельности на примере работы творческого объединения «Инфогалактика»

в ГБУ ДО «Региональный центр допризывной подготовки молодежи»

                                                                        Карасева Елена Владимировна

                                       г. Саратов

                                                                         ГБУ ДО  «Региональный центр

                                                               допризывной подготовки

                                                                    молодежи к военной службе

                                                                    и   военно-патриотического

                                                               воспитания Саратовской

                                   области»

                                                                            Методист методического отдела

                                                   Тел. 8 927 122 76 56

                                                 e.len45@yandex.ru

Краткая аннотация: В статье представлен обобщенный опыт работы специалистов   ГБУ ДО «Региональный центр допризывной подготовки молодежи» по реализации  дополнительных образовательных общеразвивающих программ технической направленности для детей с ОВЗ.  В результате необходимых мониторинговых исследований по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, проводится оценка качества образования, формулируются психолого-педагогические задачи для организации успешности обучения и эффективного развития  личности обучающегося с ОВЗ.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, мониторинг воспитательно - образовательного процесса, качество образования.

С 2019/2020 учебного года в нашем учреждении организовано объединение «Инфогалактика», в котором реализуются две дополнительные образовательные общеразвивающие программы технической направленности для детей с ОВЗ  -  «Информатика с нуля» и «Программисты».  Образовательные программы направлены на повышение компьютерной грамотности ребенка, предметом изучения является информатика.  Для педагогического процесса это направление деятельности является одним из приоритетных и инновационных. Работа с данной категорией детей проводится комплексно, командой специалистов: педагог дополнительного образования, методист, педагог-психолог, заместитель директора по УВР.

В объединении занимается 24 ребенка с ОВЗ в возрасте от 5 до 17 лет. Проводятся групповые занятия. В группе по 6 детей с ОВЗ, в том числе дети –инвалиды. В учреждении оборудован специальный компьютерный кабинет. Рабочее место ребенка с ОВЗ оснащено компьютером со специальным монитором, специальной клавиатурой. Места удобны для детей – инвалидов (колясочников). В кабинете установлен проектор и экран.

Обе программы адаптированы, упрощены и доступны для категорий детей с ОВЗ;

- построены по принципу усложнения и увеличения предлагаемого материала, направлены на формирование знаний, умений и навыков работы на компьютере;

- учитывают возрастные особенности детей, определяют минимальный набор  практических работ.  

Программы предназначены для детей со следующими ограниченными возможностями   здоровья:

  •  расстройство аутистического спектра (РАС),
  •  нарушения   функций   опорно-двигательного   аппарата,
  •  заболевания эндокринной системы.

Отличительная особенность программ друг от друга заключается в том, что дети уже могут быть знакомы с некоторыми базовыми программами: такими как «Paint 3D» и «Word». Поэтому, в программе «Программисты» мы предлагаем этим детям более сложный материал: программы, такие как: «PowerPoint» и «Excel» и другие. Таким образом, это более углубленный курс обучения компьютерной грамоте.  

Учитывая требования современности, программы для детей с ОВЗ реализуют следующие основные идеи и задачи:

  • развитие мотивации детей с особыми образовательными потребностями к познанию и творчеству;
  • коррекцию развития детей с ограничениями умственного и физического развития и детей - инвалидов;
  • содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их   адаптации;
  • сохранение и охрана здоровья детей.

Обучение происходит поэтапно. Обучающийся осваивает теорию, повторяя за педагогом, затем закрепляет на практике. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям обучающихся, в соответствии с практическими заданиями (решение ситуативных задач, минутки рефлексии, выполнение творческих проектов), здоровьесберегающие технологии (В.Ф. Базарного, В.М. Мельничука, М.М. Безруких). В целях создания положительной мотивации используются игровые моменты, сюжетно - ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.

Методика работы с детьми строится в направлении личностно - ориентированного взаимодействия с учащимися. Ежегодно разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на каждого ребенка с ОВЗ. Они утверждаются психолого-педагогическим консилиумом, в рамках заседаний которого ведется документация: протоколы, журнал учета заседаний, коллегиальные заключения и т.д.

Планируемые результаты реализации образовательных программ: стимулирование интеллектуальной деятельности ребенка с ОВЗ, формирование высших психических функций - внимания, памяти, пространственных и конструктивных представлений, речи, мышления.

Ежегодно, в декабре и мае, проводится диагностика приобретенных компетенций и личностного развития обучающихся для уточнения насколько образовательный процесс способствует позитивным изменениям в личности ребенка.

