разработка урока по органической химии 9 класс
презентация к уроку по химии (9 класс) по теме

Гатауллина Юлия Тагировна

Понятие о предельных углеводородах»

1.     Познакомить учащихся с понятиями «гомологический ряд», «гомология», «общая формула» на примере алканов.

2.     Развить понятие об «изомерии» для этого класса углеводородов и научить учащихся давать названия алканам по международной номенклатуре

3.     Рассказать о применении предельных углеводородов в жизни человека

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок химии в 9 классе по теме «Понятие о предельных углеводородах»

Цели урока: 

  1. Познакомить учащихся с понятиями «гомологический ряд», «гомология», «общая формула» на примере алканов.
  2. Развить понятие об «изомерии» для этого класса углеводородов и научить учащихся давать названия алканам по международной номенклатуре
  3. Рассказать о применении предельных углеводородов в жизни человека

Оборудование:

  • Ноутбук, мультимедийный проектор, экран
  • Набор карточек «А», «Б», «В», «Г» каждому учащемуся
  • Шаростержневые модели атомов: по одному атому углерода и четырем атомам водорода
  • Бензиновая зажигалка, парафиновая свеча

Ход урока:

I. Повторение предыдущей темы

На прошлом уроке вы познакомились с органической химией и изучили основные положения теории строения органических веществ (слайд 1). Давайте вспомним материал предыдущего урока и выполним небольшой тест. Работаем парами: каждая парта отдельно. На вопросы тестов отвечаем поднятием таблицы с буквой, соответствующей правильному ответу.

На экране проецируются вопросы и варианты ответов теста «Органическая химия. Теория строения органических веществ» (слайды 2-15)

Кто сможет сформулировать основные положения теории Бутлерова?

Можно сказать, что вся химия строится на главных учениях трёх наших соотечественников – Бутлерова, Ломоносова и Менделеева.

II. Подготовка к изучению новой темы

Тема нашего сегодняшнего урока «Понятие о предельных углеводородах» (слайд 16). Самыми простыми по составу органическими веществами  являются Углеводороды – вещества, состоящие из атомов углерода и водорода (слайд 17). Понятие «углеводороды» очень обширное и включает разные классы органических веществ. Объектом изучения сегодняшнего урока будут именно предельные углеводороды (слайд 17). По ходу урока мы должны познакомиться с представителями этого класса углеводородов, с новыми терминами «радикалы», «гомологи», «изомеры», научиться по молекулярным формулам определять предельные углеводороды, изучить их свойства и применение.

III. Изучение новой темы

1) Гомологический ряд предельных углеводородов

Предельные углеводорода по-другому называют алканами, насыщенными углеводородами или парафинами (слайд 18). Простейшим представителем алканов является метан СН4, структурную формулу которого вы уже знаете (слайд 19).

Соберите шаростержневую модель метана. Получилась ли у вас структурная формула метана? Обратите внимание, что структурная формула показывает только порядок соединения атомов в молекуле, но никак не пространственное расположение атомов в молекуле: метан имеет форму тетраэдра – правильной треугольной пирамиды, в вершинах которой расположены атомы водорода.

Теперь отнимите один атом водорода. Что вы получили? А получается частица СН3, в которой атом углерода имеет одну свободную валентность. Эта частица называется радикалом метилом (слайд 20).

Радикал – это частица с неспаренным электроном или свободной валентностью (слайд 21). Из метана получается радикал метил: суффикс –ан меняется на суффикс –ил. Встречались вы с такими суффиксами на уроках русского языка? Радикалы долго «не живут»: они очень активны и сразу соединяются с другими атомами или друг с другом.

Теперь соедините два радикала метила друг с другом. Что вы получили? Второй представитель алканов – этан. Если соединить радикал этил и метил, то получится третий представитель предельных углеводородов – пропан (слайд 22). Напишите сокращенные структурные формулы этих веществ. Как они отличаются по составу? На группу –СН2–. Метан, этан, пропан и следующие за ними алканы составляют Гомологический ряд – ряд похожих по строению веществ – гомологов, отличающихся на одну или несколько групп –СН2. Греческое слово гомолог означает сходный.

Обратите внимание, что атомы углерода в молекулах алканов соединены только одинарными связями, и они до предела насыщены атомами водорода (слайд 23). Пишем определение: Алканы (предельные УВ, насыщенные УВ, парафины) – ОВ, состоящие из атомов углерода и водорода, связанных между собой только одинарными связями. Обратите внимание на суффикс –ан. Это родовой суффикс для алканов. А каково соотношение атомов С и Н в молекулах алканов? Атомов водорода в два раза больше и ещё на два, чем атомов углерода. Дописываем определение: с общей формулой СnH2n+2.

