Конспект урока "Химические уравнения. Типы химических реакций." 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Искендерова Татьяна Олеговна

Урок изучения нового материала "Химические уравнения.Типы химических реакций" с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_0.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс

Тема урока :  Химические уравнения. Типы химических реакций.

Цель урока:  Сформировать представление о химическом уравнении.Познакомить с типами химических реакций: соединением, разложением, обменом, замещением.Продолжить формировать умение составлять уравнения химических реакций.

Задачи:

  • Образовательные - развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения.
  • Развивающие - развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.
  • Воспитательные - воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств - коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.
  • Планируемые  результаты урока
  • личностные: убеждаются в познаваемости мира.
  • метапредметные: 
  • регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, владение основами самоконтроля и самооценки;
  • коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, продуктивно взаимодействовать друг с другом и учителем;
  • познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические   рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
  • предметные: знать определения  «типы химических реакций», «признаки классификации реакций», «реакции соединения, разложения, замещения, обмена», «закон сохранения массы веществ».

Оборудование:Компьютер,проектор,презентация

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивация (слайд3)

Учитель:

Всё, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.

Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром химических реакций.

О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? (слайд 4)

Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте отгадать загадку: " Она идет, она прошла, никто не скажет, что пришла. Она (химическая реакция).

III. Актуализация опорных знаний. (беседа)-слайды 5,6

Учитель:

  1. Так о чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О химических реакциях)
  2. А что такое химическая реакция? ) (Это явление, при котором из одних веществ образуются другие)
  3. Каковы признаки химических реакций?  ( Изменение цвета, выпадение осадка, выделение тепла и света, выделение газа - это признаки химических реакций)
  4. Каковы условия возникновения химических реакций?  (Измельчение, нагревание, соприкосновение, растворение и смешивание веществ - это условия проведения реакций)
  5. Как много химических реакций окружает нас в жизни? (Великое множество различных реакций окружает нас в жизни )
  6. Что может помочь нам в изучении многообразия химических реакций? (Классификация химических реакций)
  7. Что такое классификация? (Деление на группы)
  8. Верно. Так что же будет являться целью нашего сегодняшнего урока? (Изучение типов химических реакций и их классификация)
  9. На основании какого закона составляются уравнения химических реакций?

Задание на слайде

Выполняется ли закон сохранения массы в следующих схемах химических реакций? (Нужно ответить ДА или НЕТ)

Схемы химических реакций

Да/Нет

1. Ca + Cl2→ CaCl2

2. 2C + O2 → 2CO

3. Fe(OH)2 → FeO + H2O

4. CaCO3 → CaO + CO2 

5. 2Zn + HCl → ZnCl2 + H2

6. Fe + CuCl2 → Cu + FeCl2

7. АgNO3 + NaCl → AgCl + NaNO3

8. Na2SO4 + BaCl2 → NaCl + BaSO4

Запишите тему урока в тетрадь –слайды 7

IV.Изучение нового материала Этап выявления существенных признаков для определения типов химических реакций.

На экране появляется  слайд 8, на котором представлены несколько химических реакций:

2H2 + O2 -> 2H2O;

CaO + H2O -> Ca(OH)2

Cu(OH)2 -> CuO + H2O;

2HgO -> 2Hg + O2

- можно ли выделить признак, по которому эти реакции, возможно, разделить на группы?

- различаются ли между собой реакции одной группы?

В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что одним из признаков, по которому можно классифицировать химические реакции является число и состав вступающих и образующихся в результате реакции веществ.

Введение понятия реакции соединения.

На экране появляется слайд 9,10 , на котором представлены реакции:

(1) 2H2 + O2-> 2H2O;

(2) 4P + 5O2 -> 2P2O5;

(3) Na2O + SO3 -> Na2SO4;

(4) CaO + H2O -> Ca(OH)2

Обсуждаются вопросы:

- что объединяет все эти реакции?

- в чём их отличие?

- как одним словом мы можем назвать процесс, который протекает?

Учащиеся приходят к выводу, что идет процесс соединения веществ (реакции соединения), но в первом и втором случаях вступают в реакцию простые вещества, в третьем и четвертом - сложные вещества. Во всех реакциях образуется одно сложное вещество.

Учитель предлагает учащимся попытаться вывести определение этого типа реакций (наиболее подготовленные учащиеся делают это легко) и, используя буквы А, В, С, вывести уравнение реакции соединения в общем виде:

A + B -> AB

AB + CB -> AB2C

Введение понятий реакции разложения, замещения, обмена.-слайд 11,12,13,14,15,16

По такой же схеме, как и реакции соединения, изучаются реакции разложения, замещения, обмена (слайды).

После изучения всех типов реакций появляется слайд №17,18  и проводится обобщение материала.

Итак, мы узнали, как классифицируют химические реакции.

V. Самостоятельная работа –слайд 19

Задание. Расставить коэффициенты и объяснить.

  1.  Al + CuCl2 → AlCl3 + Cu
  2.  N2 + O→ NO
  3.  P + O→ P2O5
  4.  NaOH + H3PO4 → Na3PO4 + H2O
  5.  H2O  →  H2  +  O2
  6.  Al2O3 + HCl→ AlCl3 + H2O
  7.  KOH +H2SO4 → K2SO+ H2O
  8.  Al  +  O2  →  Al2O3

VI. Проверка задания. (Рефлексия –слайд 20)

VII. Домашнее задание. Итоги урока. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока:"Основные типы химических реакций " 8 класс

План-конспект урока с использованием ЭОРов....

Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)

Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....

Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение

Конспект урока химии в 8 классе по теме "Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение" с целью обобщения и систематизации знаний о типах химических реакций и закрепления ...

Презентация к уроку химии "Химические уравнения. Типы химических реакций." 8 класс

Электронный вариант урока  "Химические уравнения. Типы химических реакций." 8 класс...

Химические уравнения. Типы химических реакций.8кл химия

Цель урока:  Сформировать представление о химическом уравнении. Познакомить с типами химических реакций: соединением, разложением, обменом, замещением. Продолжить формировать умение составлять ур...

Конспект. Урок- путешествие: "Типы химических реакций"

На уроке отрабатывалась естественно-научная грамотность. Учащиеся обучались: - научно объяснять явления, определять вопросы, которые возможно исследовать естественно-научными методами; - понимать особ...