конспект урока по химии на тему "Окислительные свойства серной кислоты"
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме
Материал содержит технологическую карту и конспект урока химии в 9 классе по теме "Окислительные свойства серной кислоты" по учебнику Рудзитиса (ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_urok.docx | 25.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Окислительные свойства серной кислоты».
Цель: расширение знаний о серной кислоте за счет включения в неё новых элементов о свойствах концентрированной серной кислоты и её применении.
Тип урока: комбинированный.
Применяемые технологии: системно-деятельностный подход, ИКТ, здоровье-сбережение, проблемное обучение.
Планируемые результаты:
- предметные: актуализировать опорные знания об основных классах неорганических веществ; расширить и углубить знания о кислотах, окислительно-восстановительных реакциях; продолжить формировать умение правильно составлять молекулярные и ионные уравнения реакций, расставлять коэффициенты методом электронного баланса; формировать умение выдвигать гипотезу, проверять ее, устанавливать закономерность, искать новые факты, объяснять причину этих изменений;
- метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, наблюдать, делать выводы, формирование навыков химического эксперимента при строгом соблюдении правил техники безопасности; развитие у учащихся самостоятельности; внимательности; умение организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);
- личностные: формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий.
Универсальные учебные действия:
- личностные: владение самоанализом, самоконтролем и коррекцией достигнутых результатов;
- познавательные: уметь найти и выделить необходимую информацию, уметь сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать;
- регулятивные: постановка цели и анализ условий достижения цели;
прогнозирование результата и оценивание уровня достижения результата;
- коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами (владеть способами взаимодействия с окружающими, владеть разными видами речевой деятельности); умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию, показать связь изучаемого материала с жизнью.
Основные понятия: разбавленная и концентрированная серная кислота; окислитель, восстановитель, окислительно-восстановительные реакции, метод электронного баланса.
Средства обучения: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация «Применение серной кислоты», сахарная пудра, концентрированная H2SO4, химический стакан, стеклянная палочка; таблица растворимости, ряд активности металлов, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания) Проверка домашнего задания | |
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъективного незнания |
Длительность этапа | 10-15 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Устные ответы на вопросы учителя, работа у доски. Обсуждение сказанного. |
Методы обучения | Систематизирующая беседа |
Форма организации деятельности обучающихся | Коллективная мыслительная деятельность, индивидуальная работа. |
Функция/роль учителя на данном этапе | Организаторская, корректирующая. Учитель корректирует ответы обучающихся. |
Основные виды деятельности учителя | Коррекция, координация деятельности обучающихся |
ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Изучение нового материала | |
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Умение характеризовать химические свойства концентрированной серной кислоты, применение серной кислоты |
Длительность этапа | 20 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Устные ответы на вопросы учителя, просмотр видеоопыта, демонстрационного опыта, презентации, выполнение заданий у доски и в рабочих тетрадях обучающихся. |
Методы обучения | Химический эксперимент. Диалогическое изложение, беседа с элементами проблематизации. Систематизирующая беседа. |
Форма организации деятельности обучающихся | Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность |
Функция/роль учителя на данном этапе | Организаторская, консультационная, координирующая |
Основные виды деятельности учителя | Координация деятельности обучающихся |
ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала Первичное закрепление знаний | |
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Умение систематизировать изученный материал, применять знания в незнакомой ситуации |
Длительность этапа | 3-5 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Устные ответы на вопросы учителя |
Методы обучения | Систематизирующая беседа |
Форма организации деятельности обучающихся | Индивидуальная и коллективная мыслительная деятельность |
Функция/роль учителя на данном этапе | Организаторская, контролирующая |
Основные виды деятельности учителя | Координация и контроль за деятельностью обучающихся |
ЭТАП 4. Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия. | |
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока. |
Длительность этапа | 5 минут |
Форма организации деятельности обучающихся | Индивидуальная, коллективная |
Функция/роль учителя на данном этапе | Организация самоконтроля обучающихся с последующей само- и взаимооценкой |
Основные виды деятельности учителя | Координация деятельности обучающихся |
Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их само- и взаимооценки. Домашнее задание с комментариями. |
Ход урока
I. Организационный момент. (2 мин)
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний. (13 мин)
- Фронтальный опрос о свойствах серного ангидрида и серной кислоты, правилах приготовления раствора серной кислоты.
- Выполнение заданий у доски (двое учащихся):
- составить уравнения химических реакций, лежащих в основе промышленного получения серной кислоты, указать условия их протекания;
- дописать уравнения практически осуществимых реакций, характеризующие свойства разбавленной серной кислоты. Дать пояснения. Провести самопроверку и самооценку.
Учитель и другие обучающиеся участвуют в проверке выполнения заданий у доски, оценивании результатов.
