Конспект. Урок- путешествие: "Типы химических реакций"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Антонова Марина Анатольевна

На уроке отрабатывалась естественно-научная грамотность. Учащиеся обучались: - научно объяснять явления, определять вопросы, которые возможно исследовать естественно-научными методами; - понимать особенности естественно-научного исследования, оценивать с научной точки зрения, предлагаемые способы изучения данного вопроса; - анализировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов, предлагать объяснительные гипотезы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок химии в 8 классе на тему «Типы химических реакций»

(урок - путешествие)

Цели урока:

деятельностная: сформировать познавательные универсальные учебные действия при изучении типов химических реакций.

предметныя: сформировать понятия: реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции обмена; сформировать знание о признаках химических реакций, научить определять тип реакции по  числу и составу продуктов и реагентов реакции.

Планируемые образовательные результаты урока

личностные:  - формирование ответственного отношения к учению;

- формирование способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

метапредметные: Универсальные учебные действия:

 познавательные – формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе;

- формирование умения определять основные понятия, строить логические рассуждения, делать выводы,

-научно объяснять явления, определять вопросы, которые возможно исследовать естественно-научными методами

-понимать особенности естественно-научного исследования, оценивать с научной точки зрения, предлагаемые способы изучения данного вопроса;

-анализировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов, предлагать объяснительные гипотезы

- работа с текстом, преобразование и интерпретация, содержащейся в нём информации.

регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, владение основами самоконтроля и самооценки; коммуникативныеготовность получать необходимую информацию, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами и учителем;

Тип урока:

1. По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала, последовательного изучения ключевых вопросов темы.

  1. По способу организации: синтетический урок
  2. По ведущему методу обучения: проблемный урок, урок игра

Метод обучения

  1. Основной: урок – путешествие, частично урок - исследование
  2. Дополнительные: групповая работа, самостоятельная работа, взаимоконтроль

Основные вопросы урока:

  1. Типы химических реакций по числу и составу продуктов и реагентов
  2. Реакции соединения.
  3. Реакции разложения.
  4. Реакции замещения.
  5. Реакции обмена.

Перед уроком класс делится на 2 команды.

Ход урока:

Организационный момент

-- Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром химических реакций. Любой человек, любит путешествовать. Вот и я вас приглашаю совершить вместе со мной путешествие в страну химических реакций

Каждой команде выдается карта маршрута

Этапы маршрута

Прохождение

маршрута

Количество баллов

Собери рюкзак

Река уравнений реакций

Восхождение на гору

Наскальные рисунки

Привал

Извержение вулкана

Лабораторный опыт

Водопад реакций

Путь домой

Путевые заметки

Актуализация

1 этап. Собери рюкзак. Ребята, перед вами кластер «Химические реакции». Он не закончен. Давайте заполним пустые овалы. В середине кластера  находится основное понятие (отмечено зеленым цветом) – химические реакции. От него отходят стрелки к желтым овалам, в них указаны признаки, по которым вам необходимо охарактеризовать химические реакции.

- Какие бывают явления

-Дайте определение физическим явлениям

-- Итак, что такое химические реакции - это превращение одного или нескольких исходных веществ (реагентов) в отличающиеся от них по химическому составу или строению вещества (продукты реакции).

-- Как мы можем отразить химическую реакцию на письме? (с помощью химического уравнения)

-- А что такое химическое уравнение? В чем отличие от реакции? (запись химической реакции с помощью формул и математических знаков)

-- Какой закон мы используем при составлении химического уравнения? (закон сохранения массы веществ)

-- Сформулируйте этот закон (Масса веществ вступивших в химическую реакцию равна массе веществ, образовавшихся в результате ее)

-- Кто открыл закон сохранения массы веществ? (М.В.Ломоносов в 1748г)

-- Как закон сохранения массы отображается в уравнении? (уравниваем с помощью коэффициентов)

-- Скажите, какими признаками сопровождаются химические реакции? (образование осадка или газа, изменение цвета, выделение или поглощение теплоты, появление запаха)

Учитель открывает слайды по мере ответов учащихся. И подводит итог по кластеру.

Овал  “Типы реакций” остается пустыми, т.к. учащиеся  еще не знают этой информации

-- Ребята, мы с вами разобрали понятие химические реакции.  Но мы не знаем, какие типы химических реакций существуют. Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Типы химических реакций) Записываем тему в рабочие тетради.

-- Как вы думаете, для чего нужно классифицировать  реакции? (Для изучения химических свойств веществ, которые характеризуем химическими уравнениями)

-- Решать расчетные задачи по уравнениям, ведь вы уже убедились, что если неверно составлено уравнение, не правильно расставлены коэффициенты задача будет решена неверно.

-- Скажите, пожалуйста, что является результатом нашего труда? (научиться классифицировать химические реакции)

-- Сегодня, по мере выполнения заданий, баллы за правильные ответы вы заносите в оценочные листы. В конце урока, мы подсчитаем сумму баллов, и вы получите отметки за работу на уроке. Напишите номер команды на листах.