На странице 157 в таблице 9 приведен гомологический ряд алканов. Как связаны молекулярные массы и физические свойства гомологов метана? Наиболее лёгкие алканы – газы. Далее – жидкости. Более тяжелые предельные углеводороды будут твёрдыми. Названия первых семи алканов надо выучить наизусть – это вам на домашнее задание. Рядом указаны названия их радикалов.

Зная общую формулу алканов, допишите формулы указанных насыщенных углеводородов (слайд 24). Напишите их формулы в тетради (слайд 25).

2) Изомерия и номенклатура предельных углеводородов

Для четвертого представителя алканов бутана С4Н10 можно составить две структурные формулы (слайд 26). Напишите их в тетради. Будут ли одним веществом или разными веществами? Вспомните второе положение теории Бутлерова. Напишите в тетради определении: Вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение, называются изомерами от греческого «изос» – одинаковый, «мерос» – часть. Изомеры бутана называются нормальный бутан (н-бутан) и изобутан. На странице 156 указаны их температуры кипения.

Для пентана можно составить формулы уже трех изомеров: н-пентан, изопентан и неопентан (тетраметилметан) (слайд 28). Для декана С10Н22 можно составить структурные формулы уже 75 изомеров. А эйкозан С20 Н42  имеет 366 319 изомеров!  Как вы заметили, одно и то же вещество может иметь несколько названий. Какое же из них правильное? Чтобы все химики мира понимали друг друга, они придумали международную (заместительную) номенклатуру (как давать названия) веществам.

Алгоритм (слайд 29):

  • выбираем самую длинную углеродную цепь и называем его: бутан
  • нумеруем цепь начиная с того конца, ближе к которому заместитель (радикал)
  • называем заместители-радикалы в порядке их усложнения, если они одинаковые, применяем приставки ди-, три-, тетра-: диметил
  • указываем впереди их положение цифрами: 2,2-

Дайте названия изомерам пентана по международной номенклатуре (слайд 30).

3) Химические свойства и применение алканов

Не зря предельные УВ назвали парафинами: греческое выражение parum affinis означает «малоактивный»: метан и его гомологи не реагируют ни с кислотами, ни со щелочами, устойчивы к окислению.

Но вы помните одно из свойств всех ОВ: они горят с образование углекислого газа и воды. Не являются исключением и алканы (слайд 31). Кроме этого, они вступают в реакцию замещения с галогенами и разлагаются при нагревании с отщеплением водорода – вступают в реакцию дегидрирования.

Составьте уравнение реакции горения метана (слайд 32). Эту реакцию вы применяете каждый день, когда дома зажигаете газовую плитку: природный газ в основном состоит из метана и других газообразных алканов (слайд 33). Нефть – смесь и газообразных, и жидких, и твердых углеводородов. Её перегонкой получают нефтепродукты бензин, керосин, соляру, мазут, которые применяются как топливо. (Горение зажигалки). Парафиновая свеча состоит из твёрдых алканов. (Демонстрация свечи).

Следующее свойство алканов – реакции замещения с галогенами (слайд 34). Структурная формула метана помогает показать, как это происходит. Полученное вещество называется хлорметан. В избытке хлора реакция может идти дальше: составляем на доске схему:

                                + Cl2                  + Cl2                             + Cl2                       + Cl2        

СН4      CН3Сl      CH2Cl2      CH3Cl      CCl4

                                  – HCl                 – HCl                    – HCl                      – HCl

Галогеноалканы применяются в качестве растворителей например в химчистке, как жидкость для снятия лака, трихлорметан для общего наркоза в хирургии, пары тетрахлорметана негорючи и тяжелы, поэтому его применяют в тушении пожаров.

При нагревании без доступа воздуха алканы разлагаются. При нагревании метана (составьте уравнение реакции) образуется мелкодисперсная сажа – уголь (применяется для изготовления типографской краски, обувного крема, картриджа для принтеров) и водород (синтез аммиака, хлороводорода) (слайд 35). Реакции органических веществ, протекающие с отщеплением водорода называются реакциями дегидрирования. 

При дегидрировании этана образуется ценный продукт этилен (слайд 34), применяемый для синтеза пластмасс, технического этилового спирта.

        Таким образом, алканы в первую очередь применяются как топливо, а продукты их переработки – как химическое сырье и растворители.

        Такие ученые как русские химики Владимир Марковников, Михаил Коновалов, немецкий химик Вюрц внесли большой вклад в изучение углеводородов. Ближе с их работами вы познакомитесь в 10 классе.