III.Изучение нового материала.( 20 мин)
Постановка проблемы: Как вы думаете, различаются ли по свойствам разбавленная и концентрированная серная кислота?
Учитель предлагает рассмотреть свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты на примере взаимодействия с металлами: цинком и медью. Организует просмотр видеоопыта «Взаимодействие серной кислоты с металлами».
Учитель: в чем состоит различие взаимодействия концентрированной и разбавленной серной кислоты с цинком и медью?
Предполагаемые ответы учащихся: разбавленная серная кислота не растворяет медь, а концентрированная растворяет; при взаимодействии концентрированной серной кислоты с металлами образуется сернистый газ.
Учитель: какая серная кислота – разбавленная или концентрированная – является более сильным окислителем и в чем это проявляется?
Предполагаемый ответ учащихся: более сильный окислитель – концентрированная серная кислота, так как она окисляет металлы, стоящие в ряду активности после водорода.
Постановка проблемы: почему концентрированная серная кислота является более сильным окислителем?
Учитель предлагает учащимся записать тему урока в тетради и составить уравнения реакций взаимодействия разбавленной и концентрированной серной кислоты с цинком и медью, расставить коэффициенты методом электронного баланса, определить окислитель и восстановитель.
Один из учащихся выполняет задание у доски, остальные – в рабочих тетрадях.
Учащиеся делают вывод, что в разбавленной серной кислоте окислителем является водород в степени окисления +1, а в концентрированной – сера в степени окисления +6.
Учитель помогает учащимся сделать обобщающий вывод: сера в степени окисления +6 является более сильным окислителем, чем водород +1, поэтому концентрированная серная кислота способна окислять малоактивные металлы.
Учитель сообщает, что концентрированная серная кислота отнимает воду от органических веществ, обугливая их. Проводит демонстрационный эксперимент «Обугливание сахарной пудры концентрированной серной кислотой». Обращает внимание на правила по технике безопасности при работе с концентрированной серной кислотой.
Учитель отмечает, что изучение свойств серной кислоты имеет важное практическое значение, так как она широко применяется в хозяйственной деятельности человека. Предлагает одному из обучающихся рассказать о применении серной кислоты с использованием подготовленной дома мультимедийной презентации.
IV. Первичное закрепление знаний. (3 мин)
Учитель: на каких свойствах основано применение серной кислоты?
Предполагаемые ответы учащихся: нелетучесть, способность поглощать воду, серная кислота – сильный электролит и окислитель.
V. Рефлексия. (5 мин)
- Что нового вы узнали сегодня на уроке о серной кислоте?
- Как вы оцениваете работу класса и отдельных учащихся на уроке?
Учитель предлагает учащимся дать объективную оценку своей работы и работы одноклассников на уроке. Учащиеся высказывают свое мнение и отношение к уроку. Учитель выставляет оценки за урок отдельным учащимся с учетом само- и взаимооценки.
VI. Домашнее задание. (2 мин)
Изучить § 21, выполнить задания 2, 5,тесты с.78. Подготовиться к практической работе №4 (п. 22).
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «ЦО №46 Ленинская средняя общеобразовательная школа №2 имени А.В.Чихирева»
КОНСПЕКТ
урока по химии в 9 классе
на тему «Окислительные свойства серной кислоты»
Выполнила учитель химии и биологии Чистякова Н.В.
г. Тула, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СЕРНОЙ КИСЛОТЫ" -презентация. Никитина Н.Н. учитель химии МОУ "Лицей №47" г. Саратов
Данная презентация: " Свойства серной кислоты" подготовлена для учащихся 9а класса( к открытому уроку для родителей). В первой части урока учащимся предлагается тест , варианты...
План-конспект урока по химии в 9 классе по теме "Серная кислота"
План-конспект урока по химии в 9 классе по теме "Серная кислота". Урок с применением Сингапурской обучающей структурой....
Конспект урока по химии 8 класс по теме:"Кислоты", Элективное занятие в 10 классе
Конспекты уроков по химии в 8 и 10 класссах....
Конспект урока с применением исследовательской технологии «Химические свойства серной кислоты»
Тема урока: Химические свойства серной кислоты.Система целей к уроку:Познавательная цель темы: Организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению знаний об общих и специфических св...
Урок - виртуальная лаборатория. Тема: Серная кислота. Свойства серной кислоты.
Урок - виртуальная лаборатория. Тема: Серная кислота. Свойства серной кислоты....
Урок в формате ТДМ "Химические свойства серной кислоты".
Данный материал может быть использован при изучении темы "Химические свойства серной кислоты" в 9 классе....
Конспект урока по химии "Изучение химических свойств серной кислоты"
Урок по химии на тему «Изучение свойств серной кислоты». Урок проводился в 9 классе.Обучение химии ведется по общеобразовательной программе, по учебнику О. С. Габриеляна, И. Г. ...