Методическая разработка к уроку-тренингу "Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции"
методическая разработка по химии (11 класс)

Черникова Татьяна Александровна

Данный методический материал является методической разработкой урока по дисциплине Химия на тему «Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции».

Методическая разработка содержит:

  • Рекомендации по подготовке и проведению уроков с элементами тренинга
  • Технологическую карту урока, в которой описываются методы и приемы, используемые при проведении урока, деятельность студентов
  • Приложения:  №1 «Уравнения для карточек-заданий по теме «Окислительно-восстановительные реакции»
  • Заключение

Материал методической разработки можно использовать при проведении уроков  по дисциплине «Химия» для специальностей и профессий среднего профессионального образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_k_uroku-treningu_ovr.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ ВО «ПАВЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Методическая разработка

урока-тренинга по учебной дисциплине  

ОУД.11 Химия

Тема: Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции

для специальностей и профессий среднего профессионального образования

Разработала:

преподаватель Черникова Татьяна Александровна.

РАССМОТРЕНО

предметной (цикловой) комиссией математики,

информатики и общих естественнонаучных дисциплин

Протокол №  __   от  ________

Председатель цикловой комиссии____________________

г. Павловск

2019

Аннотация

к методической разработке урока-тренинга

по дисциплине ОУД.11 Химия

Данный методический материал является методической разработкой урока по дисциплине Химия на тему «Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции».

Методическая разработка содержит:

  • Рекомендации по подготовке и проведению уроков с элементами тренинга
  • Технологическую карту урока, в которой описываются методы и приемы, используемые при проведении урока, деятельность студентов
  • Приложения:  №1 «Уравнения для карточек-заданий по теме «Окислительно-восстановительные реакции»
  • Заключение

Материал методической разработки можно использовать при проведении уроков  по дисциплине «Химия» для специальностей и профессий среднего профессионального образования.

Рекомендации по подготовке и проведению урока с элементами тренинга

Тренинг (от английского train - воспитывать, учить, приучать) – это процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка.

Требования к проведению тренинга:

 оптимальное количество участников тренинга 20-25 человек;

 соответствующее по размерам количеству участников тренинга помещение, где посадочные места расположены по «тренинговому кругу», что способствует активному взаимодействию его участников;

 обязательность ознакомления участников в начале любого занятия тренинга с целями и задачами данного занятия;

 принятие «соглашения» - правил работы группы; создание дружелюбной доверительной атмосферы и ее поддержание в течение всего тренинга;

 вовлечение всех участников в активную деятельность на протяжении всего тренинга;

 уважение чувств и мнений каждого участника; поощрение участников тренинга;

 подведение участников преподавателем к достижению поставленной перед ними цели занятия, не навязывая при этом своего мнения;

 обеспечение преподавателем соблюдения временных рамок каждого этапа тренинга;

 обеспечение эффективного сочетания теоретического материала и интерактивных упражнений;

 обязательность подведения итогов тренинга по его окончании.

Цель тренинга: дать участникам недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению сверстников.

Задачи:

 обеспечение активного вовлечения всех участников в процесс обучения;

 достижение наработки и развития требуемого навыка.

Этапы проведения тренинга:

Введение. Этот этап может быть проведен в любой удобной форме, однако он задает тон последующей работы. Поэтому на этом этапе важно создать демократическую, располагающую атмосферу. Хорошо, если педагог-тренер скажет о своих ожиданиях и о пожеланиях относительно предстоящей работы. «Ввести» участников в работу можно с помощью вступительного слова, мультимедийной презентации и т.п.

Ожидания участников. На этом этапе следует выяснить ожидания участников от тренинга с помощью вопросов, на которые они отвечают по очереди «по кругу». Можно заранее нарисовать на ватмане «дерево ожиданий». Попросить каждого участника написать, чего он ожидает от тренинга, на цветных клейких листочках (стикерах) и наклеить свой листок на «дерево ожиданий». А затем озвучить все эти ожидания. Еще один вариант, это, когда каждый участник выходит и записывает свое ожидание на флипчарте.

Порядок проведения тренинга. После того, как все участники расскажут (напишут) о своих ожиданиях, преподаватель-тренер обязательно сообщает им порядок проведения тренинга. Это делается независимо от того, какова продолжительность данного тренинга. Следует обязательно выяснить, нет ли у участников вопросов.