IV. Закрепление изученного материала

1. Дайте название веществу:

                  CH3

                   |

СН3—СН2—С—СН2—СН2                        3-метил-3-этилгексан

                   |                 |

                  C2H5          CH3

        

2. Какова общая формула предельных углеводородов? Сколько атомов углерода в молекуле пентана? Пента (гр.) – пять

3. Как по-другому называют предельные углеводороды? Почему их называют парафинами? насыщенными?

4. Составьте уравнение горения бутана.        2С4Н10 + 13О2  8CO2 + 10H2O

V. Домашнее задание

        §32, задание 5 (п)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро

Слайд 2

ЗАДАНИЕ: С 2 Н 2 , С 2 Н 5 СООН , С 8 H 16 , C 10 H 18 , C 9 H 20 , C 5 H 11 OH , C 3 H 7 COOH , C 3 H 7 OH , C 4 H 6

Слайд 3

Жиры. Углеводы. Белки. ТЕМА УРОКА:

Слайд 4

Цель: Определить назначение органических веществ в организме человека . Задачи: Выяснить, что такое белки, жиры, углеводы. Для чего они нужны человеку.

Слайд 5

Суточная потребность взрослого человека в пищевых веществах Органические вещества Суточная потребность Белки 80-100 г / сутки Жиры 80-100 г / сутки Углеводы 450-550 г / сутки

Слайд 6

Жиры Это сложные эфиры, образованные высшими карбоновыми кислотами и глицерином (многоатомным спиртом). O R C O- CH 2 - CH - CH 2 - H OH OH OH

Слайд 7

CH 2 – O-CO-R 1 CH - O-CO-R 2 CH 2 - O-CO-R 3

Слайд 8

По агрегатному состоянию: Жидкие – растительные масла Твёрдые – животные жиры

Слайд 9

Для организма: Запас Источник энергии (1г-37,7кДж) Предохраняют организм от переохлаждения

Слайд 10

Углеводы Общая формула С n (H 2 O) m

Слайд 11

Углеводы являются органическими веществам, содержащими неразветвлённую цепь из нескольких атомов углерода, карбонильную группу, а также несколько гидроксильных групп.

Слайд 13

C 6 H 12 O 6 + 6O 2 6CO 2 + 6H 2 O +Q В ОРГАНИЗМЕ:

Слайд 14

Для организма: Энергетическая Строительная

Слайд 15

Белки Это высшая химическая форма развития органического мира

Слайд 16

Белки́ ( протеины , полипептиды ) — высокомолекулярныеорганические вещества , состоящие из соединённых в цепочку пептидной связью альфа-аминокислот (более 20 аминокислот).

Слайд 17

50-55% углерода 21-23% кислорода 15-17% азота 6-7% водорода 0,3-2,5% серы Фосфор, йод, железо, медь, цинк и т. д. Состав белков

Слайд 18

Первичная структура Вторичная структура Третичная структура Четвертичная структура Строение белковых молекул.

Слайд 19

Для организма: Строительный материал Регуляторы физиологических процессов Защитная роль в организме

Слайд 20

Таким образом, белки, жиры и углеводы играют очень важную роль в жизни человека. Они являются источником энергии и жизненных сил. Вывод:

Слайд 21

Домашнее задание § 44,45,46 читать Доклады о раздельном питании-польза и вред.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по органической химии "Амины"

Цели урока:- знать строение предельных алифатических аминов;- уметь объяснять зависимость свойств органических соединений от их строения на примере аминов;- уметь объяснять основные свойства в с...

Методическая разработка урока по дисциплине химия по теме «Углеводороды и кислородосодержащие органические соединения»

Данная разработка содержит урок-викторину по химии по темам: предельные и непредельные углеводороды, кислородосодержащие органические соединения....

Разработка урока "Предмет органической химии"

Урок в 10 клас по теме "Предмет органической химии"...

Методическая разработка урока по органической химии «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединений"

В данной методической разработке представлена поэтапная работа на уроке химии в 10 классе....

разработка урока по органической химии 9 класс

Понятие о предельных углеводородах»1.     Познакомить учащихся с понятиями «гомологический ряд», «гомология», «общая формула» на примере а...

Разработка темы: "Арены" органическая химия

В данной методической разработке представлен алгоритм в виде таблицы, по которому можно оформлять любой конспект урока в формате ФГОС....

Обобщающий урок по органической химии 10 кл " Кислородосодержащие органические соединения"

Запах цветов,вкус пряностей,запах духов,новогодние зеркальные игрушки, феромоны и многое другое о чем можно узнать на уроке связаны с кислородосодержащими веществами.Исследование качественного состава...