По мониторинговым исследованиям за период с 2019 года по 2023 год (1 полугодие) оценивается уровень усвоения содержания образовательной программы по следующим показателям:

  • степень усвоения содержания;
  • степень применения знаний на практике;
  • умение анализировать;
  • характер участия в образовательном процессе;
  • качество детских творческих «продуктов»;
  • стабильность практических достижений обучающихся.

Мониторинг уровня освоения образовательных программ в 1 полугодии

за период  2019/2020, 2020/2021, 2021/2022,2022/2023 учебных годов

Уровень

2019/2020

2020/2021

2021/2022

2022/2023

теория

практика

теория

практика

теория

практика

теория

практика

Высокий

10

14

12

15

14

13

16

16

Средний

14

10

12

9

10

11

18

8

Низкий

0

0

0

0

0

0

0

0

По данным мониторингов отмечается, что практическое освоение уровней  образовательных программ выше, чем теоретическое. В рамках проведенных форм промежуточной аттестации, к концу 1 полугодия, дети смогли научится:

- обрабатывать информацию с помощью компьютера;

- работать на компьютере с устройством «мышь»;

- работать на компьютере с использованием клавиатуры;

- создавать  графические  изображения  в графическом редакторе «Paint»;

-  решать  схематичные задачи на логику на компьютере;

- отправлять электронное письмо;

- создавать  типовую презентацию;

- создавать  новогоднюю презентацию.

По итогам годовых диагностик за данные периоды, доля обучающихся, достигших прогнозируемых результатов реализации дополнительных программ составила 100 % (высокий уровень освоения программ у всех обучающихся за период 2019/2020, 2020/2021, 2021/2022 учебных годов).

Работа с детьми с ОВЗ в нашем учреждении проводится командой специалистов. В рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ также  осуществляются мониторинговые и диагностические исследования.

Диагностика памяти (использовалась методика «10 слов», автор - Лурия А.Р.)

На основании мониторинга за периоды 1 полугодия с 2019 по 2022 учебные года у учащихся с ОВЗ объединения наблюдается отрицательная динамика процесса запоминания в пределах нормы (кроме 2020/2021 учебного года). Полученные данные свидетельствуют о том, что с учащимся объединения «Инфогалактика» необходимо развивать слухоречевую память.

Исследование самооценки учащихся с ОВЗ проводится ежегодно.

Диагностика самооценки 

(использовалась методика «Лесенка», автор - Щур В.Г.)

Результаты диагностики самооценки наглядно показывают, что   отсутствуют учащиеся с критически - низкой самооценкой.   По результатам исследования в объединении «Инфогалактика» проводятся тренинги повышения самооценки и развития навыков уверенного поведения. Информационные данные показывают, что в рамках психолого-педагогического сопровождения доля детей с ОВЗ с высоким и средним уровнем увеличивается.

На следующей диаграмме показано процентное соотношение количества учащихся с высоким, средним и низким уровнем пространственной ориентации и пространственного восприятия в сравнении по учебным годам. По итогам диагностики с учащимися объединения «Инфогалактика» проводятся игры и упражнения с целью развития пространственного интеллекта.

Диагностика пространственной ориентации и уровня развития восприятия пространства

Проводятся мониторинговые исследования детской одаренности в сравнении по годам обучения. На основании данных исследований   можно сделать выводы, что дети с ОВЗ усваивают все новое очень медленно, быстро забывают воспринятое, не всегда могут вовремя воспользоваться приобретенными знаниями. Причины всего этого кроются, прежде всего, в свойствах нервных процессов у детей с ОВЗ. Исследования детской одаренности проводятся ежегодно: за 1 полугодие   и по итогам учебного года.  

Например, исследования за 2021/2022 учебный год показывают:

-  у 13% респондентов наблюдается положительная динамика в исследовании особенностей   личности учащихся с ОВЗ на предмет детской одаренности, из них:

  • у 17% респондентов выявлена общая одаренность;
  • у 4% респондентов выявлена специальная одаренность познавательной направленности;
  • у 17% респондентов специальная одаренность   творческой направленности;
  • у 17% респондентов специальная одаренность   лидерской направленности.

Диаграмма исследования детской одаренности

в объединении «Инфогалактика»

С целью развития навыков общения и доброжелательного отношения друг к другу, формирования патриотического воспитания у учащихся с ОВЗ проводятся беседы, развивающие упражнения и игры, направленные на развитие у учащихся с ОВЗ:

  • восприятия, в том числе, и пространственного ориентирования,
  • ассоциативную память, в том числе, образно-логическое мышление и слуховую память,
  • творческие способности.