2 этап. Река уравнений реакций

 Команда получает по 1 баллу за каждое правильно решенное уравнение реакции.

Команда проводят взаимопроверку

Правильные ответы на доске

Выполняется ли закон сохранения массы в следующих схемах химических реакций? (Нужно ответить ДА или НЕТ)

Схемы химических реакций

Да/Нет

Ca + Cl2→ CaCl2

2C + O2 → 2CO

Fe(OH)2 → FeO + H2O

CaCO3 → CaO + CO2 

2Zn + HCl → ZnCl2 + H2

Fe + CuCl2 → Cu + FeCl2

АgNO3 + NaCl → AgCl + NaNO3

Na2SO4 + BaCl2 → NaCl + BaSO4

Учитель проверяет выполненные задания. Ответы на карточку №1 выводит на экран.

Учащиеся сверяют свои ответы с эталоном (ответы «да» или «нет»)

-- У всех совпало с ответом?

-- Почему в некоторых уравнениях закон не сохраняется? (учитель выводит на экран схемы с коэффициентами, учащиеся определяют ошибки)

-- Посчитайте количество правильных ответов и занесите в лист. 1 уравнение – 1 балл (максимально – 8 баллов)    

III  этап.  Восхождение на гору

-- Посмотрите, пожалуйста, на уравнения реакций на доске. Найдите ошибки.

-- Сколько типов реакций вы можете здесь выделить? ( 4 типа)

-- Назовите номера реакций, которые вы отнесете к одному и тому же типу. (1 реакция – 1 тип, 2,3,8 – второй тип, 5 – третий тип, 4,6,7 - четвертый тип)

(учитель на доске обводит цветным мелом разные типы)

Учитель выводит на экран реакции, разделенные на типы:

Реакции соединения

N2 + O2 → NO

P + O2 → P2O5

Al  +  O2  →  Al2O3

Реакции замещения

Al + CuCl2 → AlCl3 + Cu

Реакции разложения

H2O  →  H2  +  O2

Реакции обмена

NaOH + H3PO4 → Na3PO4 + H2O

Al2O3 + HCl→ AlCl3 + H2O

KOH +H2SO4 → K2SO4 + H2O

-- Химические реакции можно классифицировать по различным признакам. По числу и составу исходных веществ выделяют 4 типа химических реакций. Давайте подумаем, как они называются? В первой схеме, что происходит с веществами? (соединяются), реакции так и называются реакции соединения. Следующий тип, обратный предыдущему. Какая особенность этих реакций? (вещества распадаются) Или разлагаются - реакции разложения. В третьем типе реакций - участвует простое и сложное вещество, причем атомы простого вещества занимают место одного из атомов сложного вещества, замещают его - реакции замещения. Что необычного вы заметили в последнем типе реакций? (вещества меняются своими составными частями) Реакции так и называются - обмена.

 IV этап.  Наскальные рисунки.  По 1 баллу дается за каждую правильно

-- Посчитайте число правильных ответов (1 реакция – 1 балл) и занесите в оценочный лист.

 Привал. V этап

1.Вулкан

(NH4)2Cr2O7 = Cr2O3 + N2  + H2

Демонстрационный эксперимент. «Разложение дихромата аммония»

Вопросы.

1. По каким признакам мы определили, что прошла химическая реакция?

2. Назовите тип реакции

2.Лабораторный опыт (Вспомним правила техники безопасности) 

Получите  гидроксид меди (II)

NaOH + CuSO4 = Na2SO4  + Cu(OH)2↓

Назовите тип реакции ? Назовите признаки реакции?

Из гидроксид меди (II) получите оксид меди (II)

Cu(OH)2 = CuO  + H2O

Назовите тип реакции ? Назовите признаки реакции?

На экране записана схема: NaOH + CuSO4 →

-- Как вы думаете, к какому типу относится данная реакция? (обмен) В таблице запишите реагенты и закончите уравнение химической реакции.

-- Посмотрите по правилам протекания реакций обмена, возможна ли эта реакция? (Да) Почему? (образуется осадок)

Учитель выводит на экран продукты реакции.

2NaOH + CuSO4 = Сu(OH)2↓+ Na2SO4

-- Мы с вами спрогнозировали результат данной реакции. Давайте, убедимся, на практике проведя эксперимент. Правила ТБ Помните, при работе со щелочами, аккуратно обращайтесь с реактивами.

Учащиеся проводят опыт, наблюдают за образованием осадка.

-- Какие изменения вы наблюдаете? (Появление осадка синего цвета)

Вывод: Таким образом, произошла реакция обмена, т. к. в ней принимали участие два сложных вещества, в результате образовались два новых вещества.

Учитель выводит на экран схему:

Cu(OH)2  →

-- Как вы думаете, к какому типу реакций можно отнести данную реакцию? (разложения)

-- Запишите в карте продукты, ориентируясь на правила написания.