Принятие правил работы группы («соглашения»). Пункты «соглашения» необходимо записать на листе бумаги или доске. После совместного обсуждения каждого пункта соглашение принимается большинством голосов и вывешивается на видном месте. Необходимо обратить внимание участников тренинга на то, что после голосования каждый из них несет ответственность за исполнение данного «соглашения».

Пример «соглашения»

 не опаздываем и стремимся узнать и запомнить больше;

 соблюдаем правило «поднятой руки»;

 говорим по одному;

 говорим по существу;

 слушаем друг друга;

 стремимся понять друг друга;

 щадим чувства других;

 соблюдаем временные границы;

 поощряем друг друга (словами, аплодисментами) и т.д.

Оценка уровня информированности группы. Одной из задач, стоящих перед преподавателем является оценка уровня информированности участников тренинга. Для этой цели используется опросник, содержащий вопросы по теме тренинга.

Опросники сохраняются до окончания всего тренинга, и затем уровень знаний учащихся оценивается еще раз. Сравнивая результаты, интересно будет узнать, что изменилось в знаниях и навыках участников. Кроме того, можно будет сделать оценку эффективности тренинга.

Актуализация проблемы. Для выработки мотивации к изменению поведения следует пробудить у участников интерес к обсуждаемой на тренинге проблемы, сделать эту проблему актуальной для каждого.

Обучение. Необходимые условия для успешного обучения:

 готовность обучаемого учиться;

 применение различных форм и методов обучения;

 использование повторения для закрепления знаний;

 своевременность непредвзятой, адекватной оценки действий обучаемых преподавателем- тренером.

Непосредственно обучение включает в себя 2 этапа:

1. Информационный блок

Этот этап можно начать с ответов на вопросы из опросников, которые вызвали массовое затруднение. Основной материал может быть преподнесен в виде лекции, мультимедийной презентации.

2. Выработка практических навыков. Учитывая, что любые знания информационного, теоретического плана должны обязательно сочетаться с практическими умениями и навыками, необходимо вырабатывать эти навыки. С этой целью можно использовать ролевые игры, инсценировки, дискуссии, «мозговую атаку» и другие интерактивные формы работы в зависимости от условий.

Подведение итогов. Итоги подводятся в конце любого занятия, тренинга. Как правило, эта процедура рассчитана на то, чтобы участники поделились своими впечатлениями, ощущениями, высказали свои пожелания. Подведение итогов можно проводить в виде заполнения «листов откровения», опросников, анкет. Преподаватель может спросить участников, что нового они узнали, что было для них интересно, полезно, предложить вспомнить, какие упражнения они выполняли, таким образом, закрепляя пройденный материал. Хорошо, если постоянно поощряются участники тренинга различными доступными способами: выражается устная благодарность, вручаются какие-то сувениры и т.п. Либо доверяют отличившимся наиболее ответственные задания.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Дисциплина: ОУД.11 ХИМИЯ

Преподаватель: Черникова Татьяна Александровна

№ занятия: 12

Тема урока: Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции.

Цели:

- Обучающая: формирование знаний о типах химических реакций, о процессах, протекающих во время окислительно-восстановительных реакций, формирование умений приводить примеры химических реакций различных типов, примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов, совершенствование навыков составления химических уравнений

- Развивающая: обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать типы химических реакций

- Воспитательная: способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности на примере составления ОВР

Вид урока: урок-тренинг

Тип урока: открытия нового знания, методологической направленности, развивающего контроля

Межпредметные связи: математика

Наглядные пособия, раздаточный материал: карточки-задания с уравнениями ОВР, учебник «О.С. Габриелян. Химия. 11 класс»

Содержание занятия

Этапы занятия

Время

Учебные действия

Основные дидактические единицы

Примечания, использование учебных объектов

Организационный этап

10

Приветствуют преподавателя

Проверяют готовность к уроку, домашнее задание

Проверка отсутствующих.

Проверка наличия выполненного домашнего задания

Инструктаж по виду урока.

Формулировка целей

Объявление темы, целей занятия, определение места в изучаемом курсе (связь с дисциплиной «Математика»).