Можно сделать вывод, что коррекционно-развивающие мероприятия, проводимые с учащимися объединения «Инфогалактика» эффективны и наблюдается положительная динамика развития. В связи с этим, можно говорить об успешности обучения.

Если говорить о процессе воспитания детей с ОВЗ в объединении «Инфогалактика» в нашем учреждении, то для них данный процесс предусматривает создание специальной коррекционно-развивающей среды.  Одним из ведущих направлений работы является гражданско – патриотическое воспитание. Основной задачей является формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота своей Родины. Организация системы нравственно-патриотического воспитания и решение проблем личностного развития «особенных» детей строится через приобщение их к историческому, культурному, природному наследию нашего города, области  и  страны.

Воспитательная работа строится по принципу добровольного участия детей в мероприятиях Центра, областных мероприятиях. Учитываются интересы и способности каждого ребенка. Например, творческие конкурсы для учащихся, посвященные праздничным и календарным датам, которые посвящены Дню матери, Новому году и  Рождеству, 23 февраля и 8 Марта и т.д.;  конкурсы областного уровня (экологические, патриотические и др.). Ребята творческого объединения «Инфогалактика», активно участвуя в мероприятиях различных уровней, занимают призовые места, с большим удовольствием принимают участие в  социальных  акциях.

Показателями результативности деятельности по реализации образовательного процесса, являются, с одной стороны, успешное освоение обучающимися образовательной программы; увлеченное отношение к делу, которым они занимаются; их участие и достижения в различных конкурсах, фестивалях, выставках; ранняя профессиональная ориентация детей, с другой – собственный профессиональный рост педагога.

Ежегодно проводится мониторинг уровня воспитанности детей. Критерии диагностического мониторинга: гуманность, трудолюбие, вежливость, любознательность, физическая культура.  Следует отметить, что в рамках групповой формы занятий, индивидуальный подход помогает раскрыть и развивать творческие способности каждого учащегося, ведь важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к позитивному самосовершенствованию. 

Мониторинг уровня воспитанности за 2021/2022 учебный год

По мнению родителей, в рамках их анкетирования по вопросу удовлетворенности образовательного процесса в 2021/2022 учебном году, профессиональная педагогическая составляющая в образовательном процессе с детьми с ОВЗ объединения «Инфогалактика» равна 90% и выше. Об этом свидетельствуют следующие информационные данные:

  • умение педагога увлечь детей своей программой – 90%;
  • получение знаний, умений и навыков, которые позволят ребенку применить полученные знания в жизни и добиться уважения окружающих его людей  – 89%;
  • хорошее оснащение Центра – 31%; профессионализм педагогов – 91%.

В апреле 2022 года ООО «Исследовательский центр «НОВИ» проведена проверка на предмет оценки качества условий оказания услуг нашим учреждением (Сервис onlinetestpad). По результатам независимой оценки качества условий оказания услуг образовательной организацией, онлайн анкетирование родителей (законных представителей) учащихся творческих объединений ГБУ ДО «Региональный центр допризывной подготовки молодежи» выявило удовлетворенность учащихся и родителей работой учреждения.

Важные вопросы успешности обучения детей с ОВЗ в нашем учреждении касаются дополнительных общеразвивающих образовательных программ для детей с ОВЗ, комплекса методического обеспечения, ведению документации в рамках мониторинговых и диагностических исследований.

Без диагностической работы невозможно грамотно формулировать педагогические задачи, организовать целенаправленный процесс развития личности обучающегося с ОВЗ. Для удовлетворения социального заказа и для достижения качества образования необходим мониторинг воспитательно - образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА

Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации детей с проблемами в развитии, рассматривают семью как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными  возможн...

ПРОЕКТ в области патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи

Цель данного проекта следующая: формирование у обучающихся чувств принадлежности к семье, обществу, Родине, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, становление патриотизма – как важнейшей ценн...

Современные подходы к организации праздничных форм досуговой деятельности (из опыта работы творческого объединения «Праздничное агентство»)

Организация и проведение массовых праздников, представлений и игровых программ – является одним из аспектов в деятельности учреждений дополнительного образования детей. Потому что праздник – это особо...

программа по допризывной подготовке молодежи

Программа  поможет сформировать комплекс нормативно-правового, организационно-методического, материально-технического обеспечения системы допризывной подготовки обучающихся общеобразовательного у...

Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...

Статья «Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте. Психолого-педагогическая поддержка в условиях образовательной организации»

.       Статистика последних десятилетий указывает на пугающий рост суицидальных настроений среди молодежи. Суицид, за редким исключением, – это результат сложного  ...