                                                                                             t

Cu(OH)2  → CuO + H2O

-- Оксид меди, это осадок черного цвета. Давайте убедимся, что реакция разложения протекает при нагревании. Для этого возьмите пробирку, в которой получен гидроксид меди (II), закрепите в пробиркодержатель, проведите нагревание.

--Напомните мне правила работы со спиртовкой. (Сначала прогреваем всю пробирку, а затем нагреваем раствор; нагревание проводим в верхней части пламени, т. к. именно оно обладает самой высокой температурой.)

Учащиеся проводят опыт “разложение гидроксида меди (II)”, наблюдают за происходящими изменениями.

– Какие изменения вы наблюдаете? (Появление черного осадка, а на стенках пробирки капли воды)

Вывод: Таким образом, произошла реакция разложения, т. к. из одного сложного вещества образовалось два новых вещества.

VI Этап. Водопад реакций. «Третий лишний»

1 группа

  • 4P+5O2 →2P2O5
  • Fe+S=FeS
  • 2HgO→2Hg+O2(лишняя)

2 группа

  • 2H2O→2H2 +O2
  • CaCO3 →CaO+CO2
  • 2Cu+O2→2CuO(лишняя)
  • 3 группа
  • 2KClO3 →2KCl+3O2
  • 2KMnO4 →K2MnO4 +MnO2 +O2
  • Zn+2HCl→ZnCl2 +H2  (лишняя)
  • VII этап. Путь домой. Закрепление.

Уравняйте схемы реакций и подпишите типы реакций (За каждое правильно выполненное задание – 1 балл)

а)  H2 + O2 = H2O – реакция соединения

б) 2KCl + AgNO3 = KNO3 + AgCl↓ – реакция обмена

в) Mg(OH)2 + HNO3 = Mg(NO3)2 + 2H2O – реакция обмена

г) Cu + HCl = CuCl2 + H2 – реакция замещения

д) FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3 +3NaCl – реакция замещения

е) Na2O + H2O  = 2NaOH - реакция замещения

ответы

а)  2H2 + O2 = 2H2O – реакция соединения

б) KCl + AgNO3 = KNO3 + AgCl↓ – реакция обмена

в) Mg(OH)2 + 2HNO3 = Mg(NO3)2 + 2H2O – реакция обмена

г) Cu + 2HCl = CuCl2 + H2 – реакция замещения

д) FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3 +3NaCl – реакция обмена

е) Na2O + H2O  = 2NaOH - реакция соединения

- Обменяйтесь карточками, проверьте ответы одноклассников по образцу. Посчитайте баллы 1 уравнение – 1 балл. Общая сумма баллов за задания: 12 баллов

VII этап. Путевые заметки Подведение итогов и рефлексия

-- Занесите баллы в оценочный лист и подсчитайте общую сумму баллов и определите отметки за урок.

Учитель выводит критерии отметок:

29-25 – отметка «5»

24-18 – отметка «4»

17-10 – отметка «3»

Учитель подводит итог урока

-- Ребята, как вы думаете, достигли ли мы цели урока?

-- Сможете ли вы по числу и составу реагентов и продуктов определить тип химической реакции?

-- Сейчас еще раз проверим. О каких реакциях идет речь?

Ты было сложным, я простым, мы встретились однажды,

В тебе я атом заместил, мы подружились даже.

И сразу изменился мир: я сложным стал, а ты простым. (замещения)

Нас было много, мы соединились,

В одно большое вместе превратились.

Такое процесс объединения – реакция … (соединения)

Когда два сложных вещества в реакцию вступают,

Меняются фрагментами (себя не обижают),

И происходят с ними тут простые перемены

Такой процесс мы назовем реакцией … (обмена)

Учитель предлагает учащимся проанализировать свое эмоциональное состояние:

-- Покажите, что вы нарисовали.

-- Сдайте, пожалуйста, оценочные листы.

Уважаемые туристы наше путешествие подошло к концу. Спасибо вам за то, что вы помогли осуществить мне это путешествие. Дома в своих тетрадях вы сделаете путевые заметки. Для этого вам нужно повторить параграф 13, выполнить упр.3 стр.56 письменно

-- Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока "Основные типы химических реакций"(закрепление) 8 класс

Данная презентация может быть использована для закрепления темы....

План-конспект урока:"Основные типы химических реакций " 8 класс

План-конспект урока с использованием ЭОРов....

Опорный конспект по теме: Классификация химических реакций

Опорный конспект составлен по теме: "Классификация химических реаций" может быть использованкак на теоретическом занятии так и для самомтоятельной работы студентов при отработке пропущенных занятий....

Конспект урока по химии "Химические реакции. Химические уравнения"

Конспект урока по химии "Химические реакции. Химические уравнения" для 11 класса...

Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.

Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...

Конспект урока по теме "Химические реакции"

Урок повторения и расширия знаний о химических реак­циях. Задачи: сформировать понятие о химическом уравне­нии как об условном изображении химической реакции; пояснить правила состав...

Методическая разработка к уроку-тренингу "Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции"

Данный методический материал является методической разработкой урока по дисциплине Химия на тему «Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции».Методическая раз...