Определение ожиданий обучающихся, принятие соглашения, оценка уровня информированности об ОВР

Фронтально

Устный опрос

Организация самостоятельной работы учащихся

35

Составляют и заполняют таблицу

Преобразование текста из учебника в таблицу «Классификация химических реакций»

Индивидуально

Организация этапа проведения тренинга

30

Слушают

Отвечают

  1. Теоретические сведения об ОВР, рассмотрение примера
  2. Отработка навыков уравнивать реакции с помощью электронного баланса

- расстановка стандартных степеней окисления над каждым атомом

- подсчет степени окисления неизвестных атомов

- выбор двух атомов с изменяющейся степенью окисления

- определение количества электронов, приобретенных или потерянных в процессе реакции

- расчет наименьшего общего кратного и выявление коэффициентов

- определение окислителя и восстановителя

- подбор стехиометрических в коэффициентов реакции

По цепочке, каждый называет один элемент решения

Подведение итогов урока

12

Подбирают коэффициенты в реакциях

Отвечают  на вопросы

Составление электронного баланса реакции

Проверка и выставление оценок

Опрос «Что нового узнали?», «С какими трудностями столкнулись?», «Помог ли тренинг научиться решать ОВР?»

Парная работа

по уравнениям ОВР из карточек

Фронтально

Домашнее задание

3

Записывают домашнее задание

Заполнить таблицу «Электрохимические и каталитические процессы»

Фронтальная

Приложение 1

Уравнения для карточек-заданий по теме «Окислительно-восстановительные реакции»

  1. MnCO3 + KClO3 → MnO2 + KCl + CO2
  2. Fe2O3 + CO → Fe + CO2
  3. (NH4)2CrO4 → Cr2O3 + N2 +H2O + NH3
  4. H2O2 → H2O + O2
  5. H2S + SO2 = S + H2O
  6. Na2SO3 + KOH + KMnO4 → Na2SO4 + H2O + K2MnO4
  7. HNO3 + H2S = H2SO4 + NO + H2O
  8. КСlO3 → КС1 + КСlO4
  9. Cl2 + KOH = KCl + KClO3 + H2O
  10. KMnO4 + KNO2 + H2SO4 = K2SO4 + MnSO4 + KNO3 + H2O
  11. Zn + HNO3 = Zn(NO3)2 + NH4NO3 + H2O
  12. Zn + H2SO4(конц) = ZnSO4 + SO2 + H2O
  13. KNO3 = KNO2 + O2
  14. Mq+ N2 = Mq3N2
  15. KClO3  = KCl + O2

Заключение

Методическая разработка урока с элементами тренинга посвящена развитию навыков составления электронного баланса, формированию знаний о типах химических реакций, воспитанию внимательности и самостоятельности.

Применение возможно для учащихся 1 курса (10-11 класса) в учреждениях СПО по дисциплине «Химия».

Методика основана на элементах тренинга, включает интерактивный метод обучения, а именно решение элементов уравнения по цепочке, взаимопомощь в поиске правильного решения.

В результате применения методики учащиеся развивают свои умения различать типы химических реакций, находить электронный баланс реакции, а в дальнейшем подбирать стехиометрические коэффициенты. Для этого необходимо внимательно изучить теоретический материал и выполнить определенное количество практических заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания к практической работе по теме: «Окислительно-восстановительные реакции»

Данные методические указания предназначены для студентов 1 курса дневного отделения. Методические указания содержат краткий теоретический материал по теме:«Окислительно-восстановительные реакции». так...

Методическая разработка к уроку "Скорость химической реакции"

Данная методическая разработка к уроку "Скорость химической реакции" включает в себя презентацию к уроку в 11 классе по данной теме....

Методическая разработка урока "Закономерности протекания химической реакции"

В состав методической разработки входит план урока, презентация, тест...

Методическая разработка открытого урока "Скорость химических реакций. Химическое равновесие.".

Методическая разработка содержит цели и задачи занятия, план занятия, ход занятия. Содержит конспект урока и презентацию по этой теме. Также приводится тест для закрепления изученного материала....

Разработка учебного занятия "Влияние среды на окислительно-восстановительные реакции"

Данная разработка может быть использована при изучении темы "Окислительно-восстановительные реакции" в 10-11 классах при изучении химии на профильном уровне....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ "ОБРАТИМОСТЬ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ. ХИМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ".

Методическая разработка по теме: "Обратимость химических реакций. Химическое равновесие" составлена на основе ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело по дисциплине "Химия&qu...

Самостоятельная работа (обобщение) по химии на темы: "Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции".

Самостоятельная работа (обобщение) по химии на темы: "Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции". Обобщение полностью соответствует программе 8-го класса на территории Республ...